Невозможно в одной статье осветить все рабочие техники психолога. Такой цели не ставлю. Здесь буду говорить о самой эффективной. На свой субъективный взгляд.
Когда-то я задавался вопросом: «А что же, черт возьми, в психотерапии лечит клиента?!» Спрашивал многих психологов. И несколько лет не мог найти удовлетворяющего ответа. Вопрос давно исчез — свой ответ я в итоге нашел. Им сегодня поделюсь.
В прошлый раз я уже говорил, что лучшие техники и в психологии, и на духовных маршрутах сводятся к отрезвлению сознания. Рассеиваешь иллюзии — растет осознанность. Растишь осознанность — рассеиваются иллюзии. Можно тянуть с любого конца.
Духовные маршруты чаще приглашают заигрывать с осознанностью, и меньше уделяют внимания природе иллюзий. Психология акцентируется на изучении и вскрытии иллюзий; осознанность там тоже фигурирует как одна из многих практик.
Про осознанность
Об инструментах психолога — после.
В начале пути, я пытался останавливать внутренний диалог, как учил Кастанеда. Попутно осваивал осознанность. Это разные грани одной практики. Ты учишься внимательности к настоящему. Учишься наблюдать за повадками ума: как он себя накручивает и ослепляет, как драматизирует. Начинаешь интуитивно чувствовать, как ум успокаивать.
Продвижение идет медленно. Год за годом. Большинство практикующих отчаивается в первые же месяцы и практику забрасывает.
Пожалуй, то главное, чему меня обучила осознанность — это способность не верить дурным эмоциям и настроениям.
«Мир — отражение твоего духа». Эти слова из книги Карлоса Кастанеды когда-то запали мне в душу. Задумывался над ними годами. А потом увидел — так оно и есть. Учился сомневаться в своих состояниях. Созерцал переживания, чтобы не отождествлять себя с ними. Серьезность жизни рассеивается на глазах.
Обычно, когда тревожишься, то верится, будто грядет некая неведомая беда. Несется с улиц города в личное пространство. И плевать, что такие предчувствия почти никогда не оправдываются. Они по умолчанию кажутся правдой. И каждый раз, как ребенок, им веришь.
У меня на рабочем столе пылится черновик статьи о работе с тревогами. Дойдут руки, расскажу об этом больше.
Осознанность высвобождает островок сознания, и ты смотришь на переживания невовлеченно, со стороны. Это такой сдвиг восприятия, когда эмоция перестает казаться внешним событием. Только что тревога прикидывалась атмосферой самой жизни, и вот, ты ее исследуешь. Где-то я об этом уже говорил.
Не путайте осознанность с апатичной отчужденностью от себя и своих чувств. Совсем не одно и то же.
На следующем этапе я учился сразу отключать мысли в медитации, как наставляют духовные учителя. И это работает. Когда ум затихает, исчезает весь мир. Ты перестаешь понимать, что тебя беспокоило.
Но жить в таком состоянии невозможно. Практика требует невероятной внутренней дисциплины. И увы, далеко не всех приводит к отрезвлению. Медитация для большинства искателей — форма побега от своих проблем.
Главный инструмент психолога
В свое время я с удивлением обнаружил, что многие психологи и сами не понимают, как работает психотерапия, почему она, вообще, помогает.
Во время консультации психолог приглашает клиента раскрываться и говорить о себе. Создает для этого почву — пространство доверия и принятия. Психолог не судит, не оценивает. А помогает клиенту понять свои чувства.
Зачем все это нужно?
Эмоции и настроения — незримый фон жизни — они сопровождают нас ежесекундно. Мы в этом варимся, сами того не замечая. А потом получаем обратную связь: «этот человек какой-то неуверенный, тревожный, или раздражительный…».
Вчера на консультации клиент увидел, что оказывается, он всю жизнь верил в свою слабость. Просто по давней детской привычке. Родители ему все запрещали — и сформировалось чувство: «я маленький, я не могу действовать сам, пока не скажут взрослые».
Человек уже давно вырос, а привычка так мыслить и чувствовать осталась. Ему все так же «нельзя» действовать самому. Он все так же ожидает указки от старших. Раньше это были родители, теперь — начальство.
И этот фон человек пронес через всю жизнь. Сам того не замечая. Смутные чувства ему диктовали: «ты слабый и сам ничего не сможешь…» В итоге — ни веры в себя, ни мотивации…
Когда иллюзия была вычислена, накрыл инсайт. Это могут быть слезы, смех, иногда инсайты проходят тихо — лишь спустя время с удивлением замечаешь, что нечто лишнее, беспокоящее отвалилось.
Я не планировал тут рекламировать свои услуги. Сейчас и так очередь. Здесь я привожу пример разоблачения иллюзий. Таковых в практике опытного психолога — тысячи.
Вообще, я считаю, что художественную литературу должны писать психологи — диалоги, поступки — все будет реалистично и наглядно.
Вычислять такие иллюзии задача непростая. Не с каждым удается наладить контакт. Бывает, требуется походить кругами с десяток встреч, чтобы корни эмоций обнажились.
Клиентам я иногда даю такое домашнее задание: «в течение дня задавайтесь вопросами: «что я сейчас чувствую? Кем я себя чувствую? Во что верю?». Так выслеживаешь движения самооценки, смену проекций ума, сквозь которые смотришь на себя и жизнь.
Либо эмоции вами владеют, либо вы — своими эмоциями, когда их исследуете. На progressman.ru о самостоятельной работе с эмоциями я уже говорил. Буду к теме возвращаться.
У меня на рабочем столе сейчас лежит черновик с рабочим названием «инструкция к психологу». Там рассказываю о пользе и возможностях психотерапии. Дойдут руки — допишу, выложу.
Самый мощный инструмент психолога — это анализ мыслей-убеждений, формирующих картину жизни. Скальпелем внимания отделяешь слой за слоем — сознание освобождается.
Пока не видишь, во что веришь, это управляет тобой. Это наши невидимые границы. Мы слепо верим, что можем чего-то заслуживать, или не заслуживать. Боимся эти выдуманные рамки переступать. Боимся выбирать, боимся воплощать желания, вопиюще неоправданно боимся ошибок, боимся потусторонних наказаний, боимся просто брать и делать.
Все эти рамки — в уме. О них я уже говорил здесь, здесь, здесь и здесь и во многих других статьях. И буду продолжать.
Наш ум — основной предел. Вся обычность и ограниченность жизни упирается в мысли. Тот, кем ты себя знаешь — лишь набор убеждений.
Ложные тревоги
На днях один клиент спрашивал, а не является ли его склонность к агрессии врожденной? Можно ли с ней, вообще, работать? Большинство ведь так и принимает себя как должное до конца жизни.
Разумеется, наше человеческое свойство переживать эмоции — врожденное. А вот поводы для этих эмоций — это уже приобретенное после рождения.
Рассчитывать на полное устранение гнева — самонадеянно. А вот рассчитывать на сокращение поводов для него — вполне оправданно. Поводы для гнева могут сократиться в разы — а с ними сокращается и количество гнева в жизни, вообще.
Представьте, что изначально ваша эмоция — это нейтральная жизненная энергия. Когда она процеживается через конкретный «фильтр», то становится гневом. Психика таким образом выделяет энергию для самообороны.
Этот фильтр гнева срабатывает всякий раз, когда убеждаешься, что пришла пора обороняться. Без этой убеждающей мысли гнев не возникает — она его катализатор. Когда перестаешь понимать, зачем обороняться, эмоция испаряется на глазах. Рассеивается мысль-катализатор эмоции, а с ней и сама эмоция.
Гнев срабатывает автоматически, когда твое бессознательное убеждается, что тебя притесняют. Так даже в мирной ситуации будешь гневаться беспочвенно. Эти ложные тревоги — главный объект психологического анализа.
Психолог помогает распознавать мысли-катализаторы эмоций. Вычисляешь эти подкожные автоматизмы и привносишь туда осознанность.
Я не утверждаю, что этот инструмент исцеления единственно верный для всех. Возможно, это каверзы моего мышления. Полезно уметь сомневаться в любых своих убеждениях, чтобы не стать очередным воинствующим поборником «правды».
Мы видим то, что хотим увидеть. Всегда работает тот инструмент, в который веришь. Но некоторые — эффективней. Здесь я подмигиваю.
© Игорь Саторин
П.С.
Из этой статьи вырезал страницу текста о ценности эмпатии. О ней, возможно, как-нибудь потом.
Еще в ближайшие недели планирую написать отдельно о том, как мы растем, благодаря осознанности.
Психотерапия не сводится к одной лишь прямой работе с эмоциями. Иногда нужно просто выговориться. Иногда — составить карту жизненной ситуации, разложить все по полочкам.
Доброе утро Игорь. Я впервые на вашем сайте и мне очень нравиться и близки к пониманию ваши знания. В конце статьи ваши слова — « Мы видим то, что хотим увидеть», переплетаются с словами, которые впервые познакомили меня с психологией — « Мне не верим в то, что мы видим, но мы видим то во что мы верим». Вообщем, смысл один и тот же. Наши ложные убеждения и создают иллюзию. Я не будучи психологом поняла, что надо менять убеждения , но они как старая виртуальная пластинка, включаются автоматически без ведома ( я даже чувствую когда), а стереть и записать новую нет возможности, не знаю 🤷♀️ как. Выключать их вроде как получается, но это похоже на переубеждение ребёнка — « вот это плохо, так не делай, а это хорошо, так делай». Сама не справлюсь, без вас никак!