Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Сила мысли и психологические проблемы

О том, как мы создаем себе проблемы из воздуха.

1 Вся знакомая нам реальность — наши мысли. Мы отличаем стены от потолка, черное от белого, одного человека от другого при помощи мысли. Все, что мы знаем состоит из мыслей. Нас как бы затапливает потоком мыслей. Мы даже не замечаем, как это происходит. Но мы в этом варимся. Мысли выливаются в общий однородный фон. Он рисует нам знакомую жизнь. Понятной и знакомой жизни нет нигде за пределами наших мыслей.

2 Мы всю жизнь обслуживаем свой ум. Нам кажется, что мы живем в твердой реальности. На самом деле мы живем в уме. Даже физические события мы организуем, чтобы думать конкретные желанные мысли.

3 Большую часть времени мы думаем о будущем. Живем в реальности здесь и сейчас, но почти не замечаем ее. В основном мы погружены в мысли о том, что будет дальше. Тело остается в реальности, а внимание купается в иллюзиях будущего.

4 Наше любимое занятие — строить надежды. Нам кажется, что мы делаем тысячи дел: учимся, работаем, побеждаем, приобретаем. На самом деле мы заняты только одним: все время укрепляем в своем уме картинку светлого будущего. Все потуги ради нее. Она — наш главный актив. Хорошее настроение — признак крепкой картинки светлого будущего. Испорченное настроение — это сомнения в светлом будущем.

5 Вся тяжесть мира состоит из эфемерных миражей. Мысли — неуловимые, нечеткие, их ни потрогать, ни увидеть. Они словно не существуют. Но именно эти информационные пузырьки создают нам всю суровую серьезность жизни. Даже самые взрослые и драматичные события сотканы из наших призрачных мыслей. Свинцовая мрачная тяжесть жизни — это такой спецэффект ума.

6 Мы верим своим мыслям по умолчанию. Словно наш ум — такая радиостанция «Источник Истины». Если возникшая мысль сразу вызвала доверие, ее с ходу считают правдой жизни. Поэтому правдой для нас может стать, что угодно. Так даже откровенная химера покажется святой истиной.

7 Чем серьезней мысль, тем крепче в нее верится. Поэтому мы так легко ведемся на депрессию. Чем мрачней, тем как бы взрослей и реальней. Поэтому позитивные мысли так легко проигрывают негативным. Позитивные мысли кажутся детскими и наивными, а негативные — взрослой правдой реальной жизни. На деле и то, и другое — эфемерные пузырьки информации.

8 Мы с трудом отличаем реальность от фантазий. Мы верим, что реальность — твердая и настоящая, а фантазии наоборот — эфемерные и иллюзорные. На деле они — из одного теста. Фантазии — это наши мысли. Реальность — тоже наши мысли. Другой реальности мы не знаем. Поэтому мы постоянно путаем правду и ложь.

9 За реальность мы принимаем свои убеждения. Фантазии для нас — нечто невесомое и неважное. Убеждения для нас — сама реальность. Мы даже не понимаем, что убеждения — это мысли. Если в чем-то убедился, то считаешь это реальным событием. А убедиться можно, в чем угодно. Любая фантазия может превратиться в убеждение — и придется ее принимать всерьез.

10 Большая часть всех наших страхов — выдуманная. Мы запросто создаем себе проблемы из воздуха. Можно принять веревку за живую змею и почувствовать как бы реальную опасность. Эту змею создал ум. Почти все наши страхи — такие же иллюзорные змеи. Ум выдает их за реальные опасности. Мы так легко верим в иллюзорных чудовищ, потому что они — из того же материала, что и твердая реальность. Из наших мыслей.

Примеры мыслей-страшилок: я ни на что не годен, бесполезно пытаться, ничего не получится, высовываться опасно, начинать поздно, большие деньги — удел других особенных людей, я по жизни слабак, я не заслуживаю любви, жизнь бессмысленна и т.д.

11 Мысли-страшилки — наши главные ограничители. Они диктуют пределы, покуда можно ходить и что делать. Чем страшилок больше, тем меньше видишь возможностей. Мы сами придумываем эти опасности и себя ими связываем. Мы даже толком не замечаем свои ограничивающие убеждения. Но всю жизнь им повинуемся.

12 Мы не склонны сомневаться в своих убеждениях. Нам даже в голову не приходит в них сомневаться, потому что свои убеждения мы принимаем за жизнь. Для нашего ума сомневаться в убеждениях — все равно, что сомневаться в самой реальности. Убеждения убеждают. В них веришь настолько слепо, словно это — не призрачные мысли, а твердые вселенские законы. Так можно всю жизнь верить в свой низкий сорт, свою врожденную слабость, или наоборот — в свое величие.

13 Смену убеждений мы принимаем за перемены в реальном мире. Можно убедиться в чем-то прекрасном — и нарисовать себе сказку. А под вечер можно в этом разубедиться — и нарисовать катастрофу. И так по кругу. Наглядный пример — сомнения и страсти влюбленных. В реальности — тишина, а внутри — апокалипсис. Все перемены — в голове, а кажется, будто трясет саму жизнь.

14 Убеждения — катализатор эмоций. Наши убеждения, будто заклинания — мгновенно меняют картину мира и запускают эмоции. Именно убежденность в чем-то мы принимаем всерьез с эмоцией. Каждая эмоция — следствие конкретной убежденности. Убедился, что тебя обидели — и чувствуешь обиду. Убедился в опасности — чувствуешь страх. Убедился в успехе — чувствуешь радость. Сначала убеждаешься, потом чувствуешь. Такова сила мысли.

15 Мы принимаем всерьез все, во что поверили. Ночные сновидения вызывают любые (самые серьезные) эмоции, потому что убеждают нас в реальности происходящего. На утро мы частично просыпаемся, но продолжаем видеть сны. Ум стряпает из мыслей картину привычной жизни. Мы верим в нее. Поэтому принимаем всерьез. Потом удивляемся, а почему это наши сны не совпадают. Весь наш мир только этим и занят — мы постоянно спорим, договариваемся, выясняем, а чье же сновидение реальней.

16 Эмоции не удалить окончательно, но можно удалить поводы для эмоций. Нельзя вырезать злость из своей личности. Но чем меньше находишь поводов для злости, тем реже злишься. Повод для злости — это мысль, которая убеждает, что пора злиться. Адекватный человек тоже умеет злиться. Но только по «реальному» поводу. А если в голове бардак, поводом для злости станет, что угодно. Эмоция, будто ложная тревога — сработает неожиданно. Стоит вообразить проблему — сразу подкатывает эмоция.

17 К эмоциям прилагается чувство убежденной правоты. Поэтому мы в своих эмоциях не сомневаемся, а слепо на них ведемся. Поэтому свой гнев кажется праведным, а чужой гнев кажется неуместным и неадекватным. Пока человек захвачен эмоцией, он не воспринимает разумные доводы.

18 В реальности нет добра и зла, нет правильного и неправильного. Эта двойственность — только в наших мыслях и чувствах. Кто-то может восхищаться маньяком, а другому и святой покажется лицемером. Добро и зло — субъективны. Поэтому существуют религиозные конфликты — одни праведники наказывают других.

19 Психологическая проблема — это зациклившаяся эмоция. Переживать о чем-либо можно бесконечно. Мучаешься, теряешь силы, а пользы — никакой! Словно буксуешь на холостых оборотах. Чтобы застрявшая эмоция прошла, ее надо: 1 либо реализовать в действии, 2 либо развенчать анализом. Иначе эмоция может провисать годами. Поэтому так важно не принимать себя как должное, а учиться себя анализировать. Если самостоятельно не получается, психолог — в помощь.

20 Чтобы исцелиться от эмоции, нужно вскрывать свои убеждения. Корень негативной эмоции — убежденность в проблеме. Это мысль, которая внушает проблему. Когда ее обезвреживаешь, эмоция проходит. Нет повода — нет эмоции. Душевное здоровье — это искусство адекватного мышления. Анализ своих убеждений — такая просветляющая ум практика.

21 Когда исследуешь иллюзию, ты с ней растождествляешься. Когда мысль становится убеждением, она прикидывается событием. Сценой жизни. И ты ей веришь. Когда мысль исследуешь, она разоблачается. Перестает казаться событием. Обнаруживаешь, что мысль — это просто мысль. Так работает психотерапия. Выражаешь психологу свои смутные мысли — и они больше не кажутся атмосферой жизни. Наваждение проходит. Иногда нужно просто выговориться — и начинаешь видеть, что с тобой происходит, в какую иллюзию ты вляпался. Поэтому так важно уметь анализировать.

22 Большая часть наших мыслей и чувств — смутные, размытые. В таком виде они кажутся свойствами жизни. Мы ведемся на свои эмоции, пока они остаются нечеткими. Поэтому свое настроение мы принимаем за атмосферу пространства. Когда настроение испорчено, ты не понимаешь, что это — такая эмоция. Кажется, что чувствуешь реальную паршивость жизни. Будто твое настроение — неприятный запах пространства. Так свою тревогу мы принимаем за предчувствие якобы реальных неприятностей. Поэтому полезно уметь свои смутные мысли конкретизировать. Наведение четкости развеивает иллюзию. Либо ты ведешься на свои чувства, либо исследуешь их.

23 Неосознанность плодит иллюзии. Наше внимание постоянно скачет. Можно быть внимательным и подмечать нюансы настоящего. Можно быть невнимательным, задумчивым, и тогда настоящее от тебя ускользнет. Чем меньше внимательности, тем ярче иллюзии. Когда мы спим, внимательность — минимальная. Задумчивое забытье — самая плодородная почва для иллюзий. Поэтому в ночном сне, когда забытье повышенное, мы так легко покупаемся на грезы. Принимаем свои сны за реальность. То же самое днем. Когда задумался и загрузился, ты подвержен эмоциям. Эмоции — сны наяву. Чем сильней забытье, тем ярче эмоции — они затапливают ум. Так можно дойти до эмоционального исступления.

24 Нельзя развеять иллюзии, пока спишь. Бесполезно анализировать свои мысли и чувства задумчиво на автомате. Механические самокопания приводят к болезненному зацикливанию на себе. Так в полутрансе можно провести много часов. И будет чувство, словно зарылся в грязи еще глубже. Себя нужно анализировать так, словно ведешь рабочий проект. Предельно осознанно. Если работаешь самостоятельно, лучше использовать тетрадь. А если рассчитываешь проделать анализ в голове, — это самообман, избегание реальной работы над собой.

25 Осознанность убивает иллюзии. Она рассеивает грезы и эмоции стихают. Все психологические проблемы — такие же сны наяву. Чтобы проблема исчезла, нужно очухаться. Обнаруживаешь себя в настоящем — и сон рассеивается. Осознанность расчищает белый шум эмоций. Психологический анализ обезвреживает корни эмоций — личные убеждения. Вскрываешь свои иллюзии — жизнь меняется на глазах.

Игорь Саторин

Видео-ролик по этой статье можно посмотреть на моем канале, пройдя по этой ссылке.

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

21 комментарий

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Начал читать эту статью и вспомнил о первых книгах Карлоса Кастанеды, которые прочитал двадцать пять лет назад.. Все верно: в реальности мы не живем, а спим. Избавляешься от эмоций- и начинаешь жить.. Спасибо за статью! (-:

    1. Ну то же лет 25 назад ,пипец срок, — читал и Кастанеду, и Вадима Зеланда потом..Но как они , так и другие писатели, собственно не раскрыли тему: как человеку жить в общем то хорошо. Ну внутренне хорошо естественно..По мне, так человек устроен так, что ему, либо внутренне хорошо, либо плохо.. И вот на этой примитивной может базе, держится всё его мировосприятие….Как сделать так, чтобы человеку, которому от рождения в общем то хреново, стало хорошо в этой жизни? Ну напрашивается вывод: изменить мировосприятие… Но оно не сознательное, — а на бессознательном уровне, никто ничего как не решал 30 лет назад, так и сейчас не решает…

      1. Мне кажется первое что нужно сделать, понять что тебе плохо. А дальше самое сложное, определиться что для тебя хорошо. Ведь этого хорошо никогда не было….. для этого можно сходить к психологу. Если с психологом повезёт, он направит в сторону хорошо….. но для всех этих действий человека должно хорошо прижать, чтоб мотивация была, иначе будет и дальше упорно терпеть и жаловаться.

  2. Все очень точно и правдиво! Но есть ощущение, что человек, который это не прочувствовал, не заметил когда-то случайно сам, не сможет понять, что здесь написано.

  3. » В реальности нет добра и зла, нет правильного и неправильного.» — неадекватное утверждение.

      1. Истину можно находить в объективном естественнонаучном познании, которое опирается на меру и число. Суждения субъективного познания либо адекватны, либо неадекватны, и совершается это познание душой человеческой.

  4. Игорь,

    А как вам следующая мысль: «В нашей личной реальности существуют убеждения, мысли, фантазии, иллюзии, страхи, тревоги, эмоции, понятия добра и зла, правильного и неправильного и т.д. Все то, что мы видим и осознаем существует. То же самое касается реальности малых и больших сообществ. Весь вопрос в том, эта наша реальность мешает нам жить или помогает. Если что-то мешает, то, наверное, надо избавить свою реальность от некоторых убеждений, мыслей, страхов, понятий.»

    1. Сергей, не уверен, что понимаю ваш вопрос. Вы спрашиваете, исправлять ли реальность, или себя (свои убеждения)? Этот момент хорошо поясняет известная среди духовных искателей молитва:

      «Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого».

      Поднимал эту тему в давней статье: https://progressman.ru/2011/11/noprob/

  5. Не все страхи выдуманные, самые коренные идут из уязвимости тела, потому идёт непрерывный поиск комфорта и избегание дискомфорта, хотя конечно мало кто из людей хоть сколь нибудь понимает, что такое человек и откуда взялось его тело. Почему тело именно такое, а не другое. Чтоб начать действовать необходимы убеждения, без них никак не совершить выбор, не принять решения, а то, что они собраны по принципу адаптации и абы как, создаёт условное представление о том, что все люди разные, однако всех объединяет то, что никто, ни чего не знает. Каждый верит в свои фантомы ума, а заменить их можно лишь более продуктивной версией, что требует определённых усилий, которые совершаются лишь когда нет иного выбора, потому люди редко меняются, хотя это и возможно.

    1. Да, Вы правы, что никто ничего не знает. Тело Вам досталось такое по генетике или карме.Про людей и «принцип адаптации» не поняла.

      1. Адаптация, это позиция следствия в незнакомых условиях, когда ситуация ведёт персону, а не персона ситуацию. Когда стабильность появляется, необходимо достичь осознанности, что и делают чтоб пробудиться от незнания, но люди используют адаптивные мнения далее и утопают в позиции диктата реальности, вместо рациональности.

  6. Адаптацию в незнакомых условиях проходят все. Ситуация не может вести персону, ведь персона сама выбрала эту ситуацию. Например, смена работы. Человек ведь сам решил сменить работу и был готов к адаптации. А Вы написали, что «они собраны по принципу адаптации и абы как…» «Абы как» никто не собран. Я Вас видимо не понимаю. Напишите, пожалуйста, пример

    1. Нужно просто присмотреться, у человека нет ни чего своего. Ни своих воззрений, ни своих выводов, ни своих мыслей. Всё собрано из осколков чужих принципов.

  7. Проблема не в том ,что наш ум не отражает собой реальность, а в том ,что он делает это из ряда вон плохо))

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.