В статьях я часто говорю о личной практике, упоминая, главным образом, осознанность и психологический анализ. И если осознанность уже освещена подробно и с разных углов, то про анализ я пока толком не рассказывал. В сегодняшней статье этот тематический пробел попробую частично восполнить. Коснусь в том числе и самостоятельной практики – то бишь самоанализа.
Практический психолог учится своим клиентам не верить, а если говорить точней – не вестись на один лишь сюжет повествования, а обращать внимание в том числе и на собственные ощущения от диалога. То есть психолог не ловит клиента, как жулика на обмане, а с чуткой ненавязчивостью помогает ему заглянуть за шоры поверхностных переживаний, чтобы исследовать себя глубже и обнаружить, что скрывается за автоматической рефлексией. В этом процессе прояснения условно выделяю две главных составляющих – интуицию и здравомыслие.
Интуиция и здравомыслие
Здравомыслие можно назвать максимально реалистичным, трезвым мышлением, которое призвано отлавливать иррациональность и логические нестыковки в рассказе клиента – те моменты, где примешиваются пристрастные чувства и глубинные бессознательные мотивы.
Интуиция необходима, чтобы почувствовать и раскрыть причину такой иррациональности. И это не какое-то мистическое шестое чувство, а способность вглядываться в собственные переживания.
Именно так бессвязное, иррациональное обнажает свою на первый взгляд нелогичную логику, и обретает ясные черты. В одной из статей я эту способность уже описывал, называя интуицией бессознательного.
То есть психологу, чтобы почувствовать происходящее с клиентом, приходится заглядывать в себя, в собственные мысли и чувства. А это, если кратко, и есть суть практики. Значительная часть статей на progressman.ru появилась как раз на почве того, что мне удалось заметить и прояснить при общении с клиентами.
Почти к аналогичному приему прихожу и при написании статей. Когда начинаю выстраивать текст, могу не столько понимать запланированную тему, сколько ее чувствовать. И тогда спрашиваю себя: «о чем именно я хочу сказать?» Когда в голове есть ясность, то эти смутные чувства я как бы распаковываю и затем упорядочиваю в слаженный текст.
В статье «Как стать умней» уже говорил, что проблема «тупости» ума – это не отсутствие «умных» мыслей, а их размытость, когда человек сам не может понять, что думает и чувствует.
Мы не столько создаем свои мысли, сколько на них настраиваемся – фокусируемся до стадии, когда ранее расплывчатое облако идеи становится предельно четким, почти осязаемым. Так вскрываются глубины. Это напоминает далекий неясный пейзаж, который по мере приближения с нарастающей четкостью проявляет свои конкретные черты.
При этом не нужно искать что-то конкретное и особенное. Вполне достаточно, или даже скорей необходимо работать именно с тем, что доступно восприятию прямо сейчас.
Эту технику я уже кратко описывал в давней статье о толковании сновидений. Там ее использование предполагалось для разъяснения чувств, которыми пронизаны сны.
Наши дневные мысли и переживания – все те же сны наяву, поддающиеся «толкованию». Но будучи нераспознанными, они остаются облаком смутных бессознательных переживаний, которые задают «погоду» эмоций и настроений для всей жизни. Обычно к этим переживаниям у нас вопросов нет – мы их просто «заглатываем», как должное.
Практика психологического анализа побуждает сделать «шаг назад», как бы разворачиваясь к себе и своим взаимоотношениям с жизнью. На этом этапе подойдут простые вопросы: «О чем я сейчас думаю? О чем конкретно переживаю? Что именно происходит?»
Здесь не нужны логические обоснования и трактовки. Необходимо просто вглядываться в переживания и «видеть», а не объяснять. В статье о развитии интуиции я уже говорил об этой разновидности созерцательного взгляда. Его отличает различение оттенков и нюансов.
Так, например, человек может обнаружить, что за его болезненной привязанностью стоит страх потери контроля, за ним – страх одиночества, а за ним – страх смерти. О том, в какой последовательности и насколько упорно все это стоит копать, я в будущем еще напишу.
Самооправдание и самопрояснение
Говоря о самостоятельной работе над собой, снова напомню, что все-таки ум заинтересован не в правде, а в самооправдании, и потому склонен блуждать кругами, обходя далеко стороной реальный источник проблемы.
Из-за этого самоанализ часто путают с автоматической рефлексией – тягомотными самокопаниями и бесплодными циклами мыслей и чувств вокруг волнующей темы. То есть человек попросту мечется в каком-то болезненном полутрансе, но может думать, что занимается полезной психологической практикой.
По-хорошему самоанализ от таких блужданий отличается прицеленной сознательностью и решительным рабочим настроем. То есть это уже не хаотичное бултыхание в собственных переживаниях, а стратегическая, активная работа, хотя бы в относительно осознанном состоянии.
Как психологическое консультирование – не праздная болтовня, а совместный труд клиента и психолога, так же и самоанализ – не какая-то пассивная рефлексия, а намеренная работа над собой – та же психотерапия, но по отношению к самому себе.
Сдвинуться с места без такого решительного, серьезного настроя будет крайне затруднительно. Можно сказать, что он в практике самоанализа – такая же неотъемлемая опора, как и здравомыслие с интуицией.
А в автоматической рефлексии, как водится, не решают проблемы, а пытаются найти своим претензиям к жизни красивое объяснение, возведя его в ранг всеобщей справедливости. Отсюда – вечные переживания о чужой неправоте.
Какой бы обоснованной и сладкой ни казалась вторичная выгода почувствовать себя правым, она из проблем не вытаскивает, а напротив, в них дополнительно зарывает.
В психологическом анализе мотив совсем другой – можно свести его к бесстрастному исследованию и прояснению происходящего для того, чтобы разобраться в реальных истоках переживаний.
При удачном раскладе психологический анализ приводит к обнаружению совершенной тщетности и необоснованности пассивных эмоциональных притязаний и жалоб на судьбу, и тогда нечто внутри побуждает через них перешагнуть. Нытьем сыт не будешь.
Проще говоря, автоматическая рефлексия лишь сглаживает и компенсирует внешние симптомы «болезни» на какое-то время. А сознательный анализ по-хорошему нацеливается «диагностировать» и вылечить саму «болезнь».
Я понимаю, что тема не раскрыта, а лишь в общих чертах обозначена. Буду к ней еще возвращаться.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Знаешь, PRAS, у меня много неосознанной. Я ощущаю это как скованность из-за страха, который глубоко подавлен внутри. Иногда это ощущается как печаль или грусть… Внутри столько связанной энергии, которую хочется разблокировать и дышать свободно…))) Вот этим и может помочь честный самоанализ и интуиция. Интуиция и чутье у меня работают, если страх не застилает. А вот страх делает меня механистичной, очень и «тупой»
Иногда мне кажется, что здесь ничего не поможет. Личность ищет те состояния, которые невозможно достичь, пока ты личность. Интуиция и самоанализ так говорят ))))
И вообще прикольно звучит, — «Я осознаю, что у меня в жизни много неосознанной игры». ))))
Olkin
20/01/2016 AT 17:32
«…Внутри столько связанной энергии, которую хочется разблокировать и дышать свободно…»
«Хочется разблокировать» — для меня звучит, как хочется «контролировать». Вчера безуспешно полемизировали тут на тему попытки контроля своих состояний. Неужели ты тоже думаешь, что можешь по своему велению разблокировать нечто. Или приложить усилия, чтобы дышать свободно?
Да, ничего не остается как играть свою роль))) какая я бы она ни была. Любой контроль приводит к дополнительному напряжению, а усилия…. здесь все же дело во внимании и умении раскрываться… и боли тоже
Спасибо!
Olkin
…Казалось бы чего проще быть просто СОБОЙ
Как только поймете, кого или что вы имеете ввиду, говоря «быть просто собой, сразу не надо будет ничего делать. Ни возвращать себе уверенность, ни быть самой собой, ни любить себя. Что вы имеете ввиду под собой?!
PRAS
Я предлагаю обсудить абсурдность вопроса о том, как рыбе, наконец, стать рыбой и перестать переживать по поводу того, что с ней что-то не так?
Рыба уже рыба, ей просто кажется, что нет, или если вроде да, но недостаточно хорошая, добрая, не любящая себя, с забитой энергией, которую надо отпустить….. Как только рыба перестанет переживать, по поводу того кто она, какая она и как ей себя улучшить, тут ей и станет совершенно все равно кто она и какая она. придет понимание того, что все, что происходит все прекрасно уже таким, как оно есть.
Гениально )))
Паш, понятие ирония знакомо? )))
«Darya, согласна с такой трактовкой. Тогда возникают вопросы: откуда берется неуверенность? Как вернуть себе уверенность? Ну и затем все тот же пресловутый вопрос (которому посвящена даже целя статья): как полюбить себя?
Думаю занявшись «серьезно» самоанализом человек решается не играть, а научиться видеть все как есть, т.е. снимать психологические защиты, чтобы добраться вот до этой своей искренности и простоты. Как Вы думаете: это просто? Казалось бы чего проще быть просто СОБОЙ?»
Olkin, не знаю откуда берется неуверенность в себе. Откуда то из самого детства. Взять того же ребенка. Приходя в школу, он уже неуверен в себе, раз взаимодействуя с другими детьми, считает себя либо хуже, либо лучше из-за каких то обстоятельств. Но он еще искренен, реагирует естественно на те же обиды, обзывательства(расстраивается, плачет и т.д.) Затем появляется защита(притворство) для прикрытия тех обстоятельств, за которые ему стыдно. Будь же ребенок в себе уверен и эти обстоятельства(например: бедная семья) не вызывали бы у него стыд. Это как если бы у него спросили:твоя семья бедная? и он ответил бы «да» так же, как если бы ему задали вопрос: парта зеленая? Парта зеленая-факт, семья бедная-тоже факт. Вот эта непредвзятость по отношению к себе, я считаю, и является ключом к уверенности в себе.
Знакомо. Просто захотелось высказаться по поводу вашего ироничного замечания. Если вам видится это как моя тупость — меня это не смущает, главное, чтобы вы чувствовали себя хорошо.