Все мы носим маски. Прячем свою сущность в приемлемый камуфляж, чтобы чувствовать себя в безопасности. И с каждым новым слоем этих облачений все больше забываем, кто мы есть. Что же эта луковица скрывает в своем основании? Что таится там – в глубинах души за всеми защитными покровами?
Это можно представить в образе луковицы, где по мере углубления, каждый новый слой – все ближе к основанию. В этой статье выделяю несколько таких слоев личности. Условно называю их так: «уличная витрина», «приятельская маска», «домашняя версия» и «глубинная сущность». Акцент делаю не столько на четком описании строения «луковицы», сколько на том, что она – действительно многослойна. Поэтому все описания краткие, утрированные и упрощенные. Их можно использовать, как маячок для собственных более обстоятельных наблюдений.
Первый поверхностный слой – «уличная витрина». Это вешний фасад на показ незнакомцам. Это наш виртуальный образ в социальных сетях. Наши закрытые двери в домах. Наша уличная одежда, мимика и походка. Наши взаимоотношения с другими уличными витринами.
Отношения эти – сдержанные и сухие, «в рабочем порядке» на уровне: «Здравствуйте! Который час? Возьмете колбаску по акции? Вам что-то подсказать?»
На этом уровне трудно представить, что полицейский, или ненатурально улыбающийся менеджер в форме организации – такой же, как ты живой человек. Он способен глубоко переживать, задумываться о вечном, мечтать о сокровенном.
На этом уровне большая часть людей в своей маске скованны и молчаливы. Потому что быть раскованно собой на глазах незнакомцев – это риск показаться безумным. А этого боятся. Поэтому по улице люди ходят ровно и тихо – такие все правильные и нормальные. Кроме маленьких детей и пьяных.
Второй слой луковицы – «приятельская маска». Ее человек формирует для неформального общения. «Приятельская маска» – это искусство изображать. Это представление, которое мы разыгрываем для максимального одобрения у авторитетной аудитории.
Поэтому здесь рисуются активней всего, изображают из себя нормальных и замечательных. А чрезмерные усердия приводят к откровенной показухе и понтам. Эта тема на progressman.ru освещалась подробней в статье о чувстве собственной важности.
На этом уровне мы очаровываемся людьми, влюбляемся в них. А точнее – в их «приятельские маски». Их красивый перфоманс срывает наши бурные овации. И дружба, и романтические отношения здесь сводятся к обоюдным поглаживаниям и аплодисментам.
На этот слой мы плавно переходим, когда формальное общение становится неформальным. Когда разговор по работе дополняется личным. Или когда мы приходим в гости и начинаем знакомиться.
И даже этот переход – это маленький стресс. Потому что бывает страшно терять внешние маски, раскрывать себя глубже, привлекать внимание, переступать чужие границы. А главное, страшно оказаться непонятым, неуместным и отвергнутым.
Интересно, что немногие понимают, как эти маски поверхностны и лживы. Когда знакомство развивается с «уличной витрины» до «приятельской маски» может показаться, будто ты узнал человека. А на деле узнаешь только то, каким этот человек пытается казаться. В том числе и в своих глазах.
Здесь каждый тужится, как умеет. Держится за свою маску. Верит в нее. Большая часть неврозов возникает из-за трудности удержания этой маски. Когда силы заканчиваются, пролезают неожиданные черты, которые за «приятельской маской» прятали.
На этом уровне люди чаще всего и называют себя друзьями, даже не подозревая, что друг друга в сущности не знают. «Приятельская маска» – это все еще один из внешних слоев упаковки эго.
Третий слой луковицы – «домашняя версия». Это, где «принцессы тоже ходят в туалет». Разница между этим слоем и предыдущим может оказаться разительной. Будто человека подменили. Вроде ты его уже давно знаешь, а теперь и не узнаёшь!
Так, какой-нибудь сверкающий позитивом «пример для подражания», держит марку на обществе, а дома может расслабиться и стать: игривым ребенком, деспотичным тираном, плаксивым меланхоликом – да кем угодно!
Все самые сильные разочарования поджидают на этом уровне. Так после конфетно-букетного периода партнеры устают от своих «приятельских масок», расслабляются – и обнажают личины простых смертных со своими банальными «пороками». Женятся на возлюбленных витринах, а разводятся с ненавистными домашними версиями.
Иногда случается и обратное – «домашняя версия» личности приятно удивляет. Узнаешь человека получше – оказывается он и глубокий, и остроумный. Просто напрягался. Приятельская маска его сковывала! А потом расслабился, маска слетела и он раскрылся.
То есть «домашняя версия» – это реальный характер личности – подлинные недостатки и достоинства. Недостатки – это те самые «тараканы», которые прятала маска: заморочки, зловредность характера, индивидуальные «извращения», дурные привычки. А достоинства – это качества, которые маска задавила: легкость, игривость, спонтанность, душевность, творчество, глубина мыслей и чувств.
Если вы с человеком не живете, то на этом уровне можете его так никогда и не узнать. В этом смысле настоящая любовь к человеку возможна только, когда узнаешь его домашнюю версию, когда принимаешь его таким, какой он есть – с фундаментальных слоев его психики. А до этого возможна только влюбленность в его маску – форма самообмана.
У целостных личностей второй и третий слои отличаются не так выраженно. А в редких случаях слиты воедино. То есть человек не рисуется, а сразу искренне показывает себя.
Четвертый, фундаментальный слой – «глубинная сущность». Здесь живут архетипы бессознательного, личные «демоны» и «божества». Здесь люди самих себя толком не знают. А вскрывают себя на этом уровне эпизодически: в стрессовых ситуациях, от сильнейших потрясений, энергетического истощения и в сновидениях.
Пробуждение на этом уровне – главная цель серьезной духовной практики. Отсюда приходят прозрения, мистический опыт, спонтанное вдохновение.
Обесточенных, сумасшедших и обдолбанных сюда забрасывает хаотично. Неподготовленное сознание этот уровень может шокировать. Постоянный комфортный доступ сюда имеют «выдающиеся» личности, кто осознал себя глубоко и всесторонне.
Это и есть тайна, прятавшаяся под всеми масками. Это уровень – далеко за границами социального эго. Пока человек не раскусил себя на этом уровне, он еще не знает, чего стоит, на что он способен.
Здесь человек опять может поменяться до неузнаваемости. Здесь мы видим возраст его души воочию. Это может быть растерянный школьник, а может быть и умудренный старец.
В восточных учениях истиной называют неизменное и вечное. А все, что приходит и уходит – наносное, иллюзорное. В психологии работает схожий принцип. Тут мы говорим о ложном и навязанном в личности, и подразумеваем поверхностные личины. Они заслоняют «истинное», устойчивое – нашу глубинную сущность.
Игорь Саторин
Все слои так или иначе являются «защитой» от того, что есть … это нежелание и страшное сопротивления принять себя порождает массу лжи .. сейчас я начинаю осознавать это в себе, но происходит это неравномерно. Просто фиксирую без намерения что-то исправить. Хотя идеальные образы порой начинают диктовать свое, но идеалы искусственны и стоит подвергать их сомнению, как и все авторитеты.
Кстати, прилюдное самоистязание правдивостью, тоже ДЕМО-версия очередного пласта луковицы и таакая правдивая и честная иллюзия, что от зашоренности очень тяжело избавиться..
Что делать? Всегда спрашивать себя:А что я делаю в данный момент?-так и вылавливаются практически все паразиты психики.
Екатерина,
«прилюдное самоистязание правдивостью»
Это как?
Что вы подразумеваете под этим ..?
Опять же, возьмем к примеру, «Любовь — это самое важное слово в языке.
Оно же является наиболее непонятным. Как светские, так и религиозные мыслители пришли к выводу, что любовь играет главную роль в жизни. Нам говорят, что «любовь — это роскошный бриллиант», и что «любовь движет Вселенной». Этим словом наполнены тысячи книг, песен, журналов и фильмов. Многие философские и теологические системы отводят любви особое место. Психологи пришли к заключению, что потребность быть любимым является основной эмоциональной потребностью человека. Во имя любви мы покоряем горные вершины, переплываем моря, пересекаем пустыни и переносим неслыханные трудности. Без любви горы становятся неприступными, моря — безбрежными, пустыни — невыносимыми, а трудности — нашим приговором.»
Екатерина, приведу вам другой пример на вашу глупость:»..прилюдное самоистязание правдивостью, тоже ДЕМО-версия очередного пласта луковицы и таакая правдивая и честная иллюзия, что от зашоренности очень тяжело избавиться..
Что делать? Всегда спрашивать себя:А что я делаю в данный момент?-так и вылавливаются практически все паразиты психики.»
Был такой один пoльcкий педагог, писатель и врач. Он отказaлся cпасти свою жизнь тpижды.
В первый раз это произошло, когда принял решeние не эмигрировать перeд оккупaцией Пoльши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол cудьбы накануне войны с нацистами.
Во второй раз — кoгда отказался бежать из варшавского гетто.
А в третий — когда все обитатели «Дома сирoт» уже поднялись в вагoн поездa, отправлявшегося в лaгерь, к нему подошeл нациcт, офицер CС и спроcил:
— Это вы нaписали «Kopoля Mатиуша»? Я читал эту книгу в детcтве. Хоpошая книга. Вы можете быть свободны.
— А дeти?
— Дeти поедут. Hо вы можетe покинуть вагон.
— Ошибаетесь. Не могy. НЕ ВСЕ ЛЮДИ — МЕРЗАВЦЫ.
A чeрез несколькo дней, в концлагеpе Tрeблинка, он, вместе со своими дeтьми, вошел в газoвую камeру. По дороге к смерти Корчак деpжал на рукаx двух самых маленьких деток и расскaзывал cказку ничего не подозревающим малышам.
Этого Человека звали ЯHУШ КОРЧАК.
Вы не заставите человека быть честным, пока он сам не поЖЕЛАЕТ им быть. Читайте выше, и внимательно вникайте про подсознательное …
Если Вам в тягость, я вам процитирую в «двух словах»: «Идеалы родителей становятся эго-идеалом ребенка, а их запреты – его совестью… Люди с хорошо развитым Суперэго чувствуют вину, совершая нечто противное моральному кодексу. Даже думая об этом, они терзаются муками совести.» А не тратят время на лишние вопросы, типа: «А что я делаю в данный момент?» Это является его УСТАНОВКОЙ — «необходимым определяющим звеном (бессознательным регулятором) между действием внешней среды и психической деятельностью человека, целесообразно НАПРАВЛЯЕТ РАЗВЕРТЫВАНИЕ процессов СОЗНАНИЯ и актов ПРАКТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Екатерина, прошу не считать моё слово «глупость» на ваш ответ, за хамство:), просто всегда вспоминается фраза:
» Иногда такую глупость услышишь, а оказывается – точка зрения.»
(«Москва слезам не верит»)
Любовь…любовь…Любовь можно только любить…также, как бег бегать. :D
Екатерина,
«Что делать? Всегда спрашивать себя:А что я делаю в данный момент?»
Практичный метод !
Чубакка, просьба больших цитат избегать. А те, которые приводите — брать в кавычки и указывать автора. Простыню про бессознательное удаляю.
А кем приходятся друг другу «Оно» и глубинная сущность?