Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


ЧСВ II

Обычно чувство собственной важности (далее «ЧСВ») рассматривают как явление деструктивное, но в то же время избавляться от него никто не спешит. ЧСВ приравнивают к гордыне и самоутверждению, осуждают и называют чуть ли не главным препятствием для душевного роста. Я и сам в одной из ранних статей на progressman.ru говорил о ЧСВ, как о чем–то однозначно бесполезном. И если воспринимать ЧСВ как смесь эгоизма, самоутверждения и спесивой гордыни, то выигрыш от него действительно сомнительный. Но так ли тут все однозначно? Ведь если бы ЧСВ и вправду было настолько очевидно невыгодной чертой нашей жизни, вряд ли мы бы так крепко за него держались. В общем, сегодня – о противоречивости этого неоднозначного явления.

Выгода и убыток ЧСВ

В психологии есть такое понятие – «вторичная выгода», которое используют, когда говорят о скрытой позитивной стороне какого-то в целом негативного явления. Так, например, больной не спешит выздоравливать, пока в силу своей болезни получает желанную дозу внимания и жалости. Точно также и в потакании чувству собственной важности есть свои явные и скрытые выгоды.

По своей сути внешние проявления ЧСВ сводятся к действиям, за которые мы надеемся понравиться другим. Так вот, изначально ничего порочного в этом желании нет. Это действительно выгодно. Ведь, когда нас ценят и любят, к нам по попросту хорошо относятся: нас приглашают, ждут, нам помогают, с нами сотрудничают, наше общество других радует.

Эта сторона внешнего проявления собственной важности – просто один сплошной «подарок»! Чем выше наша ценность в глазах окружающих, тем сильней нам стараются угодить. Эта очевидная невинная закономерность сама по себе не приносит никаких проблем. А проблемная сторона ЧСВ – в другом. И она вполне отделима от выгодной. Надо только уметь их различать и фильтровать.

В чистом виде наша важность для других – это вполне естественное проявление личной силы, за которую нас ценят и любят. Но беда в том, что эта любовь – настолько приятна и желанна, что помимо естественных проявлений своей важности, мы начинаем фабриковать искусственные, надеясь таким образом выдоить из окружающих как можно больше «лайков» – уважения и любви.

Естественная личная сила – это следствие реальных качеств. А вот наигранная личная «сила», вскормленная чисто ради повышения личных рейтингов – это уже следствие потребности в халявной и зачастую незаслуженной любви окружающих. Почувствуйте разницу. Искусственный имидж создается на потеху самолюбию, а выдается за нечто истинное и спонтанно проявленное. Естественная личная сила отличается от наигранной – как дешевая никудышная подделка от качественного подлинника.

Проблемная сторона ЧСВ в отличие от выгодной – многогранна и заковыриста. Нам важно, чтобы общественность нас замечала, любила и ценила. Мы на это подсаживаемся, и начинаем использовать свой имидж, чтобы нравиться другим чаще, сильней и стабильней. Именно эта жажда интенсивной общественной любви и приводит к разнообразным проблемам.

Проблемы ЧСВ

Одна из любимых ипостасей ЧСВ – хвастовство. Проявляется как прямая самореклама для вызова общественной зависти и восхищения. Когда окружающие самостоятельно замечают наши сильные стороны, это выглядит естественно, а вот когда мы начинаем хвастать, и сами предумышленно демонстрируем другим свои заслуги и способности, общественность чувствует какой–то подвох, словно ее пытаются наколоть.

Хвастун как бы набивает себе цену, чтобы при помощи своих маневров поиметь от других как можно больше ценностей – внимания, любви, баксов и прочих сервисов за бесплатно. Поэтому хвастунов не любят и ставят на место, чтобы те перестали раздуваться, и пудрить окружающим мозг своей саморекламой.

Еще одно наглядное проявление проблемной стороны ЧСВ – понты. Проявляются также, как и хвастовство. То есть – это все тот же личный пиар с целью привлечь к себе максимум всеобщего внимания, но с таким как бы пацанским оттенком принадлежности к касте альфа-самцов. Понты выглядят чуть менее по-детски наивно, чем открытое хвастовство, поэтому на них покупаются немного чаще.

Кидая понты, мы претендуем на то, что все наши важные замашки, престижные знакомства, гламурные шмотки и внешние данные – вовсе не намеренная охота за халявной общественной любовью, а такое как бы – непринужденное проявление врожденной крутизны. Более-менее зрелая личность всегда явно или подспудно чувствует, как перед ней понтуются, и дарит в ответ не любовь, а в лучшем случае – равнодушие. Поэтому понты по своей сути невыгодны.

Одна из самых извращенных форм самолюбия – самоутверждение. Те же лживые гримасы за чужой счет, но в данном случае нацелены не столько на общественную любовь и обожание, сколько на принижение чужих достоинств, чтобы на фоне боли окружающих ощутить свое величие.

Сюда же можно отнести всевозможные игры в учителей, высокомерие, тщеславие, звездную болезнь, снисходительность, зависть, критику… Список получился бы длинным – оттенков и проявлений у ЧСВ великое множество (на progressman.ru с недавнего времени по этой теме даже появился отдельный раздел). Главное – уловить суть. Какой бы сладкой ни казалась награда, ложь ее не окупает, потому что поддержка искусственного имиджа неизбежно заковывает психику в болезненное напряжение.

Ложь и правда

ЧСВ IIНам так нравится, когда нас любят, что мы постоянно слегка забегаем вперед. Где-то преувеличиваем качество своих сильных сторон, где-то и вовсе врем. Набивая себе цену, можно приврать о достатке, победах и заслугах, а затем это вранье приходится как-то поддерживать, потому что разоблачение лживой завышенной ценности грозит унижением, позором, а главное – отказом в общественной любви.

С материальными ценностями все более-менее просто – их можно подсчитать, и постараться не врать о подсчитанном. А вот с душевными качествами сложнее – они подсчетам не поддаются. И здесь важна чуткость – способность чувствовать, где и как мы выставляем себя в лучшем свете раньше времени. Если бы мы видели собственную ложь, то не смогли бы так ловко себя дурачить. Чаще всего мы лжем себе и другим на грани бессознательного. И тут нет иного выхода, кроме как внимательно вглядываться в собственные мотивы, памятуя о возможных последствиях «сделки с лукавым».

И ведь это совершенно нормально – желать любви. Но искусственные бессознательные акции по саморекламе слишком часто выходят боком. Когда вместо желанной любви снова и снова получаешь обратное – нелюбовь и недоверие, стоит задуматься. Люди не любят, когда перед ними выделываются, и по-настоящему ценят искренность, даже если явно этого и не признают.

В общем, здоровое самолюбие основывается на реалистичном имидже, который выражает правду. Но порой нелегко отличить естественные проявления личности от невротичных. Даже если ценят заслуженно за реальные данные, искушение увеличить дозу чужого внимания может быть крайне утонченным. Это чем-то напоминает нарастающее пристрастие к азартным играм, когда «игрок», начиная с маленьких ставок, не замечает, как ему сносит башню, и увязнув по уши в кредитных отношениях со своей совестью, он становится заложником чужого мнения.

Я не утверждаю, что самореклама вообще – бесполезна и вредна. Опасны ее бессознательные версии, когда не осознаешь последствий, а раскрутка происходит под влиянием самолюбования. А вот сознательный пиар своих талантов может в итоге привести к выгодному сотрудничеству – например, к искренним и стабильным отношениям.

В конечном итоге мы абсолютно все делаем для себя, даже, когда стараемся другим понравиться. Эдакий взаимообмен. Но бывает нелегко признать за своими мотивами даже здоровые формы эгоизма, потому что он традиционно является предметом всеобщего осуждения. Здесь, как и с ЧСВ имеет смысл отличать зерна от плевел.

А вообще, внешние проявления внутренней силы – это вовсе не чувство собственной важности. Ведь ЧСВ – это не событие, а переживание. Иногда мы и сами не замечаем, как нравимся другим без каких-либо дополнительных стараний. В этом и состоит секрет привлекательности. Наверное, у каждого есть такой опыт, когда старания понравиться потенциальному партнеру к успеху не приводили, и напротив, расслабленная естественность неожиданно выставляла собственную персону в лучшем свете.

Все же, какой бы здоровой и реалистичной ни была самооценка, это все еще тот уровень, на котором психическая боль до конца неустранима. Судя по всему, полное «избавление» может принести только духовное просветление. Но относительный душевный покой – состояние, которого может добиться почти каждый.

Затрагивая эту тему, хочу снова напомнить, что ЧСВ полезно выслеживать и постигать прежде всего в себе, а не в окружающих. Необязательно воспринимать это, как серьезную практику. По сути это походит на непростую, но увлекательную игру, которая многому учит.

Касаемо темы, скажу, что я сознательно избегаю афишировать свои фото. Хочу я этого или нет, некоторые читатели меня незаслуженно идеализируют, потому что не понимают, как легко казаться умным и ловким на страницах блога – тут есть время для маневров. При новых оффлайн-знакомствах я не рассказываю о своих значимых увлечениях. Мне больше импонирует реакция на живого реального человека без виртуальных иллюзий.

Но искушения остаются. Смайлик.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

155 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Чёткая статья. Это прекрасно и грустно одновременно.
    » Все мы хотим, чтобы нас любили,
    А если нет, то восхищались нами,
    А если нет, то ужасались,
    А если нет, то ненавидели и презирали.
    Мы стремимся разбудить чувства в душе ближнего, – неважно какие.
    Душа содрогается перед пустотой
    И любой ценой жаждет контакта»

  2. Hаписано здорово, пользуюсь практикой всегда, нелегко. Не всем нравится честность, общаласть с человеком 7 лет (и другой пример 10 лет дружбы), решила высказать свое мнение, не понравилось, больше не общаемся. вообще окружающие расценивают это как пренебрежительное отношение, эгоизм и тд. быть собой всегда не легко и рисковано, но это стоит того, чтобы просто найти настоящие отношения.

  3. Интересная статья. Вы пишете — в статьях легко казаться умным и ловким, а зачем Вам таким казаться? )))

  4. Galla201,
    искренность ценят.. но, конечно, не каждый скажет спасибо за разрушающую иллюзии правду. И про настоящее +

    Anjela,
    за шкафом. Писать неинтересные статьи — неинтересно. Речь была о том, что не стоит идеализировать человека, даже если у него что-то неплохо получается.

  5. Не помню с какого возраста, я начала формировать представление о любви. Наверно после того, как первый раз влюбилась и была отвергнута. Помню, как говорила по телефону с симпатичным мне одноклассником, с которым вообще плотно общалась, положила трубку, посмотрела в окно и меня внезапно накрыло. Помню, как вздрогнула и по мне растеклось некое новое чувство, которое я потом носила много лет с собой, пока не родила детей. Это наверно было «а девочка созрела», та химическая реакция толкающая людей на сближение и продолжение жизни. Почему-то, во время беременности, я осознала, что вся моя влюбчивость меняющая лица, было просто стремление размножиться. А к концу второй беременности, которая меня порядком износила, я ощутила падение либидо и полную неспособность влюбляться. Ну я и сделала выводы… Организм не готов пока дальше размножаться, а поэтому и не вырабатывает химию к влюбленности.
    Вот…
    Но вот сформированное представление о любви, такой идеальной, НАСТОЯЩЕЙ, все таки осталось. Сформировалось оно да, наверно после того, как чувствовать любовь стало болезненно в периоды отвержения обьектами любви. Любовь обманутая, родила представление о любви настоящей, которую нужно ждать или искать, как учат книги и фильмы. Наверно так примерно.
    И вот в жизни, по настоящему, никто никого не любит. Но самое главное, по-настоящему, никто не любит меня. Это без вариантов. Люди могут к тебе тянуться, потому что ты даешь им то, что им нужно, могут быть вежливыми, потому что так надо, могут привязаться к тебе по ряду причин, могут нуждаться в тебе, зависить от тебя, страстно тебя желать, ты можешь быть для них авторитетом, идеалом, примером, планкой, что-то там еще… Но никогда не могут тебя любить, любить по настоящему. Причем в моем представлении, я, как раз, могу, а другие в своем большинстве, не могут. И думается, что есть на Земле люди, такие же, как и я, которые тоже умеют по настоящему. И значит, есть надежда, что возможно, когда нибудь, я встречусь с такими людьми.
    Вот такое проявление ЧСВ…
    Если бы еще понимание всех своих загонов, иллюзий и прочего, помогало от них избавляться…
    А кто борется с ЧСВ в себе? Слабость или знание о слабости? Я например честно признавалась знакомым, что если я начала выпендриваться, значит я боюсь или тупо стесняюсь и прячу это. Ну вот так… А что поделаешь? Близкие об этом и так знали-знают. А чужие ни разу не оценят твою искреннюю демонстрацию слабости, особенно в момент, когда ее остро проживаешь. Проверено! Зато враждебно настроенные люди на выпендреж ведутся, как на демонстрацию силы, а не слабости, в отличие от тех, кто тебе симпатизирует. В условиях конкуренции, любой, от рабоче-коллективной до войны, выпендреж, понты, разного виды демонстрации силы — действенная вещь. В среде же людей, которые тебя «любят», симпатизируют, получают удовольствие от общения, твой выпендреж воспринимается, как милая особенность, и может даже никак это не пытаются обьяснить.
    Кто борется с ЧСВ в себе? Вопрос важный, насущный. Может быть то, что борется с ЧСВ и есть само ЧСВ, просто в другом проявлении? Может если ЧСВ с ЧСВ перестанет бороться, то проявится то, чем ЧСВ было до всего. А потом это, что-то испугалось, расщепилось и стало врагом самому себе.

    Опять много понаписала.))) Поток сознания, ничего не поделаешь.)))

  6. ой! Пока писала, а тут коммент Игоря.
    Можно я?
    Ведь не ИГОРЬ создает статью, он ее только пишет. Статья создается из знаний, которые никому не принадлежат. Мы же, люди, просто носители и переносчики информации, ну и комбинаторы, перевоплотители, трансформаторы, метаморфозисты…)))
    Мы болеем идеями, являемся их носителями, избавляемся от одних и заражаемся другими. Мы же люди. Это разновидность нашей деятельности.
    А статьи идеализировать можно, Игорь?)))

  7. Таисия, с ЧСВ бороться действительно бесполезно. Его полезно понимать. Идеализировать статьи — самое то, мне это может помочь в раскрутке блога.)

  8. Таисия
    «Кто борется с ЧСВ в себе? Вопрос важный, насущный. Может быть то, что борется с ЧСВ и есть само ЧСВ, просто в другом проявлении?»

    ЧСВ — это программа подсознания,его невозможно увидеть и борьба с ним его только усиливает.
    Можно только наблюдать последствия при высокой осознанности и не давать этому мыльному пузырю раздуваться.
    Борется с этим пузырём личность,которая его и проявляет.Получается поднимание себя за шнурки.

  9. «ЧСВ — это программа подсознания,его невозможно увидеть и борьба с ним его только усиливает.
    Можно только наблюдать последствия при высокой осознанности и не давать этому мыльному пузырю раздуваться.
    Борется с этим пузырём личность,которая его и проявляет.Получается поднимание себя за шнурки.»

    Программа ПОДсознания?
    Если невозможно увидеть, то зачем создавать образ ЧСВ и обьявлять его врагом за которым нужно следить, но при этом следить за ним невозможно, потому что его нельзя увидеть.
    А «высокая осознанность», это что? Случайно к ЧСВ отношения не имеет?
    Мне кажется, ЧСВ растет по мере роста осознанности. Для простого человека без всяких высоких осознанностей никаких ЧСВ и проблем связанных с этим явлением не существует.

    Когда что-то там решает, что нужно с собой бороться, то оно начинает зашкаливать и превращается в ЧСВ. Если нет борьбы за совершенство, за лучшую форму себя — то нет почвы для зарождения гордыни. Если же ты встаешь на путь самосовершенствования, осознанного роста, не важно в какой сфере, то это и будет почва для взращивания гордыни.
    Если я занимаюсь какой либо творческой деятельности потому, что мне нравится сам процесс, то гордыня мне не грозит, если же ради результата, то точно накрывать будет периодически и никакой результат в итоге не будет приносить удовольствия, потому что гордыня-ЧСВ, будет всегда впереди меня.
    В общем, стремление и гордыня — одно и то же. Если я перестану стремиться к чему-то, я все равно не остановлюсь, я буду просто двигаться, продвигаться, без стремления, а значит и без ЧСВ. Это, как говориться: «ничто не делает человека таким целеустремленным, как острое желания сходить в туалет».
    Если есть острая потребность в каком либо виде деятельности, то и пофиг. Лишь бы… Где тут почва для ЧСВ?
    Вот взять жизнь на Земле, всю как есть. Форма есть, движение есть, а цели нет. Нет стремления надуманного себя к надуманному себе. А значит нет борьбы с собой. А значит нет и ЧСВ.

  10. Таисия, дело в том, что у нас вообще практически все психические процессы протекают бессознательно. На поверхности мы видим их следствия — ничтожно малую часть. Всматриваясь в себя, в свои мысли, желания.. можно научиться себя понимать, делать неявное явным.

    >Мне кажется, ЧСВ растет по мере роста осознанности.

    Не столько растет, сколько утончается.

    >Для простого человека без всяких высоких осознанностей никаких ЧСВ и проблем связанных с этим явлением не существует.

    С чего это вы взяли?)

    >Если нет борьбы за совершенство, за лучшую форму себя — то нет почвы для зарождения гордыни. Если же ты встаешь на путь самосовершенствования, осознанного роста, не важно в какой сфере, то это и будет почва для взращивания гордыни.

    Это так. Здесь опять же надо различать собственные мотивы. Бороться с собой — бессмысленно. Но себя можно изучать, не ожидая великих побед.

    >В общем, стремление и гордыня — одно и то же.

    Это не одно и то же. Но устремления действительно часто заряжаются гордыней — в нашем мире почти все можно свести к ЧСВ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.