Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


ЧСВ II

Обычно чувство собственной важности (далее «ЧСВ») рассматривают как явление деструктивное, но в то же время избавляться от него никто не спешит. ЧСВ приравнивают к гордыне и самоутверждению, осуждают и называют чуть ли не главным препятствием для душевного роста. Я и сам в одной из ранних статей на progressman.ru говорил о ЧСВ, как о чем–то однозначно бесполезном. И если воспринимать ЧСВ как смесь эгоизма, самоутверждения и спесивой гордыни, то выигрыш от него действительно сомнительный. Но так ли тут все однозначно? Ведь если бы ЧСВ и вправду было настолько очевидно невыгодной чертой нашей жизни, вряд ли мы бы так крепко за него держались. В общем, сегодня – о противоречивости этого неоднозначного явления.

Выгода и убыток ЧСВ

В психологии есть такое понятие – «вторичная выгода», которое используют, когда говорят о скрытой позитивной стороне какого-то в целом негативного явления. Так, например, больной не спешит выздоравливать, пока в силу своей болезни получает желанную дозу внимания и жалости. Точно также и в потакании чувству собственной важности есть свои явные и скрытые выгоды.

По своей сути внешние проявления ЧСВ сводятся к действиям, за которые мы надеемся понравиться другим. Так вот, изначально ничего порочного в этом желании нет. Это действительно выгодно. Ведь, когда нас ценят и любят, к нам по попросту хорошо относятся: нас приглашают, ждут, нам помогают, с нами сотрудничают, наше общество других радует.

Эта сторона внешнего проявления собственной важности – просто один сплошной «подарок»! Чем выше наша ценность в глазах окружающих, тем сильней нам стараются угодить. Эта очевидная невинная закономерность сама по себе не приносит никаких проблем. А проблемная сторона ЧСВ – в другом. И она вполне отделима от выгодной. Надо только уметь их различать и фильтровать.

В чистом виде наша важность для других – это вполне естественное проявление личной силы, за которую нас ценят и любят. Но беда в том, что эта любовь – настолько приятна и желанна, что помимо естественных проявлений своей важности, мы начинаем фабриковать искусственные, надеясь таким образом выдоить из окружающих как можно больше «лайков» – уважения и любви.

Естественная личная сила – это следствие реальных качеств. А вот наигранная личная «сила», вскормленная чисто ради повышения личных рейтингов – это уже следствие потребности в халявной и зачастую незаслуженной любви окружающих. Почувствуйте разницу. Искусственный имидж создается на потеху самолюбию, а выдается за нечто истинное и спонтанно проявленное. Естественная личная сила отличается от наигранной – как дешевая никудышная подделка от качественного подлинника.

Проблемная сторона ЧСВ в отличие от выгодной – многогранна и заковыриста. Нам важно, чтобы общественность нас замечала, любила и ценила. Мы на это подсаживаемся, и начинаем использовать свой имидж, чтобы нравиться другим чаще, сильней и стабильней. Именно эта жажда интенсивной общественной любви и приводит к разнообразным проблемам.

Проблемы ЧСВ

Одна из любимых ипостасей ЧСВ – хвастовство. Проявляется как прямая самореклама для вызова общественной зависти и восхищения. Когда окружающие самостоятельно замечают наши сильные стороны, это выглядит естественно, а вот когда мы начинаем хвастать, и сами предумышленно демонстрируем другим свои заслуги и способности, общественность чувствует какой–то подвох, словно ее пытаются наколоть.

Хвастун как бы набивает себе цену, чтобы при помощи своих маневров поиметь от других как можно больше ценностей – внимания, любви, баксов и прочих сервисов за бесплатно. Поэтому хвастунов не любят и ставят на место, чтобы те перестали раздуваться, и пудрить окружающим мозг своей саморекламой.

Еще одно наглядное проявление проблемной стороны ЧСВ – понты. Проявляются также, как и хвастовство. То есть – это все тот же личный пиар с целью привлечь к себе максимум всеобщего внимания, но с таким как бы пацанским оттенком принадлежности к касте альфа-самцов. Понты выглядят чуть менее по-детски наивно, чем открытое хвастовство, поэтому на них покупаются немного чаще.

Кидая понты, мы претендуем на то, что все наши важные замашки, престижные знакомства, гламурные шмотки и внешние данные – вовсе не намеренная охота за халявной общественной любовью, а такое как бы – непринужденное проявление врожденной крутизны. Более-менее зрелая личность всегда явно или подспудно чувствует, как перед ней понтуются, и дарит в ответ не любовь, а в лучшем случае – равнодушие. Поэтому понты по своей сути невыгодны.

Одна из самых извращенных форм самолюбия – самоутверждение. Те же лживые гримасы за чужой счет, но в данном случае нацелены не столько на общественную любовь и обожание, сколько на принижение чужих достоинств, чтобы на фоне боли окружающих ощутить свое величие.

Сюда же можно отнести всевозможные игры в учителей, высокомерие, тщеславие, звездную болезнь, снисходительность, зависть, критику… Список получился бы длинным – оттенков и проявлений у ЧСВ великое множество (на progressman.ru с недавнего времени по этой теме даже появился отдельный раздел). Главное – уловить суть. Какой бы сладкой ни казалась награда, ложь ее не окупает, потому что поддержка искусственного имиджа неизбежно заковывает психику в болезненное напряжение.

Ложь и правда

ЧСВ IIНам так нравится, когда нас любят, что мы постоянно слегка забегаем вперед. Где-то преувеличиваем качество своих сильных сторон, где-то и вовсе врем. Набивая себе цену, можно приврать о достатке, победах и заслугах, а затем это вранье приходится как-то поддерживать, потому что разоблачение лживой завышенной ценности грозит унижением, позором, а главное – отказом в общественной любви.

С материальными ценностями все более-менее просто – их можно подсчитать, и постараться не врать о подсчитанном. А вот с душевными качествами сложнее – они подсчетам не поддаются. И здесь важна чуткость – способность чувствовать, где и как мы выставляем себя в лучшем свете раньше времени. Если бы мы видели собственную ложь, то не смогли бы так ловко себя дурачить. Чаще всего мы лжем себе и другим на грани бессознательного. И тут нет иного выхода, кроме как внимательно вглядываться в собственные мотивы, памятуя о возможных последствиях «сделки с лукавым».

И ведь это совершенно нормально – желать любви. Но искусственные бессознательные акции по саморекламе слишком часто выходят боком. Когда вместо желанной любви снова и снова получаешь обратное – нелюбовь и недоверие, стоит задуматься. Люди не любят, когда перед ними выделываются, и по-настоящему ценят искренность, даже если явно этого и не признают.

В общем, здоровое самолюбие основывается на реалистичном имидже, который выражает правду. Но порой нелегко отличить естественные проявления личности от невротичных. Даже если ценят заслуженно за реальные данные, искушение увеличить дозу чужого внимания может быть крайне утонченным. Это чем-то напоминает нарастающее пристрастие к азартным играм, когда «игрок», начиная с маленьких ставок, не замечает, как ему сносит башню, и увязнув по уши в кредитных отношениях со своей совестью, он становится заложником чужого мнения.

Я не утверждаю, что самореклама вообще – бесполезна и вредна. Опасны ее бессознательные версии, когда не осознаешь последствий, а раскрутка происходит под влиянием самолюбования. А вот сознательный пиар своих талантов может в итоге привести к выгодному сотрудничеству – например, к искренним и стабильным отношениям.

В конечном итоге мы абсолютно все делаем для себя, даже, когда стараемся другим понравиться. Эдакий взаимообмен. Но бывает нелегко признать за своими мотивами даже здоровые формы эгоизма, потому что он традиционно является предметом всеобщего осуждения. Здесь, как и с ЧСВ имеет смысл отличать зерна от плевел.

А вообще, внешние проявления внутренней силы – это вовсе не чувство собственной важности. Ведь ЧСВ – это не событие, а переживание. Иногда мы и сами не замечаем, как нравимся другим без каких-либо дополнительных стараний. В этом и состоит секрет привлекательности. Наверное, у каждого есть такой опыт, когда старания понравиться потенциальному партнеру к успеху не приводили, и напротив, расслабленная естественность неожиданно выставляла собственную персону в лучшем свете.

Все же, какой бы здоровой и реалистичной ни была самооценка, это все еще тот уровень, на котором психическая боль до конца неустранима. Судя по всему, полное «избавление» может принести только духовное просветление. Но относительный душевный покой – состояние, которого может добиться почти каждый.

Затрагивая эту тему, хочу снова напомнить, что ЧСВ полезно выслеживать и постигать прежде всего в себе, а не в окружающих. Необязательно воспринимать это, как серьезную практику. По сути это походит на непростую, но увлекательную игру, которая многому учит.

Касаемо темы, скажу, что я сознательно избегаю афишировать свои фото. Хочу я этого или нет, некоторые читатели меня незаслуженно идеализируют, потому что не понимают, как легко казаться умным и ловким на страницах блога – тут есть время для маневров. При новых оффлайн-знакомствах я не рассказываю о своих значимых увлечениях. Мне больше импонирует реакция на живого реального человека без виртуальных иллюзий.

Но искушения остаются. Смайлик.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

155 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. В дополнение к Игорю.
    Не только ЧСВ,но и гнев,похоть,жадность и т.д.,которые присутствуют у всех в разной пропорции и у простых бомжей и у даже академиков не видны их носителями,однако
    других очень затрагивает.
    Лично по себе знаю,что снижение этих нелицеприятных качеств
    происходило после перенесённых страданий,которые мне показывали,что мои жизненные тупики обусловлены ими.
    Осознанность появляется,когда человек вырабатывает свидетеля самому себе,который не спит на ходу у зрелых способных к сопереживанию личностей,которые не отчаялись от трудностей жизни.
    Нет людей без стремлений к результату.
    Бомжи и наркоманы имеют ЧСВ. Выживание создаёт его.

  2. Когда-то прочтение первой части ЧСВ произвело на меня эффект разорвавшейся бомбы) Этот глубочайший перевертыш кормит потребности будь здоров. Вторая часть — другая сторона ЧСВ, знание обеих может как раз поспособствовать формированию баланса, при котором видение этой части в себе с разных углов приведет к спокойному равновесию, без всяких метаний и саморбичеваний или яростных стремлений от чего-то там избавиться. Поэтому статья прикольная в этом смысле, но сдается мне, что тут тоже должен быть момент готовности к тому, чтобы вообще всё отпустить нафик. В противном случае появится лишь следующий этап пережёвывания и переворачивания этой инфы в собственную пользу) Весело короче) Игорь, статья, как всегда, на высоте (почешу, можна?)))

  3. «Всматриваясь в себя, в свои мысли, желания.. можно научиться себя понимать, делать неявное явным.»
    Зачем? Я не говорю, что не нужно этим заниматься. Просто интересно, зачем этим заниматься? Понимать, чтобы что? Тем более что, » практически все психические процессы протекают бессознательно».
    Просто для меня «бессознательно» и «подсознание» разные вещи. Программа работающая бессознательно — да, допускаю. Хотя гордыня — это скорее совокупность программ. Программа ПОДсознания? Нет.

    «>Для простого человека без всяких высоких осознанностей никаких ЧСВ и проблем связанных с этим явлением не существует.

    С чего это вы взяли?)»

    Чего:
    Хотя бы потому, что он не знаком с этим понятием и не размышляет о всех его тонкостях. Чем проще человек, тем больше он ориентирован на инстинкты, мгновенные решения, а не на рефлексию,а значит не создает понятий о самом себе и ком-то, как личность, значит не стремится себя менять. А курам дать надо.))) Когда выживаешь — гордыня неуместна. Когда нет необходимости выживать, то включается мышление, додумывание и «ложные цели», цели-стремление-гордыня. Но это грубо говоря, конечно. И конечно я имею ввиду здоровые инстинкты, а не психологические порывы произрастающие от гордыни.
    Я:
    Взяла из наблюдений за собой.

    «себя можно изучать, не ожидая великих побед.»
    Это да. Я и говорю. Если ты взращиваешь «высокую осознанность», то это уже не изучение себя, а стремление-гордыня. Ты не в процессе, ты расщеплен на представление о себе из прошлого и перспективу себя в будущем, а значит балансируешься путем самооценки, самооценка важна для баланса, а это и есть ЧСВ.
    А если тихо мирно живешь и время от времени отрываешься от вовлеченности в события, без всяких намерений. Потому что на самом деле, ты всегда невовлечен в жизнь, как и вовлечен. И, например, записываешь свои наблюдения или обсуждаешь их с кем-то или зарисовываешь. Кому как комфортней.

    «устремления действительно часто заряжаются гордыней — в нашем мире почти все можно свести к ЧСВ.»
    Ну да. Но не потому что это норма бытия. Потому что это одна из форм бытия. Некоторые вот, например, все сводят к сексу. Притом отсутствие секса относится к сексу еще больше, чем активная сексуальная жизнь. Опять же, потому что по сути, секс, это совсем не то, что на поверхности.
    По сути, ЧСВ — совсем не ЧСВ.)))

  4. EFIM, гнев- базовая эмоция, которая затрагивает в первую очередь того, кто ее испытывает. Гнев — концентрированный выброс всех сил ради получения необходимого. Гнев — отчаянная попытка удовлетворить жизненно-важную потребность. Если это потребность эгоистична, это уже стремление-гордыня, то вред себе наносится часто и бессмысленно, на мой взгляд.
    Похоть — как раз о сексе выше упоминула, еще не читая этот ваш коммент. Секс для продолжения жизни- естественный механизм, базовая потребность в выживании себя, как рода. Если секс идет от эгоизма-сфабрикованного «Я», гордыни-стремлении самоутвердиться, то понятное дело… Последствия ЧСВ, которые описывает Игорь.
    Жадность, которая по сути — запасливость необходимая для выживания. Опять же, если от гордыни-стремления, то…
    От гордыни-стремлений и сфабрикованного «Я», страдает тело. Тело — это то, чем мы чувствуем. Чувствовать себя плохо — неприятно.
    Жизненные тупики обусловлены тупиковым мышлением, а не тем, чем по сути являются вещи.

    Знаете, моя старшая дочь умела сопереживать мне с живота, а когда родилась и окружающим. Младшая ни чуточки — нормальный ребенок, в этом плане. Поэтому я никак не связываю зрелую личность и способность сопереживать. Единственное, с опытом, ты можешь назвать то, чему сопереживаешь. Я сама с детства особо чувствительна и в свое время достаточно настрадалась из-за этого, а потому бросила немало сил на то, чтобы научиться разбираться в чувствах и переживаниях.

    Трудности жизни? У жизни трудностей нет. Они у тех, кто не составляющая жизни, а часть ее.)))

    Бомжи и наркоманы — это те, кто заигрался и проиграл в своих стремлениях-гордыни.

    Есть люди без стремлений к результату, но при этом с точки зрения оценивающего наличие результата, результаты у них есть. Вы хотите сказать, что удовольствия от процесса не бывает? Процесс бесконечен. Результат — условность. Это может быть точкой оценки себя, а может быть время, когд пора немного передохнуть.

  5. Dashken,
    совсем без ЧСВ — это, видимо, либо святость, либо просветление. В общем, можно на это не надеяться.)

    Frina,
    отпустить все на фиг — то, что надо. Тут есть свои нюансы. Большинство людей не заморачиваются самоисследованием, но точно также парятся — кто-то больше, кто-то меньше. В самоисследовании ничего дурного нет, пока не обращаешь эту практику в очередной фетиш со ставками и званиями.

    >почешу, можна?)))

    На здоровье.)

    Таисия,
    как-то вы все по-моему очень уж самобытно воспринимаете. Это не критика.) Нет желания вас в чем-либо переубеждать.

  6. Наблюдаю интересное ощущение при чтении статьи и некоторых комментариев, сначала одно, потом оно изменяется… первый импульс при наблюдении трансформируется в что-то другое, и дальше… возникают вопросы, приходят ответы, наблюдаю дальше — кто реагирует, сопротивляется, дискутирует, отпускает все на фиг.. а еще — кому и зачем нужно раскручивать блог и что вообще такое внимание и насколько важно, куда оно направлено

  7. «Таисия,
    как-то вы все по-моему очень уж самобытно воспринимаете. Это не критика.) Нет желания вас в чем-либо переубеждать.»
    Я просто делюсь каким-то мироощущением, которое на данный момент преобладает в рамках этого, конкретного разговора. Это же не для спора, не для того, чтобы кого-то убедить.)))

  8. Таисия, каждый знает всё,но говорим на разных языках.

    Терроризировал Вовочка папу:
    — Папа, а я все знаю!
    — О боже, только маме не говори, вот тебе 20 баксов.
    Маму:
    — Мама, я все знаю!
    — Только папе не говори! Вот тебе 50 баксов.
    Больше не кого было. Пошел гулять. Увидел дворник с метлой. Думает ну хоть у него денег возьму и опустив глаза:
    — Дядя Петя, я все знаю…
    — У дядьки слеза покатилась по щеке, он руки расставил:
    — Ну тогда обними отца!

  9. «Бомжи и наркоманы — это те, кто заигрался и проиграл в своих стремлениях-гордыни.» — я бы так не сказала. Откуда же у Таисии такая уверенность?!)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.