Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Как повысить уверенность в себе?

«Я» состоит из мысленных образов о самом себе: какой я, что мне присуще, на что способен, чего заслуживаю… «Я» страшится разрушения этих образов больше всего на свете… «Я» боится потерять себя, сгинуть в неизвестности, и поэтому укрепляет образы о себе всеми возможными способами.

Так повышают уверенность в себе. Но проблема неуверенности никуда не уходит, а временно затаивается, чтобы, как черт из табакерки, неожиданно выскочить с удвоенной силой.

«Я» может использовать любой образ себя в качестве фундамента, если способно в него поверить. Неважно, насколько очередное представление о себе соответствует реальному положению дел. «Я» может вообразить себя президентом мира, и если этот образ покажется ему устойчивым и надежным, он станет кирпичиком в его фундаменте. «Я» выживает, пока честно верит в эти придуманные образы. Когда человеку удается убедить себя в своих замечательных качествах, – неважно существуют они, или нет, – он будет за них отчаянно цепляться, потому что на них базируется его индивидуальность.

«Честность» с собою

Следует сразу уяснить, что «я» плевать на честность с собой. «Я» не заинтересовано ни в истине, ни в развитии. Единственное, чего «я» по-честному хочет – это укрепление собственных позиций – то есть слепого повышения уверенности в себе. Вся сопутствующая жизнь воспринимается «я» сквозь призму этой основной потребности… в самоутверждении. Все богатство человеческих реакций зависит от уровней утонченности этого повсеместного психологического самоудовлетворения.

Укрепленное «я» формирует эго – динамическое равновесие взаимосвязанных образов о себе самом. Эго – это такая яколка, которая, пребывая в безопорном «сейчас», прыгает с одной иллюзорной опоры на другую, с мысли на мысль, таким образом, продолжаясь во времени.

Чувство собственной важности (ЧСВ) – это удобрение и подкорм для иллюзорных опор эго. Когда собственная важность тешится, яколке мерещится, что надежных опор для нее вокруг много, можно распрыгаться в разные стороны: «и тут меня любят, и там я умный и красивый… А вот я теперь!.. А вот я так!.. А еще я…» Ну, и т.д.

Чувство собственной важности позволяет поверить эго, что оно одобрено в самых разных своих проявлениях. Поэтому эго непрерывно старается свою важность взращивать – именно это и называют повышением уверенности в себе. Чем сильней у человека чувство своей важности, тем уверенней и веселей его «я» самодовольно прыгает по своим многочисленным опорам – с образа на образ, с иллюзии на иллюзию, полагая, что все они одобрены, и потому – реальны.

Последствия ложной уверенности

На деле завышенное чувство собственной важности проявляется в барских замашках, поучающем самовлюбленном зазнайстве, вздутом самомнении, напыщенности, «святой» скромности, претензиях на «высокое», «уникальное» понимание… и т.д. и т.п.

А боком раздутая важность выходит тоже однообразно и банально: высокая ранимость, психологические откаты и потеря уверенности в себе, зависимость от чужого мнения, болезненная потребность в доказательствах своей правоты, снижение радости от живых мелочей настоящего момента. И это еще цветочки…

Все бы ладно, да вот эго удивительно быстро подсаживается на новые опоры, и потеря любой из них для него страшна и болезненна, потому что ставит под сомнение все прочие. Терять опоры для эго смертельно мучительно, ведь за их счет, оно чудом держится в безопорном «сейчас», где происходит настоящая жизнь.

Может возникнуть справедливый вопрос: как этих мук избежать, или как-то их сократить? Как сохранить уверенность в себе и удержать самооценку от колебаний? Есть два пути. Первый – просветлеть – то есть избавиться от потребности в психологических опорах. Второй – сделать опоры хотя бы относительно устойчивыми.

И если просветление подходит лишь самым продвинутым, хорошо подготовленным к истине единицам, то второй путь – это норма для любого относительно здорового человека. Как сделать опоры «я» устойчивыми?

Уверенность в себе – это честность с собою

Решение всех психологических проблем сводится к принятию правды. Честный с собой человек основывает уверенность в себе на реальных достижениях. Самооценка, основанная на фактах устойчива, потому что для ее обоснования повсюду обнаруживаются, оставленные жизнью, самопроизвольные и неожиданные аргументы, которые нет необходимости искусственно фабриковать.

Честному человеку не требуется выкатывать напоказ «доказательства» своей крутизны. Он вообще ничего намеренно не демонстрирует, потому что удовлетворяется своим реалистичным имиджем, проявленным, как спонтанное следствие его образа жизни. Такая независимость от красивых масок экономит огромное количество энергии и стабилизирует самооценку.

А самозваный король то и дело беспокоится за свои ложные показания, затрачивает вагоны энергии на сокрытие нелицеприятных фактов, поддержание сфабрикованного имиджа и страх последующего разоблачения. Сначала он повышает уверенность в себе соблазнительной ложью, а затем ее быстро теряет, потому что и сам в глубине души в себя не верит.

Обманщик постоянно тревожится, потому что подспудно знает свою ложь. Он не уверен в подлинности своего показного имиджа, что выливается в общую «по жизни» неуверенность в себе.

Быть настоящим собой – свобода. Пытаться быть другим – самонасилие.

Когда самооценка выстраивается на ложных образах, неуверенность в себе становится неизбежным спутником, потому что ложные образы на поверку – хрупки, и разбиваются, причиняя унижения.

И ведь хрупкость лживых масок – еще полбеды. Главная проблема – куда опасней. Тенденция уходить в иллюзии может нарастать, вплоть до серьезных психических отклонений, когда погружаются в выдуманные образы настолько самозабвенно, что связь с реальностью окончательно обрывается.

Последствия ложной уверенности 2.0

А начинается все с мелочей. Если не самая любимая черта, например, обидчивость, не вписывается в тот «красивый» образ себя, который «я» всем позиционирует, эту черту «я» начинает сдерживать и подавлять, – ведь обидчивость идет вразрез с ложным образом продвинутой личности, которым «я» тешит собственную важность.

«Я» склонно обряжаться такими масками, за которые, как «я» считает, его будут любить. Поэтому «принцессы» не облегчаются, а копят «балласт» в кладовых бессознательного, чтобы однажды подавленное прорвало на поверхность каким-нибудь психосоматическим недугом.

Бездумное откармливание чувства собственной важности повсеместно принимают за повышение уверенности. На деле таким образом повышают лишь ее колебания из крайности самовлюбленности в крайность самопрезрения.

На запущенных стадиях, когда эго не хватает реалистичных поводов для самоутверждения, оно либо проходит через стресс горькой правды и душевно растет, либо пересаживается на иллюзии. Таким образом ложь становятся защитной «броней» от реальной жизни.

Наполеоны, Христы и другие «великие» личности из психбольниц – наглядные примеры случаев, когда эго полностью прекращает вести учет реалистичности своего имиджа, и поднимает самооценку привлекательным самообманом.

Быть психически-ненормальным в социуме непрестижно, поэтому участники жизни стараются сохранять внешнюю видимость адекватности. Сама эта «адекватность» качественно тешит самолюбие. С другой стороны, потребность в повышении уверенности в себе – то бишь в самоутверждении, порой заставляет всех нас слегка забегать вперед… и приукрашивать свой честный имидж. В итоге большинство лавирует между реалистичной адекватностью и раздутым иллюзиями самолюбием.

А когда человек снова и снова искушается эксплуатировать красивую ложь ради самоутверждения, он становится зависимым от самообмана, и создает потенциал для полного отрыва от реальности, переходящего в стадию безумия.

Поэтому, даже если вы не заинтересованы в просветлении, все равно имеет смысл держаться как можно ближе к истине, и шаг за шагом устранять все ложные личины эго.

Как укрепить уверенность в себе?

Порой, «я» устраивает клоунаду, одевая маску беззаботной, все в этой жизни давным-давно познавшей мудрой личности, и сыплет цитатами из авторитетных источников, аки собственными глубокими прозрениями. Иногда «я» надевает благочестивую маску благородного рыцаря, полагая, что именно так заслужит вожделенное признание. Иногда с той же целью одевают маски отрешенного мудреца, всемогущего покровителя, или какой-нибудь таинственной принцессы.

Возможных образов для ложного повышения уверенности – бесчисленное количество на любой вкус и цвет. А чаще всего «я» тяготеет к стандартному образу успешного в наше актуальное время человека. На progressman.ru об этом обилии способов возгордиться собой есть отдельная статья.

И ведь это срабатывает! Красивые лживые маски находят своих поклонников-идеалистов, – а те питают наивным восхищением самообман зазнавшегося «я». Иногда слепцы группируются и образуют небольшие компании, секты и целые религии, где локальная «звезда» сияет проекциями своих влюбленных фанатов.

Каждый сталкивается с искушением – повышать уверенность в себе подкручиванием регулятора собственной важности в очевидном для всех направлении. Всем нравится чувствовать свою важность. Все хотят любви, хотят максимум одобренных общественностью опор для маневров собственного «я», чтобы из реальности не исходило угроз, чтобы она источала дух всеобщего одобрения, чтобы дорожка личного пути была ковровой и устланной свежесрезанными цветами, а впереди маячил райский свет…

И социально-одобренные чувство собственного достоинства и уважение – просто преломление основной потребности нашего маленького «я», неустойчиво барахтающегося на поверхности хаотичного океана жизни.

Чувство собственной важности не раздувают только, когда отчетливо осознают последствия этого выбора на предельно короткой дистанции с истиной.

Настоящий момент жизни – самый сложный вызов для нашего «я», живущего за счет сценариев, протянутых во времени, в прошлом и будущем. Здесь и сейчас мы непрерывно возрождаемся, невероятным чудом переносим эго из мгновения в мгновение, удерживаем образы себя, снова и снова их воссоздаем.

Реальная стабильная уверенность в себе – следствие признания правды. Кем бы вы ни были, исследуйте себя. Сомневайтесь в себе до конца, пока ложное не будет отсеяно. Истина выдержит любые поверки и останется твердой почвой для устойчивой самооценки.

Честность – единственный способ подготовиться к истине. Достаточно без всякого самоедства отражать, что происходит в текущий момент жизни. Вполне уместно позволять себе выражать свои сильные стороны, осознавая, как такое выражение воздействует на самолюбие. Умеренное самоутверждение с проникновенным осознанием происходящего – это путь к оздоровлению личности. И только осознанного и честного с собою человека, я в это верю, истина приведет не к безумию, а к духовному просветлению.

© Игорь Саторин

П.С.
Изначально статья называлась «Честность как средство от перхоти».

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

203 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. PRAS, оно ни плохо, ни хорошо)) вот мозги отключаются периодически и теряю связь с социумом. Какие-то усилия приходится делать, поскольку цели нет в этом мире удержаться, нет надежды, мечты… было у меня похожее 20 лет назад))

  2. 20 лет назад??? да ладно… я «потерял смысл жизни» лет 5 назад всего лишь. А ключик к новому пониманию получил всего лишь год назад. Нифига мне еще сколько предстоит вперед идти )))))
    Да и хрен с ним, главное, что перспектива есть ))))

  3. PRAS, все это так индивидуально. Еще неизвестно сколько мне предстоит… Столько всего было… а теперь не греет… смысл я не видела с самого начала жизни, но потом забываешься как-то … увлекаешься фантиками, конфетками, мальчиками… Хотя то, что греет, оно было у меня внутри сначала, а потом как будто я это потеряла и стала искать во вне — одобрения, реализации, признания… На какое-то время это помогало заглушить и внутреннюю боль и депрессию. Было и время когда я просто летала, была переполнена энергией и любовью, готова была объять весь мир, ощущала свою вездесущность… и были рядом люди, много чудесных людей… и цель и смысл и истина… теперь все по-другому. Все стерли как урок со школьной доски.

  4. Мне кажется, я понимаю… Я про взрослую жизнь имел ввиду. А если весь период собственного существования обозревать, то самое сильное и яркое впечатление — это безысходность и пустота. И я ничуть не утрирую…
    А ощущение полета, энергии и любви, конечно, тоже были, но настолько мимолетные и преходящие, что от них и следа почти не осталось.
    И я не жалуюсь, констатирую факты ))))) Уже давно чувствую себя, как маленький старичок, который уже все видел и все знает, но никак не поймет нечто главное…

  5. PRAS, я тебя понимаю… «Уже давно чувствую себя, как маленький старичок, который уже все видел и все знает…» — это пройдет. Несмотря ни на что, нужно продолжать идти внутрь себя и быть честным, идти до конца, да. Один или нет, неважно, не обольщайся предсказаниями))) Все настолько мимолетно, но в тоже время очень ценно. Если встретить родную душу, да если встретить, то тогда намного легче. Но это драгоценный подарок)) Пусть у тебя будет такая встреча.

  6. Игорь скажите а как проверить погружён ли ты в выдуманные образы настолько самозабвенно, что связь с реальностью у тебя окончательно оборвана?

    1. В статье под таким разрывом связи подразумевалась запущенная психопатология на уровне клинического бреда. Такой человек уже ничего проверить про свою погруженность в образу не сможет. Для признания НЕосознанности толика маломальской осознанности все-таки нужна.

      1. На мой взгляд, если в жизни присутствует любая фанатичная приверженность чему-либо (или кому-либо) — каким-то взглядам, идеям, концепциям, людям, организациям и т.д. — это сразу указывает на погруженность в образы выдуманные и сигнализирует об отрыве от реальности. Так можно проверить. Интересно, что сам фанатизм, по сути, является глубоко подавленным сомнением (по-моему, Юнг это один из первых открыл). Подсознательно сомневающийся в объекте своего фанатизма человек, будет изо всех сил (хоть с оружием в руках) защищать свои «выдуманные образы» — потрясающий прадокс. )))
        А вот хорошо развитое критическое мышление, наоборот, указывает на относительно здоровую личность.

        1. Офанареть, Pras, вы простите, что я вторгаюсь, мне кажется, что вам пора консультировать…

          1. На вы не обязательно. Вторгайся на здоровье ). И спасибо за комплимент ;-) Рано мне еще, собственных завалов психологических уйма

          2. Деликатность — друг свободы )))))) А с завалами у всех дела обстоят нормально. В смысле, дерзайте, если есть желание )))

      2. Это, если про контекст статьи.. а вот наблюдая себя и да и что видится, пытаясь осознанать Осознанность, ощущаю, что практически все человечество оторвано от реальности и пребывает в иллюзии. Реальность подменяет ум, очень талантливо. Покров майи очень силен, особенно сильны т.н.духовные иллюзии. А осознанность — это нечто едва уловимое. Реальность — это сат-чит-ананда и мы на самом деле все Ей являемся. Отождествляясь с иллюзией преходящего мира — выпадаем из нее и соответственно страдаем.

        1. «Делайте то, что вам хочется делать. Не изводите себя. Насилие над
          собой сделает вас жёстким и грубым. Не боритесь с тем, что вы принимаете
          за препятствия на пути. Просто интересуйтесь ими, следите за ними,
          наблюдайте их, исследуйте. Позвольте случаться всему — и хорошему, и
          плохому. Но не позволяйте себе быть поглощённым тем, что происходит.
          Ум должен понять, что за активным умом есть НЕИЗМЕННЫЙ ФОН ОСОЗНАНИЯ.
          Ум должен узнать истинное Я и прекратить закрывать его собой, как луна,
          закрывающая солнце во время солнечного затмения. Просто осознайте, что
          ничто из того, что можно наблюдать или переживать, не является вами и не
          связывает вас. Не обращайте внимания на то, что не является вами. » Н.Махарадж

          1. Так ведь и делаем всегда только то, что хочется. Можем показывать вид, что стесняемся, сожалеем, винимся и т.д., но все равно делаем только то, что хочется.
            И ум не сможет познать истинное я. Оно само затмит его, когда надоест «играть».

          2. Пока полностью не осознан действуешь из обусловленности и можешь называть это как хочешь)))

        2. У меня сохраняется ощущение, что ты считаешь, будто майа (матрица и т.д.) владеет нашими умами по чьему-то злому умыслу. Будто мы оторваны от реальности и пребываем в мире иллюзий по какому-то недоразумению или по несправедливости. Но нет, мы именно так и хотим. А осознанность — вот она, лежит на ладони. Только руку протяни, если хочешь. А в «игру» еще попасть надо и отождествиться. И поверить.
          Пока интересно и нравится, мы живем и чувствуем (воспринимается, как страдание или драма), если надоедает — просветляемся, возвращаемся к истинным себе.

          1. Я пишу, исходя из своего чувствования. Уже давно хочу выйти из игры, но иллюзии как раз очень сильны пока, обусловленность… Все одновременно просто и не так как ты пишешь

          2. Все просто. Ты не хочешь выйти из игры. Ты хочешь играть в выход из игры и получаешь от этого удовольствие.
            Я знаю, что тебе не понравится мой вывод. Но уж как есть…

          3. Именно Тебе смешно? Или кому на самом деле? Кто спорит, кто пишет, что я не знаю? Кто кого хочет убедить на самом деле?

          4. Никто не спорит и никто никого не убеждает)))

          5. А вот теперь ты сваливаешь в одну кучу относительное и абсолютное. Так-то, конечно — нет никого, и спорить не о чем. Но когда пишешь или говоришь об уме и из ума же, подразумевая, будто из истинного я, а потом споришь и противоречишь? Так кто кого убеждает, кто желает все объяснить и создать новую иллюзию, опереться на нее хоть на время?
            Убеждает ум себя же, возомнивший, что он прикоснулся к истинному Я. Но он не может этого сделать. Истинное Я живет в реальности, прерогатива ума — иллюзии. Все, о чем можно поговорить — это иллюзии.

          6. Я имела в виду, ты не знаешь какова моя реакция на твой комментарий)

          7. Какая ты немногословная. Ладно. Я, кажется, понял )
            Ты еще не «знакома» с Empty Mirror?

          8. Попробуй познакомиться поближе. Интересная дама.

          9. Ради простого любопытства я «знакомлюсь» со всеми, кто пытается нести истину. Каждый хоть что-то, да дал мне. Не навязываю тебе ни в коем случае.

          10. Так и поняла. Иду всегда туда, куда не могу не пойти…

          11. Прас, вот и избавься от этих других наконец-то в своей голове. А то напичкан чужими знаниями под завязку)

          12. Арина, я про тебя давно все понял. Хватит тратить свои силы, чтобы доказать мне что-то. Переключись, обрати уже внимание на себя любимую. Давно пора. И отвали, надоела

          13. Нуну)) Неприятно да, когда тебя без приглашения назойливо пытаются лечить и помогать? Вот так вот и другие, тобой насильно облагодетельствованные, чувствуют. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать))

          14. Арин, возможно он сделал разворот по Б.Кейти. По комментарию по крайней мере

          15. Это новая техника — удар с разворота по Б. Кейти.

          16. Первый шаг. «Осуди ближнего своего» (можно использовать вопросник)
            (неб. комм. из группы Вк: «Тысячелетиями нас учили не осуждать, но давайте посмотрим правде в глаза — мы до сих пор постоянно этим занимаемся: мы лучше знаем, как должны поступать наши друзья, кого должны любить наши дети, что должны чувствовать, делать и говорить наши родители. Работа дает нам возможность не подавлять эти суждения и чувства, а использовать их как стартовые точки для осознания и самореализации. Позволив нашему внутреннему суду жить своей жизнью на бумаге, и используя окружающих в качестве зеркала, мы открываем то, что мы еще не поняли в самих себе.»)

            Второй шаг. Исследуйте каждое ваше утверждение в вопроснике «Осуди ближнего своего», используя 4 вопроса и развороты (в том числе и на себя).

          17. Еще коротко слова Б.Кейти: «Моя работа — понять других внутри себя. Других других не существует.»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.