Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Предмет психологии

предмет психологииСтатья сегодня – совсем небольшая. Можно ее воспринимать, как вводную часть предстоящих текстов о строении психики. Посмотрим, как пойдет.

Упрощенно говоря, предмет психологии – это психика со всеми ее процессами и компонентами. Психология – наука гуманитарная, а не точная, потому что реальных замеров психики не сделать. Замеряют разве что поведение и телесные реакции – поверхностные следствия тех внутренних процессов, которые и пытаются пронаблюдать.

Не существует и в ближайшее время вряд ли появится прибор способный отобразить бессознательные слои психики, наше «я», нашу совесть, глубину мысли. Более того, нет никаких достоверно научных доказательств существования у нас ума(!). Ученые до сих пор гадают, а умеют ли думать животные. Где уж нам доказывать существование Творца?

И в то же время для наблюдения психических компонентов у нас есть самый убедительный ненаучный прибор – личное восприятие. Мы наблюдаем все эти «данные» «собственной персоной» – наглядность максимальная, но соразмерна ей и субъективность. Последней на progressman.ru посвящен целый цикл статей.

Личное психическое оснащение имеет свои ограничения и заполнено искажениями, которые сам наблюдатель-исследователь выявить порой не в силах. Здесь должное надо бы отдать йогам, буддистам и иже с ними – тем искателям истины, кто посвящал десятилетия попыткам разглядеть отчетливей тот самый предмет психологии – сущность собственной психики.

Поэтому науку эту «пишут» люди осознанные – склонные направлять чуткое внимание во внутрь себя. И не смотря на всю расплывчатость «предмета» исследования, различные школы и частные искатели во многом сходятся – описывают одни и те же явления, прибегая к разным метафорам. Этот факт подкупает, но порой и приводит к заблуждению, будто предмет психологии можно познать в теории.

Как безошибочно передать в словах внутреннее пространство и чувства, которые в нем возникают? Как описать форму мысли? А если человек практикует медитацию, где наблюдает запредельные для понятийного ума вещи?

И не мудрено, что психология выросла из философии, которая в свою очередь зародилась от мифов о природе мироздания.

Все классические теории о строении психики и ее производных – материи глубоко условные и субъективные. Каким бы умным языком не описывал понятие личности толковый словарь, – это будет не точное описание, а скорей аллегория, нечто предполагаемое, без выверенных качеств, то, о чем всего лишь условились говорить конкретными словами.

Поэтому и направлений в психологии, и соответственно теорий строения личности – множество – традиционных и не очень. И в силу такой ненаучной обтекаемости предмета каждый новоявленный Фрейд дорисовывает карту учения на свой лад, имея на то все субъективные основания – иных и нет.

В этом же смысле, каждый вообще носит в своей голове собственное учение. Все готовые схемы из посторонних текстов лишь помогают подобрать точные слова для того, что человек сам про свою жизнь чувствует.

Конечно, иногда мы забегаем вперед и принимаем за истину непроверенные теории. Но даже в этом случае любой готовый текст так или иначе выражает наше нутро – наши смутные надежды, иррациональные верования, неясные предчувствия, склонности – скрытый от своих же глаз собственный внутренний мир.

Выражаясь символически, сочетания слов для восприятия читателя – это даже не «нотный стан», а что-то вроде открытого приглашения, на которое отзывается та «музыка» личных смыслов и чувств, что уже звучит в безотчетных глубинах его психики.

И эти строки – только пустые символы без тех живых проекций, которыми ваш ум прямо сейчас их оживляет.

В нас изначально заложен огромный потенциал, поэтому мы не столько развиваем и строим что-то новое, сколько именно изучаем – позволяем «прямо сейчас» на сцене своего внимания звучать отчетливей тому, что ранее «играло» в потаенных уголках души.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

П.С.
С этой весны взялся за озвучку статей. Начал с раздела про отношения. Уже озвученные тексты сейчас можно найти и послушать в контакте на моей странице ( vk.com/satorin ). Понимаю, что не все зарегистрированы в социальной сети, поэтому подумываю залить записи на торрент. Если знаете более пригодные для аудио-формата ресурсы, пишите в комментариях. Статьи озвучиваются примерно так же, как и пишутся – постепенно, от души, а потому неторопливо.

Другая запоздалая новость. Год назад создал подфорум «Знакомства для единомышленников», а проанонсировать как-то забыл. Он сейчас в вялотекущем состоянии, там всего пять участников, но забрасывать затею не хочется, что-то дельное из нее еще может вырасти. Желающим поучаствовать предлагается создать собственную тему, где потребуется краткий рассказ о себе, своих интересах и целях знакомства (дружба, отношения, обмен опытом и пр.). Все желающие могут зарегистрироваться. Напомню, что первые три сообщения на форуме можно оставлять только в разделе «флудильная» и после регистрации.

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

82 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. А представим, что Эго — это чужой ребенок, в компании которого вы вынуждены находиться (борт самолета). Ребенок сходит с ума, бесится, бегает, орет и т.д.
    Его уже не «переплавишь», не «сломаешь» и не «согнешь».
    И получается, что его, действительно, лучше всего только игнорировать. )))
    А вот если в данном случае психовать и нервничать, то как минимум плохое настроение и расстройство пищеварения на этом фоне вам гарантированы. )))

  2. Ну нет, если эго наше, то и ребёнок наш, а не чужой. Наш ребёнок, которого надо воспитывать. А если игнорировать, то когда он, разбалованный, вырастет и окажется у штурвала нашего самолёта (нашей сущности, о которой мы смутно догадываемся), тогда уже придётся проигнорировать плохое настроение и расстройство пищеварения. Пред лицом гораздо больших проблем.

  3. Не, Кать, боюсь, что все-таки это именно чужой ребенок. Искусственный образ, собранный из тысяч кусочков — подсмотренных чужих привычек, взглядов, мнений, характеров, стереотипов и т.д. Нет там ничего от нас самих, от того и внутренний конфликт пылает красным пламенем внутри. Эго хочет быть супергероем и всячески раздувает свою важность по любому поводу, а душа стремится к покою и равновесию. Оно наш друг и враг одновременно. Пока человек совсем не слышит свою душу, выжить в физическом мире ему помогает Эго, но, когда приходит время, и голос души звучит все громче, ложному Я придется отойти в сторону. В любом случае, его слушать уже никто не будет. Главное, что специально этот процесс никак, скорее всего, инициировать нельзя.
    Мне очень нравится вторая часть твоих мыслей — этот ребенок и впрямь у всех довольно избалованный и рвется к штурвалу самолета. Но кто ж его пустит? Игрушечный руль только могут дать ))). Вот и вертит Эго этот бутафорский руль в руках, наслаждаясь иллюзией управляемого полета.

  4. Херсонес,
    » И получается, что его, действительно, лучше всего только игнорировать. »

    Вы плохо знаете детей, у вас их явно нет. Лучше для ребенка — заинтересованность, отвлечение его от негативных мыслей на что-либо, а переключить на что-то более положительное, что принесет пользу ни только ему, но его за это и похвалят, погладят и полюбят больше, чем сейчас. Дети нуждаются быть нужными и полезными, а не проигнорированными, от сюда возникновения еще большего невроза ( ощущения себя брошенным, покинутым, нежеланным ребенком.). Но это тоже нужно уметь, наблюдать за реакциями, понять и найти причину беспокойства малыша.

  5. Да, детей нет у меня.
    «Понять и найти причину беспокойства малыша», — тоже хороший подход к своему Эго, очень даже эффективный, пожалуй.

  6. И всё же сомневаюсь, что в нашем самолёте вдруг окажется чужой ребёнок. Он наш, только в фантиках из стереотипов, подсмотренных где-то там у кого-то там — у чужих. Наверное, нужна определённая степень смелости, чтобы признать этого ребёнка своим и принять его со всеми «погремушками». А потом воспитывать.

  7. «этот ребенок и впрямь у всех довольно избалованный и рвется к штурвалу самолета. Но кто ж его пустит? Игрушечный руль только могут дать ))). Вот и вертит Эго этот бутафорский руль в руках, наслаждаясь иллюзией управляемого полета.»_________________
    Ну вот, это уже не игнорирование, а конкретное действие. Заодно дитё, наслаждаясь иллюзией, тоже чему-то учится в процессе игры. Конешно, учится, в соответствии своему возрасту и степени ответственности.

  8. Про ребенка и гвоздь улыбнуло. Вот так мы все и выдумываем.))))Понимание, что есть вы и у вас есть эго не совсем корректно. Вы и есть эго. Понимание этого все упрощает. Как вы знаете, что вы — это вы? Мысль. Нет мысли, нет вас. Попробуйте понять кто вы без единой мысли. Будет тишина и пустота в голове. Сначала идет мысль, за ней тащится эмоция, соответствующая этой мысли, за эмоцией реактивная реакция на эту мысль. Нет мысли, нет эмоции, нет реакции. В осознанности мысли приходят, но ты не вовлекаешься в мысли, просто наблюдаешь их или можно сказать игнорируешь. В итоге нет эмоций на нее и нет реакций.))))))))) Так это работает. Просто попробуйте и сами увидите.

  9. Ну хорошо, тишина и пустота в голове, ноль реакции на кровоточащую пятку или орущего ребёнка. Дальше что? — Абсцесс\больница или самолёт в крутом пике — перспективы, которые тоже посоветуете наблюдать, не вовлекаясь.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.