С детства мы приучены различать два типа зла – внешнее, событийное и внутреннее, психологическое. Первое зло – это условно «плохие» явления. Второе – наша как бы «закономерная», негативная реакция на них – переживание злости. «Плохими» мы называем явления, которые, как мы чувствуем, не имеют права существовать – то есть существуют «незаконно», и «должны» быть по «справедливости» истреблены – и тогда воцарится «добро». Сплошные кавычки.
При этом собственное чувство зла вытесняется и проецируется во вне. Дескать, с нами-то все в порядке, мы зло лишь наблюдаем, а испытываем обострившееся чувство «справедливости». А зло – там во вне, с ним-то и надо разбираться.
На деле «зло» всегда остается собственным переживанием – чувством злости. Именно интенсивностью этого личного чувства измеряется тяжесть внешнего события – «зла» в мире, которое констатирует наш неравнодушный, пристрастный ум.
В том числе и так порождаются всевозможные формы массового психоза социальной нетерпимости: расизм, сексизм, гомофобия, ксенофобия и др.
Войны начинались, когда маги какого-нибудь клана объявляли чужую реальность злодейской. Они показывали сами себе кино про других, потом делали вид, что это были новости, доводили себя до возбуждения и начинали этих других бомбить.
Виктор Пелевин
Я не утверждаю, что чувство справедливости – это, вообще, какая-то ошибка, а только пробую присмотреться к нему внимательней, и разобраться, что именно этим чувством называют. И почти всегда – это эмоционально насыщенная, крепкая, безусловная вера в правильный вариант реальности. Верующий при этом, словно заглядывая в планы Творца, принимается судить – указывать миру, что обязано наличествовать, а что подлежит обязательному исправлению или уничтожению.
Начинка чувства справедливости
Злость – не единственный способ почувствовать несправедливость жизни. Есть еще и обида, зависть, чувство вины – наша психика богата на способы сопротивляться происходящему.
Зависть подсказывает, что «по справедливости», мы должны иметь не меньше и не хуже, чем тот, кому мы завидуем. Зависть побуждает «справедливо» осуждать и наказывать чужую несдержанность и раскованность там, где мы себя привязываем к батарее сковываем своим «правильным» поведением.
Обида подсказывает, что человек, практикующий невыгодное для нас поведение, обязан «по справедливости» раскаяться и начать исправляться.
Чувство вины мы переживаем, когда констатируем несправедливость на сей раз в собственных поступках. Вина подсказывает, что мы поступили «плохо», и поэтому потеряли право быть любимыми. А чтобы это право вернуть «обязаны», опять же, раскаяться и начать исправляться. Даже если это в принципе невозможно, все равно «обязаны», потому что «справедливости» наплевать, есть ли для требуемых ею перемен реальная почва.
Иными словами, то, что мы чувством справедливости называем – это не какая-то самостоятельная единица эмоциональной сферы, а целая смесь различных переживаний – чаще всего негативных, но в собственных глазах облагороженных.
Я не утверждаю, будто все разновидности реакций из «чувства справедливости» – сплошное «зло». Иногда «справедливость» действительно побуждает к «возвышенным» и «благородным» поступкам. Но чаще всего «справедливостью» прикрывается личная, порой откровенно эгоистичная выгода.
Всеобщее «добро»
Самый коварный самообман, который чувство «справедливости» прикрывает, – тот самый трюк ума, где личные, порой далекие от реалий притязания убежденно навязываются под видом всеобщего объективного добра. Такая слепая убежденность побуждает с пеной у рта доказывать окружающим, какой должна быть жизнь.
С таким настроем жестокое самоуправство вдруг становится «освободительным» крестовым походом против «неверных». И в награду «крестоносцы» получают прощение всех грехов. Исторический факт. Так личные неврозы и принимаются за сверкающе чистую монету.
Все было бы куда проще, если бы действительно существовала единая и понятная для всех справедливость – спорить было бы не о чем. Но в ранг такой большой всеобщей правды мы воздвигаем множество маленьких личных полуправд.
Искреннюю убежденность в своей правоте может иметь каждая из конфликтующих сторон. Вроде как все «правы» и «справедливы», а договориться не могут, принимают друг друга за агрессивных противников истины и справедливости – осуждают и наказывают за разницу в самообмане.
Какой должна быть жизнь
Несправедливость мира – это сброс ответственности за свои нереалистичные ожидания на внешних «виноватых». Обычно за такой безответственностью кроется нежелание признавать качество собственного вклада в свою же жизнь.
Так происходит, когда в глубине души человек сам считает себя слабаком и неудачником, не сумевшим принять вызов жизни – за это себя порицает и ненавидит. А на поверхности, чтобы от внутреннего конфликта спрятаться, перекладывает ответственность за «неудачи» с себя на правительство, начальство, родителей, партнеров, судьбу, Всевышнего – любую внешнюю силу, которая «помешала» счастью, либо была «обязана» устроить все «по справедливости» – то бишь обеспечить исполнение желаний, но не устроила, не обеспечила.
В идеале надо бы понимать, что никто нам ничего не должен. Но есть и хорошая новость – мы тоже никому ничего не должны. Ни себе, ни окружающим. На все – свободная, добрая воля. Прекрасно понимаю, насколько эта тема скользкая. Планирую разбирать нюансы в будущих статьях.
Правда заключается в том, что мы понятия не имеем, какой должна быть жизнь. Либо можно сказать, что горькая для наших оторванных от жизни чаяний правда – в том, что все уже происходит именно так, как должно происходить. Потому что так устроена жизнь – таков естественный ход вещей. Никто и ничто не может иначе.
Эти беспощадные к нашим ожиданиям, холодные закономерности жизни, пожалуй, и есть та единая для всех справедливость, на которую только и можно опираться. Иначе остается удивляться, как это люди имеют столько наглости – идти против всеобщей святой справедливости – нашей маленькой лжи самим себе.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Нина, уже так происходит. Склонные обижать, уже обижают, кого могут, и оправдание себе найдут — хоть здесь, хоть где. Неважно, как это называть — справедливость, или несправедливость. Нытьем все равно никак не насытиться.
Ленок
«Не надо в этом никого упрекать.»
А где я упрекаю?
Я так просто не хочу жить.
И озвучиваю свое отношение.
И даже Вас не уговариваю.
Игорь Саторин
«Нина, уже так происходит. »
Конечно. Я за то, чтоб это не преумножать.
Идеология всегда много значила для наших людей, даже за счет здравого смысла.
«Склонные обижать, уже обижают, кого могут»
И это им отличная подсказка — продолжай, все хорошо и правильно, «все происходит».
Я видела, как люди поднимали голову, когда им приходила идея индульгенции: всех предупредить, что я — дерьмо, и можно делать, что хочешь. И да, это работает.
Ну, почему существует уверенность в том, что реалистичный взгляд на жизнь плодит безответственность, свинство и анархию???
Вот Вам, Нина, прямо сейчас скажут, к примеру, — твори, что хочешь и ничего за это не будет! Что прямо вот так броситесь творить беззаконие? Или будете продолжать жить по-прежнему?
Общество не держится на том, что в нем существует Уголовный кодекс. Равно как и наличие УК не уберегает некоторых личностей от того, чтобы преступить «закон».
Так не приходило ли в голову Вам, что есть некий более справедливый (единственно возможный и верный) ЗАКОН?
«Нина, уже так происходит.» — Этого в статье нет. И вот, начались рассуждения, уточнения: «кого не убий, сколько не укради и у кого…». Возможно все это выльется в материал для новой статьи и новых рассуждений. Чем больше людей начнут думать и рассуждать, тем лучше. Или хотя бы увидят, что на данные темы можно думать и рассуждать.
«Так не приходило ли в голову Вам, что есть некий более справедливый (единственно возможный и верный) ЗАКОН?» — «Я есть ЗАКОН». У себя в голове, у себя в семье, в коллективе… Закон — Власть — Террор.
Сколько раз я убеждался, Иван, что все спорщики, не согласные с посылами, изложенными на сайте, просто превратно или извращенно поняли основную мысль. Но наиболее обидно бывает, когда узнаёшь, что полемизировал с человеком, который просто не удосужился достаточно внимательно прочитать текст.
Мне жаль, что я потратил на тебя время. Разве это справедливо вообще??? )))
PRAS
«Сколько раз я убеждался, Иван, что все спорщики, не согласные с посылами, изложенными на сайте, просто превратно или извращенно поняли основную мысль. »
Откуда у Вас уверенность, что Вы ее правильно поняли, многомудрый Вы наш? :)))) Иллюзии, иллюзии…
«Ну, почему существует уверенность в том, что реалистичный взгляд на жизнь плодит безответственность, свинство и анархию???»
Реалистичный взгляд подсказывает. Не всем же в облаках витать и бабочками пукать…
Для этого особой мудрости и не требуется.
Нина, я в который раз замечаю, что являюсь для Вас своего рода «красной тряпкой», почему, не подскажите?
«Но наиболее обидно бывает, когда узнаёшь, что полемизировал с человеком» — не примите за насмешку, но мне правда было важно указать на слабые места в статье, и комменты служат неплохой иллюстрацией тому. Справедливо, когда видя ситуацию, которая развивается по твоему мнению не верно, ты можешь сделать что-либо, чтобы как-то на это повлиять. Часто все что можно сделать этим и ограничивается.
«Откуда у Вас уверенность, что Вы ее правильно поняли, многомудрый Вы наш? :)))) Иллюзии, иллюзии»
хотя бы оттуда, что Игорь его не поправляет))
«Реалистичный взгляд подсказывает. Не всем же в облаках витать и бабочками пукать…»
я правильно поняла, что брать на себя ответственность за происходящее в своей жизни — это как раз витать в облаках и пукать?
«Для этого особой мудрости и не требуется.»
PRAS, ну что ж вы от комплиментов открещиваетесь)) да, многомудрый, сами назвали — пусть прислушиваются))
«что Игорь его не поправляет» — Игорь! :) они хотят следовать за вами. Теперь вам видно? Хотят они того или нет, ваше мнение важно для них, иначе бы их просто не было. Поэтому, отнеситесь внимательнее к тому что вы делаете, пожалуйста. Спасибо.