Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Чувство справедливости

чувсьвл справедливостиС детства мы приучены различать два типа зла – внешнее, событийное и внутреннее, психологическое. Первое зло – это условно «плохие» явления. Второе – наша как бы «закономерная», негативная реакция на них – переживание злости. «Плохими» мы называем явления, которые, как мы чувствуем, не имеют права существовать – то есть существуют «незаконно», и «должны» быть по «справедливости» истреблены – и тогда воцарится «добро». Сплошные кавычки.

При этом собственное чувство зла вытесняется и проецируется во вне. Дескать, с нами-то все в порядке, мы зло лишь наблюдаем, а испытываем обострившееся чувство «справедливости». А зло – там во вне, с ним-то и надо разбираться.

На деле «зло» всегда остается собственным переживанием – чувством злости. Именно интенсивностью этого личного чувства измеряется тяжесть внешнего события – «зла» в мире, которое констатирует наш неравнодушный, пристрастный ум.

В том числе и так порождаются всевозможные формы массового психоза социальной нетерпимости: расизм, сексизм, гомофобия, ксенофобия и др.

Войны начинались, когда маги какого-нибудь клана объявляли чужую реальность злодейской. Они показывали сами себе кино про других, потом делали вид, что это были новости, доводили себя до возбуждения и начинали этих других бомбить.

Виктор Пелевин

Я не утверждаю, что чувство справедливости – это, вообще, какая-то ошибка, а только пробую присмотреться к нему внимательней, и разобраться, что именно этим чувством называют. И почти всегда – это эмоционально насыщенная, крепкая, безусловная вера в правильный вариант реальности. Верующий при этом, словно заглядывая в планы Творца, принимается судить – указывать миру, что обязано наличествовать, а что подлежит обязательному исправлению или уничтожению.

Начинка чувства справедливости

Злость – не единственный способ почувствовать несправедливость жизни. Есть еще и обида, зависть, чувство вины – наша психика богата на способы сопротивляться происходящему.

Зависть подсказывает, что «по справедливости», мы должны иметь не меньше и не хуже, чем тот, кому мы завидуем. Зависть побуждает «справедливо» осуждать и наказывать чужую несдержанность и раскованность там, где мы себя привязываем к батарее сковываем своим «правильным» поведением.

Обида подсказывает, что человек, практикующий невыгодное для нас поведение, обязан «по справедливости» раскаяться и начать исправляться.

Чувство вины мы переживаем, когда констатируем несправедливость на сей раз в собственных поступках. Вина подсказывает, что мы поступили «плохо», и поэтому потеряли право быть любимыми. А чтобы это право вернуть «обязаны», опять же, раскаяться и начать исправляться. Даже если это в принципе невозможно, все равно «обязаны», потому что «справедливости» наплевать, есть ли для требуемых ею перемен реальная почва.

Иными словами, то, что мы чувством справедливости называем – это не какая-то самостоятельная единица эмоциональной сферы, а целая смесь различных переживаний – чаще всего негативных, но в собственных глазах облагороженных.

Я не утверждаю, будто все разновидности реакций из «чувства справедливости» – сплошное «зло». Иногда «справедливость» действительно побуждает к «возвышенным» и «благородным» поступкам. Но чаще всего «справедливостью» прикрывается личная, порой откровенно эгоистичная выгода.

Всеобщее «добро»

Самый коварный самообман, который чувство «справедливости» прикрывает, – тот самый трюк ума, где личные, порой далекие от реалий притязания убежденно навязываются под видом всеобщего объективного добра. Такая слепая убежденность побуждает с пеной у рта доказывать окружающим, какой должна быть жизнь.

С таким настроем жестокое самоуправство вдруг становится «освободительным» крестовым походом против «неверных». И в награду «крестоносцы» получают прощение всех грехов. Исторический факт. Так личные неврозы и принимаются за сверкающе чистую монету.

Все было бы куда проще, если бы действительно существовала единая и понятная для всех справедливость – спорить было бы не о чем. Но в ранг такой большой всеобщей правды мы воздвигаем множество маленьких личных полуправд.

Искреннюю убежденность в своей правоте может иметь каждая из конфликтующих сторон. Вроде как все «правы» и «справедливы», а договориться не могут, принимают друг друга за агрессивных противников истины и справедливости – осуждают и наказывают за разницу в самообмане.

Какой должна быть жизнь

Несправедливость мира – это сброс ответственности за свои нереалистичные ожидания на внешних «виноватых». Обычно за такой безответственностью кроется нежелание признавать качество собственного вклада в свою же жизнь.

Так происходит, когда в глубине души человек сам считает себя слабаком и неудачником, не сумевшим принять вызов жизни – за это себя порицает и ненавидит. А на поверхности, чтобы от внутреннего конфликта спрятаться, перекладывает ответственность за «неудачи» с себя на правительство, начальство, родителей, партнеров, судьбу, Всевышнего – любую внешнюю силу, которая «помешала» счастью, либо была «обязана» устроить все «по справедливости» – то бишь обеспечить исполнение желаний, но не устроила, не обеспечила.

В идеале надо бы понимать, что никто нам ничего не должен. Но есть и хорошая новость – мы тоже никому ничего не должны. Ни себе, ни окружающим. На все – свободная, добрая воля. Прекрасно понимаю, насколько эта тема скользкая. Планирую разбирать нюансы в будущих статьях.

Правда заключается в том, что мы понятия не имеем, какой должна быть жизнь. Либо можно сказать, что горькая для наших оторванных от жизни чаяний правда – в том, что все уже происходит именно так, как должно происходить. Потому что так устроена жизнь – таков естественный ход вещей. Никто и ничто не может иначе.

Эти беспощадные к нашим ожиданиям, холодные закономерности жизни, пожалуй, и есть та единая для всех справедливость, на которую только и можно опираться. Иначе остается удивляться, как это люди имеют столько наглости – идти против всеобщей святой справедливости – нашей маленькой лжи самим себе.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

284 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Ленок
    «У вас есть право избегать строить отношения с Младенцами.»

    Ну, да. И что?
    Я просто против открытой рекламы такого образа жизни. Только и всего.
    К слову, имею право. И если в чью-то «справедливость» это не вписывается, то что здесь рекомендуют? Правильно — заглянуть в себя и бла-бла-бла…

  2. «У вас есть право избегать строить отношения с Младенцами.»____
    У нас есть также право избегать строить отношения с маньяком, который походу несётся за нами с недобрым взглядом и топором.)))

  3. Угу. А если террористы взорвали Ваш дом, то им просто так нужно. А проблема Ваша — нечего было селиться в этом доме, этом городе, этой стране.

  4. Нина, мы действительно живем в таких домах, которые могут подвергаться террактам. И чтобы это признавать, не надо быть террористом. Ответственность к тому и сводится, чтобы видеть, как есть. Но правду признавать действительно нелегко. Правда в том, что следующее мгновение — непредсказуемо и может оказаться последним. Как ни плачь, как ни сердись.

  5. «Ответственность к тому и сводится, чтобы видеть, как есть.» — «Люди делятся на две категории: одни сидят на трубах, другим нужны деньги.» (с).

  6. Игорь Саторин
    «Правда в том, что следующее мгновение — непредсказуемо и может оказаться последним.»

    Я отдаю себе в этом отчет и уговаривать меня не надо.
    Я о другом. Бездумное принятие данного постулата (что, в общем-то, наблюдается по комментариям) ведет к ухудшению жизни в социуме. Да, можно. Вопрос, зачем?

    Тетя схватилась за сердце и упала? Иди мимо, «все происходит», она сама виновата, что довела себя.
    В трамвае обхамили? Молчи и загляни в себя, ты — замаскированный хам, который не хочет себе в этом признаться. Пусть хамят дальше.
    Кто-то рядом бьет ребенка? Так и должно быть. Это ответственность ребенка, зачем такой маленький?
    И так далее.
    Лично я не хочу жить в таком мире и я могу сделать хоть что-то, чтоб этот мир вокруг меня стал немного комфортней, и не только для меня, но и для окружающих.

  7. «Лично я не хочу жить в таком мире»
    Нина, это ваше право конечно. Это ваша ответственность)) Не надо в этом никого упрекать.
    «Тетя схватилась за сердце и упала? Иди мимо»
    не, это ваш вывод)) можешь помочь — помоги, не можешь — значит у тебя нет ресурсов поступить по другому — такой вывод
    «В трамвае обхамили?»- тут вообще море море вариантов как поступить, переживать не стоит из-за этого, вы ответственны за свои эмоции в этот момент))

  8. «У нас есть также право избегать строить отношения с маньяком, который походу несётся за нами с недобрым взглядом и топором.)))»
    Catherine, конечно есть, ходите людными улицами в сопровождении мужчины желательно))

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.