В моем восприятии одна из главных хитростей психологического консультирования заключается в том, чтобы увидеть проблему клиента, как разновидность сновидения – навеянного морока, который помогает развеять сторонний специалист. В этом смысле работа толкового психолога – это такая «просветляющая» ум деятельность. Она, сокращая дурман иллюзий, отрезвляет, или в ином смысле, пробуждает от психического сна. О том, что это за сон я уже начинал говорить в прошлой статье, а сегодня тему раскрывать продолжаю немного с другого ракурса. Если ваш ум смущают сомнения в реальном, можно все нижеописанное воспринимать, как аллегорию.
Вы когда-нибудь задумывались о критериях реального? Что именно отличает реальность от иллюзии? Каким образом реальность становится реальной в наших глазах?
Можно сказать, что реальность сна иллюзорна, потому что она не то, чем кажется. Зыбкая и неустойчивая, она как бы дурачит нас, прикидываясь твердой реальностью дня, побуждая к серьезному отношению со всем арсеналом «взрослых» эмоций, пока мы в нее верим. Во сне мы путаем реальность физического мира с хрупкой картиной сновидения.
И все же, пока мы спим, реальность сна не вызывает подозрений, ее имидж поглощает так же всеохватывающе, как и образы привычной жизни. И лишь по пробуждению морок рассеивается – и все проблемы, возникшие во сне, уходят вместе с ним. Но до тех пор, пока сон длится, он кажется реальным и принимается всерьез.
Момент, который я здесь хочу подчеркнуть – это глубокая уверенность сновидца в происходящем. Будучи во сне, он как бы «знает», что находится в реальном мире. И вот здесь приходится констатировать, что все его твердое знание есть ни что иное, как крепкая вера.
Ночью мы верим в реальность сна, днем – в реальность повседневности. И вера эта в сущности идентична. Мы просто принимаем происходящее, как должное, словно с этим миром априори все ясно. Ни ночью, ни днем у нас к реальности нет никаких вопросов. Вплоть до пробуждения – аналогичный драматизм и накал страстей. Остается некритично-самозабвенно поглощаться грезами.
То есть, мы «знаем», что дневная реальность реальна точь-в-точь так же, как «знаем», что реальна реальность сна, пока она снится. У нас нет никаких объективных критериев «реального». Мы попросту верим в этот мир. Глубоко, бессознательно, убежденно. И называем свою твердую веру знанием.
О веревках и змеях
По сути сон отличается от повседневности лишь своей неустойчивостью. Сны – преходящи. Но и наша жизнь в контексте космических сроков не более устойчива. Все, что мы знаем, пройдет. И если устойчивость мира говорит о его подлинности, тогда, наш мир реален в такой же относительной степени, как и мир сновидения.
На progressman.ru эту идею я уже озвучивал в статье о бессознательном: «Можно убежденно «знать» все, что угодно. Но сама эта убежденность имеет мысленную структуру. По-настоящему мы ничего не знаем, потому что наша уверенность в чем бы то ни было – это только крепкая безусловная вера.».
Клиентам я часто привожу известную аналогию, где человек увидевший веревку, принимает ее за змею и переживает неподдельный страх. Он «знает» настолько твердо, насколько вообще способен, что перед ним смертельная опасность. Она для него реальна.
Роль психолога заключается как раз в том, чтобы клиента от его беспокойных снов пробудить. Задача эта непростая, потому что большую часть сновидений нам показывают в «кинотеатре» бессознательного, откуда до поверхности сознания «эхом» доносится лишь некое фоновое настроение, какая-то смутная боль за себя и свою жизнь.
И здесь почти все сводится к тому, чтобы суметь увидеть корень проблемы. Если есть опыт исследования личных психических глубин и хватает чуткости прислушиваться к собственному нутру, можно быть самому себе психологом. В каком-то смысле это равносильно тому, чтобы стать объектом собственного исследования.
Чтобы нацелить внимание на источник переживаний, могут подойти такие вопросы: «Что я сейчас чувствую?», «О чем думаю?», «Что я сейчас «знаю» о своей жизни?» Проекции рассеиваются при их прямом осознании, и реальность освобождается от той драмы, которой ее застилали, навеянные умом сновидения.
Где все эти «реальные» события?
Примеров рассеивания психических снов в жизни каждого предостаточно. В такой, навеянной грезами «реальности», расставания становятся концом света, или пустым, бессмысленным будущим. Чужая смерть принимается за собственную. За чьим-то невовлеченным спокойствием грезится холодное, предательское равнодушие. Небольшие победы навевают сны о собственном величии. Мимолетные ошибки побуждают верить в галлюцинации о личной низкосортности. И т.д., и т.п.
В таком ключе вся наша повседневность – все та же иллюзия, потому что она, подобно сновидению – не то, чем кажется. Мы принимаем химеры своего ума за реальные события. Можно сделать оговорку и сказать, что иллюзорно лишь наше отношение к жизни, а сама жизнь реальна. Но дело в том, что мы не знаем жизни за пределами собственного к ней отношения.
По пробуждению мы осознаем, что сон – иллюзия, потому что навеяли его себе сами. А чем отличается дневная повседневность? Где все эти «реальные» события? Здесь и сейчас в этот настоящий момент вся наша уверенность в событиях происходящей реальности – это все те же грезы. Мы спим наяву и нам снится наша жизнь – снятся события, отношения, мы сами себе снимся.
Разоблачать жизнь, как это делают буддийские монахи и отшельники-йоги вплоть до стадии просветления никто не обязан. Интенсивность практики каждый волен выбирать самостоятельно. Кому-то суждено нестись впереди паровоза, кому-то проще, вообще, «не заморачиваться». Но, как я это вижу, актуальная стадия проработки для каждого – те самые бытовые события и переживания, которые воспринимаются, как проблемные.
И даже тысячи отрезвляющих облегчений от взломанных иллюзий большинству из нас недостаточно, чтобы ощутить эту вопиющую шаткость личной убежденности в том, что реально, а что нет. Мы лишь меняем одно сновидение на другое – в лучшем случае более-менее реалистичное. Как-то так видимо и пролегает «местный» земной путь душевного взросления. От детских иллюзий движемся к утонченным, и далее – к «осознанным сновидениям».
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Так переживается …
Кирилл, что-то мне не по себе от идеи «просто подождем, что будет дальше», у меня на намек Игоря другая позиция: я понятия не имею как все будет обстоять и это действительно так. Поэтому на « что дальше?» уместнее всего не растворять свой ум до кефирного состояния «все ништяк», а готовить свое высшее я ко встрече с Неведомым. Как-то сомнительно, что такая встреча закончится доброжелательно, если Неведомое не усмотрит во мне силы достойные уровня обращения ко мне на равных. Получается задачи на это воплощение – раскапывать свою основу, на которую взращивать личную силу и безупречность
Максим, а может быть такое, что Вы готовите «высшее я» ко встрече с Неведомым и не замечаете, что оно уже присутствует?)
Да и как можно подготовиться к встрече с «с тем, не знаю чем».?)))
Светлана, опять таки замечательный намек) Способность взаимодействия с Неведомым и устоять при этом, возможна лишь при условии растворения его, слияния с ним или иначе — осознание его. Получается, если встреча с Неведомым – это самый окончательный «выпускной» экзамен, то степень готовности к экзамену – уровень и способность осознания. Вновь все зацикливается на осознанности)
Почему-то есть подозрение, что следующий текст уже будет здесь лишним, он смахивает на просто какое-то взращивание своего сверх Эго, но всеже, раз уж поперло допущение любых личных идей, без попыток соответствовать чужому описанию мира…
Если допустить, что Неведомое – это таже иллюзии мира сновидения Брамы, то в чем тогда моя личная свобода? Осознавая Неведомое принадлежащее другой сущности, разве это не ловушка для моей свободы? Есть ощущение, что Брама может подкидывать предметы для осознания бесконечно, а я, как отдельная сущность, рискую погрязнуть в этом процессе осознавания всевозможных форм. Если я духовная сущность заключенная в материальный мире сновидения Брамы, то личная свобода – это стать отдельным, независимым от этого сновиденческого мира. Тогда добавляется еще цель (помимо обретения своей личной основы, и наращивание на нее личной силы и безупречности) — это не попадаться на удочки всяких сущностей, запитывающихся от меня энергетикой моего сознания.
Максим, ожидание встречи с Неведомым, которое может не усмотреть что-то там, и тогда втреча не сулит ничего хорошего — это ж ваша иллюзия. Да, тонкая и духовно продвинутая, но иллюзия. Видимо, так для вас сейчас лучше и легче жить. А мне вот надоело, я не хочу больше иллюзий. Хочу знать прямо сейчас — что тут происходит вообще? ))))
Согласна с Максимом!
И тогда, пребывание в реальных или не совсем снах, является по сути, Жизнью в нынешнем воплощении и подготовкой к переходу в Неведомое. Осознание и приятие этого факта помогает каждой сущности сделать свой собственный выбор, куда устремиться душой: вверх, к царству просветленного духа, или вниз, где будут обитать, поддавшиеся темным мыслям.
Напоминает параграфы святых учений и писаний, не правда ли? А кто доказал, что Библия является вымыслом?
Читая подобные статьи, всякий раз радуюсь тому факту, что человечество не перестает решать дилемму о первозданности яйца или курицы. Современным языком, всё чаще апеллируя к разуму (наука подтянется!). Это вселяет надежду и веру в эволюцию человека!
Спросил Оракул «что дальше?», Оракул ответил: Когда мы следуем собственным решениям снова и снова, мы обретаем целостность.
По мне так ответ очень даже соответствует нашей теме независимости)
Максим,а Вам зачем свобода?) Для чего?
Светлана, я так вижу, если в мире всё обстоит так, как мы сегодня обсуждали, то я это увидел так, что я трачу свои силы на поддержание чьего-то чужого мира, хотя мог бы энергию тратить на личные цели. Видится, что выбор свободы, это выбор ответственности самому стать Творцом, заниматься созиданием своего мира.