Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Реальные сны

реальные сныВ моем восприятии одна из главных хитростей психологического консультирования заключается в том, чтобы увидеть проблему клиента, как разновидность сновидения – навеянного морока, который помогает развеять сторонний специалист. В этом смысле работа толкового психолога – это такая «просветляющая» ум деятельность. Она, сокращая дурман иллюзий, отрезвляет, или в ином смысле, пробуждает от психического сна. О том, что это за сон я уже начинал говорить в прошлой статье, а сегодня тему раскрывать продолжаю немного с другого ракурса. Если ваш ум смущают сомнения в реальном, можно все нижеописанное воспринимать, как аллегорию.

Вы когда-нибудь задумывались о критериях реального? Что именно отличает реальность от иллюзии? Каким образом реальность становится реальной в наших глазах?

Можно сказать, что реальность сна иллюзорна, потому что она не то, чем кажется. Зыбкая и неустойчивая, она как бы дурачит нас, прикидываясь твердой реальностью дня, побуждая к серьезному отношению со всем арсеналом «взрослых» эмоций, пока мы в нее верим. Во сне мы путаем реальность физического мира с хрупкой картиной сновидения.

И все же, пока мы спим, реальность сна не вызывает подозрений, ее имидж поглощает так же всеохватывающе, как и образы привычной жизни. И лишь по пробуждению морок рассеивается – и все проблемы, возникшие во сне, уходят вместе с ним. Но до тех пор, пока сон длится, он кажется реальным и принимается всерьез.

Момент, который я здесь хочу подчеркнуть – это глубокая уверенность сновидца в происходящем. Будучи во сне, он как бы «знает», что находится в реальном мире. И вот здесь приходится констатировать, что все его твердое знание есть ни что иное, как крепкая вера.

Ночью мы верим в реальность сна, днем – в реальность повседневности. И вера эта в сущности идентична. Мы просто принимаем происходящее, как должное, словно с этим миром априори все ясно. Ни ночью, ни днем у нас к реальности нет никаких вопросов. Вплоть до пробуждения – аналогичный драматизм и накал страстей. Остается некритично-самозабвенно поглощаться грезами.

То есть, мы «знаем», что дневная реальность реальна точь-в-точь так же, как «знаем», что реальна реальность сна, пока она снится. У нас нет никаких объективных критериев «реального». Мы попросту верим в этот мир. Глубоко, бессознательно, убежденно. И называем свою твердую веру знанием.

О веревках и змеях

Химеры По сути сон отличается от повседневности лишь своей неустойчивостью. Сны – преходящи. Но и наша жизнь в контексте космических сроков не более устойчива. Все, что мы знаем, пройдет. И если устойчивость мира говорит о его подлинности, тогда, наш мир реален в такой же относительной степени, как и мир сновидения.

На progressman.ru эту идею я уже озвучивал в статье о бессознательном: «Можно убежденно «знать» все, что угодно. Но сама эта убежденность имеет мысленную структуру. По-настоящему мы ничего не знаем, потому что наша уверенность в чем бы то ни было – это только крепкая безусловная вера.».

Клиентам я часто привожу известную аналогию, где человек увидевший веревку, принимает ее за змею и переживает неподдельный страх. Он «знает» настолько твердо, насколько вообще способен, что перед ним смертельная опасность. Она для него реальна.

Роль психолога заключается как раз в том, чтобы клиента от его беспокойных снов пробудить. Задача эта непростая, потому что большую часть сновидений нам показывают в «кинотеатре» бессознательного, откуда до поверхности сознания «эхом» доносится лишь некое фоновое настроение, какая-то смутная боль за себя и свою жизнь.

И здесь почти все сводится к тому, чтобы суметь увидеть корень проблемы. Если есть опыт исследования личных психических глубин и хватает чуткости прислушиваться к собственному нутру, можно быть самому себе психологом. В каком-то смысле это равносильно тому, чтобы стать объектом собственного исследования.

Чтобы нацелить внимание на источник переживаний, могут подойти такие вопросы: «Что я сейчас чувствую?», «О чем думаю?», «Что я сейчас «знаю» о своей жизни?» Проекции рассеиваются при их прямом осознании, и реальность освобождается от той драмы, которой ее застилали, навеянные умом сновидения.

Где все эти «реальные» события?

реальные сны Примеров рассеивания психических снов в жизни каждого предостаточно. В такой, навеянной грезами «реальности», расставания становятся концом света, или пустым, бессмысленным будущим. Чужая смерть принимается за собственную. За чьим-то невовлеченным спокойствием грезится холодное, предательское равнодушие. Небольшие победы навевают сны о собственном величии. Мимолетные ошибки побуждают верить в галлюцинации о личной низкосортности. И т.д., и т.п.

В таком ключе вся наша повседневность – все та же иллюзия, потому что она, подобно сновидению – не то, чем кажется. Мы принимаем химеры своего ума за реальные события. Можно сделать оговорку и сказать, что иллюзорно лишь наше отношение к жизни, а сама жизнь реальна. Но дело в том, что мы не знаем жизни за пределами собственного к ней отношения.

По пробуждению мы осознаем, что сон – иллюзия, потому что навеяли его себе сами. А чем отличается дневная повседневность? Где все эти «реальные» события? Здесь и сейчас в этот настоящий момент вся наша уверенность в событиях происходящей реальности – это все те же грезы. Мы спим наяву и нам снится наша жизнь – снятся события, отношения, мы сами себе снимся.

Разоблачать жизнь, как это делают буддийские монахи и отшельники-йоги вплоть до стадии просветления никто не обязан. Интенсивность практики каждый волен выбирать самостоятельно. Кому-то суждено нестись впереди паровоза, кому-то проще, вообще, «не заморачиваться». Но, как я это вижу, актуальная стадия проработки для каждого – те самые бытовые события и переживания, которые воспринимаются, как проблемные.

И даже тысячи отрезвляющих облегчений от взломанных иллюзий большинству из нас недостаточно, чтобы ощутить эту вопиющую шаткость личной убежденности в том, что реально, а что нет. Мы лишь меняем одно сновидение на другое – в лучшем случае более-менее реалистичное. Как-то так видимо и пролегает «местный» земной путь душевного взросления. От детских иллюзий движемся к утонченным, и далее – к «осознанным сновидениям».

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

72 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. На мой взгляд, даже обыкновенная- объективная физическая реальность очень похожа на сновидение. Тот же кот Шредингера- в соответсвии с современной физикой, пока мы не откроем ящик , кот не является ни живым , ни мертвым- только некоторая вероятностная смесь этих состояний. Это кажется абсурдным и мы уверены, что на самом-то деле кот или жив , или мертв, просто мы пока не знаем. Однако, представим, что мы видим такой сон, в котором мы с любопытством открываем ящик с котом. В этом случае, ничего удивительного, что пока ящик не открыт, кот в нашем сне ни жив , ни мертв. кот станет в нашем сне строго живым или мертвым в момент наблюдения( схлопывание волновой функции), а пока мы в нашем сне не откроем ящик, состояние кота не определено.

  2. Так называемая реальность- это наш общий на всех сон, а обычные сновидения- это уже индивидуальные иллюзии каждого отдельного организма

  3. Виктор А, а кот может быть и живым сначала, а в следующий момент … он уже другой. А нам все кажется постоянным, я имею в виду предметы, окружение… вот такая закостенелось ума. Это я в себе обнаружила. А если ощущать энергию жизни за всем этим, то возможно все будет казаться другим и придет понимание, что смерти как таковой нет, а есть переходы материи разной плотности в разные состояния.

  4. И как же проснуться? Почему даже понимая все написанное проснуться не удается?

  5. Olkin,
    Ну, во-первых , одного понимания мало. Я вон, к примеру, очень хорошо понимаю, как правильно питаться, чтобы похудеть, но увы…
    Во-вторых : я думаю, что на самом деле пробудившихся не так уж мало. Просто проснувшись , они большей частью выпадают из нашего коллективного сновидения. Точно так же как и мы сами — пробудившись из обычного индивидуального сна, не стремимся скорей заснуть и поведать своим сновидениям о возможности пробуждения. Исключения,конечно бывают, но они крайне редки .Ну вот тот же Будда, к примеру.

  6. Пробуждение — это очередной сон о «лучшем». Если «огонь» сам не разгорается, нет смысла тужиться в попытках прорваться к чему-то большему. Вполне достаточно пробуждаться от тех частных снов, которые тревожат, или наскучили.

  7. Игорь, согласна. Иногда усилия даже вредят, а иногда просто сама собой приходит ясность. Важно не отчаиваться и не создавать себе проблем своими же мыслями и оценками.
    Виктор А, про похудение — скорее всего у вас 2 взаимоисключающих желания и в конце концов перевешивает то, которое сильнее. Самое лучшее — принять себя каким есть и почувствовать свою форму и свой ритм (двигательная активность). Далее все выстраивается само, потому что ощущение себя собой (т.е. в своей форме, а она может быть и не той идеальной, которую вы себе рисуете) дает ощущение максимального комфорта и целостности.
    На счет количества пробужденных … не знаю, но исследую этот вопрос, общаюсь с людьми, которые явно обладают большей осознанностью, чем я… Вообще говорят, что какого-то конечного просветления не существует, за одном уровнем, следует другой и они даже не знают, что будет дальше

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.