Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Реальные сны

реальные сныВ моем восприятии одна из главных хитростей психологического консультирования заключается в том, чтобы увидеть проблему клиента, как разновидность сновидения – навеянного морока, который помогает развеять сторонний специалист. В этом смысле работа толкового психолога – это такая «просветляющая» ум деятельность. Она, сокращая дурман иллюзий, отрезвляет, или в ином смысле, пробуждает от психического сна. О том, что это за сон я уже начинал говорить в прошлой статье, а сегодня тему раскрывать продолжаю немного с другого ракурса. Если ваш ум смущают сомнения в реальном, можно все нижеописанное воспринимать, как аллегорию.

Вы когда-нибудь задумывались о критериях реального? Что именно отличает реальность от иллюзии? Каким образом реальность становится реальной в наших глазах?

Можно сказать, что реальность сна иллюзорна, потому что она не то, чем кажется. Зыбкая и неустойчивая, она как бы дурачит нас, прикидываясь твердой реальностью дня, побуждая к серьезному отношению со всем арсеналом «взрослых» эмоций, пока мы в нее верим. Во сне мы путаем реальность физического мира с хрупкой картиной сновидения.

И все же, пока мы спим, реальность сна не вызывает подозрений, ее имидж поглощает так же всеохватывающе, как и образы привычной жизни. И лишь по пробуждению морок рассеивается – и все проблемы, возникшие во сне, уходят вместе с ним. Но до тех пор, пока сон длится, он кажется реальным и принимается всерьез.

Момент, который я здесь хочу подчеркнуть – это глубокая уверенность сновидца в происходящем. Будучи во сне, он как бы «знает», что находится в реальном мире. И вот здесь приходится констатировать, что все его твердое знание есть ни что иное, как крепкая вера.

Ночью мы верим в реальность сна, днем – в реальность повседневности. И вера эта в сущности идентична. Мы просто принимаем происходящее, как должное, словно с этим миром априори все ясно. Ни ночью, ни днем у нас к реальности нет никаких вопросов. Вплоть до пробуждения – аналогичный драматизм и накал страстей. Остается некритично-самозабвенно поглощаться грезами.

То есть, мы «знаем», что дневная реальность реальна точь-в-точь так же, как «знаем», что реальна реальность сна, пока она снится. У нас нет никаких объективных критериев «реального». Мы попросту верим в этот мир. Глубоко, бессознательно, убежденно. И называем свою твердую веру знанием.

О веревках и змеях

Химеры По сути сон отличается от повседневности лишь своей неустойчивостью. Сны – преходящи. Но и наша жизнь в контексте космических сроков не более устойчива. Все, что мы знаем, пройдет. И если устойчивость мира говорит о его подлинности, тогда, наш мир реален в такой же относительной степени, как и мир сновидения.

На progressman.ru эту идею я уже озвучивал в статье о бессознательном: «Можно убежденно «знать» все, что угодно. Но сама эта убежденность имеет мысленную структуру. По-настоящему мы ничего не знаем, потому что наша уверенность в чем бы то ни было – это только крепкая безусловная вера.».

Клиентам я часто привожу известную аналогию, где человек увидевший веревку, принимает ее за змею и переживает неподдельный страх. Он «знает» настолько твердо, насколько вообще способен, что перед ним смертельная опасность. Она для него реальна.

Роль психолога заключается как раз в том, чтобы клиента от его беспокойных снов пробудить. Задача эта непростая, потому что большую часть сновидений нам показывают в «кинотеатре» бессознательного, откуда до поверхности сознания «эхом» доносится лишь некое фоновое настроение, какая-то смутная боль за себя и свою жизнь.

И здесь почти все сводится к тому, чтобы суметь увидеть корень проблемы. Если есть опыт исследования личных психических глубин и хватает чуткости прислушиваться к собственному нутру, можно быть самому себе психологом. В каком-то смысле это равносильно тому, чтобы стать объектом собственного исследования.

Чтобы нацелить внимание на источник переживаний, могут подойти такие вопросы: «Что я сейчас чувствую?», «О чем думаю?», «Что я сейчас «знаю» о своей жизни?» Проекции рассеиваются при их прямом осознании, и реальность освобождается от той драмы, которой ее застилали, навеянные умом сновидения.

Где все эти «реальные» события?

реальные сны Примеров рассеивания психических снов в жизни каждого предостаточно. В такой, навеянной грезами «реальности», расставания становятся концом света, или пустым, бессмысленным будущим. Чужая смерть принимается за собственную. За чьим-то невовлеченным спокойствием грезится холодное, предательское равнодушие. Небольшие победы навевают сны о собственном величии. Мимолетные ошибки побуждают верить в галлюцинации о личной низкосортности. И т.д., и т.п.

В таком ключе вся наша повседневность – все та же иллюзия, потому что она, подобно сновидению – не то, чем кажется. Мы принимаем химеры своего ума за реальные события. Можно сделать оговорку и сказать, что иллюзорно лишь наше отношение к жизни, а сама жизнь реальна. Но дело в том, что мы не знаем жизни за пределами собственного к ней отношения.

По пробуждению мы осознаем, что сон – иллюзия, потому что навеяли его себе сами. А чем отличается дневная повседневность? Где все эти «реальные» события? Здесь и сейчас в этот настоящий момент вся наша уверенность в событиях происходящей реальности – это все те же грезы. Мы спим наяву и нам снится наша жизнь – снятся события, отношения, мы сами себе снимся.

Разоблачать жизнь, как это делают буддийские монахи и отшельники-йоги вплоть до стадии просветления никто не обязан. Интенсивность практики каждый волен выбирать самостоятельно. Кому-то суждено нестись впереди паровоза, кому-то проще, вообще, «не заморачиваться». Но, как я это вижу, актуальная стадия проработки для каждого – те самые бытовые события и переживания, которые воспринимаются, как проблемные.

И даже тысячи отрезвляющих облегчений от взломанных иллюзий большинству из нас недостаточно, чтобы ощутить эту вопиющую шаткость личной убежденности в том, что реально, а что нет. Мы лишь меняем одно сновидение на другое – в лучшем случае более-менее реалистичное. Как-то так видимо и пролегает «местный» земной путь душевного взросления. От детских иллюзий движемся к утонченным, и далее – к «осознанным сновидениям».

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

72 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. И вот такой вопрос маячит: а что дальше? Вот я ощутил единство всего сущего и безграничность своих возможностей, иллюзорность чувств и свою духовную природу. Качественно расслабился в неделании и основательно так приторчнул на переживаниях недвойственности. Остановил внутренний диалог и осознал себя в спонтанном присутствии. Вошел в себя и расфиксировал восприятие. Из состояния внутренней тишины приходят какие-то идеи и прозрения, смысл которых в улучшении своего внимания и восприятия, но есть подозрение, что этот перфекционизм по доведению себя до чистейшего состояния никогда не закончится. Всегда есть что-то дальше и походу оно бесконечно. А если я всеже и достигну финала и вычищу себя до пустоты, что мне тогда с этим делать? Подвиснуть в этом ничто и созерцать? Интересно сколько времени пройдет пока мне это надоест? Думаю, что один миг. Тогда в общем-то понятно почему Будда заморочился на бодхисатвический путь пробуждения абсолютно всех живых существ ото сна неведения (кстати, спасибо большое ему за это), просто иначе ловить там нечего, а так вот бесконечное занятие есть, на время пока Брама не проснулся. Но всё это, даже на таком уровне, продолжает попахивать иллюзией. Критерием истинyости этого недоверия служит то, что вроде как не разум этот скептицизм нашептывает, а сердце подсказывает. Можно конечно пойти и всё это проверить на реальность-нереальность, но что-то как-то жаль терять свою вечность на путь в никуда. Ну и что тогда дальше делать то?

  2. Максим, а почему жаль терять вечность?)
    Возможно, путь бесконечности в никуда — единственное, что существует. И существует ли?)))

  3. Максим, в этом «что дальше» вы ведь на самом деле понятия не имеете, как все будет обстоять.

  4. Светлана, спасибо за намек на весьма интересное переживание) При вхождении в состояние «путь в никуда-единственное что существует» появляется переживание Источника. Очень энергезированно-наполняюще-расслабляющее переживание. Может конечно это и есть ответ, может и стоит отпустить тормоза, дойти до Источника, подключиться и уже ему задавать вопросы типа «а что дальше?». Не попробуешь, не узнаешь, да?)
    Разум подкидывает немного сомнений типа: если уж я произошел от Источника, в виде того, что он наделил меня сознанием и отправил из дома (даже если не отправлял, а это был мой выбор уйти), то может сам Источник (ну или я сам) хотел, чтобы я нашел ответ. А то это бессмыслица какая-то, хождение по кругу: ушел, подсобрал немного переживаний и вернулся.
    Эх, походу на Земле нет всех ответов и всеже придется расставаться со своим эго и возвращаться «домой» за ответом)

  5. Кому мало, кому не нравится — нравится?
    Кто всё время чем то не доволен?
    Ум. Разбираться с умом надо.
    В Осознанности ум затихает , Всё Замечательно )))

  6. Игорь, на ваш намек придется подольше помедитировать. Тут, насколько я чувствую, идет обращение на то, что ответы заложены у меня внутри, или, что я и есть ответ

  7. Игорь (который не Саторин), но в конце концов приходит пресыщение и от этого состояния «всё замечательно», а там уже и до отвращения недалеко

  8. Ну, автор блога уже ж намекнул, что «…вы ведь на самом деле понятия не имеете, как все будет обстоять…». Зачем фантазировать и создавать себе новые иллюзии. Давайте просто посмотрим, а что же будет дальше???

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.