Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Мир взрослых детей

Как психолог, пообщавшись по душам со многими взрослыми людьми, знаю твердо – уверенных среди нас нет. Есть только те, кто умело маскируется, изображая востребованную сегодняшними стереотипами уверенность, убеждая в ее реальности не только окружающих, но и себя. Завтра стереотипы поменяются, и будут изображать что-нибудь другое.

Среди нас нет по-настоящему взрослых. Женщины ищут себе отцов, чтобы за ними, как за каменной стеной прятаться от непонятной, страшной жизни. С той же целью мужчины, не отдавая себе отчета, мечтают о мамочках, чтобы их каблуками прикрываться от непонимания, что, вообще, со своей жизнью делать.

Никто по-настоящему в жизни не разбирается. Но в глубине души, а порой и явно, каждый уверен именно в своей уникальной беспомощности, будто он один боится жизни, а остальные все понимают, живут во взрослом мире, где все само себя разумеет. Всем все «ясно».

Каждый в этом «понятном» мире, словно самозванец, которому на самом деле вовсе ничего непонятно. Но проколоться и выдать свою неуверенность означает показать, что ты до этого мира не дорос, ты – ненормальный, недоразвитый.

Взрослые детиПочти никто не понимает, что душевно взрослых среди нас нет. Поэтому каждый трясется над своей личной неуверенностью, словно над тайной проказой, которую, во чтобы то ни стало надо ото всех скрыть. Почти каждый подспудно верит, что он такой беспомощный трус – один, а остальные живут во взрослом мире, до которого надо суметь дотянуться, показать, что ты его достоин.

Но признавать свою неуверенность и беспомощность мы не готовы, потому что продолжаем слепо верить в выдуманный мир достойных, уверенных в себе, взрослых людей, в который положено как-то вписываться. И тогда все будет «ОК».

Представьте пьяницу, который, пытаясь показать, какой он писаный красавец, пускается в пляс. Но вместо изящных и ловких движений, у него выходят несуразные, косолапые кривлянья. Так же и мы в попытках дотянуться до эталонов «взрослого» мира, начинаем гримасничать и рисоваться, представляя, как срываем аплодисменты.

Тот ликующий тип самоуверенности, за которым обычно охотится личность, по-настоящему может быть достигнут, наверное, какими-то бессмертными божествами, чьи опоры движения по реальности – вечны и нерушимы. Мы же, простые смертные, можем разве что временно имитировать тот идеальный, божественный блеск, упиваясь самоуверенностью, пока «идет карта».

Реальная уверенность простого смертного, какой она только может быть, – это согласие с фактами. В глубине души мы все – испуганные дети, оказавшиеся на перекрестке двух дорог – хаоса и неизвестности. Некоторые из нас чувствуют себя чуть старше, но остаются детьми.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

П.С.

Из этого и без того небольшого текста, чтобы донести более четко основную мысль, решил вырезать несколько абзацев. Прицепляю их сюда:

Никто не знает, как правильно жить, но каждый усиленно тужится, пытаясь этому «правильно» соответствовать. «Не дай бог проколоться». Многих раздражают необычные асоциальные личности. Раздражают на самом деле не потому, что они «плохие» и ущербные, а из зависти, – потому что те настолько «обнаглели», что не считают нужным наравне со всеми тужиться, и нести на своих плечах тяжкое ярмо всеобщей нормальности.

Но даже среди неплотно скованных социальными программами личностей, нет абсолютно здоровых и зрелых душою людей. Само понятие здоровья подразумевает нечто целостное, неповрежденное, способное на «правильную» жизнедеятельность. Нигде не колет, не болит, «работает, как часы». В общем, здоровая психика – явление условное и относительное. Она словно миф – все о ней слышали, но никто не видел, не щупал.

Тело растет самостоятельно. Его нужно лишь подкармливать. А психика самостоятельно не растет. Психический рост требует опыта, который не лежит общедоступно на прилавках, а добывается подобно метеоритному алмазу – непредсказуемо, каждый раз в уникальных условиях.

Потом, психика не развивается равномерно. Можете представить себе взрослого человека с детскими ручками – он выглядел бы аномально. И вот нечто подобное по сути и происходит с нашей психикой. Взрослея телом, мы во многом остаемся детьми душой – капризными и наивными.

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

221 комментарий

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Ева

    Ева, вы немного всё перемешали. Речь шла о другом:»о врожденных способностях». Давайте так: мухи-отдельно, котлетосы-отдельно.)
    Психика — это историческая реальность.Настоящее всегда «считывается» через призму этой истории. Формирование психики и в целом личности ребенка происходит еще в утробе матери, и многочисленные исследования тому прямое подтверждение. На формирование психики ребенка влияет все, питание, эмоциональное состояние, физическая утомляемость, вид деятельности, и даже мысли его мамы во время беременности. В частности были проведены исследования по опросу матерей, которые во время беременности, совершенно об этом не думали, и в частности они не думали о своем будущем ребенке. Дети, родившиеся на свет у таких матерей, чаще других страдали нервными расстройствами, они плохо адаптировались к окружающим условиям жизни, им сложнее было найти общий язык с другими людьми.
    Любой негатив и нервные переживания, которые будущая мама испытывает во время беременности, также негативно сказываются на формировании психике ребенка еще в утробе. Так что не смотря на колоссальное значение окружающей среды и воспитания ребенка в целом, упущения в плане заботы о состоянии психики своего ребенка во время беременности, наносят ощутимый вред его психике, что не противоречит термину врожденные способности.

    Вы же говорите о немного о другом:
    Отрыв ребенка от матери в ранние годы, безусловно, самым негативным образом сказывается на его морально-психологическом состоянии. Дети, разлученные с матерью, больше подвержены влиянию самых негативных проявлений человеческой психики. Маньяки, убийцы, насильники, и просто очень агрессивные люди, в большинстве своем либо были разлучены с матерью, когда они были маленькими, либо подвергались в детстве насилию над собой. Проблема заключается в том, что в обществе не уделяют большого внимания этой проблеме, осуждая только конечный результат, который является закономерностью отношения взрослых к детям в своем обществе.

    Люди заблуждаются, считая себя свободными. Это мнение основано на том, что свои действия они сознают, причин же, которыми они определяются, не знают.Свободный выбор – это выбор на основе постоянных мотивов, составляющих сущность человека как личности. Такой выбор есть проявление собственного характера в противовес обстоятельствам, порождающим ситуативные мотивы.Выбор человеком поступка связывается с поиском смысла жизни, с оценкой своих действий с позиций будущего, оценкой, раскрывающей подлинный их смысл.

    Почему ..?
    Материнская любовь безусловна, дана от рождения, но неподвластна контролю со стороны ребенка, ее невозможно завоевать, а отцовская любовь обусловлена тем, оправдывает ли ребенок его ожидания, она управляема и ее можно заслужить собственной активностью ребенка.

    Ваши убеждения порождают ваши чувства. Нами играют наши душевные состояния и влечения, которые гораздо глубже любых знаний.

  2. У меня комп отказывается повторять(цитировать) ваши фразы)))
    Абзац 1и 2 к цитате: «что касается врожденной способности мыслить….»

    3 абзац : о свободе выбора

    4:» в том, что вы указали , есть корыстное использование»

    5: » убеждения полученные от социума».

  3. Yuliya , о какой ситуации идет речь? Что именно вы хотите выправить?
    Стиль жизни человека, в том числе эмоциональные реакции и поступки, является непосредственным воплощением его идеалов и принципов, т.е. его мировоззрения. Мировоззрение определяет цели, которые человек ставит перед собой, и, в конечном счёте, его поведение. Мировоззрение субъективно. Это вполне очевидно, что на нас влияют не факты, а наши интерпретации фактов…

  4. Чьи Ваши? Я высказываю свою субъективную точку зрения, опираясь на свое личное восприятие действительности. Естественно, это восприятие определяет мое мировозрение. Вы понятия что-ли подменяете, интерпретация фактов есть умозаключения (ложные-реальные, рациональные-иррациональные, не суть) через призму восприятия (опыта), так с этой «призмой» и надо работать, ее и выправить хочу, в ней весь «цимус». А факт он и есть факт, сам по себе никакой=данность=реальность.

  5. Yuliya , вы ЗеГоДня не ЗБАГойны)) для начала надо уЗБАГоиться))
    Я вам лучше притчу расскажу, возможно она поможет понять для себя что-то важное. И отойду в стороночку, пока вы не начали здесь всё крушить)

    Сидя за круглым столом, души выбирали свой следующий урок. Тут встала смелая и сильная душа:
    – В этот раз я иду на Землю, чтобы научиться прощать. Кто поможет мне в этом?
    Души с сочувствием и даже немного испуганно заговорили:
    – Это один из самых сложных уроков… Ты можешь за одну жизнь не справиться… Ты так будешь страдать… Нам так тебя жаль… Но ты можешь справиться… Мы поможем…
    Одна душа сказала:
    – Я готова быть рядом с тобой на Земле и помочь тебе. Я стану твоим мужем, в нашей семейной жизни многие проблемы будут по моей вине, а ты будешь учиться меня прощать.
    Вторая душа вздохнула:
    – А я могу стать одним из твоих родителей, обеспечить тебе тяжелое детство, затем вмешиваться в твою жизнь и препятствовать в делах, а ты будешь учиться меня прощать.
    Третья душа произнесла:
    – А я стану одним из твоих начальников, и часто буду относиться к тебе несправедливо и высокомерно, чтобы ты могла учиться испытывать чувство прощения…
    Ещё несколько душ согласились встретиться с ней в разное время для закрепления урока… Итак, каждая душа выбрала свой урок, они продумали взаимосвязанный план жизни, в которой они будут друг друга обучать и наставлять, и спустились для воплощения на Землю.
    Но такова уж особенность обучения душ, что при рождении их память очищается. И лишь немногие догадываются о том, что случайности не случайны, а любой человек появляется в нашей жизни именно тогда, когда мы больше всего нуждаемся в уроке, который он с собой несет.

  6. Мне у Вас поучиться хочется, а Вы то и дело на личности, притча поучительная и мудрая, спс. Пойду уЗБАГоительного попью)))

  7. В каждом известном мне человеке, как я вижу, работают принцип и отца и матери и ребёнка. А так же принцип роста. Другой момент, что не каждый видит сильные стороны преобладающей энергии и проявляет их. Женщины пытаются превзойти мужчин в мужской энергии, мужчины прячутся по домам и воспитывают детей, дети изображают взрослых, взрослые впадают в «детство» (пытаются уйти от ответственности).
    Если человеку не известны его родители, родителями для него может быть и природа и все те, кто его воспитал. Если у человека нет детей, детьми для него могут быть те, кто считает его своим воспитателем/учителем.
    У каждого (известного мне) человека есть полный комплект для того чтобы «выправить ситуацию». Отличаются лишь пропорции сил. Те силы/качества что преобладают, это и есть то, что нам интересно исследовать в данный момент. Какое питание ребёнок выбирает, тем он и становится. В таком варианте, «выправление ситуации» может означать перестать фантазировать и сопротивляться поверх собственного естества. И, например, проявить интерес: «зачем я именно такой/такая и именно в такой ситуации. Чему я здесь учусь, что исследую ?»
    По поводу ответственности, я пока что считаю так, что это персональное знание существования. Да, питание/среда влияет на нас. Например предоставляет полный выбор и полную возможность для того существа, которым мы являемся. Выбор что принять а что пропустить совершаем мы персонально и мне не известна сила, которая может забрать у человека этот выбор. Разумеется, если человек считает что он «мозг» или «желудок» или «я мамин/папин», «всё решает начальник» то такими «счётами» можно легко управлять. Но чистым осознанием бытия как можно управлять ? Не знаю даже.

  8. Рецепт души: вначале человеческая душа определяется тремя факторами — наследственность, карма, свободный выбор. Как правило, сперва они представлены в следующей пропорции: 25% наследственность; 25% карма; 50% свободный выбор.
    Наследственность: в начале пути душа на четверть определяется качеством генов, образованием, местом жизни и окружением, зависящими от родителей.
    Карма: в начале пути душа на четверть определяется элементами, оставшимися от предыдущей жизни, неосознанными желаниями, ошибками, ранами и т.д., которые все еще тревожат ее подсознание.
    Свободный выбор: в начале пути душа выбирает наполовину свободно то, что она делает, без какого-либо влияния извне.
    25%, 25%, 50% — таково соотношение в начале. С 50% свободного выбора человек может впоследствии изменить этот рецепт. Он может освободиться от влияния наследственности, избавившись в молодом возрасте от власти родителей. Или освободиться от своей кармы, отказавшись обращать внимание на подсознательные пульсации. Наоборот, он может отказаться от свободного выбора и стать игрушкой в руках родителей или своего подсознания.
    Таким образом, круг замыкается. Высший парадокс: человек со свободным выбором может отказаться от… свободного выбора.
    Эдмонд Уэллс.
    «Энциклопедия относительного и абсолютного знания», том 4

  9. Yuliya

    Да уж)-благодаря юмору мы можем терпеть парадокс нашего существования.

    А теперь я немного разбиру ваше предыдущее высказывание..

    Понимете ли, Yuliya , поведение человека представляет собой интеграцию многих сложных систем. Попытки объяснить какой-нибудь аспект поведения в терминах той или иной системы и найти общий знаменатель между разными системами приводит в тупик.Это напоминает загадку: » Что общего между «Титаником» и «Мартини»? Ответ, конечно: «Лед». Но лед нам ничего не говорит о «Титаники» и мало о Мартини. Чтобы больше исследовать о Мартини, нам следует описать его ингредиенты- джин или водку,вермут, оливки или лук, емкость в какую его наливают,- или же мы говорим о его вкусе и растрогаться этим, или обрисовать как влияет он на наше поведение, или исследовать мотивацию пьющего, вдохновляющие его напиваться этим напитком, или описывать физические, социальные, психологические или моральные последствия алкогольного воздействия.
    Модели объяснения будут иметь мало общего между собой, а результат будет абсурден.
    Поиск единой теории эмоционального расстройства неизбежно приведет к такому скачущему путанному языку. Посколько, мы имеем много составляющих, от биологических до духовных ,мы должны пользоваться разнообразными объясняют ими моделями: биохимической, физиологической, психоаналитической, ролевой,социологической, философскими и многими другими, каждая из которых содержит конгломерат теорий.

    Ваш опыт, Yuliya , как вы говорите, полученный в раннем детстве, особенно важен для формирования восприятия и реакций в дальнейшей жизни. Это вы реагирует черезмерно или недостаточно и,значит основную ответственность за возникновений нарушений несете вы сами. От сюда ваше:

    «Ошибочные представления»-это определено, вещь реальная, которую можно попробовать на вкус. Уверяю вас-будет вкусно, но только если это » ошибочные представления» другого человека. Если же они собственные- вкус вам придется не по душе.» Ничто так не нуждается в реформировании, как привычки других людей»( Марк Твен)

    Ваша » призма», как вы ее называете, является не чем иным , как набор личностных признаков, являющихся облигатными для тех или иных личностных типов. Паранойяльные личности больше всего обращают на себя внимание склонностью к сверхценным образованиям, психастенические — неуверенностью, особенно в себе, эпилептоидные — эмоциональной вязкостью, возбудимые — эмоциональной взрывчатостью, шизоидные — интравертированностью, истерические — стремлением покрасоваться перед другими , а вот подозрительность совсем не обязательно характеризует паранойяльных личностей, сочетание угодливости с жестокостью характеризует многих, но особенно заметно у эпилептоидов, которые не могут скрыть эти качества в силу своей эмоциональной вязкости. Выбирайте…
    Но и не забывайте,что поведение человека мотивировано,а природа мотивации скрыта в значительной степени спрятана от сознании; личность сформирована и наследственностью и превратностью судьбы; отклонение в поведении, познавательной деятельности и аффективной сфере часто возникают в результате получения противоречивой или недостаточной информации.
    Люди от природы склонны создавать свои эмоциональные нарушения-это для них естественно-поэтому трудно добиться значительных( а тем более радикальных) личностных изменений. Дело в том, что люди склонны наносить себе вред, и от этой склонности никогда не удается полностью и безвозвратно избавиться, что оставляет простор индивидуальным различиям и свободе выбора.

  10. Любой негатив и нервные переживания, которые будущая мама испытывает во время беременности, также негативно сказываются на формировании психике ребенка еще в утробе. Так что не смотря на колоссальное значение окружающей среды и воспитания ребенка в целом, упущения в плане заботы о состоянии психики своего ребенка во время беременности, наносят ощутимый вред его психике, что не противоречит термину врожденные способности.(цитата)

    был период в моей жизни,когда я размышляла над этим. То,что я пишу- только МОИ рассуждения о вопросе, без равнения на источники..

    В Древней Греции беременные женщины прогуливались в садах,где стояли прекрасные статуи., они созерцали красоту всякого рода… Так проявлялась ,в том числе, забота о потомстве.. Его психике.,о наличии которой было известно тогда. можно ли утверждать,что дети тех- матерей,что созерцали прекрасное сильно отличались от иных?

    на протяжении всей своей истории человечество ведет войны..
    В этом случае люди должны были бы озвереть И природа человека была бы преимущественно и чаще всего, более,чем звериная..
    Люди со всевозможными,известными и описанными теперь девиациями.

    Но ведь этого нет….
    Скорее,цивилизация и отличные условия ,продуманные и качественные, больше калечат…

    Sapienti sat.

    Последняя война.
    Подумайте…

    Я не думаю,что внешние условия непреодолимо влияют на психику ребенка через мать…

    Но отсутствие материнской любви ,и =прочего- да, думаю ,влияет.

    Что касается безусловной любви матери- а вы почти процитировали Фромма «искусство любить»,… Тоже есть сомнения.. думаю.что и материнская любовь порой бывает условной.. Любовь в нашем обществе условна….

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.