Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Мир взрослых детей

Как психолог, пообщавшись по душам со многими взрослыми людьми, знаю твердо – уверенных среди нас нет. Есть только те, кто умело маскируется, изображая востребованную сегодняшними стереотипами уверенность, убеждая в ее реальности не только окружающих, но и себя. Завтра стереотипы поменяются, и будут изображать что-нибудь другое.

Среди нас нет по-настоящему взрослых. Женщины ищут себе отцов, чтобы за ними, как за каменной стеной прятаться от непонятной, страшной жизни. С той же целью мужчины, не отдавая себе отчета, мечтают о мамочках, чтобы их каблуками прикрываться от непонимания, что, вообще, со своей жизнью делать.

Никто по-настоящему в жизни не разбирается. Но в глубине души, а порой и явно, каждый уверен именно в своей уникальной беспомощности, будто он один боится жизни, а остальные все понимают, живут во взрослом мире, где все само себя разумеет. Всем все «ясно».

Каждый в этом «понятном» мире, словно самозванец, которому на самом деле вовсе ничего непонятно. Но проколоться и выдать свою неуверенность означает показать, что ты до этого мира не дорос, ты – ненормальный, недоразвитый.

Взрослые детиПочти никто не понимает, что душевно взрослых среди нас нет. Поэтому каждый трясется над своей личной неуверенностью, словно над тайной проказой, которую, во чтобы то ни стало надо ото всех скрыть. Почти каждый подспудно верит, что он такой беспомощный трус – один, а остальные живут во взрослом мире, до которого надо суметь дотянуться, показать, что ты его достоин.

Но признавать свою неуверенность и беспомощность мы не готовы, потому что продолжаем слепо верить в выдуманный мир достойных, уверенных в себе, взрослых людей, в который положено как-то вписываться. И тогда все будет «ОК».

Представьте пьяницу, который, пытаясь показать, какой он писаный красавец, пускается в пляс. Но вместо изящных и ловких движений, у него выходят несуразные, косолапые кривлянья. Так же и мы в попытках дотянуться до эталонов «взрослого» мира, начинаем гримасничать и рисоваться, представляя, как срываем аплодисменты.

Тот ликующий тип самоуверенности, за которым обычно охотится личность, по-настоящему может быть достигнут, наверное, какими-то бессмертными божествами, чьи опоры движения по реальности – вечны и нерушимы. Мы же, простые смертные, можем разве что временно имитировать тот идеальный, божественный блеск, упиваясь самоуверенностью, пока «идет карта».

Реальная уверенность простого смертного, какой она только может быть, – это согласие с фактами. В глубине души мы все – испуганные дети, оказавшиеся на перекрестке двух дорог – хаоса и неизвестности. Некоторые из нас чувствуют себя чуть старше, но остаются детьми.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

П.С.

Из этого и без того небольшого текста, чтобы донести более четко основную мысль, решил вырезать несколько абзацев. Прицепляю их сюда:

Никто не знает, как правильно жить, но каждый усиленно тужится, пытаясь этому «правильно» соответствовать. «Не дай бог проколоться». Многих раздражают необычные асоциальные личности. Раздражают на самом деле не потому, что они «плохие» и ущербные, а из зависти, – потому что те настолько «обнаглели», что не считают нужным наравне со всеми тужиться, и нести на своих плечах тяжкое ярмо всеобщей нормальности.

Но даже среди неплотно скованных социальными программами личностей, нет абсолютно здоровых и зрелых душою людей. Само понятие здоровья подразумевает нечто целостное, неповрежденное, способное на «правильную» жизнедеятельность. Нигде не колет, не болит, «работает, как часы». В общем, здоровая психика – явление условное и относительное. Она словно миф – все о ней слышали, но никто не видел, не щупал.

Тело растет самостоятельно. Его нужно лишь подкармливать. А психика самостоятельно не растет. Психический рост требует опыта, который не лежит общедоступно на прилавках, а добывается подобно метеоритному алмазу – непредсказуемо, каждый раз в уникальных условиях.

Потом, психика не развивается равномерно. Можете представить себе взрослого человека с детскими ручками – он выглядел бы аномально. И вот нечто подобное по сути и происходит с нашей психикой. Взрослея телом, мы во многом остаемся детьми душой – капризными и наивными.

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

221 комментарий

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Houston, по-большей части выразили мои мысли, спасибо. Такой вопрос, как вы думаете является ли цель внутренней гармонии, мира, достижимой на постоянной основе или же «незрелая» личность неотвратимо будет действовать и легче с этим смириться и принять неизбежность колебаний маятника унижения-возвеличивания?

  2. Ольга, берите стульчик и присаживайтесь рядышком, я вас поглажу по головке, если что, попытаюсь утешить как Меркель.
    «»Я знаю, что это напряженная ситуация. Поэтому я хочу ее еще раз утешить и сказать, что мы не хотим ставить вас в эту ситуацию, но ты все равно все сделала правильно и высказалась за многих-многих других, которые находятся в подобной ситуации»)))

    Ну, а если о ваших»качелях,») о которых вы так любите говорить, могу сказать следующие: рассогласование фиксированной самооценки и представлений о себе с действительными потребностями и стремлениями человека приводит к внутреннему напряжению и возрастанию тревожности. Вследствие этого человек теряет единственный правильный источник оценки окружающего — самооценку и заменяет ее противоречивыми чуждыми оценками, навязанными извне.Основной причиной нарушения психического развития личности-неадекватная (ригидная, нереалистическая) самооценка. Ее формированию способствует враждебное, негативное отношение окружающих, фрустрация естественной потребности в теплых эмоциональных отношениях. И как следствие этого отношения у невротика формируется неуправляемая гипертрофированная потребность в одобрении, а сам он становится особенно уязвимым к собственным неудачам и к отрицательным оценкам, которые воспринимаются болезненно и вызывают чувство малоценности и неудовлетворенности.
    Стойкие негативные переживания, например чувство неполноценности и собственной незначительности, гнева, печали, обусловлены ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ, т.е. когнитивно, и возникают как неизбежное следствие нереалистичности амбиций невротика.
    Процесс взаимодействия человека с миром сопровождается конфликтами, когда его индивидуальные ценности и установки входят в противоречие с ценностями той или иной группы. Снятие конфликта возможно двумя способами: либо человек адаптирует свою нормативно-ценностную систему к иным системам, либо, напротив, сам стремится переделать групповые и общественные нормы.

  3. Houston, а меня Юля зовут, Вы меня с кем-то путаете? Спасибо за развернутый ответ

  4. Способность мыслить как рационально, так и иррационально является врождённой(цитата)

    зацепило…
    Откуда это известно,что это- врожденная способность?

  5. Ева, у меня встречный вопрос:» считается , что в человеке несколько субличностей( ребенок, взрослый, родитель)», как говорилось здесь ранее… Почему у вас не возникло сомнений к слову: «считается» ? Как и каким образом проверятся сей факт и от куда это известно, что это именно так, как вам говорят..?

    А многие другие счетают, это немного по-другому:
    манипуляция – это маска, которую человек надевает для игры, это способ скрыть истинные чувства, это сваливание своей вины на других. Идентификация с другими, так как играние роли для манипулятора – это образ жизни. Люди боятся быть такими, какие они есть, они стремятся управлять и быть управляемыми. Манипулятор – это искусный игрок с жизнью, который постоянно стремится скрыть свою пустую карту. В каждом человеке НЕСКОЛЬКО МАНИПУЛЯТОРОВ. В разных ситуация преобладает то один, то другой. Можно выделить несколько основных типов манипуляторов: директор, тряпка, хулиган, калькулятор, прилипала, славный парень, судья. Например, манипулятивная роль мужчины-победителя скрывает то, что ему не важны отношения с женщиной, а важно под видимой силой скрыть свою внутреннюю слабость.

  6. Врожденная способность- это следствие того, что получает дитя от своей матери. А как известно юных, и более старших, но эмоционально незрелых матерей в прошлом подвергали депривации, их отвергали родители или воспитывали в неблагополучных семьях. Они могут быть инфантильными, эгоцентрически сосредоточенными на своих делах, неспособными к любви и справедливым отношениям между людьми. При появлении ребенка у них не хватает теплоты и нежности при обращении с ним, понимания его основных потребностей. Эти матери не способны установить прочные отношения и с отцами своих детей, создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, что также затрудняет благополучное развитие детей.Способность реагировать на потребности ребенка требует значительных психических и физических ресурсов, которых у депрессивных женщин недостаточно.

  7. наверное,вопрос не ко мне,а к Эрику Бернсу. Разделение это условное, и,как я понимаю, не все психологи безусловно с таким разделением согласны.. что касается врожденной способности мыслить ИР -но или- рац-но..

    есть способность мыслить.А эти категории- чистая условность .Как и свобода выбора,…

    как и принятое в обществе понятие- сильный или слабый человек. Все зависит от полученного результат и целой цепочки событий.

    что касается манипуляторов и иже с ними…

    само понятие манипуляции не несет ничего отрицательного.
    Мать манипулирует своим ребенком,чтобы спасти его от неприятностей или опасности. Мы все время прибегаем к так называемым манипуляциям..

    а в том,что вы указали,есть ,скорее корыстное использование чего или кого-либо….
    И ,кст, не всегда корыстное.. для одного.
    часто бывает,что для обоих.. или.. и тд… наверное, негативная окраска этих действий появляется,когда человек становится средством..а не целью.

    разница в этом.
    и опять- условная…

    я к чему это- к тому,что абсолютные понятия встречаются редко.. .

  8. думаю,что не врожденная это способность,а приобретаемая. Как и убеждения,полученные от социума. И кст, тесно очень с ними связанная. мыслить рационально и ир-но -это и есть УБЕЖДЕНИЯ,,,
    да.. я так полагаю.)

  9. Мать даёт питание и возможности. Ребёнок выбирает что кушать и строит себя из того что принимает. Как образец качеств для внимания ребёнка могут быть блистательные качества Отца. Что ребёнок не принимает, не считает интересным, полезным, больным он отпускает, удаляет из собственного существа (Отец так же может ограждать ребёнка от сильных разрушений в результате поиска способов жить, но при этом не забирать боль на себя целиком).
    В общем ребёнок (условно) делает три вещи : Питается — выбирает/задерживает — удаляет. А в сумме — Растёт.
    Что будет если ребёнок будет только кушать ? Но откажется строить и выводить лишнее ? Что если ему предоставят только «выгодные взрослым» варианты еды/возможностей, чтобы он не выбирал и не рос, а, скажем, всю жизнь выполнял одну и ту же операцию ? Можно назвать это отказ от выбора или забранный выбор. Внимание застрявшее в потреблении. Потребитель (пожиратель).
    Что будет, если он будет только расти но не будет обращать внимание на то из чего он себя создаёт (питание). И не будет отчищаться от вредного ? Что если начнёт питаться тем, что другие выводят из своих организмов ? А то, что могло оказаться полезным он будет выводить (или кто-то будет незаметно это забирать). Кем он вырастит ? Преступником ? Менеджером высшего звена ? Поп идолом ? Тираном ?
    Что если ребёнок будет только выводить то что считает вредным ? Но при этом не будет обращать внимание на то чем питается и кем становится ? Что если ему скажут что смысл его жизни — разрушать вредное, а питаться тем что останется от этого «вредного». Не станет ли он голодным рабом который пытается выжить или очередным инквизитором/»воином освободителем» ?
    Так что вроде три простые вещи : питаться — выбирать/задерживать — удалять. Расти. Но если что — то упустить или позволить кому то взять одно из этих качеств под «выгодный контроль», могут получиться болезненные вещи.
    Я считаю что способность питаться, выбирать, задерживать, строить, отпускать свойственна не только для детей. К чему мне нападать на детство и деток ?))

  10. По большому счету любой перегиб является аномалией в развитии, другой вопрос как ситуацию выправить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.