Все мы думаем о будущем, пытаемся его понять и определить, словно заглядываем в реальное потустороннее окно с тревогой и надеждой. Живем с затаенным вопросом на устах «Что дальше? Ведет ли мой путь к успеху?». Никто ответа не знает, но все надеются и верят. Это и есть наши психические опоры – ожидания и предвкушения, персональные внутренние танцы с бубном над чашей судьбы. И всякий раз, когда «приметы» сходятся, случается «знамение», и ум заполняется предсказаниями. Вот человек что-то выиграл, прилюдно блеснул, обделал все без запинки – и в душе радость, уму мерещится удачное, светлое будущее. А стоит допустить ошибку, споткнуться, проиграть – и приметы с таким же реализмом рисуют будущую неудачливость.
Мы видимо просто не умеем жить без будущего, не умеем понимать, что совсем-совсем его не знаем. И потому, чтобы защититься от пугающей неизвестности, обучены «магическому» искусству предсказания своей судьбы по приметам, которые повсюду вылавливаем и стыкуем в узор будущего.
Даже мрачные предсказания о грядущем неуспехе нам принимать куда проще, чем тотальную неизвестность следующего мгновения. Поэтому непредсказуемость завтрашнего дня мы завешиваем прогнозами, в которые от чистого сердца верим. Примерно у каждого в голове – армада критериев, по которым ум определяет, какую картину о будущей жизни ему для себя инсценировать.
Процесс гадания осуществляется при помощи виртуального идола – эталона «правильности», с которым ум сопоставляет свою жизнь. Если сравнение не в пользу жизни, то предсказания мрачные. Такие расхождения с идолом ум называет ошибками и неудачами.
Мы не знаем ни себя, ни своего будущего, в себе не уверены, зато на все сто уверены в критериях некой абстрактной «правильности», которой надо соответствовать. «Надо», иначе приметы сложатся в такой последовательности, когда ум снова поверит в темное будущее. А верит он крепко, безусловно и «свято».
Поэтому, даже логически понимая всю иррациональность этой веры, мы все равно предчувствуем боль неоправданных надежд – и боимся. А потому стараемся выбирать и оправдывать такую последовательность действий, которая уберегает от «ошибок» – одной из самых ужасных «примет». Иначе встроенный в ум кинотеатр снова покажет ужастик.
Мы боимся ошибок, потому что подспудно знаем, во что будем верить после их совершения, когда ум создаст свой очередной трагичный шедевр «о себе и жизни».
Поэтому, чтобы не чувствовать себя рядовым профаном, не учиться и не ошибаться, никто не торопится вылезать из зоны комфорта. Там можно спокойно себе на радость играть роль уставшего, познавшего жизнь кухонного мыслителя. Главное – не высовываться. А потом комфорт «почему-то» становится удушливой темницей из собственных страхов.
Так происходит, когда сфера желанного кажется закрытой и чуждой, потому что оттуда не исходит одобрительных приглашений. Ум, исповедующий веру в «правильное», знает: стоит потерпеть неудачу – и окажешься нелепым и смешным неудачником, будут показывать пальцем и глумливо осуждать, дескать, «Куда это ты прешь, ничтожество?».
Страх ошибок убивает желания и лишает сил, заводя в депрессивную апатию. Этот синдром выученной беспомощности под названием «Все равно ничего не получится» – драматичное творчество, которым ум сам себя разыгрывает.
Мы неоправданно сильно боимся ошибок и неудач, потому что они включают холостые обороты умственной пробуксовки в идеях о собственной ошибочности и неудачливости. Успехи и ошибки – это те самые приметы, по которым обученный неврозам ум определяет свою судьбу. Он словно нашептывает себе: «Ошибаются только неудачники».
Здесь хочу еще раз подчеркнуть – мы не знаем своего будущего. Совсем-совсем. Мы именно гадаем. И отдельные свои прогнозы, чьи приметы складно сошлись, принимаем за истину, которая воплощается в нашей надежде и безнадеге.
Пока самооценка и картина будущего зависят от частных успехов и ошибок, они колеблются, как биржевой тренд в кризисной экономике. И даже когда эго от успехов распухает до исполинских габаритов, действовать все равно страшно, потому что каждый шаг грозит провалом, подразумевающим личный конец света.
На progressman.ru этой иррациональной мистичности ума была посвящена недавняя статья о невротичной религиозности.
Но, если опустить суеверия и взглянуть на происходящее беспристрастно, достаточно легко понять, что никакого развития в жизни без ошибок не бывает. Мы называем их неудачами, опускаем руки, боимся их, как проклятия, когда на деле именно ошибки дают самые сочные плоды личного развития на жизненном пути. Совершать ошибки – это не просто нормально, а так же естественно, как и все в природе.
Ценнейший опыт исходит не от безжизненных теорий, а от реальной практики. Ошибки и есть тот самый реальный опыт, который со всей нагляднейшей ясностью указывает прямо, чему конкретно здесь и сейчас целесообразно уделить больше внимания, чтобы действовать эффективней. Ошибки – это достойная плата за урок, который они же преподносят.
И если бы каким-то образом получилось не брать в расчет чувства, то личный ущерб от подавляющей части «ошибок» стремился бы к нолю. Все наши проблемы, в сущности, сводятся к тому, как мы их проживаем, какие картины ум пририсовывает, восторгаясь и ужасаясь собственными творениями. Поэтому то, что мы ошибками называем – сплошная условность – разница между реальностью и выдуманным идеалом.
Даже собственную кончину назвать ошибкой можно весьма условно. Персональный конец света, судя по слухам, неизбежен для каждого. В природе все преходяще. Иначе и полет осыпающихся осенних листьев пришлось бы назвать грехопадением.
А в повседневных ошибках нет никакого конечного поражения, есть лишь непрерывное обучение, без ошибок невозможное. Все просчеты и неудачи – не признак дремучей тупости и не симптом окончательной неудачливости, а естественное следствие обретения нового опыта в конкретной узкой сфере.
По сути ошибки означают, что задача оказалась сложней, чем виделась изначально, а потому допущенные просчеты закономерны и позволяют рассмотреть ситуацию глубже и реалистичней.
И если взглянуть на жизнь шире, то значительная часть тех самых личных просчетов оборачивается удачей. В этом смысле, величайшие ошибки – это требование от себя безупречной безошибочности и увиливание от развития из страха ошибиться.
Мы можем думать о будущем, предвкушая реализацию планов. Но даже повторяющиеся просчеты и неудачи – не причина опускать руки и валиться с ног, а только повод – аккумулировать полученный опыт.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Непонятливая
03/06/2015 at 05:49
Нет ошибок.
Я тоже так считаю. И правда, по всем выкладкам выходит, что сначала совершается действие (происходит выбор), который является отражением истинных (но не всегда хорошо осознаваемых) желаний человека, а потом только ум реагирует на это, давая лишь оценку свершившемуся факту. И в зависимости от существующей ложной самоидентификации (сформированной в течение жизни личности) возникает оценка — нравится/не нравится (плохо/хорошо). Но действие совершено (выбор сделан), и это все «натворил» Я и только Я. Как бы мне не хотелось обвинить во всем внешние факторы, влияние людей, неправильный совет и т.д. Все всем и всегда в своей жизни мы виновато только сами, но при этом опять же – только сами перед собой
Обо всех этих чудесах сознания и подсознания знали еще древние люди. Я тут не пропагандирую ислам – упаси аллах ))))), но в Коране говорится: «Не бросил, когда ты бросил, однако Аллах бросил». «Не можете вы пожелать чего-либо, пока не пожелает этого Аллах». Читаем, — пока желание не возникнет в подсознании или где там еще?
Самое смешное, — все это было еще и научно доказано где-то в 70-х годах прошлого века!
Все решения, выбор, предпочтения человека заранее предопределены, тогда как наш разум (ум) включается для осознания уже после того, как мозг (подсознание или что там еще?) принял решение. А наше сознание всегда как бы живет прошлым, то есть оно воспринимает и осознает решения, принятые мозгом, только через какие-то доли секунды после того, как оно уже свершилось. И что получается?, — Роль свободной воли в принятии нами решений ничтожно мала или ее вообще нет?
Нейрофизиологи доказали, что информация, которую мы уже начинаем осознавать разумом, посылается сначала в подкорку мозга, а затем в кору головного мозга (туда, где живет ум) значительно позднее (задержка от 350 до 500 миллисекунд) того, как эта информация поступила в мозг или свершилась.
Вывод: решение совершить что-либо принимается мозгом до того, как мы осознаем действие.
При этом мозг производит как бы корректировку времени, устраняет для человека чувство опоздания, задержки сознательного процесса.
Похожие выводы можно найти в любой религии. Феномен, кстати, был доказан и в нашем институте изучения мозга им. Бехтерева. Но почему-то об этом шокирующем факте не было широкой огласки.
Сорри за много букв.
Кирилл, у меня к Вам такой вопрос. Как по вашему, это Аллах делает людей неверными, или же он предоставляет такую возможность, а люди уже самостоятельно делают выбор ?
PS: Действительно, если использовать ум по принципу рефлекторного органа (сенситивный нейрон (восприятие) — вставочный (корректирующаяся микропрограмма)- моторный нейрон (действие))(Например, «коленный рефлекс»)(а зачастую мы делаем ещё более сложную последовательность), то ум действительно будет «отставать» от действительности. Но это не единственный способ работы органов восприятия, разума, ума, мозга. Существует вариант при котором мы исключаем из внимания «автоматические программы» нервной системы (они же стали автоматическими, пусть сами и работают) и устанавливаем Внимание до рождения памяти, до рождения понимания кто «Я», до выбора инструментов действия. Посмею предположить, что скорость чистого Внимания абсолютна.
Мы можем жарить яичницу на крыле космического шатла и жаловаться что он является некачественной сковородкой и это утверждение может быть верным. Вероятно мы пока не полностью осознаём функцию ума и используем «не по назначению» (если автор статьи пожелает удалить этот коммент, я согласен).
Кирилл
«Вывод: решение совершить что-либо принимается мозгом до того, как мы осознаем действие.»
Это если решение импульсивное. А если вы часами-днями-неделями ворочаете мысли, обсасывая решение и его последствия с разных сторон, то результирующие действия могут очень не соответствовать первоначальному импульсу.
Матвей Петрачков
Аллах делает людей неверными, или же он предоставляет такую возможность, а люди уже самостоятельно делают выбор ?
Нет ничего самостоятельного. Нет Аллаха, отделенного от людей. Нет самостоятельной, отделенной личности у которой есть самостоятельный выбор. Вопрос весь в том, как смотреть. Если считаешь, что все есть одно, как может быть что-то самостоятельное? А если считаешь, что все самостоятельно, то тогда и ты самостоятельный и выбор собственный и Бог за тобой наблюдает.))))))
У животных нет ошбок, как нет и выбора. Им хочется есть и они уже на охоте. Они не думают, а насколько я голоден, может еще под кустом полежать, а уж потом поохотиться. Или нет, может сразу уже отбегаться, а потом подольше полежать…. Видите, вот и выбор появился. А кто этот выбор создал? Потом животное все же делает самостоятельный выбор и решает еще отдохнуть. В обед, жутко голодный, он/она идет на охоту, но ему не повезло, дичь не попалась и вечером он вернулся домой. Ошибку сделал, подумал он, надо было сразу идти, теперь голодным спать надо. А может просто я сделал на охоте что-то не так? Может лапы подкачать или пресс проработать? Надо, наверное заняться, тогда бы и догнал быстрее. Вот и цель появилась, надо мотивацию усилить… А сколько со всем этим страданий и переживаний! Вот так эго и работает, а мы все в проблемах, ошибках и выборах. В цель всегда одна — как бы получше устроиться.))))))
Все мнения интересны и правильны. А почему? Вероятно, по той простой причине, что мы ошибались, ошибаемся и будем ошибаться. Просто потому, что ошибки, страх и т.п. — есть составляющие жизни. Не отвертеться от самОй сути жить, как ни старайся)) Так позвольте себе сами, господа, наступать на грабли, вставать и идти дальше, любить и быть преданными любимыми, рожаться и умирать… И благодарите Б-га за предоставленную возможность)
Нина
03/06/2015 at 17:27
А если вы часами-днями-неделями ворочаете мысли, обсасывая решение и его последствия с разных сторон, то результирующие действия могут очень не соответствовать первоначальному импульсу.
Вы не понимаете совсем суть вопроса. Не бывает импульсивных или неимпульсивных решений. Обсасывание и обдумывание не означает, что именно сейчас никак не получается принять трудное решение, и якобы нужно время, чтобы все взвесить. Выбор обычно происходит моментально. А вот эти потуги ума – всего лишь попытка рационализировать уже давно принятое на совершенно другом уровне решение в промежутке между выбором и действием.
Каждый раз, когда типа мучаетесь и не можете никак принять решение, загляните внутрь себя и поймете – выбор уже сделан, просто еще не наступило время действовать.
Матвей Петрачков
03/06/2015 at 17:10
Кирилл, у меня к Вам такой вопрос. Как по вашему, это Аллах делает людей неверными, или же он предоставляет такую возможность, а люди уже самостоятельно делают выбор ?
Причем здесь аллах или любой другой выдуманный типа бог? ))) Все это просто попытки объяснить необъснимое. Ведь так хочется разбираться в жизни.
Про скорость чистого внимания или восприятия автор блога уже писал, у него был похожий опыт. Поищите в статьях.
Всегда ли действия соответствуют решениям, всегда ли приходит одно решение по одному вопросу? Сегодня хочу одно, завтра — другое, и вообще не знаю, чего хочу — не такая уж редкая ситуация.
«Вы не понимаете совсем суть вопроса.»
Н-да? А Вы?
«А наше сознание всегда как бы живет прошлым, то есть оно воспринимает и осознает решения, принятые мозгом, только через какие-то доли секунды после того, как оно уже свершилось. И что получается?, — Роль свободной воли в принятии нами решений ничтожно мала или ее вообще нет?»
Что для Вас «свободная воля», это из какого места работает? Исключительно из мозга? Т.е. «свободная воля» — это исключительно мысли?
Подсказки подсознания или Высшего Я — это не свободная воля? Диктат? Чей? И диктат ли?
Тогда, кто есть Вы? Сознание, подсознание и Высшее Я — не Ваши ли составляющие?
Или они действуют все дружно по программам, кем-то (чем-то) заложенными. Шаг вправо, шаг влево — расстрел? Мы — марионетки? Чьи и зачем?
Откуда приходят подсказки?
Чем принимаются решения?
В чем Ваша роль?
И Кто Вы?