Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Ответственность и безответственность за свою жизнь

Порой приходится действовать вынужденно, не по своей воле, а потому что так «надо», потому что ты – бедная несчастная жертва обстоятельств, у которой нет выбора, а потому нет и ответственности ни за себя, ни за свою жизнь. В такие моменты живешь по принуждению, под ударами плети, которые наносит повозчик судьбы.

Такой выбор делаешь сам, чтобы обвинить во всем правительство, начальство, родителей, друзей, случайного встречного – кого угодно, лишь бы закрыть глаза на собственный вклад в свою жизнь. Так прячешься от «горькой» правды о себе, как о слабой инфантильной личности, избегаешь трудностей, не решаешь проблемы, а строишь из себя жертву обстоятельств, которую надо по справедливости пожалеть и вознаградить за понесенный ущерб.

ответственность Позиция жертвы – это состояние, когда уверяешь себя, будто выбора нет, но есть обязательства, которые связывают по рукам и ногам. Став жертвой, действуешь не по выбору, а когда должен и обязан – то есть от безвыходности.

Жертва не выбирает действовать. Ей «надо» действовать, потому что жизнь прижала и обстоятельства вынуждают.

Все от такого человека чего-то хотят, ждут чего-то, все ему уже давно надоели, в то время как он сам ничего решать не хочет, а хочет только отдыхать и развлекаться. И любые препятствия к желанному, рассматривает как одну большую вынужденность выползать из зоны комфорта.

И так живет большинство. Люди себя выталкивают по утрам на офисные плантации, потому что у них «нет выбора», а есть только принудиловка. Всю жизнь тянут лямку, не понимая, что это и был их собственный выбор, продиктованный внутренними противоречиями.

Вся эта рабская вынужденность заканчивается ровно в тот самый миг, когда осознаешь, что сам выбрал так жить. А если за выбор ответственности не принял, и ждешь, пока жизнь сама наладится, реальные возможности роста остаются незамеченными.

И позиция жертвы, и ответственность – всего лишь умственный финт – способ мышления. Позицию жертвы выбирают ради вторичной выгоды – свалить вину за события своей жизни на внешнюю инстанцию. Дескать, пусть «там» виновные раскаются, и уже начнут нашу жизнь налаживать…

Обратите внимание, какой это детский подход – насупиться, или разрыдаться, чтобы кто-то там, во вне узрел творящуюся с нами несправедливость и принялся нас утешать.

Жертва не умеет действовать. Она ждет, что все обойдется, уляжется и обустроится как-нибудь само собой, без ее активного участия. Но ничего толкового самопроизвольно обычно не происходит. Перемены к лучшему требуют сознательных усилий. Чудеса, наследства и прочие дары судьбы в расчет не берем. В целом жизнь меняется, когда сам движешься в желаемую сторону.

Делать выбор бывает страшно – это реальные перемены, за которые несешь ответственность. Но только так можно повзрослеть и выбраться из состояния вечного пострадавшего, неспособного управлять своей жизнью.

Самостоятельность и ответственность – это и есть нелегкий путь душевного взросления.

Раздутое величие

К привычным, заезженным тропинкам, страшно привязываешься, потому что на них чувствуешь себя продвинутым «юзером» – царем ничтожных кубических сантиметров «комфорта».

Избегаешь ответственности за свою жизнь, когда не хочется осознавать, кто ты есть, и чего достоин. Избегаешь ответственности, и обвиняешь других, чтобы сохранить раздутую самооценку, которую правда разбила бы в щепки.

Да, в очередной раз все сводится к самооценке. Все очень любят ее завышать. Хлебом не корми, дай только повод почувствовать себя крутым и востребованным. А потом, когда проникся иллюзией своего величия, становится страшно ее терять. И в такие моменты капитулируешь, спасаешься от реальности бегством, снимаешь с себя ответственность за свои промахи и становишься жертвой обстоятельств.

Так плохой танцор отказывается признавать факты, начинает философствовать и рационализировать: туфли жмут, не выспался, пол скользкий, завистники помешали, не повезло. Любые оправдания – в счет. Лишь бы самому в них верить.

Так прячешься от правды, уверяешь себя, что на самом деле ты умный и важный, а во всех проблемах виноваты другие… Пытаешься сохранить свою завышенную самооценку нетронутой, потому что проще обижаться на жизнь, чем признать свой вклад в ситуацию.

Для самообмана подходит любое самооправдание, на которое хватает неосознанности повестись. Так создаешь внутренний раскол, чтобы сохранить иллюзию собственного величия, и остановиться в развитии.

Но подспудно правду знаешь, и до ужаса ее боишься…

Подспудно знаешь свой обман. А на поверхности сознания продолжаешь себе врать и будешь готов «придушить» любого, кто на этот самообман намекнет. Будешь свою ложь отстаивать с пеной у рта.

В зоне комфорта увязаешь, когда перемены ставят под угрозу необоснованно раздутое величие. Подавленная правда создает неврозы.

Исцеление требует признания правды. Только ты сам ответственен за себя и свою жизнь.

Вынужденность

Вынужденность, безвыходность и обязательства – одна большая иллюзия. Все это – свой реальный выбор, продиктованный сомнениями и внутренними противоречиями. Всегда сам выбираешь жить так, как живешь.

Если домашние заставляют прибраться, не предлагая других вариантов, все равно остается выбор. Можно сознательно отказаться от дел, и принять последствия. Можно сознательно согласиться заняться уборкой. В любом случае выбор совершаешь. А если ответственным быть не привык, даже в такой невинной ситуации станешь жертвой обстоятельств.

Так даже небольшая услуга может оказаться тяжким страданием потому, что воспринимается вынужденной ношей – проблемой, которую не постеснялись свалить на безвольного холопа. И теперь, не имея выбора, приходится, сопротивляясь жизни, делать свой рабский труд, тянуть чужую ношу. А после – тихо возмущаться чужой «наглости», мечтая поднять бунт против всего мира.

Достаточно одного трезвого взгляда на ситуацию, чтобы увидеть всю ее несуразность. Когда тебя просят что-то сделать, – это момент совершения выбора. И этот выбор есть всегда. Можно отказать, можно прикинуться дурачком, убежать, огрызнуться, можно исполнить просьбу. Достаточно признать, какой выбор ты сам хочешь сделать. Не вынужден, а хочешь! Честное взвешенное «хочу» в любой ситуации освобождает от надуманного принуждения. Теме выбора на progressman.ru посвящен целый ряд статей.

«Должен» и «хочу»

Да, в жизни есть ограничения. Ты – человек, а не божество. Не можешь создавать любые желанные условия по мановению ока. Можно дойти до абсурда и начать возмущаться вынужденности дышать воздухом, есть пищу и справлять нужду. Это данности жизни – их остается спокойно принимать.

А проблемы возникают там, где неизбежные данности путают с обычными житейскими трудностями. Так свое нежелание делать что-либо принимают за неисполнимую невозможность.

Трезвое «не могу» указывает на реальное ограничение. А бывает «не могу» невротическое, когда нежелание заниматься делом оправдываешь внешним якобы «ограничением». Дескать, и горы свернул бы, кабы во время разбудили… Та самая позиция жертвы обстоятельств.

Стать божеством не можешь – это правда. И переживать тут бессмысленно. А если переживаешь, что не можешь бросить курить, – это уже невроз, которым оправдываешь свое нежелание бросать курить.

Утверждение, будто не можешь бросить курить, подразумевает, что можешь и не бросать. Просто не хочешь признать своего реального желания курить.

Любое «хочу» может обернуться «надо», когда дело оказывается сложней, чем предполагал. Если сдаешься и уже не хочешь продолжать, именно это свое нежелание и надо бы принять как данность, а не терзать себя за свои слабости. Если дело оказалось сложней, лучше уж сразу признать свое «не хочу», нежели обманываться лживым «не могу».

Эмоциональные «надо», «не могу» и «вынужден» – это неврозы, в ситуациях, где отказываешься брать ответственность за свой выбор, апеллируя к своим якобы ограничениям.

Не можешь заняться спортом? Не надо делать из себя пострадавшего. Просто спокойно признай, что можешь забить на спорт.

Ответственность – это честное признание последствий собственных решений, осознание себя главной причиной происходящего с собой. Уклонение от ответственности за свою жизнь – это застревание в душевном детстве, бесконечные обиды и терзания.

Быть ответственным означает просто замечать, что ты всегда делаешь то, что хочешь и получаешь закономерные последствия своего выбора.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Для тех, кто уверил себя в том, что нет ни выбора, ни личности: «Выбор и спотнанность»

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

314 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Frina
    «Заинтриговали прям))»
    Хытрый какой! Х)))
    «а как-то где-то можно было бы ознакомиться с вашим ВЗГЛЯДОМ на это, immerlachen?»
    Вообще-то, это скорей по теме «Перерождение души в инкарнациях»
    https://progressman.ru/2009/06/reinkarnaciya/
    Можно там. Можно в лс или мылом… В общем, где хотите… Если Вы серьёзно, конечно :)
    «ни на какие версии подходящие даже намёков у меня нет»
    Забавно даже…
    *я, как мне сейчас очень сильно кажется, просто не встречал, по крайней мере в упор не видел*
    или
    *Наверное, поэтому и важно, чтобы некий опыт не приходил преждевременно, когда человек к нему совсем не готов)*
    %))) М-да… И, наверное, поэтому
    «личный опыт это как раз самое интересное, что может быть вообще. :)»
    Не то что чьи-то сказки (мои, например)))))

  2. Хотя… ))
    В рамках этой темы ещё можно было бы притянуть за уши (говорю только за себя;) и то, что вера в реинкарнацию и карму из прошлых воплощений помимо создания и поддержания специфически-мистических иллюзий очень даже может способствовать *взаимному* разделению с *собой прежним* (виртуальным?)) ответственности за свои *нынешние* неосознанные действия, а иногда и переложению ответственности с себя настоящего на *прото-себя* либо, наоборот, взятию на себя *прошлых* (пардон, воображаемых) грехов и заслуг… %))
    Так или иначе, грезящий ум демонстрирует себе же удивительные фокусы, и фокус внимания переводится с непосредственного понимания/решения проблем на всяческие ритуальные костыли и пилюли, привыкая к которым человек теряет шансы самостоятельно и трезво мыслить и принимать решения…
    Ой… Вот я фантазёр-то, а… )))))))))

  3. Кажется мой предыдущий пост завис… Не знаю точно, но предполагаю из-за ссылки. Поэтому я его продублирую, а админ потом лишнее удалит. Ок?

    immerlachen
    Ваш комментарий ожидает проверки
    24/10/2011 at 01:23
    Frina
    “Заинтриговали прям))”
    Хытрый какой! Х)))
    “а как-то где-то можно было бы ознакомиться с вашим ВЗГЛЯДОМ на это, immerlachen?”
    Вообще-то, это скорей по теме “Перерождение души в инкарнациях”
    progressman.ru/2009/06/reinkarnaciya/
    Можно там. Можно в лс или мылом… В общем, где хотите… Если Вы серьёзно, конечно :)
    “ни на какие версии подходящие даже намёков у меня нет”
    Забавно даже…
    *я, как мне сейчас очень сильно кажется, просто не встречал, по крайней мере в упор не видел*
    или
    *Наверное, поэтому и важно, чтобы некий опыт не приходил преждевременно, когда человек к нему совсем не готов)*
    %))) М-да… И, наверное, поэтому
    “личный опыт это как раз самое интересное, что может быть вообще. :)”
    Не то что чьи-то сказки (мои, например)))))

  4. immerlachen
    <>
    Вполне серьезно

    <>

    Неправильно выразилась) имелся в виду личный опыт передающего(в данном случае ваш, если захотите пообщаться со мной на эту тему). Сказками можно назвать глюки, фантазии, который многие выдают за личный опыт. Мне кажется, что именно переживание личного опыта имеет и смысл и ценность, хотя (повторюсь) не всегда его можно описАть). Если вам это удалось и даже нашлись единомышленники, то клёва)))

  5. Frina: *Цитаты не запостились, надеюсь поймете, на какие был мой ответ)))*
    Тоже на это надеюсь.
    *Неправильно выразилась) имелся в виду личный опыт передающего(в данном случае ваш*
    Да не, я Вас понял. Просто мне вдруг захотелось еще вот так вот приврать, при чём ссылаясь на Ваши слова… (ах, старый софист)))
    *если захотите пообщаться со мной на эту тему)*
    Конечно захотютю.
    *Вполне серьезно*
    Не, лучше так — серьёзно, но в меру. Отлично, будем поговорить…
    *Сказками можно назвать глюки, фантазии, который многие выдают за личный опыт*
    Согласен, можно. Я лишь попробовал использовать это слово в буквальном значении (как бы)) — СКАЗка…
    *Мне кажется, что именно переживание личного опыта имеет и смысл и ценность, хотя (повторюсь) не всегда его можно описАть)*
    Да, и осознание личного опыта также имеет…
    Ой, а Вы сейчас про чей опыт? %))
    *Если вам это удалось и даже нашлись единомышленники, то клёва)))*
    Не то слово )))

  6. immerlachen
    \Можно там. Можно в лс или мылом… В общем, где хотите… Если Вы серьёзно, конечно :)\
    Заинтриговали, очень. Объясните, пожалуйста, здесь, а то будет еще больше флуда — вопрошающего.)
    Frina
    Не согласна с тем, что на высоких уровнях осознанности, совесть становится ненужной. Абсолютная любовь может оставить ее без работы. В остальных случаях, человек без совести становится «овощем» -замыкается только в себе или, если он с амбициями «сверхчеловека», то «демонит», разрушает: вреден, опасен. Он может следовать своей философии и своему высокому «самоопределению», но на кладбище все все равно будут равны. Если «темных» людей в обществе будет больше, то Человечество погибнет. Человек с амбициями «сверхчеловека» «забавен» только до тех пор, пока он лишен силы и власти. Совесть является созидательным началом и для личности и для общества. Отсутствие личности для человека — дефект (из области психиатрии). Все гениальные люди как раз стремились сохранить именно свою личность и индивидуальность. Нет личности — нет индивидуальности. Человек, например, ходит по улице и громко что-то кричит — сумасшедший, но самоопределился в том, что его личности нет. Нет личности = сойти с ума. В каком-то смысле освобождение. Высокоразвитое «существо» без личности — эта уже другая, теоретически возможная форма жизни, отличная от человеческой. Разумеется, имхо.

  7. Опять же повторюсь.Совесть бывает разная в зависимости от убеждений человека,если одному она велит спасать и созидать то другому убивать и разрушать.

  8. Совесть не будет разной, она либо есть, либо ее нет.)
    «Картина мира» у каждого человека может быть разной и соответственно — нравственные нормы. На этот случай есть мораль, которая инициируется обществом в качестве «рекомендуемых» норм поведения. Общество (большинство) определяет моральные принципы для всех в отдельности — от частного к целому и от целого к частному. Если большинство перестает соблюдать существующие моральные нормы, то оно инициирует новые общественные принципы морали. Как правило, к основным относятся принципы гуманности, применимые для повседневной жизни (война, катастрофы и т.д., исключительные случаи, при которых приемлемые действия выбираются исходя из гуманности и их «суммарной» целесообразности).

  9. «Совесть не будет разной, она либо есть, либо ее нет.)
    “Картина мира” у каждого человека может быть разной и соответственно — нравственные нормы. На этот случай есть мораль, которая инициируется обществом в качестве “рекомендуемых” норм поведения. Общество (большинство) определяет моральные принципы для всех в отдельности — от частного к целому и от целого к частному.»

    Так создаётся совесть быдла.
    Если совесть не бывает разной то и разных мировоззрений,принципов и убеждений не бывает.Хотя такая «атака клонов» присутствует но это не касается абсолютно всех.
    Совесть может быть схожей а может и не быть,в зависимости от того принимает ли человек социальные нормы и мораль как свои собственные или нет.Если нет то он формирует свои
    нормы поведения и моральные принципы и руководствуется уже ими.

Добавить комментарий для Frina Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.