Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Выбор и спонтанность

Свобода выбораНа progressman.ru есть несколько статей об иллюзии выбора, и в то же время есть статьи, где говорится о том, как важно уметь делать выбор и брать на себя ответственность за свою жизнь. Периодически кто-нибудь оставляет комментарии о взаимоисключающей противоречивости этих концепций – дескать, о каком таком значении выбора идет речь, если никакого выбора нет! После последней статьи о выборе я решил, что пора тут все расставить по местам. Раньше в таком случае я отсылал комментаторов к статье об относительном и абсолютном. С сегодняшнего дня для этой цели будет использоваться текст, который вы читаете сейчас.

Так есть выбор, или его нет? Вот не работает тут эта прямая двойственная логика. Я не увиливаю. Все просто. На уровне мыслящей личности выбор есть. На уровне созерцательного сознания есть только спонтанные явления, которые сознание созерцает. На уровне атомов никаких явлений нет вообще, а есть только атомы. Утверждение, что выбора не существует – также правомерно, как и утверждение, что не существует городов, цивилизаций и человечества вообще, потому что все это – лишь набор частиц.

Другое дело, что иллюзорность жизни проверить не так-то просто, ведь мы не способны воспринимать на атомарном уровне. А вот ощутить иллюзорность выбора – реально. Для этого достаточно войти в глубокую медитацию, когда ясность сознания повышается до такой степени, когда начинаешь видеть, как именно приходят мысли. Совершенно спонтанно. Личность их не конструирует, а только принимает за чистую монету, как проводник.

С детства я пытался ухватить и удержать в памяти образы сновидений, запомнить фразы, которые слышал от персонажей снов. Это было такое ощущение, словно у меня есть личная волшебная кладовая, откуда я могу черпать независимую от внешнего мира информацию. Во сне мы сталкиваемся с бессознательным, свободным от личной воли. Многим знакомо состояние, когда мысли словно радио – воспроизводятся совершенно спонтанно. В глубокой медитации это состояние может стать всеохватывающим. Вы ощущаете себя как чистое присутствие, в котором происходят все явления – тело движется, ум думает, дела делаются или не делаются – все просто происходит.

Однако неслучайно в большинстве психологических течений тема ответственности за свой выбор – одна из ключевых. Современная психология адаптирована не для чистого сознания, она работает в интересах отождествляющейся личности, для которой выбор – словно воздух. И вот, когда личность проникается умными концепциями об иллюзорной природе выбора, она этого воздуха себя лишает. Я говорю образно. А фактически концепция иллюзорности выбора большинство людей каким-то окольным путем приводит в состояние апатии.

Большинство людей незнакомы с реальной спонтанностью всех явлений. Даже при глубоком ознакомлении эта теория таки остается абстрактной «мистической» концепцией. А вот депрессивное состояние психического тупика вероятно знакомо каждому не понаслышке. В таком состоянии кажется, что выбора нет – совсем не потому, что его природа иллюзорна, а потому, что человек сам отказывается понимать, что выбор у него есть.

Личность в депрессии – словно избиратель на выборах, который вдруг понимает, что как бы он ни голосовал, за него все уже давным-давно решено – и не в его пользу. Остается лишь пассивно досматривать этот печальный спектакль. И вот состояние такой безвыходности отнюдь не является реальным постижением иллюзорной природы выбора. Такая безвыходность – самообман, когда личности мерещится, будто она связана по рукам и ногам.

Выбор в таком ключе имеет колоссальную важность. Выбор – это способ показать, что никакой связанности на самом деле нет. Каждый в любое время волен делать со своей жизнью все, что хочется, при этом встречая закономерные последствия. И это понимание – очень полезная, облегчающая жизнь вещь, доступная всем. Но вызвать такое понимание у человека в иллюзии безвыходности – задача непростая. А если сюда же начать примешивать философские диспуты о спонтанности всех вещей, задача становится почти невыполнимой.

И ответственность, и спонтанность – обе эти концепции касаются выбора, но смешивать их не стоит. Они противоречат друг другу по той простой причине, что затрагивают совершенно разные душевные составляющие.

Выбора нет на инфантильном уровне, когда выбор страшен своими последствиями. Выбор есть на зрелом уровне, когда он перестает пугать. Выбора снова нет – на условно «продвинутом» уровне, когда перестает пугать его иллюзорная природа. Ребенок должен учиться делать выбор и становиться самостоятельным, если хочет повзрослеть. И если «повезет», взрослый человек когда-нибудь дозревает до глубинной мудрости ясного сознания, освобожденного от иллюзии индивидуальной воли.

А если человек еще выбор-то делать не научился, освобождаться от своей индивидуальности ему еще ой как рано! Сначала надо пройти этап личностной зрелости. И философские дискуссии об иллюзорности выбора в таком ключе – лишь оправдания собственной беспомощности и несамостоятельности.

В каком-то вполне реальном смысле в жизни все всегда на своих местах, все – так, как и должно быть, потому, что иначе никто и ничто не может. Все – именно так, как есть. Если что-то меняется, значит жизнь добралась до этого. Каждая перемена, каждый сдвиг реальности – чувство, мысль, жест – происходят именно так, как и должны и никак иначе, потому что являются неизбежным продолжением естественного хода вещей.

Новое понимание зарождается на подготовленной почве. Семя не может стать деревом, пока не пустит корни в землю, и не проделает огромный путь, питаясь водой, воздухом и солнечными лучами. Человек не может стремиться к созиданию, пока душа для этого не созреет. Все следует закономерно собственным тенденциям. Даже хаос управляется своим необъяснимым порядком. Так чем же мы тут занимаемся, пытаясь прийти к гармонии? Мы просто продолжаем следовать естественному ходу вещей, со всеми своими противоречиями, выборами, сомнениями, потому что иначе не можем. Происходящее происходит – вот и вся истина.

© Игорь Саторин

Также для раскрытия темы рекомендую почитать роман «Механический бог». Скачать можно здесь.

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

55 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Все равно не пойму как выбор может быть спонтанным, мы ведь выбираем то что нам выгодно, значит этот выбор разумный.

  2. сегодня встретила хорошую фразу на эту тему:

    «Мы сможем продолжать [общение] дальше только когда вы станете причиной всего этого, потому что если причина — внешние обстоятельства, — вы ни на что не сможете повлиять. И вообще никто.»

    ***
    выбора нет_выбор есть_выбора снова нет

  3. Мне кажется когда вы говорите о спонтанности выбора вы смотрите на это через такую призму где ни в чем смысла, нет ценностей, вы как бы и не плюс и не минус, вы вне этого, вы вне всего, вы там где привычные законы рушатся. Там выбор лишь какоето нелепое явление которое просто происходит.

  4. «что я не делаю, у меня ничего не получается, это они/он/она/оно (виноваты/т/та/то)» — выбора нет

    «нужно стараться во что бы то ни стало и все получится» — выбор есть

    «что должно произойти произойдет как бы ты этому ни препятствовал, чему не суждено, то не случится, какие бы ты усилия не прикладывал» — выбора снова нет

  5. — Свободная воля – миф?

    Рамана Махарши: Свободная воля удерживает позиции только в соеди­нении с индивидуальностью. Пока отдельное бытие сохраня­ется, свободная воля есть. Все Писания основаны на этом об­стоятельстве и советуют направлять ее в правильное русло.

  6. когда хватает духу признать, что не «они там» [виноваты], а «я здесь» [сам дурак], сникаешь и замолкаешь, потому что уж сказать-то, выпячиваться нечем, и поучать нечем, и вообще пустота, нуль без палочки

    а поучание вообще показательная тема. тот поучает, кто сам еще в поучении нуждается. зрелый человек спокойно к чужому непониманию относится, спасать никого не кидается.

    но все через это проходят, не миновать ни стадии дурака, ни стадии умного — двойственность недопустит.

  7. Наверное все-таки можно назвать себя «счастливым» если в том, что происходит, можно уже как-то ориентироваться. Другое дело, что свободы выбора походу и на самом деле никакой нет, а есть нечто массовое, принимающее и передающее инфу, переработанную и каким-то образом структурированную, т.е. на выдаче продукт значительно отличается от входящего сигнала, и в чем тут фишка — нипанятна, пока всю эту кухню хотя бы немного не разгребешь. Но ведь основа основ, насколько существующая способность понять работает — это умение обращаться с тем материалом, который все время проходит через проводники и модулирует их тем самым как заблагорассудится..опять тут упираемся в вопрос о ( мифической)свободе. Ее наличие, на мой взгляд, как раз и помогло бы (возможно) более широко и со знанием дела что-то использовать, раз дается всем людЯм Нате берите, либо просто при настройке что-то понимать. А так все четко по соответствиям. А может ли человек, будучи в таком виде, как есть на сейчас, вообще научиться со свободой этой обращаться? Склоняюсь к тому, что вряд ли, где слабым утешением будет «до поры до времени». А если и начинается хотя бы мизерное различение, то не факт, что этим распорядиться можно по уму)) вот ведь жешь а)) И получается, что ничего не остается, как просто БЫТЬ, потому что в этом можно ногу, и не только ее сломать, пытаясь хоть как-то уложить всё в нечто удобоваримое. Реальный мОрок)
    Спасибо за статью Игорь)

  8. Friina

    /// хотя бы мизерное различение, то не факт, что этим распорядиться можно по уму))

    плюс стописят
    все равно наинтерпретировать можно кучу всего, мама не горюй
    и не факт, что в меньших масштабах, чем раньше, просто тоньше путы

    ///И получается, что ничего не остается, как просто БЫТЬ, потому что в этом можно ногу, и не только сломать, пытаясь уложить все в нечто удобоваримое

    да
    все попытки понимания сюда стекают
    очень много факторов приводят к тому или иному событию
    корни могут быть настолько глубоки, легче просто смириться

  9. Снится мне сегодня сон, а утром читаю статью про выбор и, кажется, что это про одно и то же. Сон: мчимся с подругой на чем-то ярком, переливающемся всеми цветами радуги. Машина — не машина, санки -не санки, но мчится само. Путь выбран ( кем выбран? Может Душой, может еще кем-то) и нам приходится только маневрировать — выбирать — чуть левее или правее, объехать кочку или подпрыгнуть на ней ( приземление не гарантируется мягким и безопасным), но …. как-то весело очень. Напомнило, как в детстве катались с ледяной горы — чем круче, тем страшнее и веселее… Можно от страха глаза закрыть, а можно с открытыми….. И в жизни как в этом моем сне — Путь выбран и я по нему иду. Выбор моей личности — осознавать, чувствовать, ощущать как я иду. Либо закрыть глаза и .. проскочить. Но это не вариант..

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.