Трудолюбие, самоконтроль и сила воли большинству людей представляются недостижимыми добродетелями, которыми якобы обладают редкие, «волевые» личности, способные заставлять себя совершать сверх-усилия, терпеть боль и мужественно выносить различные невзгоды. В этом ключе, например, трудолюбие воспринимается как некое благородное, почти волшебное качество, которое закладывается генетически, и которым обладают единицы. И в таком ключе трудолюбие как абстрактное «качество» — действительно является недостижимым. Но это – ошибочная точка зрения. Трудолюбие и самоконтроль – это не качества, а отношение к ситуации, при котором человек попросту хорошо замотивирован потрудиться.
Самоконтроль и трудолюбие как эгоизм
Трудолюбие, самоконтроль, сила воли, самодисциплина — все это «способности», которые вращаются вокруг пресловутой мотивации. Все это — фикция, которая возникает там, где у человека присутствуют противоречащие друг другу желания. К примеру, одно желание заставляет человека идти работать, а другое – отдыхать, и побеждает то желание, которое сильней. Мы всегда делаем то, что хотим делать. В этом заключается наш великий эгоизм и наша великая «доблесть» и сила характера. О какой силе характера может идти речь, когда человек просто делает то, что он хочет делать? Трудолюбие и сила воли возникают из пустоты именно там, где одно желание (спонтанно) подавляется другим желанием, там, где мы ощущаем сопротивление в собственном уме. Наши желания – это влияния, которые управляют нашей жизнью. Ни контроля, ни тем более самоконтроля не существует. Есть просто влияния. И то влияние, которое влияет сильней — побеждает. А человек в это время может думать, что у него есть сила воли, и сила воли эта у него «сильная», раз, скажем, желание не курить — победило желание курить. В этом смысле все вообще, что мы делаем – это такое проявление «силы воли». Отсюда же растут ноги у трудолюбия, самоконтроля и самодисциплины. Наша мотивация заслуживает самого пристального внимания. Эта тема на progressman.ru – одна из главных.
Но если все-таки попробовать рассмотреть самоконтроль, трудолюбие и силу воли, как некие облагороженные, самостоятельные качества, не зависящие от наших желаний, мы столкнемся с большим парадоксом. Потому что при такой постановке все наши «волевые качества» — это какие-то неведомые, самостоятельные явления, которые противоречат самому понятию воли. В таком ключе, человек может свернуть горы, сам не понимая, зачем он это делает. Он даже может быть против этого «сворачивания» гор, т.к. на них, например, могут жить живые люди. Но он их «сворачивает» под влиянием «благородного» «трудолюбия» и «самоконтроля». В таком положении, мы сталкиваемся с самоконтролем, который не способны контролировать, с силой воли, которая ничего общего с нашей волей не имеет и с трудолюбием, в котором никакой любви и в помине не было. Все это – очевидная чепуха. Воля – она и есть воля. А сила у воли мерещится, когда она (воля) преобладает над другими желаниями (более слабыми волями).
Как быть с различными аскетами и стоиками, которые, проявляя твердость характера, намеренно устраивали себе жизненные испытания? Здесь мы можем говорить о высшей степени проявления «эгоизма», когда желание добиться духовного преображения преобладает над всеми остальными желаниями, при этом, мотивируя «волевую» личность выносить ради великой цели попутные трудности. И я честно, восхищаюсь проявлением подобного рода «эгоизма» у людей. А что тут можно поделать? Если Вы до сих пор – не просветленный Будда, то даже благотворительность в какой-то степени исходит от Вашего эго.
Без потакания своему эго человек остался бы на уровне первобытного строя. Совершенно нормально потакать собственному эго, если этого искренне хочется. В таком потакании волевые люди и совершают свои великие подвиги. Просто бывают откровенно инфантильные и «эгоистичные» потакания, а бывают «мудрые» и созидательные. А иначе, как это часто и случается с различными эзотериками, человек потакает своему эго, приходя в восхищение от самого себя в том, как здорово он ему «не потакает», якобы следуя какому-то иному, «духовному» влиянию.
Самоконтроль и трудолюбие как дальновидность
Нет никакой необходимости говорить о трудолюбии и самоконтроле там, где мы сами искренне хотим работать. Нет ничего дурного в том, чтобы следовать своим желаниям, проявляя при этом «самоконтроль» и «трудолюбие». Проблемы начинаются там, где желания противоречат друг другу, разрывая человека на части, вызывая при этом невроз. Эго – не какое-то вселенское зло, а удобный и эффективный «инструмент» взаимодействия с реальностью, который нам необходим на текущем этапе развития личности. Просто, как уже говорилось, эгоизм бывает инфантильным, а бывает мудрым. Инфантильность проявляется там, где мы не учитываем последствия своих действий. Мудрость проявляется в дальновидности.
Что касается дальновидности, здесь, как и с трудолюбием, кто-то может подумать, что речь идет о каком-то чудесном, почти экстрасенсорном качестве, сродни провидению. На самом деле дальновидность – это обычная, бытовая предусмотрительность, или, если угодно — расчетливость. Вы просто трезво анализируете возможный результат собственных действий. Если, к примеру, вам лень работать, подумайте хорошенько о последствиях. Быть может, вам действительно не нужно работать. Быть может, Вам по душе то, как живут альфонсы, иждивенцы, или, например, бомжи? А может быть, у Вас есть другие, более важные дела? И если работа причиняет «страдания», смертельную «скуку», просто трезво оцените свою жизнь. Какую цель вы ставите перед собой? Что нужно делать для достижения этой цели? В этом ключе, дальновидность, самоконтроль и трудолюбие — это способность помнить о своей цели. В этом смысле – это еще и способность концентрироваться, не отвлекаясь на забытье, в котором осознаются лишь поверхностные, грубые желания. А концентрация к тому же, — одно из самых ценных качеств на духовном пути. Помимо того, что «работа» приближает к цели, она развивает и кристаллизует личность: интеллект, разум, силу концентрации и силу характера. Вот такая мотивация.
Трудолюбие и самоконтроль рождаются там, где мы проявляем дальновидность. Грубый маньяк может оказаться ограниченным в том, что касается осознания последствий собственных действий. Он себя толком не осознает, поэтому жаждет впечатлений сейчас, не заботясь о последствиях. Святой мудрец прост. Он себя хорошо знает, он получает впечатления сейчас, не беспокоясь о будущем, но при этом мудрец делает все, что требуется для гармонизации пространства, как в настоящий момент времени, так и с учетом его последствий. Обыватель в этом отношении — где-то посередине. Все это напрямую зависит от утонченности нашего восприятия и степени нашей осознанности.
Трудолюбие и самоконтроль – полезные добродетели. В этой статье я попытался их «разоблачить» не для того, чтобы принизить их ценность, а чтобы каждый убедился, что ничего недостижимого в этих добродетелях нет. Трудолюбие и самоконтроль – это ясное понимание собственных желаний. Помимо практики осознанности, в этом может, также, помочь техника, описанная в статье «Как изменить свою жизнь к лучшему». В ближайшее время я еще вернусь к этой теме, рассмотрев эти процессы через призму психологической «зоны комфорта».
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Интересно..Трудолюбие и эгоизм идут в ногу и вровень друг с другом… может быть трудолюбие часть эгоизма, возможно поэтому все так и происходит.
Выходит, трудолюбики ядреные эгоисты… замечательно!!!
Кстати, такое положение дел, в смысле, осознавать такой эгоизм очень приятно… это я к тому, что редко кто будет ходить и «гордиться» тем, что он эгоист в обыденном понимании (больше его стараются скрыть в тень), а иногда ведь хочется все свое «нутро» выплеснуть «наружу».
Думаю, что в рассматриваемом случае эгоизм трудолюбика одобряем окружающими, а значит хорошо поглаживает заморочку «я — хороший», приятно блин :) и качает маятник в сторону гордости.
Что же в этом случае говорит ничтожество? :)))))))
Ольга, здесь как и везде все можно свести к тому, чтобы быть честным с собою, и называть вещи своими именами. Гордиться нечем, но и печалиться не о чем :) Но можно и то, и другое.
Я за собой заметила, что если заставляю себя что то сделать, то меня мучает ощущения насилия над собой. В этой глупой борьбе выиграть никогда не удается )) Ситуацию я разрешаю таким образом: жду некоторое время, пока не вскочу и не побегу не думая делать то, что нужно.
У меня тоже бывает такое состояние, когда не могу заставить себя что-то сделать. Очень неприятное чувствование. Если осознаю последствия того, что ДОЛЖНА сделать и не сделаю отразятся негативно на моем каком-то важном желании, которое реализую, то, все-таки, делаю то, что «нада»… бывает даже в последний момент, когда совсем прижмет.. в таком случае заметила уже негатив не чувствую, тады просто деваться некуда, как чувство самосохранения срабатывает что ль, сами по себе мозги включаются в работу… зато потом, когда все сделано, наступает благодать и в следующий раз такого негатива не испытываю.. легче приступить к делу.
И еще бывает такое, что перед тем, как реализовать какую-то идею, долго ее вынашиваю, в голове планирую, раскладываю по частям, собираю и это происходит бывает довольно долго, пока озарение на меня нахлынет…
Но все изложенное в большей степени касается «новых» дел.
Трудно делать, когда вижу, что рядом кто-то умнее, сильнее и лучше меня, чувствую неуверенность в себе… и еще, когда тот, кто оценивает работу настроен нехорошо или, когда сам не поймет что ему нужно.
Благодарю за интересные мысли и хорошие статьи, Игорь!
Удачи!!!
Наталия, спасибо за пожелание.)
Ольга, в общем-то все это и есть анализ, из которого складывается дальновидность и трудолюбие. Возможно, если это «дело» еще как-то структурировать, все «пойдет» еще лучше. Все таки, я честно, уважаю трудолюбие.)
Игорь,как побороть стремление к красоте,к гламуру?
Нужно не бороться со стремлением, а отказаться от борьбы.
Любая борьба это очередная вовлеченность в иллюзию.
Просветление это выход за рамки такой дуальности.
А красота это прекрасно.
Спасибо, Игорь, за простую и замечательную статью. Хотелось бы только добавить, что на мой взгляд человек всегда следует своей истинной природе, чтобы он об этом ни думал и как бы он это не называл. Понимает он это или нет.Это зависит только от самоосознания. На разных этапах развития сознания в человеке пробуждаются качественно разные желания. Это нормально. Он не может не пройти через них. И всегда лучше, когда он их осознает и реализует, чем начнет с ними бороться, и не дай бог, подавлять. Хотя, это тоже — хороший, нужный опыт. В какой-то момент мы склонны еще и самообманываться, и это самое прискорбное, что может произойти. Мы начинаем врать себе. Особенно, если мы начинаем делать это сознательно, объясняя «высшими целями» свои заблуждения. Тут лучше по-скорее разобраться в себе. В конечном итоге человек должен придти к процессу Со-творения. А сколько витков он навернет на пути познания себя зависит от его личного опыта. Каково будет это сотрудничество с Абсолютом? У Бога, в отличии от человека, нет догмы, нет ограничений. Он всегда знает во что с нами поиграть. Ведь он играет сам в себя. Кто еще может знать тебя лучше, чем то, что тебя создало? Как осознать свою божественную природу? Как прорваться сквозь природу эго и почувствовать Бога внутри себя? В какой-то момент твоей истинной природой является эгоизм, и это нормально. Это детство. Потом, в процессе осуществления желаний эго, происходит и процесс роста сознания. Это процесс эволюционный, естественный. Сколько жизней он займет? Зависит от многих факторов. Эго растворяется постепенно, его природа — реализация желаний. И желания, цели в конце-концов начинают меняться. Появляется стремление.
Человек стремится познать себя, свою божественную природу, и уже не боится увидеть что-то, что может пойти вразрез с общепринятыми догмами и с его представлениями о себе, любимом. Приходит ясное осознание как своих «не-желаний», так и своих стремлений. На этом этапе и «уход в монастырь» и «уход из монастыря».
Это и есть проявление истинной природы в настоящий момент познания. Именно это и надо реализовать. Все остальное, не соответствующее именно сейчас твоей природе, причиняет тебе страдания. Ты перестаешь этим заниматься — сначала становится неинтересно, а если ты упорствуешь в своем нежелании видеть это, то и больно в конце концов. Сама жизнь направляет твое сознание в нужное русло — по пути именно твоего познания себя. В конце концов Эго начинает таять. Появляется Индивидуальность. Неповторимая часть божественного сознания. А мы все разные в начале пути. Человек и есть этот путь. Это — форма для божественной реализации. Надо осознать это как факт и постараться не сопротивляться, оставить страхи, боязнь перемен, опасения за качество своей жизни, иллюзорное ощущение, что все без тебя рухнет. Не рухнет. Потому что никогда не оставишь больше чем можешь. Продвинешься ровно настолько, насколько способен на данном этапе.Все очень естественно.
Мой опыт подсказывает, что есть только один способ проверить, что на самом деле стоит за выбором делать или нет. Я просто Не могу НЕ делать, невзирая на внешние обстоятельства. Но тут уже и обстоятельства становятся благоприятными, да и выбор не совсем мой. Я просто осознаю что так есть и соглашаюсь с этим, как с частью своего пути. Доверяю. А этому придется научиться каждому. Будь ты хоть царь, хоть нищий, хоть трижды Будда. Но у последних, я полагаю, уже вопросов на эту тему не возникает :)))Еще раз, спасибо, Игорь за такую правильную, разумную статью.
Заблуждение современных людей в восприятии и использовании слова ВОЛЯ как некое усилие, насилие необходимо вынужденное, а не свободное , данное, изначально поддерживающие.
Вот и становятся безвольными невольниками
Поставите ВОЛЮ на один уровень к ВЕРЕ, ЛЮБВИ, СВОБОДЕ.
Светлая воля, воля Всевышнего, народная воля, я волен думать… и т.д.
И еще.
Трудолюбие – это ЛЮБИТЬ труд.