Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Спонтанность

все просто происходитСпонтанность, о которой пойдет речь в этой статье – это медитативное переживание природы собственного ума в истинном свете. Тысячи переживаний без всякого смысла и основания спонтанно появляются и растворяются. Попытка удержать что-либо, или избавиться от чего-либо создает напряжение, ограничивает восприятие, приковывает к объекту двойственности. Все так называемые события – иллюзии, т.к. на самом деле являются неустойчивыми, неуловимыми, спонтанными мыслями и образами в сознании. Просто, оставив все как есть, не превращая оставление в движение, или напряжение, вы освобождаетесь от всеобъемлющей погруженности в переживания и открываете великую спонтанность происходящего. Это – практика невыбирания, недеяния. Сложно найти решение всем проблемам и беспокойствам. Легко осуществить тонкое различение, которое впускает поток, смывающий все понятия о проблемах, и приводит к осознанию спонтанности всех вещей.

Вначале «невыбирание» может проявляться как тонкий выбор, а недеяние как тонкое действие. Это остаточное напряжение – мысль, которая говорит: «я практикую». В это время мы можем отчетливо увидеть парадоксальность происходящего. Казалось бы, мы просто есть здесь и сейчас, но что-то по-прежнему действует, и действует в спонтанности, помимо нашей воли. Получается, существует «Я», которое просто есть, и отдельное от него – «я» которое действует. Существует ли между ними разница? Где этот незримый переход из одного «я» в другое? Понять это невозможно, т.к. это и есть граница ума и того, что запредельно мысленному пониманию.

И когда мы просто продолжаем пребывать в таком подвешенном расслабленном состоянии, не ограничивая себя частным пониманием, не производя шум грубым анализирующим умом, то начинаем постепенно видеть все ясней то, что есть по-настоящему здесь и сейчас. Уму открывается непостижимая тайна о его собственной природе – ум не имеет никакой основы, у него нет собственной сущности, он даже не является живым. Все это условности. Мы видим как есть, что ум по-прежнему рефлексирует, производит вычисления, создает свойственное ему напряжение, что-то анализирует, пытается вогнать озарения в новую систему, производит отличия, строит формулы. И все это происходит спонтанно, само собою, без нашего участия, просто в силу природы интеллекта – в силу его заряда.

Отождествление с умом, или растождествление с ним – просто мысль, еще одна двойственность. Когда нет разделений и предпочтений, тогда есть то, что есть – бытие, всегда новая реальность настоящего момента, грандиозная спонтанность. Это возможно только благодаря расслабленному невмешательству в то самое присутствие, которое и без того происходит помимо любых стараний.

Почему если реальность и просветление так естественны, человек пребывает в напряженной двойственности и зажат в мыслях? Никто не может иначе. Парадокс в том, что и наше привычное состояние является естественным и спонтанным, хоть и выглядит как нечто, отталкивающееся от сомнений и планирования. Это просто происходит, как и все в этой реальности. Человек пребывает в иллюзии творения, в иллюзии того, что есть действия, и эти действия не просто случайное движение, а движение, наделенное жизненным смыслом. Действия, не имеющие смысла, мы не делаем. Каждая ситуация на разных уровнях, каждый миг для нас – сделка и компромисс.

Есть действие – есть результат. Когда результат неочевиден, возникает ощущение неудовлетворенности, несправедливости и обмана. Щемящая пустота, как небольшой просвет, сквозь который ощущается бессмысленность всей этой механической мешанины побуждает нас впервые за долгое время сна задуматься о собственной жизни. И тогда возникает ощущение, что «ничего не хочется, все надоело, все бессмысленно». Хоть это ощущение и отражает реальность в какой-то степени, отражение это происходит по-прежнему на уровне ума, и является всего лишь очередной иллюзией, мыслью. Когда этот просвет, в ходе практики осознанности становится шире, все переживания временно усиливаются. Начинается процесс очищения, в ходе которого, бессмысленность и пустотность неожиданно проявляют себя как свобода, ясность и чистота.

Если взять для рассмотрения плоскость напряжения и расслабления, получается, что мы почти всегда находимся в таком вот подвешенном состоянии. Нам не свойственно – ни тотальное напряжение, ни тотальная открытость. Мы лавируем от одного небольшого напряжения к другому, называя череду этих моментов жизнью. Вся наша жизнь – это непрерывная погруженность в сотни механических (спонтанных) выборов, продиктованных мириадами бессознательных импульсов.

Мы не ощущаем, как это происходит, наше внимание скользит по следствиям бессознательных причин, вытекающих в привычную жизнь, которую мы принимаем как должное. Проявленная мысль в какой-то степени осознается, а механичность выбора – нет. Спонтанность – природа всех явлений. При рассмотрении умом спонтанность может выглядеть чем-то ограничивающим. Однако в сфере души – это свобода. Если выбор всегда протекает механически, соответственно, само понятие выбора – иллюзия. Ум всегда ограничен, в этом его природа. Однако сознание свободно от выбора и сомнений, оно – сама спонтанность, сознание просто есть, как вечный зритель этого действа на безбрежной сцене океана жизни.

Сверхусилия спонтанно приводят к усталости и расслаблению. Возможно, по этой причине опыт концентрации неизбежен. Пресытившись погруженностью в сомнения, умудренный разум выбирает расслабление в естественном присутствии. Когда внимание, закаленное практикой становится острым, нам уже не требуются усилия, чтобы расслабиться. Мы осознаем обычную жизнь как сверток напряжений и работаем с ними, не создавая лишнего волнения. Это происходит без усилий ума – интуитивно.

Каждый знает, как напрячь тело физически и затем отпустить. Нечто подобное происходит и на тонких, причинных уровнях. Мы привносим осознание в собственный ум, без побуждений, просто смотрим на то, что способны увидеть. Более тонких граней высматривать не нужно. Наша работа – это наш уровень. То, что происходит сейчас гораздо важней того, что, как зачастую кажется уму, могло бы происходить. Истинно срединный путь – это интуитивное доверие реальности настоящего. Тогда расслабление становится естественным. То, что есть – гораздо проще и светлей, чем то, что кажется. Спонтанность – естественный ход всех вещей во вселенной.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

24 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. >по чьему ПРОИЗВОЛУ всё происходит??? :-)

    Да ни по чьему!)
    Я, другой, другие — это мысли. Без мыслей никого конкретного нет. Есть лишь то, что есть и всегда было.

  2. События моей жизни присходят спонтанно,
    Его жизни — тоже, и его — тоже …..
    Но если вспомнить, что СПОНТАННО означает САМОПРИЗВОЛЬНО, то кто этот САМ по чьему ПРОИЗВОЛУ всё происходит??? :-)

  3. Игорь: «Есть лишь то, что есть и всегда было.»
    Тогда вопрос: если я есть, значит ли это, что я был всегда?

  4. >если я есть, значит ли это, что я был всегда?

    ДА!!!

    Ты всегда был, ты всегда будешь. Ты есть. Нет ничего важнее этого. Это и есть сама жизнь.

  5. Игорь: «Ты всегда был, ты всегда будешь. Ты есть. Нет ничего важнее этого. Это и есть сама жизнь.»
    Прекрасно!!! Это, как минимум, совпадает с идеей реинкарнации. Вы согласны?

  6. >Стоят ли за ними какие-либо прикладные сверхзадачи или это просто игры ума?

    Основная задача — устранение дискомфорта.

    >Ведь вы говорите о том, что нельзя понять, не называя вещи своми именами, которые существуют в эзотерике.

    Где это я так говорю?)

    >Вы считаете эзотерику мистикой и поэтому не хотите ссылаться на неё?

    Предпочитаю по возможности не ссылаться ни на что, а говорить своими словами, как понимаю. А ссылки — сухие.
    Эзотерика все же, очень разрозненна и часто разные школы противоречат друг другу.

  7. Игорь: «Вполне».
    Тогда поясните, пожалуйста, смысл ваших статей.
    Стоят ли за ними какие-либо прикладные сверхзадачи или это просто игры ума?
    Ведь вы говорите о том, что нельзя понять, не называя вещи своми именами, которые существуют в эзотерике.
    Вы считаете эзотерику мистикой и поэтому не хотите ссылаться на неё?

  8. Игорь: «Основная задача — устранение дискомфорта.»
    Вам не кажется, что устраняя собственный дискомфорт, вы можете создать его у других?

    Игорь: «Эзотерика все же, очень разрозненна и часто разные школы противоречат друг другу. Предпочитаю по возможности не ссылаться ни на что, а говорить своими словами, как понимаю. А ссылки — сухие.»
    Вам не кажется, что тем самым вы создаете еще одну, собственную школу? В принципе, это нормально, вопрос только в том, как она (школа) согласуется с истиной…..

  9. >Вам не кажется, что устраняя собственный дискомфорт, вы можете создать его у других?
    :D
    Нет, Павел, мне так не кажется. А не кажется потому, что не вижу иного пути, кроме как жить по совести, на пути к святости. А здесь и устранение «долгов», растворение «узлов» и т.п. Осознанность (чуткость, бодрствование) идет параллельно с этим.

    >Вам не кажется, что тем самым вы создаете еще одну, собственную школу?

    Павел, я просто пробую выражать на современном языке, который понятен :) Разговоры о школе сейчас — бесплодны.
    Считаю, что каждый истинный искатель может и должен практиковать самостоятельно. А «срубать бабло» на духовном мне пока как-то претит.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.