Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Ответственность и безответственность за свою жизнь

Порой приходится действовать вынужденно, не по своей воле, а потому что так «надо», потому что ты – бедная несчастная жертва обстоятельств, у которой нет выбора, а потому нет и ответственности ни за себя, ни за свою жизнь. В такие моменты живешь по принуждению, под ударами плети, которые наносит повозчик судьбы.

Такой выбор делаешь сам, чтобы обвинить во всем правительство, начальство, родителей, друзей, случайного встречного – кого угодно, лишь бы закрыть глаза на собственный вклад в свою жизнь. Так прячешься от «горькой» правды о себе, как о слабой инфантильной личности, избегаешь трудностей, не решаешь проблемы, а строишь из себя жертву обстоятельств, которую надо по справедливости пожалеть и вознаградить за понесенный ущерб.

ответственность Позиция жертвы – это состояние, когда уверяешь себя, будто выбора нет, но есть обязательства, которые связывают по рукам и ногам. Став жертвой, действуешь не по выбору, а когда должен и обязан – то есть от безвыходности.

Жертва не выбирает действовать. Ей «надо» действовать, потому что жизнь прижала и обстоятельства вынуждают.

Все от такого человека чего-то хотят, ждут чего-то, все ему уже давно надоели, в то время как он сам ничего решать не хочет, а хочет только отдыхать и развлекаться. И любые препятствия к желанному, рассматривает как одну большую вынужденность выползать из зоны комфорта.

И так живет большинство. Люди себя выталкивают по утрам на офисные плантации, потому что у них «нет выбора», а есть только принудиловка. Всю жизнь тянут лямку, не понимая, что это и был их собственный выбор, продиктованный внутренними противоречиями.

Вся эта рабская вынужденность заканчивается ровно в тот самый миг, когда осознаешь, что сам выбрал так жить. А если за выбор ответственности не принял, и ждешь, пока жизнь сама наладится, реальные возможности роста остаются незамеченными.

И позиция жертвы, и ответственность – всего лишь умственный финт – способ мышления. Позицию жертвы выбирают ради вторичной выгоды – свалить вину за события своей жизни на внешнюю инстанцию. Дескать, пусть «там» виновные раскаются, и уже начнут нашу жизнь налаживать…

Обратите внимание, какой это детский подход – насупиться, или разрыдаться, чтобы кто-то там, во вне узрел творящуюся с нами несправедливость и принялся нас утешать.

Жертва не умеет действовать. Она ждет, что все обойдется, уляжется и обустроится как-нибудь само собой, без ее активного участия. Но ничего толкового самопроизвольно обычно не происходит. Перемены к лучшему требуют сознательных усилий. Чудеса, наследства и прочие дары судьбы в расчет не берем. В целом жизнь меняется, когда сам движешься в желаемую сторону.

Делать выбор бывает страшно – это реальные перемены, за которые несешь ответственность. Но только так можно повзрослеть и выбраться из состояния вечного пострадавшего, неспособного управлять своей жизнью.

Самостоятельность и ответственность – это и есть нелегкий путь душевного взросления.

Раздутое величие

К привычным, заезженным тропинкам, страшно привязываешься, потому что на них чувствуешь себя продвинутым «юзером» – царем ничтожных кубических сантиметров «комфорта».

Избегаешь ответственности за свою жизнь, когда не хочется осознавать, кто ты есть, и чего достоин. Избегаешь ответственности, и обвиняешь других, чтобы сохранить раздутую самооценку, которую правда разбила бы в щепки.

Да, в очередной раз все сводится к самооценке. Все очень любят ее завышать. Хлебом не корми, дай только повод почувствовать себя крутым и востребованным. А потом, когда проникся иллюзией своего величия, становится страшно ее терять. И в такие моменты капитулируешь, спасаешься от реальности бегством, снимаешь с себя ответственность за свои промахи и становишься жертвой обстоятельств.

Так плохой танцор отказывается признавать факты, начинает философствовать и рационализировать: туфли жмут, не выспался, пол скользкий, завистники помешали, не повезло. Любые оправдания – в счет. Лишь бы самому в них верить.

Так прячешься от правды, уверяешь себя, что на самом деле ты умный и важный, а во всех проблемах виноваты другие… Пытаешься сохранить свою завышенную самооценку нетронутой, потому что проще обижаться на жизнь, чем признать свой вклад в ситуацию.

Для самообмана подходит любое самооправдание, на которое хватает неосознанности повестись. Так создаешь внутренний раскол, чтобы сохранить иллюзию собственного величия, и остановиться в развитии.

Но подспудно правду знаешь, и до ужаса ее боишься…

Подспудно знаешь свой обман. А на поверхности сознания продолжаешь себе врать и будешь готов «придушить» любого, кто на этот самообман намекнет. Будешь свою ложь отстаивать с пеной у рта.

В зоне комфорта увязаешь, когда перемены ставят под угрозу необоснованно раздутое величие. Подавленная правда создает неврозы.

Исцеление требует признания правды. Только ты сам ответственен за себя и свою жизнь.

Вынужденность

Вынужденность, безвыходность и обязательства – одна большая иллюзия. Все это – свой реальный выбор, продиктованный сомнениями и внутренними противоречиями. Всегда сам выбираешь жить так, как живешь.

Если домашние заставляют прибраться, не предлагая других вариантов, все равно остается выбор. Можно сознательно отказаться от дел, и принять последствия. Можно сознательно согласиться заняться уборкой. В любом случае выбор совершаешь. А если ответственным быть не привык, даже в такой невинной ситуации станешь жертвой обстоятельств.

Так даже небольшая услуга может оказаться тяжким страданием потому, что воспринимается вынужденной ношей – проблемой, которую не постеснялись свалить на безвольного холопа. И теперь, не имея выбора, приходится, сопротивляясь жизни, делать свой рабский труд, тянуть чужую ношу. А после – тихо возмущаться чужой «наглости», мечтая поднять бунт против всего мира.

Достаточно одного трезвого взгляда на ситуацию, чтобы увидеть всю ее несуразность. Когда тебя просят что-то сделать, – это момент совершения выбора. И этот выбор есть всегда. Можно отказать, можно прикинуться дурачком, убежать, огрызнуться, можно исполнить просьбу. Достаточно признать, какой выбор ты сам хочешь сделать. Не вынужден, а хочешь! Честное взвешенное «хочу» в любой ситуации освобождает от надуманного принуждения. Теме выбора на progressman.ru посвящен целый ряд статей.

«Должен» и «хочу»

Да, в жизни есть ограничения. Ты – человек, а не божество. Не можешь создавать любые желанные условия по мановению ока. Можно дойти до абсурда и начать возмущаться вынужденности дышать воздухом, есть пищу и справлять нужду. Это данности жизни – их остается спокойно принимать.

А проблемы возникают там, где неизбежные данности путают с обычными житейскими трудностями. Так свое нежелание делать что-либо принимают за неисполнимую невозможность.

Трезвое «не могу» указывает на реальное ограничение. А бывает «не могу» невротическое, когда нежелание заниматься делом оправдываешь внешним якобы «ограничением». Дескать, и горы свернул бы, кабы во время разбудили… Та самая позиция жертвы обстоятельств.

Стать божеством не можешь – это правда. И переживать тут бессмысленно. А если переживаешь, что не можешь бросить курить, – это уже невроз, которым оправдываешь свое нежелание бросать курить.

Утверждение, будто не можешь бросить курить, подразумевает, что можешь и не бросать. Просто не хочешь признать своего реального желания курить.

Любое «хочу» может обернуться «надо», когда дело оказывается сложней, чем предполагал. Если сдаешься и уже не хочешь продолжать, именно это свое нежелание и надо бы принять как данность, а не терзать себя за свои слабости. Если дело оказалось сложней, лучше уж сразу признать свое «не хочу», нежели обманываться лживым «не могу».

Эмоциональные «надо», «не могу» и «вынужден» – это неврозы, в ситуациях, где отказываешься брать ответственность за свой выбор, апеллируя к своим якобы ограничениям.

Не можешь заняться спортом? Не надо делать из себя пострадавшего. Просто спокойно признай, что можешь забить на спорт.

Ответственность – это честное признание последствий собственных решений, осознание себя главной причиной происходящего с собой. Уклонение от ответственности за свою жизнь – это застревание в душевном детстве, бесконечные обиды и терзания.

Быть ответственным означает просто замечать, что ты всегда делаешь то, что хочешь и получаешь закономерные последствия своего выбора.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Для тех, кто уверил себя в том, что нет ни выбора, ни личности: «Выбор и спотнанность»

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

314 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Дмитрий, никто тут не отрицает логику.
    Уже не впервые так происходит — вы не понимаете, что вам говорят, и стараетесь ревностно донести до других свои взгляды с вполне прозрачным мотивом.

  2. Я думаю,что о свободе выбора можно спорить до посинения.Дуальная думалка всё разделяет,мечется между вариантами,а эго присваивает
    результаты выбора.На самом деле тот,кто разделяет,а именно ум,не может выдать окончательное решение совершить конкретное действие или поступок,т.е. перейти от мысли к действию.Его задача перебирать
    варианты,кроме случаев смертельной
    опасности,когда действие мгновенно.
    Если не подключается чувство,то
    ум будет блудить до бесконечности. Чувство или состояние изменить при помощи усилия невозможно,разве что играть роль и дурить себя.
    Чувство,интуиция,схватывают картину в целом без противопоставлений и приводит в действие один из двух последних предложенных вариантов.
    Остальные варианты отсеиваются ранее.
    Чувство это продукт опыта и связано со зрелостью личности.Осознанный человек,не отождествлятся с умом как обычный и его действия зрелые,учитывающие интересы других.Есть научные данные,
    что обдумывание умом [мозгом] происходит после совершения действия.Адвайтисты убеждены,что состояние, чувство, каждое
    мгновение даётся,поэтому свободы выбора поступка,действия,
    озвучивания мысли, не существует.
    Когда вы выбираете что заказать в ресторане,то в меню много вариантов,но в последний момент
    чувство подскажет.Но если вас спросят почему вы выбрали это блюдо, ваш ум,который большой
    любитель всё объяснять, найдёт тысячу причин.
    Наиболее наглядно отсутствие выбора можно увидеть в момент смертельной опасности.

  3. Ефим, мне кажется вам будет интересно почитать, что писал Юнг по поводу Чувств, Мыслей, Интуиции. «Психологические типы»

  4. Дмитрий,зачем читать Юнга? После него выросло не одно поколение,которые стоя на его плечах и используя последние достижения науки,видят дальше.
    Все концепции не осилить.
    Если человек верит,что нет свободы выбора,то он ни на кого не обижается,он следует в потоке жизни,он расслаблен,он уважает жизнь другого и терпим к его убеждениям.

  5. Статья очень понравиласьИгорь!Это ужастное состояние жертвыя прожила сполна…авторитарное воспитание эмоциональное насилие повлияли на мою жизнь…но родители смогли дать самое лучшее на что были способны…теперь моя жизнь в моих руках…мне очень помогли книги Лиз Бурбо…я не ломаю себя а принимаю это состояние жертвы честна сама с собой и я понимаю что идет процесс и эта работа с сознанием подсознанием со всем набором установок которые мешают мне жить полноценно…это ответственность не только за свою жизнь но в первую очередь за мои мысли которые матереализуются.Если бы я до сих пор верила в то что определенно судьбой так и квакала бы в своем болоте

  6. Ответственность — это просто честность с собою. Я правильно понял основную нить статьи?

  7. Здравствуйте, Игорь.
    Прошёл по предложенной Вами схеме и остановился на пункте
    «Возьми на себя ответственность..»
    Очевидно, отсюда не хватает стрелки к «ОТЛИЧНО!!», что подчеркнет важность принятия правды о себе и «путь для истинного душевного взросления».
    Спасибо Вам за статью, наверно, ещё не один раз буду перечитывать.

  8. После того как прочитал 2 статьи: «Нелюбовь и неприятие» и «Ответственность личности и безответственность жертвы обстоятельств» возникли противоречия. Решение любимого человека изменить меня приводит к моему выбору. У меня сейчас есть выбор: изменить себя во благо любимой и сохранить семью(но таким образом прогнуться), либо не изменяя себя разрушить семью (остаться в своей зоне комфорта). Как было сказано в статье «Иллюзия выбора» — если есть выбор то нужно сделать его во благо, только не уточнялось во благо чего или кого?

  9. Сергей К
    «Решение любимого человека изменить меня приводит к моему выбору.»

    Мало ли кто и что решил по вашему поводу. Я вот тоже считаю, что соседу надо мыться почаще, а пить поменьше. И дальше что? А ничего, потому как сосед совсем во мне не заинтересован. Как только его интерес ко мне проснется, он сразу станет прислушиваться к моему мнению, а когда его интерес начнет зашкаливать, он сразу станет «меняться» в лучшую ДЛЯ МЕНЯ сторону. Механизм приметивен и прост. Если вам что-то надо, вы будете прогибаться ради того, чтобы это иметь. Это все не о предмете страсти, это все о вас самих. Степень прогибания зависит от степени заинтересованности в предмете. Сейчас вы пытаетесь решить, насколько сильно вы хотите иметь эту женщину в своем окружении, а не стоите перед выбором. Этого вам никто сказать не сможет, кроме вас.))))))Чаще всего сильные прогибания заканчиваются одинаково — интерес к предмету со временем падает и человек начинает злиться за свои прогибания на того, кто эти прогибания инициировал. Всегда приятнее возложить вину на другого.)))))

  10. WCB спасибо за ответ, сейчас любой совет для меня очень важен, хотя, как Вы сказали, никто кроме меня не даст ответ: хочу ли я остаться с ней)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.