Без рекламы

Благодарю всех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес свой реальный вклад в развитие progressman.ru!

Опросы

Что вам ближе?

Результаты опроса

Загрузка ... Загрузка ...

Свобода выбора как иллюзия

свобода выбораСвобода выбора – иллюзия, потому что любой выбор происходит спонтанно и одновременно в силу причин, которые выбор обусловливают. Большинство людей, сталкиваясь с концепцией спонтанности, воспринимают ее суть, как некую игровую форму деятельности. На деле же, спонтанность ума проявляется тотально. То есть, все, что человек ощущает – происходит абсолютно спонтанно, или же в иной грани восприятия этого процесса – механически. Механичность – это восприятие спонтанности через призму ее причины. И эта причина делает спонтанность чем-то фатальным, неизбежным. Поэтому многим теория об иллюзорности свободы выбора может откровенно не понравиться. В таком ключе можно акцентировать внимание именно на спонтанности вне причин и следствий. Просветление, о котором говорят духовные учения – это осознание тотальной спонтанности (механичности) всех процессов сознания, и освобождение от бремени иллюзии выбора.

При осознании факта тотальной спонтанности ума, человек вынужден столкнуться с таким парадоксом, как иллюзорность любого выбора. Выбор – это сущность человеческой жизни, потому что вся наша жизнь – это поток непрерывных выборов. Каждый момент – это сомнение и новый выбор, на который направляется внимание. Сама суть выбора как бы говорит о том, что у нас есть одновременно разные варианты развития событий, и они всегда присутствуют как бы параллельно. И выбор, в таком ключе представляет собой «свободу» в развитии сюжетной линии жизни. Однако реально жизнь так и остается линейной и свобода эта иллюзорна. Мы лишь наблюдаем эту жизнь, как кинофильм. Участие в жизни, воля и выбор – это так же, лишь часть того, что мы наблюдаем. Иллюзорная воля – лишь один из процессов кинофильма. Воля случается спонтанно, как и все-все в этой жизни.

Ощущение выбора порождает, чувство, что мы что-то делаем – ощущение участия в каком-то процессе. Однако, по-сути, переживание себя, как деятеля – это своеобразная река, состоящая из сотен подсознательных «микро выборов», которые не осознаются обывателем, поэтому деятельность ума ощущается как нечто само собою разумеющееся: «иначе и не может быть».

Выбор, как возможность принятия одного, или другого решения – иллюзия, потому что в сущности он является спонтанным, хаотичным следствием течения микро «выборов», которые просто случаются. То, что мы называем деятельностью ума, и жизнью человека – происходит абсолютно механически в силу спонтанного движения тонкой материи и энергии.

Ощущение выбора (как и чувство «я») кажется очень реальным, потому что в нем присутствует «энергия сознания». Ощущение выбора происходит, когда не «устраивает» то, что есть в момент «сейчас». Выбор – это «отталкивание» настоящего момента, его избегание. Любой выбор – это всего лишь волна неприятия. Затем идет спад волны – между двумя выборами, фокус сознания снова возвращается на реальность, снова проявляется неспособность ее принять, и опять – новый миг отталкивания в новом выборе. Все это происходит спонтанно.

Отталкивание реальности – это неспособность сознания осознать само себя, осознать то, что есть в настоящем. Способность осознавать то, что есть, зависит от уровня ясности. В этом ракурсе выбор как отталкивание реальности, является простым отсутствием ясности. Тому, как ясность проявляется в нашей жизни посвящена чуть ли не половина статей progressman.ru.

Реальность в человеческом теле осознает саму себя активно, волнообразно, но как бы частично. Более глубокое непрерывное ясное осознание устраняет это ощущение «отталкивания жизни», и прекращает иллюзию выбора, потому что отображает его составляющие: механические микро «выборы» и волну неприятия, которые состоят из спонтанных частиц.

Неспособность осознать себя проявляется потому, что сознание «смешано» с материей. Самопознание (созерцание собственного психического нутра) как основной фактор развития ясности, устраняют иллюзию выбора со всеми сомнениями, и позволяют по-настоящему принять настоящий момент.

© Игорь Саторин

Статья “Свобода выбора как иллюзия” написана специально для progressman.ru

При использовании материалов обязательна активная ссылка на источник

Другие статьи по этой теме:

  • Олег

    Перечитал пару раз, хорошенько поразмыслил. Возникло несколько вопросов:

    1. Если абсолютно все случается, и человек ничего не выбирает, то кто управляет всем. По чьему велению или по каким законам события случаются с человеком?

    2. Если просветление — это осознание тотальной спонтанности и освобождение от бремени делать выбор, то, получается, функция человека — наблюдать, а просветление приводит человека к осознаванию этого. Выходит, просветление тоже может только случиться с человеком, человек не может выбрать путь к просветлению, с просветлением на конце. Тогда зачем делать медитации и «практику наблюдения спонтанности деятеля»? Все равно неизвестно, что дальше случится с человеком, деланием этой практики он ни на что не может повлиять, поскольку выбор не делает

    3. Насколько я понял (самое главное для меня в этой статье) — тот выбор, который человек считает осознанным (создание и поддержание намерения) — это тоже спонтанный выбор и он с человеком случается, а не человек его осознанно делает. Я правильно понял?

    4. Мне кажется, что микровыборы в человеке делают его программы, 1000 раз в секунду. Эти выборы нельзя успеть осознанть, но можно поменять программу, и она станет делать другие микровыборы.

    5. Правильно ли я понял, что спонтанный выбор приходит к человеку вместе с ощущением неприятия настоящего. Поэтому человеку кажется, что он выбрал этот спонтанный выбор потому, что настоящее ему не подходит и он решил сделать че-то другое.

    Спасибо

  • Игорь

    Олег, очень здравые вопросы. Вы хорошо вникли в тему.

    1. Говорят, что на все Воля Бога, и я выбираю так думать. По своему чувствую, что за человеком наблюдает нечто гораздо более разумное, чем можно представить. Тема сложная, точных ответов нет.

    2. Да! Наша сущность — это ощущение бытия, которое созерцает жизнь. Если человек упал в лужу и овощем валяется — это выбор, который происходит спонтанно. Если человек строит что-то благое — это выбор, который случается спонтанно. Зачем медитировать? Если придерживаться этой грани, никто ничего не делает. Медитация — это также, лишь спонтанное созерцание происходящего, приводящее нас к нашей сущности. Пока мы ощущаем выбор, лучше придерживаться блага. Даже не смотря на то, что в глубинном восприятии и это является следствием спонтанных течений жизни.

    3. Правильно. Все просто происходит. Как происходит? В силу спонтанного течения жизни. На определенном уровне — не Вы делаете, но нечто свыше делает через Вас. Смирение устраняет сомнения.

    4. Здесь нет точных ответов. Осознать можно что угодно, но осознать намеренно зачастую очень сложно. Смена программы и т.п. — все это следствие «микровыборов».

    5. С неприятием настоящего к человеку приходит иллюзия выбора, обыденное ощущение, что Вы что-то выбираете. Это — ощущение, что Вы лично что-то делаете. Человек не принимает настоящее на очень тонком уровне.

    Вы — То, что наблюдает человека, участвующего в этом диалоге.

  • Олег

    спасибо за ответы, добьем то, что осталось :)

    2. но ведь тогда человек не может придерживаться блага или зла. что означает «лучше придерживаться блага» в свете вышесказанного? ведь не человек придерживается чего-то, а что-то случается с человеком. с одним случается придерживание зла, с другим — придерживание блага

    3. «нечто свыше делает через Вас» — а Я это наблюдаю, то есть я не часть той силы свыше, которая делает? я от нее отделен и наблюдаю, как она действует через меня?

    вопрос номер 6, новый :)
    6. а вот например Зеланд говорит, что человек выбирает, и подробно рассказывает, как это делать. это, выходит, все неверно?

  • > что означает “лучше придерживаться блага” в свете вышесказанного?

    Это означает, что до тех пор, пока спонтанность не осознается и человек ощущает выбор, лучше, если этот выбор будет мудрым. Чисто по человечески. Это две разные грани жизни. Спонтанность — сущностная, истинная, и она как бы разоблачает иллюзии.

    >я не часть той силы свыше, я от нее отделен и наблюдаю, как она действует через меня?

    Да, Ваше истинное Я — это высшая реальность, в которой происходят все явления, включая разного рода силы. Это — самая важная «штука».. в которой происходит все: http://progressman.ru/2009/06/atman/

    >а вот например Зеланд говорит, что человек выбирает, и подробно рассказывает, как это делать. это, выходит, все неверно?

    В определенный грани жизни, выбор, как Вы понимаете ощущается как нечто реальное, поэтому разные методы работы с ним имеют место быть. Верно/неверно — все относительно. Если Вам, например захотелось улучшить качество мирской жизни, допускаю, что трансерфинг для этого вполне подходит.

  • Олег

    так это какой-то парадокс, давайте разберемся :)

    Вы говорите, что пока человек не осознает спонтанность выбора, какой-то выбор он все-таки делает? В то же время, говорите, что этот выбор он на самом деле не делает.

    Насколько я понимаю, можно сравнить этот выбор с ребенком, который летит в самолете и в руках у него детский штурвал. Ребенок говорит «жжжжжж», крутит штурвал, когда самолет идет вниз, ребенок с радостью наклоняет штурвал от себя, а когда вверх — ребенок, заметив это, берет штурвал на себя. То есть ребенок делает вид, что выбирает курс самолета. На самом деле по отношению к ребенку курс самолета спонтанен. Как ребенок тут может выбирать вверх\вниз? В нашем примере с выбором блага, Вы как бы говорите, пока ребенок не осознает спонтанность выбора курса самолета, лучше, чтобы он выбирал вверх :)

  • Олег, это действительно парадокс.
    Ваш пример в чем-то отражает то, что происходит.
    Можно сказать так: существует иллюзия выбора, которую принимают за реальность. На деле — это сравнимо с кинофильмом, который просто происходит. Но герои кинофильма думают, что они выбирают. Само это думание и все-все — часть кинофильма.)

  • Олег

    это я понял. неясно, что имеется в виду под «лучше выбирать благо», если выбор не происходит. какая разница, что выбирать, если это иллюзия?

  • Олег, точно никто не знает, что и зачем.
    Почему лучше пользоваться лифтом, или ступеньками, а не прыгать с балкона? Почему лучше быть здоровым, а не болеть? По той же причине лучше выбирать благо. Здесь, я говорю, без учета теории об иллюзорности выбора. Чисто по человечески, говорю, что пока выбор ощущается, даже если это иллюзия, лучше, чтобы этот выбор был благим. А вот когда человек просветлел и не ощущает выбора, тогда нет ничего лучше, или хуже. Все просто случается. Это два разных измерения, сравнивать которые зачастую невозможно.. натыкаешься на парадоксы.)

  • Олег

    парадоксы возникают от неясности и недостаточного осознания. я как раз намереваюсь осознать настолько, чтобы парадоксы ушли. нам нужно сделать еще один шаг, чего-то тут не хватает в осознании вопроса и мы уперлись в тупик.

    я не спрашиваю, почему лучше выбирать благо. я спрашиваю, что означает «выбирать» в этой фразе. как можно выбирать благо, если выбрать ничего нельзя. Вы предлагаете что-то делать и вместе с тем говорите, что делать ничего нельзя, поскольку человек просто свидетель того, как высшая сила делает через него.

  • Антон Малых

    Олег, обычно, реальность разделяют на абсолютную и относительную, когда речь идет про абсолют говорят, про спонтанность, когда речь идет про относительную реальность говорят что нужно делать. Противоречия нет, можно сказать что это разные теории. Если схематично то, чтобы просветлеть с позиции относительной реальности нужно узнать себя — Я, способы разные, но медитацию можно считать основным (медитация не пойдет, если мало воли, ее нужно тренировать, если не соблюдаются правила/заповеди и тд). Если говорить с позиции абсолюта то Я наблюдает, как человек развивается, практикует медитацию и тд и узнает себя…