В статьях я часто говорю о личной практике, упоминая, главным образом, осознанность и психологический анализ. И если осознанность уже освещена подробно и с разных углов, то про анализ я пока толком не рассказывал. В сегодняшней статье этот тематический пробел попробую частично восполнить. Коснусь в том числе и самостоятельной практики – то бишь самоанализа.
Практический психолог учится своим клиентам не верить, а если говорить точней – не вестись на один лишь сюжет повествования, а обращать внимание в том числе и на собственные ощущения от диалога. То есть психолог не ловит клиента, как жулика на обмане, а с чуткой ненавязчивостью помогает ему заглянуть за шоры поверхностных переживаний, чтобы исследовать себя глубже и обнаружить, что скрывается за автоматической рефлексией. В этом процессе прояснения условно выделяю две главных составляющих – интуицию и здравомыслие.
Интуиция и здравомыслие
Здравомыслие можно назвать максимально реалистичным, трезвым мышлением, которое призвано отлавливать иррациональность и логические нестыковки в рассказе клиента – те моменты, где примешиваются пристрастные чувства и глубинные бессознательные мотивы.
Интуиция необходима, чтобы почувствовать и раскрыть причину такой иррациональности. И это не какое-то мистическое шестое чувство, а способность вглядываться в собственные переживания.
Именно так бессвязное, иррациональное обнажает свою на первый взгляд нелогичную логику, и обретает ясные черты. В одной из статей я эту способность уже описывал, называя интуицией бессознательного.
То есть психологу, чтобы почувствовать происходящее с клиентом, приходится заглядывать в себя, в собственные мысли и чувства. А это, если кратко, и есть суть практики. Значительная часть статей на progressman.ru появилась как раз на почве того, что мне удалось заметить и прояснить при общении с клиентами.
Почти к аналогичному приему прихожу и при написании статей. Когда начинаю выстраивать текст, могу не столько понимать запланированную тему, сколько ее чувствовать. И тогда спрашиваю себя: «о чем именно я хочу сказать?» Когда в голове есть ясность, то эти смутные чувства я как бы распаковываю и затем упорядочиваю в слаженный текст.
В статье «Как стать умней» уже говорил, что проблема «тупости» ума – это не отсутствие «умных» мыслей, а их размытость, когда человек сам не может понять, что думает и чувствует.
Мы не столько создаем свои мысли, сколько на них настраиваемся – фокусируемся до стадии, когда ранее расплывчатое облако идеи становится предельно четким, почти осязаемым. Так вскрываются глубины. Это напоминает далекий неясный пейзаж, который по мере приближения с нарастающей четкостью проявляет свои конкретные черты.
При этом не нужно искать что-то конкретное и особенное. Вполне достаточно, или даже скорей необходимо работать именно с тем, что доступно восприятию прямо сейчас.
Эту технику я уже кратко описывал в давней статье о толковании сновидений. Там ее использование предполагалось для разъяснения чувств, которыми пронизаны сны.
Наши дневные мысли и переживания – все те же сны наяву, поддающиеся «толкованию». Но будучи нераспознанными, они остаются облаком смутных бессознательных переживаний, которые задают «погоду» эмоций и настроений для всей жизни. Обычно к этим переживаниям у нас вопросов нет – мы их просто «заглатываем», как должное.
Практика психологического анализа побуждает сделать «шаг назад», как бы разворачиваясь к себе и своим взаимоотношениям с жизнью. На этом этапе подойдут простые вопросы: «О чем я сейчас думаю? О чем конкретно переживаю? Что именно происходит?»
Здесь не нужны логические обоснования и трактовки. Необходимо просто вглядываться в переживания и «видеть», а не объяснять. В статье о развитии интуиции я уже говорил об этой разновидности созерцательного взгляда. Его отличает различение оттенков и нюансов.
Так, например, человек может обнаружить, что за его болезненной привязанностью стоит страх потери контроля, за ним – страх одиночества, а за ним – страх смерти. О том, в какой последовательности и насколько упорно все это стоит копать, я в будущем еще напишу.
Самооправдание и самопрояснение
Говоря о самостоятельной работе над собой, снова напомню, что все-таки ум заинтересован не в правде, а в самооправдании, и потому склонен блуждать кругами, обходя далеко стороной реальный источник проблемы.
Из-за этого самоанализ часто путают с автоматической рефлексией – тягомотными самокопаниями и бесплодными циклами мыслей и чувств вокруг волнующей темы. То есть человек попросту мечется в каком-то болезненном полутрансе, но может думать, что занимается полезной психологической практикой.
По-хорошему самоанализ от таких блужданий отличается прицеленной сознательностью и решительным рабочим настроем. То есть это уже не хаотичное бултыхание в собственных переживаниях, а стратегическая, активная работа, хотя бы в относительно осознанном состоянии.
Как психологическое консультирование – не праздная болтовня, а совместный труд клиента и психолога, так же и самоанализ – не какая-то пассивная рефлексия, а намеренная работа над собой – та же психотерапия, но по отношению к самому себе.
Сдвинуться с места без такого решительного, серьезного настроя будет крайне затруднительно. Можно сказать, что он в практике самоанализа – такая же неотъемлемая опора, как и здравомыслие с интуицией.
А в автоматической рефлексии, как водится, не решают проблемы, а пытаются найти своим претензиям к жизни красивое объяснение, возведя его в ранг всеобщей справедливости. Отсюда – вечные переживания о чужой неправоте.
Какой бы обоснованной и сладкой ни казалась вторичная выгода почувствовать себя правым, она из проблем не вытаскивает, а напротив, в них дополнительно зарывает.
В психологическом анализе мотив совсем другой – можно свести его к бесстрастному исследованию и прояснению происходящего для того, чтобы разобраться в реальных истоках переживаний.
При удачном раскладе психологический анализ приводит к обнаружению совершенной тщетности и необоснованности пассивных эмоциональных притязаний и жалоб на судьбу, и тогда нечто внутри побуждает через них перешагнуть. Нытьем сыт не будешь.
Проще говоря, автоматическая рефлексия лишь сглаживает и компенсирует внешние симптомы «болезни» на какое-то время. А сознательный анализ по-хорошему нацеливается «диагностировать» и вылечить саму «болезнь».
Я понимаю, что тема не раскрыта, а лишь в общих чертах обозначена. Буду к ней еще возвращаться.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Нина, на поведение людей влияет не только удовлетворенность, но и неудовлетворенность тех или иных ПОТРЕБНОСТЕЙ, восприятием ситуации, ожиданиями (теория В.Врума — валентность, это очень хорошо видно на примере заработной платы, ту или иную величину которой одни считают недостойной, а другие готовы трудиться ради нее с утра до ночи. Он считал, что помимо осознанных потребностей людьми движет НАДЕЖДА НА СПРАВЕДЛИВОЕ (а это — теория справедливости Дж. Адамса, который утверждает, что на мотивацию человека в значительной степени влияет СПРАВЕДЛИВОСТЬ ОЦЕНКИ его текущей деятельности и ее результатов. Справедливость определяется из сопоставления текущей оценки с предыдущими, а также с оценками аналогичных достижений других людей) вознаграждение, связанным с ней учетом своих возможностей, последствий выбранного типа поведения.
В результате вашей “комплексной оценки” вы принимаете решение об активных действиях или бездействии.
Хьюстон, да, и что?
Мы, вроде, о поиске смысла жизни?
)) Да и я вроде бы об этом, о вашем «мощнейшем бортовом компьютере» — уровень сознания состоящий из ощущений и переживаний, в данный момент времени(!), постоянного нуждающегося в удовлетворении своих ПОТРЕБНОСТЕЙ, только вы рассматриваете либо то, либо другое, но только к сожалению, не в комплексе.
Хьюстон
«только вы рассматриваете либо то, либо другое, но только к сожалению, не в комплексе»
Из чего Вы сделали такой вывод?
Потому что все так живут
И именно в этом и состоит смысл жизни — в удовлетворении своих потребностей или желаний. Именно на это направлена вся свободная энергия, оставшаяся от занятий рефлексией, подавления боли и различных красивых рационализаций )))
Все это абстракция. Я тоже могу наговорить много красивого текста на заданную тему.
Предлагаю мини-опрос (если Игорь это стерпит :) ).
Как присутствующие думают:
1) Есть ли смысл в лично его жизни?
2) Есть ли смысл в жизни вообще?
3) Если смысла нет, то как вы живете, на что опираетесь?
4) Если смысл есть и не жалко поделиться, то в чем он? Насколько он (по вашему мнению) устойчив?
Лучше спросить конкретно самого себя, — «А что же я хочу получить от жизни»? Это будет нормальный вопрос, а не обезличенные философские рассуждения.
А что если жизнь дается только лишь раз, а потом — всё, то на что бы я ее хотел потратить?
Нина подискутировать и почитать что кто думает о смысле жизни можно здесь:
progressman.ru/forum/viewtopic.php?f=9&t=1266&sid=f62c03f5bdb86c9e0bb33cd98c7a75ab
(очень популярная темя на форуме:)
Нина
27/01/2016 AT 14:07
«Для меня главная проблема — отсутствие смысла, того, ради чего стоит преодолевать препятствия. »
Остутвие/появление смысла — это ваша привычка, своеобразный катализатор/стремление/влечение ( внутренняя активность организма) движущая сила поведения, сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия.
Мозг, с чем вы себя не ассоциируете — это не просто нейронная сеть ( чувственные восприятия ста миллиардов нейронов ), это сеть сетей, сеть сетей сетей. Главная работа мозга — учиться. Это его — особая психическая причинность и составляет начало познания ( стремления/влечения ).
Вы “застряли” на определенном этапе в течение длительного времени, не достигая высоких результатов ( которое требует ваше самосознание ), вашему мозгу требуется «нагрузка» (знаний, узучений, открытий, увлечений, а не сидеть и говорить об одном и том же, но по-разному)), от сюда ваше апатия (компенсация прошлому нервному ) перенапряжению.