В статьях я часто говорю о личной практике, упоминая, главным образом, осознанность и психологический анализ. И если осознанность уже освещена подробно и с разных углов, то про анализ я пока толком не рассказывал. В сегодняшней статье этот тематический пробел попробую частично восполнить. Коснусь в том числе и самостоятельной практики – то бишь самоанализа.
Практический психолог учится своим клиентам не верить, а если говорить точней – не вестись на один лишь сюжет повествования, а обращать внимание в том числе и на собственные ощущения от диалога. То есть психолог не ловит клиента, как жулика на обмане, а с чуткой ненавязчивостью помогает ему заглянуть за шоры поверхностных переживаний, чтобы исследовать себя глубже и обнаружить, что скрывается за автоматической рефлексией. В этом процессе прояснения условно выделяю две главных составляющих – интуицию и здравомыслие.
Интуиция и здравомыслие
Здравомыслие можно назвать максимально реалистичным, трезвым мышлением, которое призвано отлавливать иррациональность и логические нестыковки в рассказе клиента – те моменты, где примешиваются пристрастные чувства и глубинные бессознательные мотивы.
Интуиция необходима, чтобы почувствовать и раскрыть причину такой иррациональности. И это не какое-то мистическое шестое чувство, а способность вглядываться в собственные переживания.
Именно так бессвязное, иррациональное обнажает свою на первый взгляд нелогичную логику, и обретает ясные черты. В одной из статей я эту способность уже описывал, называя интуицией бессознательного.
То есть психологу, чтобы почувствовать происходящее с клиентом, приходится заглядывать в себя, в собственные мысли и чувства. А это, если кратко, и есть суть практики. Значительная часть статей на progressman.ru появилась как раз на почве того, что мне удалось заметить и прояснить при общении с клиентами.
Почти к аналогичному приему прихожу и при написании статей. Когда начинаю выстраивать текст, могу не столько понимать запланированную тему, сколько ее чувствовать. И тогда спрашиваю себя: «о чем именно я хочу сказать?» Когда в голове есть ясность, то эти смутные чувства я как бы распаковываю и затем упорядочиваю в слаженный текст.
В статье «Как стать умней» уже говорил, что проблема «тупости» ума – это не отсутствие «умных» мыслей, а их размытость, когда человек сам не может понять, что думает и чувствует.
Мы не столько создаем свои мысли, сколько на них настраиваемся – фокусируемся до стадии, когда ранее расплывчатое облако идеи становится предельно четким, почти осязаемым. Так вскрываются глубины. Это напоминает далекий неясный пейзаж, который по мере приближения с нарастающей четкостью проявляет свои конкретные черты.
При этом не нужно искать что-то конкретное и особенное. Вполне достаточно, или даже скорей необходимо работать именно с тем, что доступно восприятию прямо сейчас.
Эту технику я уже кратко описывал в давней статье о толковании сновидений. Там ее использование предполагалось для разъяснения чувств, которыми пронизаны сны.
Наши дневные мысли и переживания – все те же сны наяву, поддающиеся «толкованию». Но будучи нераспознанными, они остаются облаком смутных бессознательных переживаний, которые задают «погоду» эмоций и настроений для всей жизни. Обычно к этим переживаниям у нас вопросов нет – мы их просто «заглатываем», как должное.
Практика психологического анализа побуждает сделать «шаг назад», как бы разворачиваясь к себе и своим взаимоотношениям с жизнью. На этом этапе подойдут простые вопросы: «О чем я сейчас думаю? О чем конкретно переживаю? Что именно происходит?»
Здесь не нужны логические обоснования и трактовки. Необходимо просто вглядываться в переживания и «видеть», а не объяснять. В статье о развитии интуиции я уже говорил об этой разновидности созерцательного взгляда. Его отличает различение оттенков и нюансов.
Так, например, человек может обнаружить, что за его болезненной привязанностью стоит страх потери контроля, за ним – страх одиночества, а за ним – страх смерти. О том, в какой последовательности и насколько упорно все это стоит копать, я в будущем еще напишу.
Самооправдание и самопрояснение
Говоря о самостоятельной работе над собой, снова напомню, что все-таки ум заинтересован не в правде, а в самооправдании, и потому склонен блуждать кругами, обходя далеко стороной реальный источник проблемы.
Из-за этого самоанализ часто путают с автоматической рефлексией – тягомотными самокопаниями и бесплодными циклами мыслей и чувств вокруг волнующей темы. То есть человек попросту мечется в каком-то болезненном полутрансе, но может думать, что занимается полезной психологической практикой.
По-хорошему самоанализ от таких блужданий отличается прицеленной сознательностью и решительным рабочим настроем. То есть это уже не хаотичное бултыхание в собственных переживаниях, а стратегическая, активная работа, хотя бы в относительно осознанном состоянии.
Как психологическое консультирование – не праздная болтовня, а совместный труд клиента и психолога, так же и самоанализ – не какая-то пассивная рефлексия, а намеренная работа над собой – та же психотерапия, но по отношению к самому себе.
Сдвинуться с места без такого решительного, серьезного настроя будет крайне затруднительно. Можно сказать, что он в практике самоанализа – такая же неотъемлемая опора, как и здравомыслие с интуицией.
А в автоматической рефлексии, как водится, не решают проблемы, а пытаются найти своим претензиям к жизни красивое объяснение, возведя его в ранг всеобщей справедливости. Отсюда – вечные переживания о чужой неправоте.
Какой бы обоснованной и сладкой ни казалась вторичная выгода почувствовать себя правым, она из проблем не вытаскивает, а напротив, в них дополнительно зарывает.
В психологическом анализе мотив совсем другой – можно свести его к бесстрастному исследованию и прояснению происходящего для того, чтобы разобраться в реальных истоках переживаний.
При удачном раскладе психологический анализ приводит к обнаружению совершенной тщетности и необоснованности пассивных эмоциональных притязаний и жалоб на судьбу, и тогда нечто внутри побуждает через них перешагнуть. Нытьем сыт не будешь.
Проще говоря, автоматическая рефлексия лишь сглаживает и компенсирует внешние симптомы «болезни» на какое-то время. А сознательный анализ по-хорошему нацеливается «диагностировать» и вылечить саму «болезнь».
Я понимаю, что тема не раскрыта, а лишь в общих чертах обозначена. Буду к ней еще возвращаться.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Спасибо. Многое почувствовала. Хочется научиться наводить резкость, чтобы прикоснуться к собственной глубине. Вдохновляет, что «тупость» иллюзорна и «лечится»:)
«Тупость» мне кажется следствием игры, притворства, когда человек несерьезен
я ощущаю «тупость» кк потерю связи со своим нутром, сердцем. Еще когда есть много страха, который блокирует естественное проявление. При том настоящий живой ум может многим не казаться умным:)
Последовательность по-моему приблизительно такая: неуверенность в себе,страхи — игра(несерьезность) — тупость. Тупость скорее синоним неискренности, притворства, а не недалекости и глупости. Когда с человеком происходит что-то жизненно-серьезное, то, что пробуждает его чувства, он как-бы превозносится над всеми этими играми, становится серьезным.
«При том настоящий живой ум может многим не казаться умным:)»- ну да, тебя будут считать чудиком) и непонимание обеспечено, вот и повод для притворства
Darya, согласна с такой трактовкой. Тогда возникают вопросы: откуда берется неуверенность? Как вернуть себе уверенность? Ну и затем все тот же пресловутый вопрос (которому посвящена даже целя статья): как полюбить себя?
Думаю занявшись «серьезно» самоанализом человек решается не играть, а научиться видеть все как есть, т.е. снимать психологические защиты, чтобы добраться вот до этой своей искренности и простоты. Как Вы думаете: это просто? Казалось бы чего проще быть просто СОБОЙ?
Olkin
20/01/2016 AT 07:40
«..Тогда возникают вопросы: откуда берется неуверенность? Как вернуть себе уверенность? Ну и затем все тот же пресловутый вопрос (которому посвящена даже целя статья): как полюбить себя?…
…Казалось бы чего проще быть просто СОБОЙ?..»
Представьте, что приходит к психологу, например… рыба и говорит ему, — «Вы знаете, у меня очень давно нет уверенности в себе, мне все время кажется, что я веду себя как-то неправильно, не так, как должна вести себя настоящая рыба. За это я очень себя не люблю и порицаю. Моя жизнь полна тревог и сомнений и потому представляется мне скучной и однообразной. Давайте пройдем какой-нибудь тренинг, чтобы я наконец стала настоящей рыбой, могла раскрыть все свои истинные способности и по праву гордиться собой».
И что же на это скажет ей психолог? Давайте пофантазируем. )))
PRAS, как я понимаю, нужно увидеть свою ситуацию как есть без прикрас и без отрицания (что также является защитой). Утверждения, что мы и так все уже просветленные, хорошие и пушистые вводит в очередные иллюзии и тормозит. Сейчас я читаю Дж.Кришнамурти и суть его подхода мне очень близка. Нужно увидеть все как есть, глубоко исследовать все (боль, страдания, страх, отношения), не веря никому и ничему, не торопиться клеить ярлыки, выдавать желаемое за действительное, а также избавиться от авторитетов. А это требует колоссальных усилий. Перестать наконец дергаться как марионетка.
Но рыбе-то нашей что делать? Перестать дергаться? Как это сделать? )))
Наверное, опять не совсем понятно я выразился.
Я предлагаю обсудить абсурдность вопроса о том, как рыбе, наконец, стать рыбой и перестать переживать по поводу того, что с ней что-то не так?
:) Задавать себе честно вопросы: почему я недовольна? Почему надо что-то менять? почему я хочу перестать дергаться… и так, пока не дойдет до сути… т.е. до переживания, что в общем-то все нормально. Это я чисто теоретически, а вот практически??! пока попытки.
Кстати, если честно, игры у меня в жизни очень много, Darya
Или лучше так, — «С чего я взяла, что буду довольна, если все будет именно так, как я хочу»? )))
Olkin:
— Кстати, если честно, игры у меня в жизни очень много, Darya
А что здесь не так? Ведь играть перестать невозможно, тогда из социума выпадешь совсем. Главное — осознанная игра.