В сегодняшнем небольшом тексте предлагаю очередную классификацию личностей – довольно простую, подразделяющую всех нас всего на два типа. Первых называю хранителями, вторых – искателями. У хранителей преобладает тенденция сохранять – придерживаться известного и знакомого. У искателей преобладает тенденция обновлять – раскрываться неизвестному, находить и создавать новые способы существования.
Хотелось статью приурочить к наступающему Новому году. Да как-то не вышло. Пусть, вот, хотя бы картинка поддержит праздничный дух.)
Гармоничные хранители практикуют бережное отношение к жизни, защищают проверенные, устоявшиеся традиции и порядки. Патологичные хранители продолжают держаться за исчерпавшиеся, изжившие себя опоры существования, склонны к рутине и замыканию в удушливой колее повседневности, огороженной страхами.
Гармоничные искатели практикуют открытый, смелый взгляд на неизбежное, грядущее будущее, ищут личного развития и расширения собственных границ. Патологичные искатели – это такие легкомысленные, поверхностные авантюристы, неспособные создавать и накапливать.
Хранители даже в молодости консервативны и склонны двигаться по знакомым проторенным тропинкам, где один предсказуемый «день сурка» сменяется другим.
Не то, чтобы им так нравились эти вечные повторения. Они тоже любят хорошие новости – счастливые обновления жизни. Но избегают рисковых вылазок из зоны комфорта в «вакуум» неизвестности.
С одной стороны, это позволяет хранителям углубляться в заданном направлении и становиться профессионалами. С другой стороны, хранители стремятся снова и снова воспроизводить свой «вчерашний день». Они сберегают привычное и устоявшееся до упора, словно выжидая, когда прижмет и жизнь покажется невыносимо безвыходной, закисшей трясиной.
Искатели устроены иначе – им предсказуемая жизнь начинает казаться законченной, словно ничего прекрасного на этом распланированном пути уже не случится – остается лишь доживать.
Поэтому, как только искателю жизнь становится понятной, ему хочется все сломать, послать к черту, и в очередной раз начать новую жизнь, чтобы в привычное болото потекли освежающие ручьи обновления.
Искателям, вообще, важно чувствовать, что каждый день начинается с чистого листа, и вокруг полно возможностей.
Хранитель, каким бы терпеливым ни был, тоже способен почувствовать пресыщение повседневным. И если выбор неочевиден, его душа провисает на перепутье – «вокзале души», где прошлое тяготит, а будущее пугает. Страшно отпускать привычное, но продолжать верить, что все как-то само собою наладится уже не получается, поэтому и оставлять все, как есть – все равно, что ставить на своей жизни крест.
Такая ситуация – настоящий вызов. Она вынуждает хранителя становиться более целостным – раскрывать в себе таланты искателя. Первая серьезная «перезагрузка» жизни для хранителя подобна маленькой смерти – она вызывает серьезный стресс.
Необязательно нырять в омут и перечеркивать всю реальность. Начать можно с небольших перемен: перестановки мебели, смены имиджа, путешествий, новых приобретений.
Даже человек в возрасте, как бы упорно себя не хоронил, способен взглянуть на жизнь с нового ракурса и осуществить серьезные перемены. В сущности, сохранять в хорошем смысле душевную молодость возможно лишь оставаясь открытым для перемен. И напротив, даже молодой человек, будучи зажатым в рутине, может чувствовать себя стариком. Перемены привносят душевное возрождение.
Искатель, каким бы легким и спонтанным ни был, способен чувствовать тревогу от собственной ненадежности и неустроенности. Для него вызов – сберегать накопленное, не распыляясь концентрироваться и укореняться в избранной сфере.
Можно сказать, что выше я говорю не столько о двух типах личностей, сколько о душевных тенденциях, которые в разных пропорциях свойственны всем. В идеале человек гармонично сочетает в себе оба навыка – чувствует, когда приходит время созидать, а когда разрушать и двигаться дальше.
Часто душевная тенденция сохранять все-таки вступает в конфликт с тенденцией обновлять. Этот миг – тот самый, когда Нео выбирает между синей и красной пилюлями. Одна возвращает в привычную реальность, вторая уносит в зазеркалье. И «правильного» выбора нет.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Честно говоря, мне раньше в голову не приходило, что удовольствие и радость настолько разные явления. Благодарю за живописные пояснения, Матвей.
Catherine
«Честно говоря, мне раньше в голову не приходило, что удовольствие и радость настолько разные явления.»
Есть такая известная штука — шкала эмоциональных тонов. Если брать удовольствие, как удовлетворение, а радость, как веселье, энтузиазм (не говоря уже о вдохновении и игре), то разница в накале эмоций, действительно, серьезная. А вот вершина — «безмятежность бытия». :)
Как я поняла, говоря о радости, Матвей подразумевал сат-чит-ананду. Это не связано с колебаниями эмоций. Это основа бытия без омрачений (клеш, санскар)
Olkin
«Как я поняла, говоря о радости, Матвей подразумевал сат-чит-ананду.»
Ну-ну. Хотела бы я посмотреть на человека в состоянии сатчитананды. Это состояние бога. :)
Википедия:
С точки зрения йоги сатчитананда это состояние, в котором нади и чакры полностью раскрыты и пранические энергетические потоки в теле находятся в полном равновесии.
И с каких это пор радость и удовольствие перестали называться эмоциями?
Предлагаю вернуться в реальность.
К слову, любое состояние, в том числе и сатчитананда, включают и эмоциональную составляющую.
Есть два типа людей: те, которые делят людей на два типа и все остальные.
Если сравнивать с терминологией из книг Барбары Шер, то хранители становятся «дайверами», а искатели — «сканерами». :)
Как — здесь уже писал один молодой человек, мол, Нео слабак , надо было сразу 2 хлопнуть , вот бы его штырило . Сейчас, запланировав переезд в другой город, я бы хлопнула эти таблеточки. Потому что одну без другой не хочется. Как говорила адская белочка «Хочу! Хочу кудяпликов!»