В сегодняшнем небольшом тексте предлагаю очередную классификацию личностей – довольно простую, подразделяющую всех нас всего на два типа. Первых называю хранителями, вторых – искателями. У хранителей преобладает тенденция сохранять – придерживаться известного и знакомого. У искателей преобладает тенденция обновлять – раскрываться неизвестному, находить и создавать новые способы существования.
Хотелось статью приурочить к наступающему Новому году. Да как-то не вышло. Пусть, вот, хотя бы картинка поддержит праздничный дух.)
Гармоничные хранители практикуют бережное отношение к жизни, защищают проверенные, устоявшиеся традиции и порядки. Патологичные хранители продолжают держаться за исчерпавшиеся, изжившие себя опоры существования, склонны к рутине и замыканию в удушливой колее повседневности, огороженной страхами.
Гармоничные искатели практикуют открытый, смелый взгляд на неизбежное, грядущее будущее, ищут личного развития и расширения собственных границ. Патологичные искатели – это такие легкомысленные, поверхностные авантюристы, неспособные создавать и накапливать.
Хранители даже в молодости консервативны и склонны двигаться по знакомым проторенным тропинкам, где один предсказуемый «день сурка» сменяется другим.
Не то, чтобы им так нравились эти вечные повторения. Они тоже любят хорошие новости – счастливые обновления жизни. Но избегают рисковых вылазок из зоны комфорта в «вакуум» неизвестности.
С одной стороны, это позволяет хранителям углубляться в заданном направлении и становиться профессионалами. С другой стороны, хранители стремятся снова и снова воспроизводить свой «вчерашний день». Они сберегают привычное и устоявшееся до упора, словно выжидая, когда прижмет и жизнь покажется невыносимо безвыходной, закисшей трясиной.
Искатели устроены иначе – им предсказуемая жизнь начинает казаться законченной, словно ничего прекрасного на этом распланированном пути уже не случится – остается лишь доживать.
Поэтому, как только искателю жизнь становится понятной, ему хочется все сломать, послать к черту, и в очередной раз начать новую жизнь, чтобы в привычное болото потекли освежающие ручьи обновления.
Искателям, вообще, важно чувствовать, что каждый день начинается с чистого листа, и вокруг полно возможностей.
Хранитель, каким бы терпеливым ни был, тоже способен почувствовать пресыщение повседневным. И если выбор неочевиден, его душа провисает на перепутье – «вокзале души», где прошлое тяготит, а будущее пугает. Страшно отпускать привычное, но продолжать верить, что все как-то само собою наладится уже не получается, поэтому и оставлять все, как есть – все равно, что ставить на своей жизни крест.
Такая ситуация – настоящий вызов. Она вынуждает хранителя становиться более целостным – раскрывать в себе таланты искателя. Первая серьезная «перезагрузка» жизни для хранителя подобна маленькой смерти – она вызывает серьезный стресс.
Необязательно нырять в омут и перечеркивать всю реальность. Начать можно с небольших перемен: перестановки мебели, смены имиджа, путешествий, новых приобретений.
Даже человек в возрасте, как бы упорно себя не хоронил, способен взглянуть на жизнь с нового ракурса и осуществить серьезные перемены. В сущности, сохранять в хорошем смысле душевную молодость возможно лишь оставаясь открытым для перемен. И напротив, даже молодой человек, будучи зажатым в рутине, может чувствовать себя стариком. Перемены привносят душевное возрождение.
Искатель, каким бы легким и спонтанным ни был, способен чувствовать тревогу от собственной ненадежности и неустроенности. Для него вызов – сберегать накопленное, не распыляясь концентрироваться и укореняться в избранной сфере.
Можно сказать, что выше я говорю не столько о двух типах личностей, сколько о душевных тенденциях, которые в разных пропорциях свойственны всем. В идеале человек гармонично сочетает в себе оба навыка – чувствует, когда приходит время созидать, а когда разрушать и двигаться дальше.
Часто душевная тенденция сохранять все-таки вступает в конфликт с тенденцией обновлять. Этот миг – тот самый, когда Нео выбирает между синей и красной пилюлями. Одна возвращает в привычную реальность, вторая уносит в зазеркалье. И «правильного» выбора нет.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Под определённым углом зрения, в этой статье автор описывает «вертикаль (роста)» одного из «слоёв», которые описывал в предидущей статье «Слои личности». Это слой «глубинная сущность». А так же даёт инструмент отличения этого слоя от более поверхностных.
Нина, тут вопрос в том что в этой реальности мы называем комфортом. Мне известно два основных варианта : 1. Комфорт это возможность (желание) жить, 2. Комфорт это желание расходовать жизнь (свою и других) для удовольствия.
Если мы говорим о пребывании в состоянии удовольствия, то в комплекте с таким комфортом мы получаем : периодическое бессилие, хронические воспалительные процессы в теле, нарушение баланса в гормональной системе, токсикозы, разрушение структуры органов, раковые заболевания (в перспективе, лет через 20-40 после активной траты жизненной силы). Кроме того, так как мы тратим силы на удовольствия, нам надо обманывать окружающих и создавать вид успешных и ростущих и при этом находить «идиотов» которые будут всю живую работу делать за нас (обычно, как я это вижу, это родственники). В итоге всё тайное становится явным и в подарок мы получаем тело 50 летнего в 30 лет, отсутствие способности создавать и «одиночество в толпе» таких же вампиров и родственников которые отвернулись .
Если мы говорим о комфорте как о желании жить. То можно нарисовать на бумаге крест. В левой вершине написать «Разрушение через сдавливание/переполнение», в правой вершине «разрушение через разрывание/недостаточность». В верхней вершине «распыление жизни/черезмерное возбуждение», в нижней вершине «угасание жизни/вялость/сонливость». В центре креста : комфорт/желание жить. И учиться быть в центре этого креста, для начала.
Добавлю, «крест» который я показал в комменте выше показывает как можно жить вне зоны комфорта или зоны дискомфорта. Так точнее.
Прочитав ваши рассуждения Матвей, приходит ассоция с расхожим христианским выражением: у каждого свой крест, нести свой крест, а если с индуистко-буддийским, то — у каждого своя дхарма, следовать своей дхарме. Т.е путь развития человека (слоя «глубинной сущности») предопределен, и отколонения от него ведут к тем последствиям, которые вы изложили.
Матвей Петрачков
«Нина, тут вопрос в том что в этой реальности мы называем комфортом.»
Если я правильно поняла, Вы говорите о балансе? В целом, да, где-то и я так понимаю, другими, правда, словами.
Но поскольку все старательно призывают смело выходить за зону комфорта, и будет, мол, там счастье, то получается следующее. Не успел уравновесить свои страсти, успокоился, нашел баланс, как тут же надо куда-то из этого состояния выходить.
Собственно, вопрос в том, а надо ли?
Жизнь — это движение, трудно спорить. Но тогда зачем искать баланс? Может, лучше искать удовольствие в своих метаниях?
Нина, прочитав ваш комм., всплыла картинка из буддийского учения о непостоянстве, о страданиях, которые сопровождают стремления к удовольствию. Возможно все же есть внутри нас центр покоя и относительного постоянства, обретя который или установив связь с которвм временного баланса уже искать не придется.
Olkin
«Возможно все же есть внутри нас центр покоя и относительного постоянства, обретя который или установив связь с которвм временного баланса уже искать не придется.»
Конечно, есть. И это та самая зона комфорта. Вопрос в том, зачем из нее выходить? Типа, так надо? Не ответ, однако.
А если все равно выпихнет, так зачем его искать, баланс-то?
Разве что, двигаться вместе с ним?
Olkin
30/12/2015 AT 23:29
«…Возможно все же есть внутри нас центр покоя и относительного постоянства, обретя который или установив связь с которвм временного баланса уже искать не придется…»
А мне представляется, что психика (внутренний мир) всегда находится в равновесии и всячески к нему стремится. Смотрите, человек всегда делает то, что хочет, а то, что не хочет, соответственно, не делает. А проблемы начинаются тогда, когда он, пользуясь навязанными стереотипами, приступает к оценке собственных единственно правильных действий.
Я, как набор ЧУЖИХ представлений о самом себе, взяв за основу опять же ЧУЖИЕ (и чуждые настоящему мне) представления о жизни в целом, сопоставляю их со своим поведением, основанным на ИСТИННЫХ желаниях, прихожу к ужасающим выводам — я какой-то не такой и живу совершенно неправильно.
Большего бреда и представить себе невозможно! Но так живет 99,(9)% населения планеты.
Нина : » так зачем его искать, баланс-то?
Разве что, двигаться вместе с ним?»________________
Конечно двигаться вместе с ним! Вспомните как движется эквилибрист. Потеряет баланс — рухнет же! А если рухнет — в лучшем случае отряхнётся и начнёт проходить свой путь заново, а может и придётся начать всё сначала: учиться ползать, ходить, залазить на канат, образно говоря. Такая вот трата времени и прочих энергий, чтобы научиться балансировать. По-моему, без баланса никак.
Но, кстати, это ведь тоже может приносить удовольствие, Матвей?
Catherine, Вы ищите и получаете либо баланс либо удовольствия. Если ищите удовольсвия, это будет выводить из баланса. Если ищите баланс то эти поиски уведут Вас от удовольствий. Удовольствие вводит в сон, радость трезвит/пробуждает (радость, это одно из проявлений настоящего баланса). Там где есть радость не будет удовольствия, там где есть удовольствие не будет радости. Если разобрать механику/устройство удовольствия и радости это сильно отличные конструкции сознания. Когда это удовольствие, мы получаем конструкцию психики которую я назвал бы «кукла — (мёртвый) кукловод жизни». Когда это радость/интерес/удивление (к новому), я бы назвал эту конструкцию «живая жизнь в кукле» (всё условно). Скажу о себе, однажды я решил лишить себя всех известных мне удовольствий. Так и сделал. Спустя время я понял что раньше был похож на поли перфорированную водопроводную трубу, в которой вода вытекала без какого либо единого направления и не совершала какой либо работы. Более того, я до того момента считал что я и есть эта ржавая труба и тырил водичку. А затем оказалось что я вода. Жить можно как угодно, искать можно что угодно. Видеть, что хочу одно, а делать другое.
Пока что я вижу так, что осознанный поиск истины собственного существования начинается с искренних вопросов к себе. Вопросе о собственных интересах, намерениях. Например такой : «Я это делаю чтобы поучаствовать в создании жизни, либо чтобы использовать жизнь ?» (вопросы могут быть разные, можно придумать какой то собственный «коронный»/»эталонный» вопрос. Важно направить их на себя и отвечать искренне, без оправданий, смягчающих образов и перенаправлений ответственности на среду). Тогда можно считать что осознанный поиск начался. До тех пор это по большей части игра где бег белки в колесе выставляется как героический поступок. Часто это бывает у молодых, к которым комфорт ещё не постучался в своём втором обличии — разрухи и боли. Сейчас так я подумал о поиске.
Матвей Петрачков
«…Спустя время я понял что раньше был похож на поли перфорированную водопроводную трубу, в которой вода вытекала без какого либо единого направления и не совершала какой либо работы. Более того, я до того момента считал что я и есть эта ржавая труба и тырил водичку. А затем оказалось что я вода. Жить можно как угодно, искать можно что угодно. Видеть, что хочу одно, а делать другое.
Пока что я вижу так, что осознанный поиск истины собственного существования начинается с искренних вопросов к себе. Вопросе о собственных интересах, намерениях. Например такой : «Я это делаю чтобы поучаствовать в создании жизни, либо чтобы использовать жизнь ?» (вопросы могут быть разные, можно придумать какой то собственный «коронный»/»эталонный» вопрос. Важно направить их на себя и отвечать искренне, без оправданий, смягчающих образов и перенаправлений ответственности на среду). Тогда можно считать что осознанный поиск начался. До тех пор это по большей части игра где бег белки в колесе выставляется как героический поступок.»
Да, очень ясно изложено. И отрезвляюще и если сможешь принять этот ответ и начать двигаться без нытья, жалости к себе и истерик, просто из понимания и видения того, что есть…