Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Обыватели и профессионалы

обыватели и профессионалыПланировал поговорить о некоторых психоаналитических теориях, но подумалось, что имеет смысл для начала обсудить, какой от них практический толк. Заодно поговорим о том, как обретая опыт мы растем от уровня обывателя до профессионала.

Есть в нашем восприятии одна особенность, которая побуждает замечать только то, о чем мы уже думаем. В итоге внимание увязает на исхоженной тропинке привычных забот, лишь изредка выпадая за ее края под действием острых ощущений. В итоге жизнь кажется неоправданно ограниченной и понятной. Ее непостижимость и многообразие вытесняются в неясный однородный фон, которым привычная колея восприятия огорожена. Этот фон – черта между сознательным и бессознательным – предел личной вселенной. Примерно так бесконечность и сужается до размеров персонального болотца.

Осмысление новых теорий раздвигает лишь границы мышления, что само по себе уже немаловажно, потому что именно так мы становимся умней. В добавок к этому появляется шанс обратить внимание и на объект собственных мыслей – таким образом, заглянув за барьеры повседневного обывательского восприятия.

Например, программист знает о программах слишком много, чтобы принимать их как должное. В своей профессиональной сфере он невольно выходит за рамки бытового «использования», всматривается в нюансы, оценивает проделанный разработчиками труд. Какой-нибудь дендролог так же смотрит на деревья в городе – они для него не просто будничные декорации, а живые создания со множеством любопытных нюансов. Опытный фотограф получает свой эстетический, недоступный для обывателя кайф, разглядывая фото в глянце.

В этом и состоит разница между обывателем и профессионалом. Мы обыватели во всем, за исключением тех вещей, которые для нас из привычных границ обзора жизни вышли, раскрыв свои глубины.

Простые истины

простые истиныНечто аналогичное происходит и с психологом. Изучаешь теорию: бессознательное, защитные механизмы, типы неврозов – всю психическую подноготную. И понемногу то, что когда-то казалось невнятной мешаниной из мыслей и чувств, начинает обнажать нюансы. Внимание невольно выделяет отдельные черты из некогда однородного, смутного фона личного устройства – и мешанина шаг за шагом проясняется. Переживания перестают приниматься, как должное. За каждым – своя история и подоплека, утопающая корнями в далекое прошлое. Начинаешь понимать, что все безмерно глубже и причудливей – попробуй разберись.

Еще одно открытие, с которым, ковыряясь в нюансах восприятия, сталкивается практический психолог, – ненадежность тех простых истин, в которые обыватели с раннего детства обучены верить. Мы с твердолобой уверенностью принимаем собственные идеалы, ценности и убеждения за целостные, неделимые элементы, с которыми априори все ясно даже, когда жизнь показывает их полную несостоятельность.

Несколько статей, где я подобные убеждения разбирал по полочкам:

Эти простые истины кажутся твердыми и однозначными лишь в той самой ограниченной колее обыденного восприятия. То есть будучи обывателями, мы не исследуем свои убеждения и переживания, а принимаем их, как нечто понятное, цельное и законченное.

Мы, например, убежденно верим в справедливость, которая, если копнуть, так или иначе сводится к тому, что нам в этой жизни должно быть хорошо. Поэтому и внутренняя неудовлетворенность для нас – это такая конечная «правда» о внешней несправедливости, которая должна быть исправлена. Нам про эту свою правду все ясно по умолчанию без сомнений. Остается с такой же ясностью вершить правосудие.

Поэтому и ответственность за собственное недовольство жизнью обычно приписываем внешним обстоятельствам и людям, которые отказываются для нас работать бесплатным громоотводом.

Ребенок знает, что боль уходит, когда его любят и жалеют. А если в любви отказывают, значит, несут за его боль ответственность. Повзрослев, он по старой привычке продолжает «знать», что в его дурном настроении виноват невнимательный партнер, недобрый начальник, или незаботливое правительство.

Поверхностные обыватели

ОбывателиНасколько поверхностно мы знаем себя и свои переживания, настолько же поверхностно и прямолинейно с ними справляемся.

Чтобы что-то с собой сделать, надо бы для начала заметить, что именно и с чем мы делаем. Иначе, как это и бывает, переживания выливаются в тот самый однородный, местами болезненный фон проблем, которые приписываются не внутреннему хаосу и неразберихе, а внешней среде.

Конечно, пока мы остаемся обывателями по отношению к собственному внутреннему миру, жизнь кажется проще и понятней. Но понимание такое запросто выливается в тревожные и депрессивные расстройства, когда делается совершенно ясно, что в жизни никакого смысла нет и ничего хорошего уже не ждет – очередная простая «истина». И где-то здесь усложненный, а в чьих-то глазах и замороченный, взгляд психолога, обученного профессионально сомневаться в «несомненном», приходится, как нельзя кстати.

Разумеется, изучение психологии, философии, или эзотерики не гарантирует ни опыта, ни даже понимания (когда-нибудь напишу о том, как на мой взгляд надо бы читать, чтобы извлечь максимум из прочитанного). Так или иначе, попытка разобраться в теории может привести хотя бы к ее логическому пониманию. А понимание – то есть мысль – это что-то вроде нечеткого адреса для внимания, «пройдя» по которому, появляется шанс вкусить реальный опыт.

Например, услышав в сотый раз о том, что в реальности нет ни будущего, ни прошлого, а только вечное «сейчас», нечто внутри может шевельнуться в попытке прочувствовать эту идею, и распознать на практике, что жизнь – не так банальна и скучна. Она, куда более многогранное и причудливое явление, нежели то, что, вообще, способна вместить любая мысль.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

79 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Груша
    15/11/2015 AT 21:01
    » Нет плохих чувств, есть разные обстоятельства.))))) »

    Груша, Вы наверное, не о чувствах в разных обстоятельствах, хотели сказать, а о своих состояниях, которые, не следует определять, как недостаточно хорошие и из этого делать какие-то выводы. По всё той же причине, что не умеем их различать: не в состоянии правильно их анализировать и не знаем какое состояние для нашей пользы, а какое нет.

  2. Это была ирония. Похоже, не очень удачная.)))))) Дело не в том, что мы не умеем «правильно» различать свои состояния и не в состоянии «правильно» их анализировать. Дело в том, что в этом нет необходимости. Это не дает тебе понимания. Достаточно просто набдюдать. Только тогда можно хоть что-то увидеть. ))))

  3. Хьюстон, да, я волшебница, я умею всё, что хочу уметь.)))
    А Любовь можно только любить.)
    :D

  4. Груша, по моим многочисленным наблюдениям одних наблюдений для решения своих проблем большинству не хватает никак — слишком поглощают мысли. Более того, медитация часто оборачивается бегством от себя и своих проблем, а духовность способом потешить свое самолюбие в маске просветленного. Для запутавшегося в себе человека, трезвый анализ — по сути здравомыслие оказывается, порой, единственным выходом. Подробней тут: progressman.ru/psi

  5. Тоже поделюсь с вами своими тараканами. )))
    Читая статьи Игоря про различного рода саморазвитие, личную эффективность или продуктивность, часто вижу (подчеркиваю – я вижу, этой мой диагноз))))) в его текстах прямой призыв к нам – становитесь лучше, осознаннее, продуктивнее и прочее… Спешите, шевелитесь. Сколько можно так жить в этом психологическом аду?
    Вот и в новом материале для меня зазвучал еще один подобный призыв – хватит быть «недоразвитыми» обывателями в сфере самопознания, пора бы уже выходить на более профессиональный уровень и начинать нормально жить. Пора покинуть персональные уютные болотца, начать мыслить шире, брать на себя ответственность…
    Не думаю, что только у меня, а наверняка и у других (по-)читателей данного сайта, эти мессаджи вызывают болезненное чувство вины перед самим собой за кажущееся отсутствие активного движения в сфере саморазвития.
    «Хватит уже сидеть тут и сопли жевать, почитывая книжки да статейки, — как бэ говорит ум (или совесть), — люди вон уже куда продвинулись: живут активно, действуют эффективно. Только ты один все еще чего-то ждешь…»
    Только ведь на самом деле не получится ни у кого одной лишь силой воли (если еще и верить в ее существование) взять себя в руки и начать разбираться с внутренним хаосом. Я вообще считаю, что форсирование событий в этом деле может привести к фатальным последствиям. Годами и даже десятилетиями мы строим баррикады между сознанием и бессознательным. Логично будет предположить, что на преодоление «заморочек» тоже понадобятся годы или десятилетия, а может быть даже не одна жизнь.
    Да, в большинстве своем мы тут простые обыватели, которые что-то читают, пытаются понять, сравнить со своим опытом. Иногда определенная мысль Игоря действительно шевелит нечто внутри, а порой так сильно откликнется, что эмоции через край. Но все эти «инсайты» происходят сами по себе, отнюдь не по заказу с помощью волевых усилий неких.
    Не думаю, что стоит торопить наступление того самого шанса, который позволит вкусить реальный опыт, расставив все по своим местам. Это все придет, но только тогда, когда мы будем готовы.
    Саморазвитие ( = самопознание) – процесс долгий и местами нудный, а еще кажущийся весьма трудным (говорят, это самый трудный процесс в жизни). Однако он происходит каждый день, более того, каждую секунду мы хоть немножко, да меняемся. Это неизбежно. Поэтому всех поверхностных обывателей (а в первую очередь себя) спешу успокоить – мы обязательно станем теми самыми «профессионалами». Каждый ровно в свой положенный час.

  6. Игорю Саторину.
    Я прочитала рекомендуемую вами статью. Вы пишите: «По сути, психологический анализ – это такая как бы направленная осознанность, которая проясняет конкретную ситуацию.» и «По сути, в том же психологическом анализе без мало-мальской осознанности никуда не сдвинуться.» Согласно вашей статье, анализировать, в вашем психологическом анализе конкретной ситуации, способен только человек, который может находиться в осознанности. Все то, о чем вы пишите в своих статьях, вы почерпнули не из анализа. И медитация не увела вас от себя и своих проблем и мысли не поглотили вас в осознанности настолько, чтобы не увидеть то, о чем вы пишите. Поэтому я не очень понимаю какие ко мне претензии, так как именно ее, осознанность, я и предлагаю. Если ты можешь находится в осознанности, тебе не надо уже анализировать, ты просто видишь без анализа. Проблема в том, что далеко не каждый может и хочет в ней находиться, но желающие могут попробовать. Если желания нет, то есть вы, для психологического анализа, потому что вы можете находиться в осознанности и видеть ситуацию целиком.)))))

  7. Catherine, как я понимаю, в осознанности есть различение и чем выше уровень осознанности — тем больше нюансов мы замечаем и тоньше восприятие. А анализ — это функция ума.
    Херсонес, Ваш последний комментарий очень отозвался. Если образно, ощущаю необходимость нащупать свой ритм и двигаться согласно ему.

  8. Olkin, по-моему, если просто замечать нюансы сколь угодно тонкие и не анализировать их умом, то это типа как прочитать информацию и тут же забыть. Т.е. не извлечь никакого опыта.

  9. Olkin
    16/11/2015 AT 13:36
    Херсонес, Ваш последний комментарий очень отозвался. Если образно, ощущаю необходимость нащупать свой ритм и двигаться согласно ему.

    — Вот и я тоже, как разумный и последовательный человек, желал бы видеть свое развитие как достиржение неких плановых показателей. Однако все больше и больше убеждаюсь в том, что процесс этот нелинейный, непоследовательный, иррациональный и плохо контролируемый, если не сказать, что вообще спонтанный.

Добавить комментарий для Хьюстон Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.