Все мы думаем о будущем, пытаемся его понять и определить, словно заглядываем в реальное потустороннее окно с тревогой и надеждой. Живем с затаенным вопросом на устах «Что дальше? Ведет ли мой путь к успеху?». Никто ответа не знает, но все надеются и верят. Это и есть наши психические опоры – ожидания и предвкушения, персональные внутренние танцы с бубном над чашей судьбы. И всякий раз, когда «приметы» сходятся, случается «знамение», и ум заполняется предсказаниями. Вот человек что-то выиграл, прилюдно блеснул, обделал все без запинки – и в душе радость, уму мерещится удачное, светлое будущее. А стоит допустить ошибку, споткнуться, проиграть – и приметы с таким же реализмом рисуют будущую неудачливость.
Мы видимо просто не умеем жить без будущего, не умеем понимать, что совсем-совсем его не знаем. И потому, чтобы защититься от пугающей неизвестности, обучены «магическому» искусству предсказания своей судьбы по приметам, которые повсюду вылавливаем и стыкуем в узор будущего.
Даже мрачные предсказания о грядущем неуспехе нам принимать куда проще, чем тотальную неизвестность следующего мгновения. Поэтому непредсказуемость завтрашнего дня мы завешиваем прогнозами, в которые от чистого сердца верим. Примерно у каждого в голове – армада критериев, по которым ум определяет, какую картину о будущей жизни ему для себя инсценировать.
Процесс гадания осуществляется при помощи виртуального идола – эталона «правильности», с которым ум сопоставляет свою жизнь. Если сравнение не в пользу жизни, то предсказания мрачные. Такие расхождения с идолом ум называет ошибками и неудачами.
Мы не знаем ни себя, ни своего будущего, в себе не уверены, зато на все сто уверены в критериях некой абстрактной «правильности», которой надо соответствовать. «Надо», иначе приметы сложатся в такой последовательности, когда ум снова поверит в темное будущее. А верит он крепко, безусловно и «свято».
Поэтому, даже логически понимая всю иррациональность этой веры, мы все равно предчувствуем боль неоправданных надежд – и боимся. А потому стараемся выбирать и оправдывать такую последовательность действий, которая уберегает от «ошибок» – одной из самых ужасных «примет». Иначе встроенный в ум кинотеатр снова покажет ужастик.
Мы боимся ошибок, потому что подспудно знаем, во что будем верить после их совершения, когда ум создаст свой очередной трагичный шедевр «о себе и жизни».
Поэтому, чтобы не чувствовать себя рядовым профаном, не учиться и не ошибаться, никто не торопится вылезать из зоны комфорта. Там можно спокойно себе на радость играть роль уставшего, познавшего жизнь кухонного мыслителя. Главное – не высовываться. А потом комфорт «почему-то» становится удушливой темницей из собственных страхов.
Так происходит, когда сфера желанного кажется закрытой и чуждой, потому что оттуда не исходит одобрительных приглашений. Ум, исповедующий веру в «правильное», знает: стоит потерпеть неудачу – и окажешься нелепым и смешным неудачником, будут показывать пальцем и глумливо осуждать, дескать, «Куда это ты прешь, ничтожество?».
Страх ошибок убивает желания и лишает сил, заводя в депрессивную апатию. Этот синдром выученной беспомощности под названием «Все равно ничего не получится» – драматичное творчество, которым ум сам себя разыгрывает.
Мы неоправданно сильно боимся ошибок и неудач, потому что они включают холостые обороты умственной пробуксовки в идеях о собственной ошибочности и неудачливости. Успехи и ошибки – это те самые приметы, по которым обученный неврозам ум определяет свою судьбу. Он словно нашептывает себе: «Ошибаются только неудачники».
Здесь хочу еще раз подчеркнуть – мы не знаем своего будущего. Совсем-совсем. Мы именно гадаем. И отдельные свои прогнозы, чьи приметы складно сошлись, принимаем за истину, которая воплощается в нашей надежде и безнадеге.
Пока самооценка и картина будущего зависят от частных успехов и ошибок, они колеблются, как биржевой тренд в кризисной экономике. И даже когда эго от успехов распухает до исполинских габаритов, действовать все равно страшно, потому что каждый шаг грозит провалом, подразумевающим личный конец света.
На progressman.ru этой иррациональной мистичности ума была посвящена недавняя статья о невротичной религиозности.
Но, если опустить суеверия и взглянуть на происходящее беспристрастно, достаточно легко понять, что никакого развития в жизни без ошибок не бывает. Мы называем их неудачами, опускаем руки, боимся их, как проклятия, когда на деле именно ошибки дают самые сочные плоды личного развития на жизненном пути. Совершать ошибки – это не просто нормально, а так же естественно, как и все в природе.
Ценнейший опыт исходит не от безжизненных теорий, а от реальной практики. Ошибки и есть тот самый реальный опыт, который со всей нагляднейшей ясностью указывает прямо, чему конкретно здесь и сейчас целесообразно уделить больше внимания, чтобы действовать эффективней. Ошибки – это достойная плата за урок, который они же преподносят.
И если бы каким-то образом получилось не брать в расчет чувства, то личный ущерб от подавляющей части «ошибок» стремился бы к нолю. Все наши проблемы, в сущности, сводятся к тому, как мы их проживаем, какие картины ум пририсовывает, восторгаясь и ужасаясь собственными творениями. Поэтому то, что мы ошибками называем – сплошная условность – разница между реальностью и выдуманным идеалом.
Даже собственную кончину назвать ошибкой можно весьма условно. Персональный конец света, судя по слухам, неизбежен для каждого. В природе все преходяще. Иначе и полет осыпающихся осенних листьев пришлось бы назвать грехопадением.
А в повседневных ошибках нет никакого конечного поражения, есть лишь непрерывное обучение, без ошибок невозможное. Все просчеты и неудачи – не признак дремучей тупости и не симптом окончательной неудачливости, а естественное следствие обретения нового опыта в конкретной узкой сфере.
По сути ошибки означают, что задача оказалась сложней, чем виделась изначально, а потому допущенные просчеты закономерны и позволяют рассмотреть ситуацию глубже и реалистичней.
И если взглянуть на жизнь шире, то значительная часть тех самых личных просчетов оборачивается удачей. В этом смысле, величайшие ошибки – это требование от себя безупречной безошибочности и увиливание от развития из страха ошибиться.
Мы можем думать о будущем, предвкушая реализацию планов. Но даже повторяющиеся просчеты и неудачи – не причина опускать руки и валиться с ног, а только повод – аккумулировать полученный опыт.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Вдохнул в свой проект свежих сил. Спасибо
Спасибо за своевременную статью, Игорь!
Всякая информация посылается нам во благо и, главное, вОвремя. Осознаю, что в тексте статьи о «гадании» говорится в широком смысле, но я «подсела» на это понятие в буквальном. Нет, в гороскопы ежедневные, равно как и в прогнозы погоды недельные я не верю, но к гадалкам/астрологам/ясновидящим хожу. Причем, путем проб и ошибок выбрала оптимальные для себя (читайте, приемлемые в плане психологической и даже врачебной помощи)варианты, доступные по финансовым средствам и степени географической удаленности. Причем, четко и ясно понимаю, что вопреки определенному проценту «угадывания» будущего этими людьми, волшебниками они не являются, жизнь, как правило, вносит свои правки. И даже не воспринимаю прогнозы, как программу действий и поступков, т.е. «программированию» не поддаюсь. Меня интересует Ваша точка зрения, Игорь,на эту, своего рода зависимость. Механизм явления и способы выхода из ситуации.
Спасибо!
ЗЫ. Читаю Ваш блог давно и нахожу ответы на многие свои вопросы. БЛАГО дарю!
» … величайшие ошибки – это требование от себя безупречной безошибочности и увиливание от развития из страха ошибиться.» Очень точное определение для неправильно понявших смысл учения Дона Хуана о безупречности, или воздвигнув себе другие идеалы.
«. Но даже повторяющиеся просчеты и неудачи – не причина опускать руки и валиться с ног, а только повод – аккумулировать полученный опыт.» Когда наконец заметишь в себе эту «ошибку» можно наконец…))) Спасибо за статью.
мои ошибки проявились в комментариях)) можно увидеть, улыбнуться и сделать выводы — быть более внимательной при использовании клавиатуры моб. телефона
Я давно себе разрешила ошибаться. Но зато есть страх повторения ошибки. Это когда грабли все те же, а в чем ошибка сообразить никак не можешь. Тогда возникает страх ОПЯТЬ получить по лбу любимыми граблями.
Алёна,
>Меня интересует Ваша точка зрения, Игорь,на эту, своего рода зависимость.
Попробуйте подумать над первыми абзацами из статьи.
«…чтобы защититься от пугающей неизвестности, обучены «магическому» искусству предсказания своей судьбы по приметам, которые повсюду вылавливаем и стыкуем в узор будущего.»
Да разве ж я спорю? УмнО, нечего возразить)
Но как же тогда известный постулат о том, что мысль материальна? Или, к примеру, та же визуализация? От Матфея, в конце концов, «По вере вашей да будет вам»??!
«…Мы именно гадаем. И отдельные свои прогнозы, чьи приметы складно сошлись, принимаем за истину, которая воплощается в нашей надежде и безнадеге.»
Не всегда в безнадеге. Не верю. Вернее, уверена в том, что в силу действия закона равновесных сил всегда и во всём с вероятностью 50×50.
Спасибо за ответ)
Чаще всего нами движет страх и желание соответствия, одобрения будь то бога или референтной группы. А вот услышать себя настоящую и жить изнутри как чувствуешь, делая все от души… вот к чему я сейчас пытаюсь подойти. Статьи Игоря создают атмосферу, капля за каплей придают решимости отважиться жить своей жизнью, перестать бояться и себя и разных обстоятельств. Спасибо.
Алёна, да, мысли материальны. Мы всё получаем, что хотим. Только не всегда тем способом, каким хотим и в том виде, в каком хотим. Это не сразу получается принять.
Прихожу к выводу, что идея о материальности мыслей людей заморачивает, и польза от нее — сомнительная.