Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Невротик и здоровая личность

В качестве эксперимента и для упрощенного восприятия информации решил не писать одну громоздкую статью, а сделал несколько небольших, где на узких примерах поясняю разницу между невротичным и здоровым отношением к жизни. Как и в прошлых текстах, здесь я всю картинку утрирую и описываю рафинированные крайности, чтобы неявное стало наглядным. Невротикам в статьях уделяю внимания больше, потому что здоровые проявления личности – естественно просты, о них много не скажешь, а невротичные – витиеваты и выражаются, куда многообразней. Предварительные темы: духовность, отношение к ошибкам, пассивность и активность, одобрение и осуждение. Начнем с конца.

Тварь ли я дрожащая или право имею?
Федор Достоевский, «Преступление и наказание»

Главный вопрос невротика – «чего я заслуживаю?» Главный вопрос здоровой личности – «что я могу?», или – «какие у меня есть возможности?» Обратите внимание, оба вопроса ориентированы на достижение желаемой жизни, но подход абсолютно разный. Невротик озадачен своим абстрактным правом на счастье, здоровая личность озадачивается реальными возможностями его достижения.

невротик и невпопикНевротик думает о собственной важности, достоинстве, грехах и заслугах, ориентируясь на которые, пытается определить уготованную участь. Здоровая личность думает о том, что может получить сама, совершая реальные поступки.

Невротик уверен, что заслуживает судьбы соответствующей его личной важности и качественности. Если качество собственного «я» высокое, значит, судьба «обязана» радовать. Если качество низкое, приходится либо, опустив руки, мириться с ничтожностью, либо маскироваться, пытаясь убедить себя и окружающих в своей высокой стоимости.

Ум невротика загружен перманентной попыткой определить собственные права извне. Если мир благоволит, тревоги временно рассеиваются, а если осуждает, комплексы цветут и плодоносят. Каждый шаг по жизни – испытание на «профпригодность» к существованию.

Невротик уверен, что получит тем больше, чем сильней раздуется его важность. По итогу приходится так хитроумно балансировать, чтобы важность в своих же глазах не показалась блажью. Иначе она моментально сдувается до уровня ничтожества.

В уме невротика градус самооценки – это такой индикатор «положенного» успеха. Чем выше самооценка, тем сильней чувство собственной важности. Чем сильней чувство собственной важности, тем радостней на душе, потому что иррациональный ум безосновательно предвкушает «полагающееся» к этой важности счастье. Раздутое эго приписывает себе максимум прав и возможностей, вплоть до откровенно неадекватных притязаний, королевских замашек и репрессивной тирании.

НарциссТак, например, самовлюбленный нарцисс, убедившийся в своем величии, невозмутимо принимает чужие блага, как должное. Он чувствует, будто заслужил их, ввиду какой-то личной высокосортности, за которую окружающие «должны» отстегивать. А спокойное равнодушие, и тем более неприязнь в свой адрес, почитает за дерзкую несправедливость.

И напротив, человек, убедившийся в своей ничтожности, – глубоко несчастен, и любой признак одобрения принимает за честь. А когда ему улыбаются и благоволят, он и тогда ерзает и мямлит, пассивно ожидая, когда счастье поднесут на блюдечке. Только бы не показаться наглым и плохим.

Для здоровой личности вопрос о своей качественности не стоит. Она тоже анализирует и пытается понять, на что в этой жизни можно рассчитывать. Но в расчет берет не чувство собственной важности, а реальные способности, внешние возможности и необходимые для них усилия. А порой поступает еще проще – сразу действует, стучится в закрытые двери, проверяя на практике доступность желаемого. Возможные отказы и возражения встречает невозмутимо, как безличную статистическую закономерность. Из-за чего кажется невротику вопиюще наглой – дескать, «просто приходит и берет».

О пассивности и активности невротика я в ближайшее время буду говорить отдельно в новой статье.

Такую проверку своих возможностей опытным путем не стоит путать с самоуверенностью нарцисса. Он, поступая «нагло» не проверяет свои возможности, а с апломбом самодура пользуется, как он сам полагает, «законными» элитными правами. И спокойно встречать отказы не готов – принимает их за дерзновенную непочтительность.

Невротик избегает неодобрения и отвержения, потому что его нутро предчувствует, как низко после этого падет самооценка, и какой мрачной покажется жизнь. Даже двери закрывающегося перед носом лифта намекают ему на то, что он в этой жизни лишний.

Если невротик опирается на абстрактные мистические права, выраженные внешним признанием, то здоровая личность – на реалии. Кто угодно может невзлюбить, оттолкнуть, и в этом нет ничего страшного. Невозможно нравиться всем, а пытаться – и вовсе невыгодно, как ни посмотри. На progressman.ru эту тему я развивал глубже в статье о любви и одобрении.

Здоровая личность чувствует себя кем-то вроде уверенного покупателя, и воспринимает жизнь, как безграничную гряду шведских столов с обширным выбором. Не ждет, пока угостят «по заслугам», а берет ответственность в свои руки, и в рамках реальных возможностей активно выбирает то, что хочет. Такой «покупатель» – не ревнивый собственник, а скорей – честный и ответственный партнер по «бизнесу».

Ом номНевротик, напротив, подает себя, как товар на рынке. Ожидает, когда его выберут, занимается саморекламой, чтобы набить себе цену, беспокоится не столько о реальных качествах, сколько об имидже и чужом мнении. В роли товара невротик оценивает себя внешним спросом – чужим одобрением и осуждением.

Здоровую личность чужое мнение интересует постольку, поскольку лимитирует доступ к конкретным блюдам жизненного общепита. Деструктивная критика со столов не представляющих интереса, не воспринимается, вообще. Конструктивная принимается как полезная информация.

В роли товара невротик снимает с себя ответственность за выбор, и отдается во власть более инициативных участников «рынка». Это позиция жертвы, за которую все уже давно решено, и единственный способ как-то повлиять на ситуацию – распушить хвост, чтобы спрос был повыше.

Для невротика внешний спрос – то есть, чужое одобрение и критика – это индикатор его дальнейшей судьбы. При таком подходе вся жизнь проходит, словно в преддверии персонального судного дня. Невротик постоянно предвкушает внешнее наказание и поощрение за то, какой он «плохой», или «хороший». Здоровая личность не ждет, пока ее оценят, а выбирает сама желаемый маршрут движения по жизни.

© Игорь Саторин

П.С.
В следующей статье поговорим об иррациональности невротичного мышления.
П.П.С.
Картинки к статье – из мультфильма Хаяо Миядзаки «Унесённые призраками».

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

132 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Игорь Саторин
    «Нина, про спонтанность на сайте сказано уже много. Ничего существенного нового не скажу.»

    И я про это. Но то, что сказано, на мой взгляд не согласуется с тезисами данной статьи (здоровая личность управляет своей жизнью, невротик — сидит и ждет пока все само на голову упадет).
    Или я чего-то не понимаю?

  2. Здравствуйте! Первый раз решила написать … про свой «туман». 1.В «идеале» жизнь – это потенциальная возможность «ситуаций»: прочитанных, увиденных, вымышленных всеми живущими и жившими на Земле + бесконечность …. Лично мое мнение: Душа, если она вечна, должна пройти все состояния, т.е. прочувствовать, … или это Эго-?.
    2. В «идеале» нужно научиться принимать все это «ровно». Дальше какая-то пустота, нет людей, нет меня и в то же время все мы совершенно одинаковые, многое обесценивается. Но дома ребенок, ему нужны атрибуты счастья, есть родные – вроде бы, чтобы не делать им больно, нужно соответствовать и их шаблонам ( а иначе карма). А может, если не будет этого «нужно» не будет и кармы, Но Игорь говорит, что будет, и религии утверждают, что будет…или это только как ориентир? Вроде как все должно довести до «свободы» …… от ума.

  3. Кажется, не совсем внятно описала свой вопрос.
    Есть тезис 1: жизнь спонтанна, она просто происходит.
    Есть тезис 2: здоровая личность управляет своей жизнью.
    Но если жизнь спонтанна, то все управление сводится только к фильтрации — это мое, это не мое?
    Тогда отличие здоровой личности от невротика только в том, что первый ищет-смотрит-выбирает, а второй просто сидит и ждет?

  4. Рада, «»любовь к себе» … где ж ее взять невротику-то».
    Согласна, именно поэтому ее и важно в себе возродить. Ведь каждый ребенок рождается с огромным чувством любви и интереса к себе, он любит даже свои испражнения, так как считает их частью себя. И когда такое здоровое отношение ребенка к себе ломается взрослыми в процессе воспитания, самоуважение оказывается погребено под такими завалами, что требуется поистине терпение археолога, чтобы снова добраться к нему. По моему мнению, как-то ошибочно говорить, что мы должны меняться (в смысле- куда-то стремиться, кем-то становиться), так как, по сути, изменения- это возвращение к себе назад, истинному и настоящему, избавление и отбрасывание, как грязи, комплексов и установок, которые нам привиты, но нами не являются.

    Нина, спасибо, обязательно полюбопытствую.
    Хотя, насколько я помню, Победитель и Побежденный- это жизненные сценарии, которые исполняет в т.ч. и Внутренний Ребенок, о здоровье которого (здоровое отношение к себе) я и писала.

  5. Unata
    «Хотя, насколько я помню, Победитель и Побежденный- это жизненные сценарии, которые исполняет в т.ч. и Внутренний Ребенок»

    У Победителя шансов стать конченным невротиком принципиально меньше, чем у Побежденного. Думаю, связь с данной темой есть.
    А в статье — версия, как ими становятся. Про «все ли мы родом из детства».
    Чисто для информации, а не поговорить. :)

  6. Unata, как вы думаете где грань между любовью к себе и ЧСВ? и как «полюбить» себя не возвеличивая ЭГО? Поверхностным умом-то понятно, нужен вектор вглубь себя, с чего начать как думаете?

  7. Yuliya.
    Для того, чтобы разделить ЧСВ и любовь к себе, сначала надо научиться определять, какие проявления идут от Эго, а какие — от себя-истинного. Это очень непросто поначалу, поскольку мы привыкли все свои проявления обозначать как «мои», хотя это не так. Например, если бы я родилась в другой стране, семье, религии, моя личность и внутренние установки отличались бы друг от друга, но
    мои истинные, настоящие качества, моя основа- была бы одна и та же (тип нервной системы, темперамент, способности, таланты, предпочтения и т.д) Поэтому, и проявления человека делятся на чужие, вставленные (в процессе воспитания) и истинные, свои собственные (кстати, «чужие» совсем не означает, что это обязательно плохие убеждения).
    ЧСВ- это всегда показуха, причем не только перед внешним зрителем, но может быть и перед внутренним- самим собой. Как определить ЧСВ? Любая демонстрация требует обратной связи — аплодисментов зрителей, подтверждение «правильно», «хорошо» исполненной роли, чувство удовлетворения от своей «правильности», соответствия чему-то или кому-то. Получил громкие аплодисменты- ЧСВ раздулось от удовольствия и важности, освистали- сдулось и обидилось, негодуя. Вот так и живет наше Эго, кривляясь как паяц для одобрения -оно никогда не испытает истинного счастья, ибо пусто изнутри.
    Нашему истинному Я не нужны зрители. Любое действие совершается, потому что оно желаемо само по себе, важно для себя и своей жизни, исходит из своих собственных и личных потребностей и интересов — в этом кроется любовь к себе. Мнение (критика, одобрение) других людей не имеет решающего значения и может просто приниматься к сведению, не влияя на уровень удовлетворения человека от проделанной работы. Человек испытывает искреннее и глубокое счастье.
    Как пример, одна мать может купить красивое платье дочери, чтобы доставить ей удовольствие, т.к знает предпочтения своего ребенка, а другая его покупает, чтобы показать свою «упакованную» дочь подругам и получить аплодисменты (хорошая мать, заботливая мать, отличный вкус и т.п.) И забиты потом соцсети фотографиями эмоциональных попрошаек, для которых отсутствие внешней оценки смерти подобна. Или другой пример: женщина, «следящая за собой» занимается показухой, а «ухаживающая за собой» исходит из любви к себе.
    Грань между ними, по моему мнению — это направленность результата действия: показуха — для других, вовне, самоуважение — для себя, вовнутрь.

  8. Нина, этот вопрос на сайте много раз поднимался. Почитайте вот это: progressman.ru/cs

  9. Спасибо! Вопрос такой, как невротику со всеми своими невротичными, отточенными до идеала механизмами защиты своей психики, поймать себя же за хвост и увидеть своё самодурство, высокомерие, например?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.