«Серьезности» отношениям придает близость и стабильность, возникающая в результате притирки, когда партнеры, преодолев ряд совместных трудностей, и узнав друг друга лучше, имеют дело не с красивой маской, а с настоящим человеком. Но сейчас речь пойдет не столько о том, как завязать серьезные отношения, сколько о том, как с этой «зловещей» серьезностью в них не перегнуть палку. Совсем недавно на сайте уже была коротенькая статья под заголовком «Конфликтовать нельзя договариваться», где речь шла о злободневной для большинства людей ситуации, когда интересы ваши и вашего партнера расходятся. В качестве вывода статьи и выхода из положения предлагались возможные решения: сбежать, затеять с партнером войну, или же все-таки пойти по самому сложному и разумному пути – перейти в стадию переговоров и решить вопрос миром. Но как быть, если положение кажется безвыходным? Как быть, если партнер не хочет договариваться, а вы больше не желаете конфликтовать, и расставаться тоже не намерены? Это действительно – непростая ситуация. И непростая она не потому, что в ней мерещится тупик и безвыходность, а потому, что она неизбежно приводит к вашему росту – а это почти всегда процесс болезненный. Чтобы не быть голословным, попробую расшифровать, о каком собственно «росте» я говорю.
Энергетика серьезных отношений
Практически все скандалы в отношениях с близкими на самом деле устраиваются вовсе не из-за материальных объектов. Вещи, о которых мы спорим – лишь повод для выяснения отношений. То есть на самом деле, для нас важны не вещи, а то, как именно на нас реагирует наш партнер – чутко, дружелюбно, обходительно, серьезно, или же – наплевательски утилитарно и деспотично. В отношениях важен не столько предмет обсуждения, сколько форма выражений и энергетика интонаций, в которых этот предмет обсуждается.
Основной проблемой в конфликтных ситуациях являются механические реакции. Вот, скажем, попросил вас близкий человек в околоприказном тоне прибрать свои вещи. Вроде бы ничего особенного – обычные «мелочи жизни». И, казалось бы, как глупо из-за них ссориться и устраивать скандалы. Но как выше было сказано, дело ведь вовсе не в прибранных вещах. Да ради любимого можно их попросту выбросить! И ничего страшного не случится. Но вы сами не замечаете, как начинаете сердиться. И не потому, что вас попросили прибраться, а потому, что приказным тоном вас на самом деле попросили подчиниться, стать безвольной тряпочкой, об которую удобно вытирать ноги. Я намеренно утрирую, чтобы малозаметное стало очевидным.
Тема просьб и приказов на сайте уже затрагивалась. Здесь я хочу пойти дальше и рассмотреть «безвыходную» ситуацию – такую, где, кажется, что никаких решений попросту нет, и опускаются руки. Она может случиться в отношениях с любым человеком – не только с партнером, но, например, в отношениях с ребенком, коллегой, другом, с кем угодно. Обстоятельства бывают разные, но такая ситуация – это всегда болезненная подвешенность, когда оставаться на месте в привычных условиях больше не получается, а принимать решения и что-то менять – еще страшней. Прогибаться – унизительно, а воевать – опасно. В итоге любые последствия для нашей самооценки кажутся разрушительными.
Когда вы ощущаете, что развивать конфликт – нецелесообразно, а договариваться не получается, потому что человек вас не слушает, тогда-то и начинается отработка кармы личностный рост. В такой ситуации у вас, наконец, может появиться серьезный мотив – обратить внимание на собственные вагоны бревен «в глазу» механические реакции.
Скорей всего, когда вы пытались с партнером договориться, и что-то такое про вашу с ним ситуацию втолковать, то попросту, как это чаще всего и бывает, искали завуалированный способ свалить всю ответственность за обоюдный конфликт на партнера, а себя выгородить как невинную жертву, которая почти всегда и почти во всем права. Это, знаете, такая – безрассудная норма, которой следует большинство людей.
Иными словами, когда переговоры не приносят плодов и человек вас не слышит, возможно, он действительно слышать не готов, и следует выбрать другой момент для разговора. А может быть партнеру просто не подходит ваша манера изложения. Помните? Не слова важны, а подача… то, как именно вы говорите, во что облекаете свой взгляд – в насильственный «праведный» гнев и навязывание своей «правды», или же искреннее устремление к миру.
Человек рядом с вами – живой. Ему менять свои взгляды и признавать свою неправоту также тяжело, как и вам. Важно об этом помнить. И если вы, как это обычно и бывает, пытаетесь доказать, что партнер неправ, а вы правы, чего вы собственно ожидаете? Что партнер удивится вашей великой мудрости, тут же все поймет и одумается? Наверное, так бывает… в сказках. А в жизни в таких серьезных отношениях партнер почти неизбежно обороняется. Ведь вы, по сути, доказываете ему, что он в своей неправоте – неправильный и должен бы пройти процедуру исправления «заводского брака».
А перемены не даются легко. У живых людей нет волшебных кнопок, по нажатию на которые они меняются в лучшую для нас сторону. Личностные перемены – это всегда ломка. И конечно, «лучше бы», чтобы ломались другие, а не мы… – нам так проще. А партнер, бесстыжий нахал, от таких поползновений на свою личность защищается. Никто не любит таких перемен. Все страшатся их, потому что перемены чреваты потерей привычных опор. Об этой консервативности эго на progressman.ru тоже была отдельная статья.
И ведь никто в этой жизни по нашему желанию меняться не обязан. Желание переделать другого человека – это наша проблема, а не его. И кто даст стопроцентную гарантию, что наша правда истинна, а правда партнера ложь? И как порой мы наивно радуемся, когда наше мнение поддерживает кто-нибудь еще, кто-то сторонний. Тогда мы ощущаем, словно выиграли битву, ибо ну сейчас-то уж куда еще дальше нашему партнеру продолжать настаивать на своем, когда и другие признают, что он – инакомыслящий «неверный»…
Сознательность в серьезных отношениях
Действительно все сводится к осознанности, к собственной зрелости в наших серьезных отношениях. Механические реакции зачастую приводят к насилию, потому что вгоняют живых людей в ограниченные шаблоны. В каждой неформальной ситуации важен чуткий, интуитивный подход. И тут нет однозначной панацеи. Однако может помочь одна интересная практика, которую я советовал проделывать своим клиентам: прежде, чем как-либо реагировать, попробуйте почувствовать, к чему это приведет. Подумайте, чем ответит человек на вашу реакцию, и вы удивитесь, насколько на самом деле хорошо у вас развита бытовая интуиция. Мы всегда где-то подспудно чувствуем других, особенно близких.
Практикуя такое вот бытовое предчувствие, вы увидите, что большая часть механических реакций в живых отношениях попросту бессмысленна. И это понимание откроет новые варианты диалогов. Вы по-прежнему будете чувствовать позывы механичных реакций – тех самых, которые обычно приводили к конфликту, но вместе с ними начнет звучать и голос разумности.
Поначалу такая практика может привести к ступору, к ощущению, что вы уже не понимаете, как поступать, и что делать, словно вы находитесь на очень тонкой тропинке, а по сторонам – пропасть, и никаких выгодных решений не рождается. И это хороший симптом! Именно отсюда как раз лучше всего видно, как все обстоит на самом деле. Здесь вы можете увидеть, что истинная проблема – это собственная бессознательность и неспособность принять ситуацию, собственный страх перед жизнью, прикрытый от себя же внешним недовольством.
Повторяюсь, партнер не обязан соответствовать вашим прихотям и становиться вашей золотой рыбкой. Каждый может себя вести, как хочет, и огребать соответствующие своему поведению последствия. Не нравится партнер, сделайте, чтобы нравился. Не получается? Тогда терпите, что имеете, или уходите. Как сделать, чтобы партнер нравился? Конечно, можно пробовать психическое насилие, если совесть позволяет, и реакция партнера устраивает. Можно практиковать смирение. Можно пробовать договариваться и находить компромиссы, или даже варианты, когда обе стороны в выигрыше. Не получается? Тогда можно, либо свалить, либо признать свою зависимость от партнера, не прикрывая эту слабость мнимыми доблестями, и с этим смириться. В противном случае остается та самая болезненная подвешенность – пассивное бездействие и пустые переживания, вокруг него накрученные. Кому-то это самое колесо сансарного пекла таки стоит покрутить, пока не надоест.
Когда наработана многолетняя привычка маскировать свою безответственность в отношениях внешними проблемами, тогда именно такие вот «безвыходные» ситуации демонстрируют наилучшим образом, что вся ваша жизнь полностью зависит от вашего к ней отношения и ваших решений. А чем дольше вы упорствуете, закрывая глаза на эту истину, тем дольше длится невротичная подвешенность.
Решения. Порой так сложно их принимать… просто потому, что они имеют последствия. И эти последствия – не какая-то фантазия. Последствия реальны, и поэтому они могут всерьез пугать. Жизнь действительно меняется, когда вы принимаете решения. И поэтому, порой, проще зависнуть и упрятаться в фантазиях зоны комфорта, только бы не меняться, не терять привычные для нашего «я» опоры. Но только так мы и растем – теряя опоры, мы делаем следующий шаг, на следующую ступень, и взрослеем, и видим вчерашнюю ситуацию со стороны, новыми глазами, и понимаем, что на самом деле происходило.
И нет никакой необходимости надевать маску добренького симпатяги только для того, чтобы избегать конфликтов в наших серьезных отношениях с людьми. Практикуя «бытовое предчувствие», вы понимаете, к чему могут привести ваши действия, и реагируете искренне.
Конечно, на словах все может быть красиво и гладко, а в жизни – тысячи обстоятельств, учесть которые полностью ум не способен. Но если вы словили вкус роста, сложные ситуации действительно, по-настоящему воспринимаются как уроки, которые делают вас взрослее. При этом где-то вы еще продолжаете напевать любимые песни эго, но сознательная частица психики уже включилась, и постепенно берет свое.
Иногда действительно переговоры не имеют смысла и разрушенные отношения уместно оставить в прошлом, либо выстроить их заново, на более прочной основе. Но здесь легко обмануться, потому что мы не всегда способны понять, где оставляем исчерпавшиеся отношения, а где попросту бежим от себя. Никто не даст гарантии, что в новых отношениях не повторятся старые ошибки. Порвать связи – куда проще, нежели гармонично настроить. А преодоленные партнерами совместные трудности их отношения только укрепляют.
Сознательному человеку порой становится ясно, что не бывает правильных решений. Они все приводят к своим потерям и обретениям. Просто терять бывает больно. Но жизненные драмы со всей ясностью показывают перспективы личного роста. Практика осознанности дает не столько ощущение этой самой осознанности, сколько позволяет увидеть собственную слепоту. И весь выбор заключается в том, чтобы либо продолжать и дальше тешиться иллюзией, либо, признав свое неведение, начать двигаться к истинному свету.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
- Осознанное общение в конфликтных ситуациях
- Любовь и отношения
- Ответственность и безответственность
- Решение всех проблем
П.С.
Ваши рецепты гармоничных отношений в комментариях приветствуются.
Игорь,
спасибо. статьи по линкам созвучны моим мыслям, но некоторые моменты вызывают вопросы. почитаю комментарии, возможно, в них есть ответы.
Ефим,
соглашусь по поводу истины, рождающейся в комментариях. но она ускользает, когда оппоненты увлекаются.
Ли Ла,
не люблю слово терпение. ни во вселенском масштабе понятий любви и приятии, ни в примитивном житейском смысле. нет в нем движения, искренности и тепла. то же насилие, только в профиль. у здоровых матерей это обычный инстинкт. а не восторженное осознание своей великой миссии.
Amarilliss,
если человек с собою честен на все сто, ему уже никакая работа над собой не требуется.)
Пределы и возможности учитывать стоит. Безопасней делать небольшие шаги, а не прыгать в омут. А то, когда подавленные переживания вскрываются, может такое посыпаться, что мало не покажется.
Меры безопасности особенно важны в духовной практике. А в быту все проще — там страхи высвобождаются как-то более последовательно.
Выбор есть у личности. На абсолютном уровне все — спонтанно.
Pao mai,
Мне все же кажется, что та фраза Ошо не есть проявление «цинизма учителей», а страстный призыв к ученикам заткнуть наконец собственное эго и впитывать мудрость реализованных мастеров.
Что касается собственно цинизма, по- моему, это всего лишь определенная стадия развития личности и , кстати не очень высокая, незрелая. Потом на смену цинизму придут мудрость и любовь, если повезет .
( если чо, под цинизмом я здесь понимаю
«…откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности ….Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.»)
Моя «честность» в данный момент заключается в том, что я вижу свои зажимы, реакции, механистичность.. и не пытаюсь от них убежать, но мне от этого не легче и я знаю, что это далеко не все… раньше были иллюзии о своей «компетентности» по некоторых «духовным» вопросам, а теперь я вижу, что только начинаю работу над собой, в было только умствование…
быть в моменте не так просто, спонтанности пока наверное нет, скорее что-то происходит, течет и есть что-то (например моя работа), что мне не очень нравится… но я принимаю и это «не нравится»
pao mai
слова — это всего лишь слова) смысл, который вкладываю я, вполне может не совпадать с Вашим смыслом. терпение может быть доброжелательно и деятельно, а может быть фатально и покорно.
Amarilliss
ничего, это сначала туго и требуется, конечно, некоторая дисциплина. Как в любом деле. Но затем приобретенные «хорошие привычки» становятся вашей натурой, даже сами не заметите — как и когда это произойдет. Кстати, легче всего процесс пошел, когда я успокоилась,перестав метаться в нетерпении и мучиться ожиданиями каких-то быстрых свершений.
P.S. Не сочтите за «учительство».Просто есть некий практический опыт, вдруг пригодится)
Виктор А,
ваш комментарий про заткнуть и впитывать напомнил мне смешную историю: мой сын в 3 года пришел в детский сад и его временно записали в группу к детям помладше, потому что в группе ровесников не было мест. советские времена, привычная ситуация. сын в свои 3 года уже читал и разговаривал сложноподчиненными предложениями, выговаривая все слова с дикцией левитана. хочу заметить, что до 3 лет он общался с детьми тоже, во дворе, но они были постарше. воспитательницей в группе была жена моего друга и, разумеется, в первый день пыталась быть начеку, присматривая за новичком, то бишь нашим сыном. весь день он молчал, несмотря на то, что подходил то к одним деткам, то к другим. знакомиться не спешил, а как бы прислушивался. вы, наверно, знаете, что дети в 2/2.5 года в большинстве своем еще не умеют внятно разговаривать, лопочут что-то свое. но между собой как-то договариваются и понимают друг друга. и вот в конце дня сын не выдержал, подошел к самой большой группе лопочущих и громко сказал: «значит так. молчать, дураки. я говорить буду!» по сути та же самая реакция, «заткнуть и впитывать». насильственная и потому примитивная. у ребенка неосознанная (дети — очень жестоки, если что). а произнесенная взрослым осознанно — именно «вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение» к тем, кто не дорос.
про цинизм: мы все взрослые люди и понимаем, что общественные нормы — это условности. а значит и отношение к ним однозначным не может быть. цинизм, в принципе, это больше разочарование и, возможно, неудовлетворенность. то, что пишет БСЭ и вы привели как цитату — это уже следствие.
и да, это степень развития. только не незрелость, а как раз наоборот. это понимание, что нагромождение устоев и принципов, навязанное обществом — обычный опиум для народа, дабы держать его в узде. так что цинизм в некотором роде даже благо:)
Ли Ла,
хорошо, а приведите , плз, пример доброжелательного терпения в действии. только не в духе «терпение и труд все перетрут». на это мы уже наступали и … эээ.. доброжелательством получили.
Ли Ла, спасибо. Наоборот, я сейчас в кризисе, поэтому воспринимаю Ваш опыт как поддержку… смотрю как мечется ум или эго, пытаясь найти хоть что-то и устроить истерику.. освобождение от иллюзии своей «хорошести» дается очень непросто, конечно лучше себя вообще не сравнивать и не оценивать… но по уровню осознанности я себя чувствую младенцем, хотя сказать что-то иногда красивое умею))) ну а теперь все рухнуло… ни прошлого, ни будущего, ни образа себя… ум вопит, кричит, а в душе прямо сказать… кто проходил — знает
Pao mai,
Дл меня в контексте просветления является очевидным, что отношение ученика и учителя вовсе не равны. Учитель здесь скорее является хирургом, проводящем сложнейшую операцию ( по страстной просьбе ученика) и тем спасающем его от смерти.
И наркоз , который позволяет учителю работать , а ученику принимать эту помощь , аналогичен смирению ученика (или как я грубо выразился- заткнуться и внимать). Так что » пренебрежительно- презрительное » отношение здесь совсем не причем. Я не утверждаю, что это абсолютная истина, это просто мой субъективный взгляд на эту ситуацию.
Насчет цинизма . Конечно, общественные нормы- это условности.но возникли они не случайно и выполняют свою социальную функцию, как например- деньги, наука, церковь,семья. Именно поэтому демонстративное и вызывающее пренебрежение этими нормами представяется мне неумным и незрелым поведением.