Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Как стать умнее

как стать умнейЭто тема, в которой я сам еще разбираюсь, но свои сегодняшние соображения уже готов высказать. Здесь я не очень хочу мотивировать кого-либо, подробно отвечая на вопрос о том, зачем вообще умнеть. Плюсы очевидны. Самая распространенная причина – самоутверждение. Будучи умным, можно превосходным образом тешить свое самолюбие в глазах окружающих. Но как быть, если вы на духовном пути, и эта причина вам не по душе? Возрадуемся! Даже высокоморальному и одухотворенному человеку не обязательно оставаться идиотом. Ведь почти все оставшиеся причины стать умнее можно свести к эффективности. Можно направить сильный ум на решение сложной задачи. Можно придумать что-то новое и полезное для мира. Продвинутый ум можно использовать как во вред, так и во благо себе и своему отечеству. В конечном итоге, сильный ум – это удобный инструмент, который позволяет взаимодействовать с происходящим наиболее эффективно.

Как стать умнее, открываясь пониманию

Когда я изучал психологию, и в частности психологическое консультирование, то особенно ясно начал понимать насколько важно понимание. Даже в толковом словаре один из синонимов прилагательного «умный» – это «понятливый». И теперь я уверен, что именно уровень понимания является основным «параметром» умного человека. Скорость и глубина понимания – то, что следует тренировать, чтобы стать умнее. Здесь понимание я обобщаю как на отношения с людьми, так и на обучение новым навыкам.

Обучение чему-либо можно свести к пониманию этого «чего-либо». В отношениях, да и в жизни вообще, благодаря пониманию мы начинаем видеть, что с нами происходит, кто мы, какие мы, где мы и куда нам двигаться. То есть, понимание в идеале дает ответы на все самые важные вопросы. Сам процесс понимания – «шире» сознательного ума, потому что охватывает разные психические процессы, в которые я здесь особо углубляться не хочу.

Один из основных видов понимания – это понимание того, что чувствует и чем руководствуется другой человек. То есть, например, человек говорит вам что-то, а вы его понимаете. Казалось бы, обыденное явление, но на деле – большая редкость. Мы не слушаем и не понимаем других людей, а непрерывно судим и оцениваем. Делаем вид, что слушаем, и автоматически поддакивая, ожидаем своей очереди высказаться. В общении нам обычно неинтересно, что на самом деле чувствует другой человек и что он пытается до нас донести.

Нам не хочется понимать других людей, потому что они могут оказаться правы, потому что их понимание может пойти вразрез с нашими заблуждениями. Понимание чревато раскачиванием привычных опор ума, на которых держатся наши иллюзорные ценности. И поэтому, чтобы сохранить свой ум нетронутым, мы не слушаем собеседника. В пол уха улавливаем сказанное только для того, чтобы проверить насколько это соответствует заезженным шаблонам нашего ума. И вот, если соответствия нет, мы начинаем оценивать, судить, и даже спорить. А если, как нам кажется, слова собеседника вписываются в нашу привычную картину мира, мы говорим: «угу», «да-да!», «точно!». Признаюсь, я и сам так постоянно делаю.

Мы всеми силами избегаем перемен, поэтому не любим слушать и понимать других просто на всякий случай, чтобы не тревожить свои заблуждения. Мы не хотим понимать. Нам хочется, чтобы поняли нас, чтобы собеседник проникся именно нашим мировоззрением и приобщился к нашим заблуждениям идеям. Если с нами согласны, значит, нас типа как бы уважают, любят и принимают, значит, нам не нужно меняться, и можно сохранить свои иллюзии, остановившись в развитии. Такое «приобщение» к нашим идеям, создает видимость единства, в котором болезненное самолюбие собеседников упивается их обоюдными иллюзиями. На таких вот причудах порой и держится «дружба» многих людей.

Настоящее понимание исходит из позиции ученика. Не то, чтобы вы учились конкретно у собеседника. Просто таким образом вы как бы вслушиваетесь в голос жизни. Даже если собеседник несет околесицу, вы не осуждаете и не оцениваете, а понимаете, что конкретно и почему он говорит. Вы чувствуете собеседника. На уровне чувств эту разновидность понимания в психологии называют словом «эмпатия». По сути, эмпатия – это практика осознанности в общении, применяя которую, вы быстро схватываете сказанное и открываете в себе способность реагировать чутко.

Чтобы стать по-настоящему интересным собеседником, пробуйте, хотя бы в качестве игры слушать и чувствовать человека, с которым ведете диалог. Что именно он пытается вам сейчас сказать? Каков тембр его голоса? Присмотритесь к его жестам и выражению лица. Что им руководит? В чем он пребывает? Такой осознанный подход к общению помогает открывать совершенно неожиданные глубины в происходящем – перед вами, словно в игре, начинают проявляться новые варианты возможного диалога, вы становитесь более участливым и чутким, а собеседник обретает то «волшебное» чувство, что его действительно понимают.

Такое глубокое понимание – это не попытка залезть в душу и раскусить собеседника, а простое безоценочное выслушивание того, что вам говорят. Благодаря такому выслушиванию, собеседник влияет на вас, потому что в это время вы открыты для его информации. Но именно в таком состоянии вы способны фильтровать информацию сознательно без подгонки под механические шаблоны ума.

Практика эмпатического выслушивания – техника психологов. И это — один из лучших способов стать умнее. Стать эмпатом и чувствовать других людей – не означает, что вы должны закрыть рот, и стать рупором, в который собеседник вываливает свой ментальный хлам. Просто именно благодаря эмпатии, вы начинаете понимать других, расширяете свои знания о жизни, и вступаете в диалог сознательно. И это, кстати, один из лучших методов развития интуиции. По-настоящему понимать что-либо – означает видеть суть явления. И здесь мы подходим к следующей грани того, как стать умнее.

Как стать умнее, кристаллизуя мысль

Обычно наше мышление (а порой и наша речь) напоминает какой-то балаган, или оркестр, где каждый инструмент играет, что хочет, на свой лад. Ум в таких условиях лениво мечется от одной идеи – к другой, постоянно отвлекаясь на что-то, механически грезит то об одном, то о другом. В таких условиях работать и действовать эффективно нелегко. Ментальная деятельность напоминает какую-то размытую картину, по которой хаотично разбросаны разноцветные пятна. И понять, что конкретно на этой картине хотел изобразить «автор», порой просто невозможно.

Настоящая проблема – не  в том, что в нашем уме не хватает умных мыслей, а в том, что эти умные мысли  размыты и сливаются со всеми остальными грезами ума, как пар в тумане. Чтобы стать умнее, необходимо обучать свой ум наведению «резкости» на конкретных идеях, улавливать их суть, удерживать и проявлять в четкие, точные мысли. Этот процесс я называю кристаллизацией мысли. Процесс мышления при этом становится внятным, отточенным и управляемым, и тогда посреди общей «мешанины», постепенно начнет проявляться суть. А когда в голове каша, человек действительно кажется глупым, речь становится бессвязной, а идеи размытыми.

Кристаллизованная мысль становится гениально простой и понятной. Если это мысль о проблеме, вы начинаете четко понимать суть проблемы. Понять в чем конкретно состоит проблема – означает сделать первый, важный шаг к ее решению.

Чтобы кристаллизовать мышление, необходимо тренироваться. Никаких специальных условий для этого не нужно. Просто всякий раз, когда вы обдумываете что-либо, пробуйте формулировать обдуманную идею максимально точной внятной и краткой фразой. Приоритет стоит отдавать точности, тому насколько метко мысль выражает идею. Если чувствуете, что фраза где-то звучит «мутно», продолжайте кристаллизовать эту фразу, пока не почувствуете, что она стала идеально отточенной. По мере таких тренировок, спустя время, вы сможете вернуться к этой фразе и кристаллизовать ее снова на еще более тонком уровне. Формирование кристаллизованных мыслей – мощный метод для того, чтобы стать умнее.

Вы можете совмещать эту технику с эмпатией и внимательным выслушиванием, о котором я говорил выше. Выслушивая собеседника, вы можете пробовать формулировать сказанное им более простыми и понятными словами.

Вы можете оттачивать мысль во время чтения книги, выражая размытые идеи в более четкие, ограненные «кристаллы», обнажающие суть происходящего. Сам процесс чтения при этом может замедлиться в два раза, но его эффективность увеличится примерно в пять раз. Чтение книг само по себе является одним из лучших инструментов развития интеллекта. Что читать, чтобы стать умнее? Это могут быть любые книги, которые побуждают задуматься.

Также, вы можете вести дневник, и практиковать выражение кристаллизованных мыслей на его страницах. Ведение дневника помимо прочего развивает память и творческое воображение. Здесь, на progressman.ru я тоже пробую кристаллизовать мысли, выражаясь максимально простым и понятным языком.

Возможно, вы слышали о принципе «бритвы Оккама», призывающем прекратить «множить сущности», если в этом нет необходимости. Для кристаллизации мысли важна краткость. Чем более лаконично и емко изложена мысль, тем проще ее понять. Причем краткость не означает поверхностность. Мысль может быть глубокой, и даже озаряющей.

Известный скульптор Донателло говорил, что «скульптура – это искусство убрать с камня все лишнее, сводя его к той форме, которую замыслил художник». Кристаллизованная идея – это самая суть, в которой нет ничего лишнего – только так «картина» становится шедевром. Кристаллизация мысли упорядочивает внутренний хаос, воспитывает ясность, «кристальность» ума, развивает интуицию и сам процесс мышления, позволяет формулировать и доносить идеи четким и простым языком, делает спутанную речь простой и ясной.

В этом деле я не мастер и продолжаю учиться, и поэтому с большим интересом почитаю ваши идеи о том, как кристаллизовать свое мышление наилучшим образом. Также, вы можете оставлять примеры кристаллизованных идей. Например, вы можете выбрать абзац из любого текста, или книги, и выразить его суть по-своему. Сам я чувствую, что эта сфера моей жизни до сих пор нуждается в дальнейшем прояснении. Иными словами мне не хватает осознанности в процессе кристаллизации собственных мыслей. Но я вижу перспективу, в направлении которой с интересом продолжаю двигаться.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

133 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Я как психолог обучаю технике, смысл которой уйти от мыслей(когда каша в голове), и решение любой проблемы или задачи приходит легко и быстро к клиенту, научившемуся пользоваться этой методикой. И самое важное, эта методика развивает мышление ( в комментариях есть вопросы про «как поумнеть»). Форма организации процессов мышления у каждого человека своя. Хотите иметь лучше — работайте, тренируйте. Ум, или хорошее мышление — это не образование и начитанность, это умение правильно чувствовать и ориентироваться, разбираться в  любой ситуации, информации, в человеке, отношениях, в социуме, в семье и т.д.=везде. А конкретику, если она потребуется, всегда можно » поднайти » из интернета, книг, словарей. Но это уже мелочи.

  2. Я тут в гостях, заскочил случайно, вот статью Игоря прочитал — понравилась. Чувствую себя — дурак — дураком на этом сайте… Пойду посмотрю лучше хороший фильм с красивыми девушками в главных ролях.

  3. Светлана, вы коучингом занимаетесь? Что за методика? Личная разработка?

  4. Amarilliss
    20/09/2011 AT 22:13
    Светлана, вы коучингом занимаетесь? Что за методика? Личная разработка?
    Да, именно больше коучингом, чем психологией, я и занимаюсь. Методика питерского психолога, не моя, Мицкевиц А.А. ее основатель. Методика очень широкого спектра направленности, развивает и чувственное восприятие мира и мыслительный аппарат. Для женщин, кроме того, развивает женский чувственный текст, а мужикам позволяет «выпрямить позвоночник». Вообщем — умнеем во всех направлениях. Здорово, что психология делает прорыв в современном мире, как и другие науки.

  5. Интересно! В Москве тоже есть обучение? Только я думаю: зачем что-то развивать? Мне кажется, что развивать как раз ничего не нужно, а нужно помочь человеку осознать, кто он на самом деле и помочь проявить природные таланты. Я уже столько обучалась всему. В итоге, поняла, что столько чужого «хлама» поднабрала, да еще и за деньги. Сейчас хочу найти себя инстинную.

  6. Хотелось бы вернуться к первой части этой статьи. Про кристаллизацию тоже очень интересно, но для меня, наверное, менее актуально. Порой мне кажется, что я бываю слишком краток в моих высказываниях, слишком быстро сообщаю главный смысл ситуации, которую я предполагаю рассказать собеседнику. А мне хотелось бы продлить момент беседы и как можно детальнее и красочнее рассказать о каком-либо случае, мысли. Кстати, в детализации есть очень большой смысл, так как при ее наличии собеседник лучше понимает вас и представляет это в своей голове.
    Для меня крайне критичной показалась фраза
    «Мы в пол уха улавливаем сказанное лишь для того, чтобы проверить насколько это соответствует заезженным шаблонам нашего ума. И вот, если соответствия нет, мы начинаем оценивать, судить, или даже спорить».
    А как же «в споре рождается истина»? Да, конечно же, позиция ученика предполагает полное восприятие информации. Это хорошо, когда источник надежный. Но если выслушивать так всех людей, с которыми ты общаешься, то мне представляется крайне сложным фильтровать информацию, так как зачастую мнения людей настолько различны, что метание от одной идеи к другой может привести к сумасшествию. А что если это «заезженные шаблоны» являются стержнем личности конкретного человека, что если без них ломается вся его внутренняя система? Ведь это есть то, на что опирается вся его жизненная философия и смысл существования?
    Оценка, суждения, сомнения, споры. Человек растет на них. Зачастую, человек сомневающийся, рассмотрев очень много позиций, находит свою истину. Она абсолютно правильна с его точки зрения, возможно, немного ограничена, так как невозможно создать идеальное понимание, которое охватит абсолютно все. И это становится его способом воспринимать жизнь. Также можно говорить о том, что это довольно сильно может помочь ему самоутвердиться, почувствовать себя умным, ведь он действительно что-то понял.
    Вы сами довольно категорично обсуждаете этот вопрос. Мало какой психолог в действительности проникнется вашими проблемами, у людей разный опыт, другая база. Психологи действуют по стереотипам. Ситуации повторяются, у них есть уже готовое решение, этому и учат в университетах.

  7. Сергей, то, о чем Вы говорите — справедливо. В статье речь идет не о том, как «правильно», а о том, как можно и какие это может открыть возможности.

    >Мало какой психолог в действительности проникнется вашими проблемами, у людей разный опыт, другая база. Психологи действуют по стереотипам. Ситуации повторяются, у них есть уже готовое решение, этому и учат в университетах.

    Шаблоны могут дать какое-то общее направление. Но каждая ситуация индивидуальна и каждый человек уникален. Эмпатия (внимательное выслушивание) — одна из главных техник психологов, чтобы подойти к человеку чутко, воспринять его случай как уникальный. Понимание — не значит, что вы вбираете в себя все подряд как губка. Нет. Это именно — понимание человека с его истиной и его заблуждениями. В каком-то смысле это — просто внимательный взгляд, который замечает то, что уже есть. А психологическое образование в нашей стране, по моему субъективному мнению, мягко говоря, — оставляет желать лучшего.

  8. «Эмпатия (внимательное выслушивание) — одна из главных техник психологов, чтобы подойти к человеку чутко, воспринять его случай как уникальный. Понимание — не значит, что вы вбираете в себя все подряд как губка. Нет. Это именно — понимание человека с его истиной и его заблуждениями. В каком-то смысле это — просто внимательный взгляд, который замечает то, что уже есть» — абсолютно с вами согласна, Игорь. И еще хочу сказать, что для этого вовсе не нужно получать образование (которое точно в нашей стране, …). Мое личное мнение, есть психологии от рождения, что называется. Просто у человека есть особые качества и желание помогать другим. И еще есть такое понятие как самообразование. Из собственного опыта общения с так называемыми психологами по диплому обнаружила, что у них самих за частую масса психологических проблем (да и голова забита всякими теориями). Бывали случаи, что когда я хотела у них получить какой-то совет, в конечном счете мы менялись местами. И на этом сайте, я обнаружила, что есть люди, которые не являются по образованию психологами, но обладают этими качествами.А вы, Игорь, похоже сочетаете в себе и то, и другое.

  9. Amarilliss, я пока начинающий психолог. Диплом получу в след. году. Но опыт консультирования уже есть и постоянно нарабатывается :)
    Основное образование — экономическое.

  10. То есть все серьезно, 5 лет обучения и пр.?!:) А где учитесь (если не секрет!)? Мне многие советовали пойти учиться на психолога, но это уже тогда будет 3-е высшее образование (я так подумала, нужно ли это!?) А так до недавнего времени больше интересовалась ТДТ и ТОП, то есть мне было интереснее с людьми взаимодействовать на уровне энергии и движения. Ну а сейчас вот стала больше с умом разбираться …)))

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.