Слова ранят и слова лечат, в одно время они приносят страдание, в другое избавление. В силу привычки, которая вырабатывалась годами, мы связали слова со своими переживаниями. Когда я говорю слово «нос», какая-то часть моей психики бессознательно, почти незаметно от моей личности касается его вниманием. Когда я говорю «страдание», я не испытываю конкретной боли, но ее отголосок мимолетно проносится в сознании. Чем конкретнее слова отражают содержание психики, тем ярче проявляют ее содержимое. Если вас приравнивают к грязи, какое-то глубоко подавленное переживание, которое с этой грязью ассоциируется, может проснуться отголоском боли. Порой, чем энергичнее человек отрицает в себе какое-то качество, тем ярче именно это качество в нем проявлено в подавленном виде. Подавление – один из механизмов психологической защиты. И здесь, опять же я не уверен, что мое субъективное понимание этого процесса сходно с пониманием, которое в подавление вкладывают психоаналитики. В силу многолетних самонаблюдений, я рассматриваю подавление как глобальный процесс, при помощи которого человек отрицает реальность, что в конечном итоге и является причиной всех его страданий. И работа именно с этим процессом может привести к избавлению от страданий.
Избавление вербальными техниками
Чуть выше я уже говорил о «колдовской» силе слов. Этот инструмент доступен каждому. Вы можете вести дневник, общаться с близким другом, анализировать самостоятельно, но одного искреннего желания разобраться в себе может быть недостаточно. Мы сами не замечаем, как обманываем себя. Поэтому использовать силу слов наиболее эффективно можно рядом с человеком, который может помочь выявить самообман.
Честность с собою, помогает вскрывать психические блоки, поэтому в психологическом консультировании так важна откровенность клиента. Но требовать этой откровенности никто не в праве. Человек должен сам дозреть и захотеть решать свою проблему. В противном случае, вскрывая чужую рану, можно получить по шее столкнуться с нежеланием и неготовностью человека с этими переживаниями работать. Если готовности переваривать подавленный материал еще нет, но защитный механизм подавления уже нарушен, человек будет всеми силами пытаться этот механизм восстановить. Восстановление таких защит – процесс утомительный, но порой – уместный.
Как же определить, готов человек работать, или нет? Здесь, к сожалению каких-то четких критериев – нет, кроме одного единственного – собственного искреннего желания разобраться со своими проблемами. Насколько искренне человек хочет избавления? Порой это зависит от длительности и интенсивности переживаний – иногда необходимо просто пресытиться своим неврозом, чтобы ощутить сполна его бесполезность в собственной жизни.
Возможно, вы сами сможете вспомнить момент, когда ощущали психологическое страдание и чувствовали, как тупую боль хотелось усилить, перевести в острую, чтобы ощутить ясней это переживание. В это время человек бессознательно чувствует, что именно так – через обострение он сможет пройти через страдание, и прийти к облегчению.
Подавление
Где-то на сайте я уже говорил, что боль и страдание стоит различать. Боль – это интенсивное переживание, которое мы выносим относительно легко, пока в нем нет страдания. Страдание возникает на психическом уровне. В основе страдания стоит подавление переживаний.
Когда мы переживаем нечто такое, с чем наша психика не может справиться, мы бессознательно сужаем «канал» восприятия, в котором возникало это явление. Так мы подавляем переживания и создаем психические блоки и зажимы. Именно такое подавление приносит страдание, тупую подавленную боль. В это время психическая энергия, как бы наталкивается на блок, который мы создали на ее пути. Упираясь в этот блок, энергия скапливается и усиливает боль. Обычно вместо того чтобы расслабиться и позволить жизненной энергии двигаться свободно, мы снова начинаем подавлять уже создавшуюся тупую боль, заваливая ее новым каскадом блоков.
То есть, «изначальное переживание», которое мы не смогли принять, после первого подавления вызывает притупленную боль, затем уже на эту притупленную боль, мы наваливаем вторую порцию блоков, напрочь лишая себя одного из психических каналов восприятия. Так формируется свалка подсознания, как скопище подавленных неврозов. Все это очень приблизительная картина происходящего, – символическая карта одного из пределов нашей многогранной психики.
Возможно, вы слышали расхожую фразу психологов о том, что «все мы – родом из детства». Это значит, что большая часть тенденций и законов, по которым функционирует наша личность сегодня, была заложена в нашем детстве. Порой, наше самое большое достижение – это наш самый большой невроз, компенсируя который мы чего-то в этой жизни добиваемся. Большая часть неврозов закладывается именно в детстве, потому что юное сознание не готово к большей части комплексных переживаний, которые с ним происходит.
Будучи взрослым, обладая более-менее развитой психикой, человек с переживаниями справляется эффективней, поэтому «археологические» раскопки собственного бессознательного, порой, очень даже уместны. Можно представить себе это в образе кладовой, которую охраняет игрушечный монстр. Маленький ребенок в свое время его испугался, убежал прочь, захлопнув за собой все возможные двери. С годами он себя накручивал, и по мере взросления, обвешивал увиденного в детстве стража своими повзрослевшими образами о страшных чудищах. А когда решил пойти своим страхам на встречу, преодолев собственные пугающие фантазии, столкнулся с тем самым безобидным игрушечным монстром.
Избавление от блоков высвобождает подавленную энергию и расширяет сознание. То есть, мало того, что самопознание ведет к избавлению от страхов, мы при этом еще и становимся мудрей, внимательней и сильней во всех отношениях. А чтобы не появлялись новые зажимы, ко всему вообще стоит относиться спокойно, принимая таким как есть, без искажений и накручиваний. Это помогает сохранять психическое здоровье и позволяет реагировать на жизнь трезво.
Если мы работаем со страданием, разбираем саркофаг, который сами наложили на свою маленькую дымящуюся психическую АЭС в раннем детстве, вскрытая тупая боль в какой-то момент перерастает в острую боль. Иногда это – унижение, стыд, страх, испуг, или отчаяние, иногда – целое скопление противоречивых переживаний, которые детская психика переваривать отказывалась, и в итоге упрятала в бессознательное. Очищение, избавление, катарсис происходят через обострение «болезни». Не зря японцы говорят, что «страдание – это семя радости».
Опустошение и сублимация
Все наши желания – это наша нереализованная энергия, наш потенциал, который упирается в психические блоки. И кстати, как пример, желание потрепаться – это жизненная энергия, которая наталкивается на один из психических блоков в горловой области. Чтобы эта энергия не терзала, болтун своим трепом расходует энергию в разговоре. Аналогичные процессы происходят в нашем мышлении. Мы непрерывно пребываем в грезах ума, и жаждем получать впечатления, чтобы сжечь ментальную энергию, которая давит на тонкие блоки, проявляясь в скуке, тоске и унынии.
Мы любим «интересные» фильмы. А интересными нам кажутся те фильмы, в которых есть образы, сжигающие нашу ментальную энергию наиболее интенсивно. Чем тоньше образы ума, тем более «продвинутые» нужны картины, чтобы эти образы сжечь. Но особо изворотливый, философский ум может найти подходящую для собственного опустошения символику в любом явлении. Все сферы развлечений направлены на опустошение нашего сознания. С одной стороны, так мы «снимаем напряжение», с другой стороны – лишаем себя энергии, которую могли бы направить на самореализацию.
Сублимация – это процесс «преобразования» грубой «энергии» в утонченную. Это одна из граней нашего развития. Чтобы сублимировать жизненную энергию, необходимо перенаправлять ее на решение жизненных задач. Обучение и работа необходимы для нашего развития. Помимо прочего, этот вид активности избавляет нас от страданий, потому что расходует энергию, которая причиняла страдания. Физические упражнения, также – один из самых полезных способов сжигания энергии, который поддерживает здоровье и укрепляет волю.
Медитация, в этом смысле – это сенсорная депривация, в которой мы отвлекаем внимание от поверхностных импульсов, чтобы позволить протекать течению жизненной энергии естественным образом. С одной стороны практика медитации позволяет нащупать источник страданий и вызывает обострение переживаний, с другой стороны дает избавление от них. Об этом я писал в отдельной статье «Предупреждение о переживаниях в ходе развития личности».
Подавление переживаний – это блокирование естественного течения психических процессов, что в свою очередь приводит к различным психосоматическим недугам. Подавление, вообще, напоминает удушение самой жизни. Работа с психологом, физическая нагрузка и работа – лишь часть из методов «избавления» и облегчения жизни. Ниже я попробую описать дополнительную технику избавления от страданий, блоков и зажимов, которую сам использовал длительное время.
Работа «напрямую»
Итак, подбираясь к практике. Много раз, практикуя расслабление, я добирался до одного чрезвычайно интересного переживания. Нигде в литературе не встречал его описания, поэтому не уверен, что такие переживания присущи всем вообще. Возможно, это связано с какими-то индивидуальными закономерностями, по которым психика отдельного человека функционирует. Поэтому все мы хоть и похожи, но при этом каждый в чем-то уникален. Учитывая этот контекст, стоит понимать, что progressman.ru – это не какой-то универсальный психологический справочник, а субъективное выражение понимания обычного человека.
Расслабляясь, я созерцал свои собственные переживания, обращая особое внимание на те области, в которых расслабление происходило наиболее затруднительно. Погружаясь вниманием в эти области, я увидел, что именно там скрываются самые болезненные переживания, которые я бессознательно подавлял, просто для того, чтобы их заглушить. Пережитые события мы фиксируем в переживаниях. Некоторые «сложные» ощущения, которые мы отказываемся проживать, появляясь, сразу не проходят, а как бы застревают в нашем бессознательном мертвым грузом.
В какой-то момент я обнаружил, что направляя внимание на самую болезненную точку собственного существа, я перестаю ощущать страдание… просто потому, что в этой точке – в самом источнике страдания – самого страдания еще нет. Есть просто некое переживание, которое подавляется. Что же это за переживание?
Это чрезвычайно занятное переживание похоже на какой-то волновой комок нервов, который непрерывно колеблется в попытке найти равновесие. Но кажется по самой своей природе эта вертлявая «штука» – совершенно неустойчива, и как раз за счет этой своей неустойчивости она и живет. Хотел придумать для нее название, но передумал. Чувствую, что без названия это явление понять будет проще.
Кода я подходил к этому «изначальному переживанию» снова и снова, то чувствовал, как что-то во мне пытается его блокировать, забываясь в мыслях. Но постепенно мне удавалось оставаться «там» все дольше и дольше. И в эти минуты я ощущал себя буквально так, словно нечто меня выкручивало по спирали, переворачивая в пространстве. Иногда это было похоже на длительный полет в какой-то тонкой плоскости. На уровне ощущений это отдаленно похоже на переживание, которое возникает, когда наши конечности оттекают после длительного сидения на месте.
Это было крайне неуютное, но интересное переживание. Но в нем нет никакой боли и никакого страдания. Каждое такое выкручивание длилось несколько минут и после приносило избавление и облегчение. Возможно, именно это и называют распутыванием узлов кармы. Сколько таких узелков во мне я не знаю. Но, кажется именно на них держится вся моя человеческая личность как нечто живое.
Чрезвычайно важный момент в этой практике состоит в том, чтобы созерцать именно то ощущение, которое ум пытается подавить. Именно это и есть самая «болезненная» точка изначального переживания. А если вы чувствуете, как вам хочется встать, отвлечься, уйти, значит, вы упускаете этот «центр», значит, вы стоите у «стены», где происходит подавление, от которого и возникает страдание, но не ощущаете, что конкретно вы подавляете за этой «стеной». А за этой стеной – то самое изначальное переживание, с которого все началось.
Когда вы проникли за стену блоков и ощущаете «центр», у вас не возникает желания бросить практику, пойти и отвлечься, потому что вы ощущаете причину этого самого желания «отвлечься». Вы проникаете в центр причин для всех возможных побуждений что-то с чем-то делать. Но, пребывая в этом центре, вас все устраивает и поводов менять жизнь уже не возникает.
Все это время вы чего-то хотели, вы куда-то шли, двигались, болтали, и все это происходило, чтобы утолить вечную неудовлетворенность, или просто забыться в привычной суете жизни, и не чувствовать подавленное страдание.
Психика привыкла подавлять боль, и делает это бессознательно, в фоновом режиме. И теперь, когда вы не подавляете, а сознательным вниманием проникаете в суть происходящего, первое время внимание то и дело спонтанно соскальзывает от объекта созерцания на мысли. Само это соскакивание – это и есть подавление. Когда так происходит, вам хочется закончить практику. Это очень тонкий момент осознания, проникаясь которым, вы сможете оставаться в источнике переживаний все дольше и дольше.
Оказавшись в центре, в источнике своих переживаний, Вы держите кукловода за нити. То, что руководило, направляло вас всю жизнь и заставляло принимать решения под влиянием неудовлетворенности, теперь в ваших руках – под вашим пристальным взглядом. Вы при этом, словно в центре смерча. Вокруг весь мир несется со страшной скоростью из прошлого в будущее. Но вы пребываете здесь и сейчас, в точке покоя, позволяя происходить тому, что происходит, не вмешиваясь, не поправляя, вы не толкаете, не удерживаете, не давите и не тянете, а просто расслабленно, отпустив все нити, остаетесь собою в себе.
В какой-то момент нечто побуждает вас вернуться в повседневность. Здесь остаются недоделанные дела. «Карма» ответственности побуждает следить за телом и направлять его в разных направлениях. И вы принимаете это. Почему бы и нет? Находясь в «центре» переживаний, все теряет значение. Вам не нужно знать последние новости. Это желание, я уверен, было вызвано бессознательной тягой к «источнику» ваших переживаний. И вам уже не важно, останетесь вы «там», или вернетесь в привычный мир. Но нечто побуждает вернуться, и какая-то часть ума уверена, что так и нужно. Затем, в миру может произойти забывание. Часть ума помнит, что «там» в глубине себя… происходило что-то очень важное, сокровенное – причина всего. Но что это было, первое время ум вспомнить и понять не в силах.
В быту я до сих пор часто ощущаю неудовлетворенность, которую по возможности стараюсь использовать как мотивацию для постановки целей. Порой эта неудовлетворенность спонтанно подавляется и становится причиной каких-то совсем поверхностных переживаний – суетливой раздражительности, тревоги. И только успокаивая свой ум, я понимаю, или «вспоминаю», зачем живу. Возможно, сейчас, необходимо все это как-то интегрировать.
Эта практика хороша тем, что вам необязательно копаться в вашем прошлом, и выуживать оттуда конкретные ситуации. Вы работаете с переживаниями напрямую. Но эта практика подойдет далеко не каждому. Для ее использования человек уже должен обладать определенным уровнем трезвости и чуткости. И потом, как я убедился, многие блоки все-таки гораздо проще прорабатывать при помощи вербальных методов, в разговоре, раскрывающем суть привычных заблуждений. Наверное, не зря природой даны такие инструменты?
Итак, для избавления от страданий, снятия напряжений и решения проблем вполне подходят такие методы как: работа с психологом, интимное откровенное общение, ведение дневника, физическая нагрузка, спорт, работа, учеба, расслабление и созерцание.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
>Эффективность тут сводится тому, как во всем этом не увязнуть и выпустить всю дрянь побыстрей, сохраняя спокойствие, без истерик.
Но ее там нет, чтобы ее выпускать. Она генерируется каждый раз заново. Это просто модель мышления, как программа, которая на единицу выдает единицу, а на двойку — три миллиарда. И дело здесь не в двойке, а в том, какое значение программа вообще способна выдать. Да, у «нормальных людей» это значение компенсируется вечной суетой, но это не означает, что у несуетливого человека оно резко скаканет вверх. Посади неподготовленного человека в одиночную камеру, и он таких глюков наловит, что никакие убранные защитные механизмы не сравнятся. Собственно, это не «защитные механизмы» — это питание, такое же как и то, что осуществляется ртом. И
>И одним смыслом тут не обойдешься.
одним смыслом тут вполне обойдешься, если рассматривать это как процесс удовлетворения потребности, а не причисляя свои мелкие мыслишки к Великим Проблемам. Впрочем, если столкнулся со всем этим добром в первый раз, то не причислять вряд ли получится, но это все лечится рассуждениями.
>Поэтому, как выше уже говорил, халява — это для тех, кто уже почистился.
Ну в каком-то смысле это так и есть, ибо нужно крайне сильно верить в логику, чтобы не поддаться искушению поныть и пойти что-нибудь поделать, когда это искушение велико. Но в «поныть» нет ничего плохого, ибо это тоже можно рассмотреть как обед. Собственно, только скука опасна в этом плане, а все остальное рождается из страха перед страданием, который легко прогибается, если сознательно причинять себе это страдание.
Троль,
>>выпустить всю дрянь побыстрей, сохраняя спокойствие, без истерик.
>Но ее там нет, чтобы ее выпускать. Она генерируется каждый раз заново.
Вам в пору свою школу открывать, ибо это противоречит почти всем известным.., как в психологии, так и в духовно-эзотерическом.) Получается подсознания нет, кармы тоже нет. Хотя, возможно, это — где-то рядом с адвайтой.
>Посади неподготовленного человека в одиночную камеру, и он таких глюков наловит, что никакие убранные защитные механизмы не сравнятся.
Как раз в таких условиях все защитные механизмы и ломаются, либо компенсируются всякой шизой. В одиночке человеку просто не на что проецировать свою «карму», которая начинает лезть из бессознательного. Удобное слово — «карма». Троль, здесь все-все, что мы делаем — это используем удобные для нас слова. Возможно, просто вам так удобней объяснять/понимать реальность. И верить в халяву — тоже удобно. Я в нее в каком-то смысле тоже верю. По своему :)
>одним смыслом тут вполне обойдешься, если рассматривать это как процесс удовлетворения потребности
Если человека накрывает беспричинный и безобъектный страх, Вы полагаете смысл его спасет? Его может спасти — восстановление «защиты» и дальнейшее забытье во смыслах.)
>все остальное рождается из страха перед страданием, который легко прогибается, если сознательно причинять себе это страдание
Как раз от страдания все мы и бежим.
1. Как странно. Психика защищает нас от дискомфорта, упрятывая неприятные вещи и в результате имеем еще худший дискомфорт — страдание. Так?
2. Насчет халявы. Имхо, само существование- это такая всеобъемлющая, щедрая халява, что наши все усилия просто ничто, по сравнение с этим чудом . :)
Виктор А,
1. Именно так. Защитные механизмы нас действительно защищают. Но когда нам становится трудно дышать под их влиянием, проще уже раскрываться, сбрасывать все лишнее. Тут и понимаешь, чем отличается игра в путь от самого пути.
2. Позитивно :)
>Вам в пору свою школу открывать, ибо это противоречит почти всем известным.., как в психологии, так и в духовно-эзотерическом.) Получается подсознания нет, кармы тоже нет. Хотя, возможно, это — где-то рядом с адвайтой.
Я не отрицаю подсознание — я отделяю организатора от исполнителя. Привычка цепляться — организатор; подсознание, карма и прочее — то, что придает цеплянию форму. И форма придается каждый раз, иначе формы были бы безотносительны и от них невозможно было бы избавиться.
Да и какая новая школа, если «все изначально чисто и бла-бла-бла», вполне себе дзен.
>Возможно, просто вам так удобней объяснять/понимать реальность.
Угу, видно опять об одном с разных сторон.
>И верить в халяву — тоже удобно.
Что понимать под халявой? Не прилагая усилий, нихрена не получишь, — это очевидно. Но это не значит, что хорошее восприятие нужно «выстрадать», — его получают за прилежное поведение, к которому тоже нужно приучиться. В общем, я бы не назвал это халявой, но и битвой за Сталинград не считаю.
>Если человека накрывает беспричинный и безобъектный страх, Вы полагаете смысл его спасет? Его может спасти — восстановление “защиты” и дальнейшее забытье во смыслах.)
Смысл и будет защитой. Банально переключится с одного на другое.
>Как раз от страдания все мы и бежим.
Контролируемое страдание — просто неудобная ситуация. И вообще, бегать — бесполезно.
Хотя «карма» скорее относится к «привычке цепляться». Хз, мутный термин и неважно.
Почему бы и нет?)
А зачем и как вести дневник?
Sanctuary, в ближайшие дни будет статья, где об этом скажу. Пока можете глянуть эту статью: progressman.ru/2009/04/povyshenie-effektivnosti-lichnosti
>>>Возможно, в ближайшее время выложу информацию по технике расслабления
было бы здорово. как продолжающийся аккорд данной статьи.