Слова ранят и слова лечат, в одно время они приносят страдание, в другое избавление. В силу привычки, которая вырабатывалась годами, мы связали слова со своими переживаниями. Когда я говорю слово «нос», какая-то часть моей психики бессознательно, почти незаметно от моей личности касается его вниманием. Когда я говорю «страдание», я не испытываю конкретной боли, но ее отголосок мимолетно проносится в сознании. Чем конкретнее слова отражают содержание психики, тем ярче проявляют ее содержимое. Если вас приравнивают к грязи, какое-то глубоко подавленное переживание, которое с этой грязью ассоциируется, может проснуться отголоском боли. Порой, чем энергичнее человек отрицает в себе какое-то качество, тем ярче именно это качество в нем проявлено в подавленном виде. Подавление – один из механизмов психологической защиты. И здесь, опять же я не уверен, что мое субъективное понимание этого процесса сходно с пониманием, которое в подавление вкладывают психоаналитики. В силу многолетних самонаблюдений, я рассматриваю подавление как глобальный процесс, при помощи которого человек отрицает реальность, что в конечном итоге и является причиной всех его страданий. И работа именно с этим процессом может привести к избавлению от страданий.
Избавление вербальными техниками
Чуть выше я уже говорил о «колдовской» силе слов. Этот инструмент доступен каждому. Вы можете вести дневник, общаться с близким другом, анализировать самостоятельно, но одного искреннего желания разобраться в себе может быть недостаточно. Мы сами не замечаем, как обманываем себя. Поэтому использовать силу слов наиболее эффективно можно рядом с человеком, который может помочь выявить самообман.
Честность с собою, помогает вскрывать психические блоки, поэтому в психологическом консультировании так важна откровенность клиента. Но требовать этой откровенности никто не в праве. Человек должен сам дозреть и захотеть решать свою проблему. В противном случае, вскрывая чужую рану, можно получить по шее столкнуться с нежеланием и неготовностью человека с этими переживаниями работать. Если готовности переваривать подавленный материал еще нет, но защитный механизм подавления уже нарушен, человек будет всеми силами пытаться этот механизм восстановить. Восстановление таких защит – процесс утомительный, но порой – уместный.
Как же определить, готов человек работать, или нет? Здесь, к сожалению каких-то четких критериев – нет, кроме одного единственного – собственного искреннего желания разобраться со своими проблемами. Насколько искренне человек хочет избавления? Порой это зависит от длительности и интенсивности переживаний – иногда необходимо просто пресытиться своим неврозом, чтобы ощутить сполна его бесполезность в собственной жизни.
Возможно, вы сами сможете вспомнить момент, когда ощущали психологическое страдание и чувствовали, как тупую боль хотелось усилить, перевести в острую, чтобы ощутить ясней это переживание. В это время человек бессознательно чувствует, что именно так – через обострение он сможет пройти через страдание, и прийти к облегчению.
Подавление
Где-то на сайте я уже говорил, что боль и страдание стоит различать. Боль – это интенсивное переживание, которое мы выносим относительно легко, пока в нем нет страдания. Страдание возникает на психическом уровне. В основе страдания стоит подавление переживаний.
Когда мы переживаем нечто такое, с чем наша психика не может справиться, мы бессознательно сужаем «канал» восприятия, в котором возникало это явление. Так мы подавляем переживания и создаем психические блоки и зажимы. Именно такое подавление приносит страдание, тупую подавленную боль. В это время психическая энергия, как бы наталкивается на блок, который мы создали на ее пути. Упираясь в этот блок, энергия скапливается и усиливает боль. Обычно вместо того чтобы расслабиться и позволить жизненной энергии двигаться свободно, мы снова начинаем подавлять уже создавшуюся тупую боль, заваливая ее новым каскадом блоков.
То есть, «изначальное переживание», которое мы не смогли принять, после первого подавления вызывает притупленную боль, затем уже на эту притупленную боль, мы наваливаем вторую порцию блоков, напрочь лишая себя одного из психических каналов восприятия. Так формируется свалка подсознания, как скопище подавленных неврозов. Все это очень приблизительная картина происходящего, – символическая карта одного из пределов нашей многогранной психики.
Возможно, вы слышали расхожую фразу психологов о том, что «все мы – родом из детства». Это значит, что большая часть тенденций и законов, по которым функционирует наша личность сегодня, была заложена в нашем детстве. Порой, наше самое большое достижение – это наш самый большой невроз, компенсируя который мы чего-то в этой жизни добиваемся. Большая часть неврозов закладывается именно в детстве, потому что юное сознание не готово к большей части комплексных переживаний, которые с ним происходит.
Будучи взрослым, обладая более-менее развитой психикой, человек с переживаниями справляется эффективней, поэтому «археологические» раскопки собственного бессознательного, порой, очень даже уместны. Можно представить себе это в образе кладовой, которую охраняет игрушечный монстр. Маленький ребенок в свое время его испугался, убежал прочь, захлопнув за собой все возможные двери. С годами он себя накручивал, и по мере взросления, обвешивал увиденного в детстве стража своими повзрослевшими образами о страшных чудищах. А когда решил пойти своим страхам на встречу, преодолев собственные пугающие фантазии, столкнулся с тем самым безобидным игрушечным монстром.
Избавление от блоков высвобождает подавленную энергию и расширяет сознание. То есть, мало того, что самопознание ведет к избавлению от страхов, мы при этом еще и становимся мудрей, внимательней и сильней во всех отношениях. А чтобы не появлялись новые зажимы, ко всему вообще стоит относиться спокойно, принимая таким как есть, без искажений и накручиваний. Это помогает сохранять психическое здоровье и позволяет реагировать на жизнь трезво.
Если мы работаем со страданием, разбираем саркофаг, который сами наложили на свою маленькую дымящуюся психическую АЭС в раннем детстве, вскрытая тупая боль в какой-то момент перерастает в острую боль. Иногда это – унижение, стыд, страх, испуг, или отчаяние, иногда – целое скопление противоречивых переживаний, которые детская психика переваривать отказывалась, и в итоге упрятала в бессознательное. Очищение, избавление, катарсис происходят через обострение «болезни». Не зря японцы говорят, что «страдание – это семя радости».
Опустошение и сублимация
Все наши желания – это наша нереализованная энергия, наш потенциал, который упирается в психические блоки. И кстати, как пример, желание потрепаться – это жизненная энергия, которая наталкивается на один из психических блоков в горловой области. Чтобы эта энергия не терзала, болтун своим трепом расходует энергию в разговоре. Аналогичные процессы происходят в нашем мышлении. Мы непрерывно пребываем в грезах ума, и жаждем получать впечатления, чтобы сжечь ментальную энергию, которая давит на тонкие блоки, проявляясь в скуке, тоске и унынии.
Мы любим «интересные» фильмы. А интересными нам кажутся те фильмы, в которых есть образы, сжигающие нашу ментальную энергию наиболее интенсивно. Чем тоньше образы ума, тем более «продвинутые» нужны картины, чтобы эти образы сжечь. Но особо изворотливый, философский ум может найти подходящую для собственного опустошения символику в любом явлении. Все сферы развлечений направлены на опустошение нашего сознания. С одной стороны, так мы «снимаем напряжение», с другой стороны – лишаем себя энергии, которую могли бы направить на самореализацию.
Сублимация – это процесс «преобразования» грубой «энергии» в утонченную. Это одна из граней нашего развития. Чтобы сублимировать жизненную энергию, необходимо перенаправлять ее на решение жизненных задач. Обучение и работа необходимы для нашего развития. Помимо прочего, этот вид активности избавляет нас от страданий, потому что расходует энергию, которая причиняла страдания. Физические упражнения, также – один из самых полезных способов сжигания энергии, который поддерживает здоровье и укрепляет волю.
Медитация, в этом смысле – это сенсорная депривация, в которой мы отвлекаем внимание от поверхностных импульсов, чтобы позволить протекать течению жизненной энергии естественным образом. С одной стороны практика медитации позволяет нащупать источник страданий и вызывает обострение переживаний, с другой стороны дает избавление от них. Об этом я писал в отдельной статье «Предупреждение о переживаниях в ходе развития личности».
Подавление переживаний – это блокирование естественного течения психических процессов, что в свою очередь приводит к различным психосоматическим недугам. Подавление, вообще, напоминает удушение самой жизни. Работа с психологом, физическая нагрузка и работа – лишь часть из методов «избавления» и облегчения жизни. Ниже я попробую описать дополнительную технику избавления от страданий, блоков и зажимов, которую сам использовал длительное время.
Работа «напрямую»
Итак, подбираясь к практике. Много раз, практикуя расслабление, я добирался до одного чрезвычайно интересного переживания. Нигде в литературе не встречал его описания, поэтому не уверен, что такие переживания присущи всем вообще. Возможно, это связано с какими-то индивидуальными закономерностями, по которым психика отдельного человека функционирует. Поэтому все мы хоть и похожи, но при этом каждый в чем-то уникален. Учитывая этот контекст, стоит понимать, что progressman.ru – это не какой-то универсальный психологический справочник, а субъективное выражение понимания обычного человека.
Расслабляясь, я созерцал свои собственные переживания, обращая особое внимание на те области, в которых расслабление происходило наиболее затруднительно. Погружаясь вниманием в эти области, я увидел, что именно там скрываются самые болезненные переживания, которые я бессознательно подавлял, просто для того, чтобы их заглушить. Пережитые события мы фиксируем в переживаниях. Некоторые «сложные» ощущения, которые мы отказываемся проживать, появляясь, сразу не проходят, а как бы застревают в нашем бессознательном мертвым грузом.
В какой-то момент я обнаружил, что направляя внимание на самую болезненную точку собственного существа, я перестаю ощущать страдание… просто потому, что в этой точке – в самом источнике страдания – самого страдания еще нет. Есть просто некое переживание, которое подавляется. Что же это за переживание?
Это чрезвычайно занятное переживание похоже на какой-то волновой комок нервов, который непрерывно колеблется в попытке найти равновесие. Но кажется по самой своей природе эта вертлявая «штука» – совершенно неустойчива, и как раз за счет этой своей неустойчивости она и живет. Хотел придумать для нее название, но передумал. Чувствую, что без названия это явление понять будет проще.
Кода я подходил к этому «изначальному переживанию» снова и снова, то чувствовал, как что-то во мне пытается его блокировать, забываясь в мыслях. Но постепенно мне удавалось оставаться «там» все дольше и дольше. И в эти минуты я ощущал себя буквально так, словно нечто меня выкручивало по спирали, переворачивая в пространстве. Иногда это было похоже на длительный полет в какой-то тонкой плоскости. На уровне ощущений это отдаленно похоже на переживание, которое возникает, когда наши конечности оттекают после длительного сидения на месте.
Это было крайне неуютное, но интересное переживание. Но в нем нет никакой боли и никакого страдания. Каждое такое выкручивание длилось несколько минут и после приносило избавление и облегчение. Возможно, именно это и называют распутыванием узлов кармы. Сколько таких узелков во мне я не знаю. Но, кажется именно на них держится вся моя человеческая личность как нечто живое.
Чрезвычайно важный момент в этой практике состоит в том, чтобы созерцать именно то ощущение, которое ум пытается подавить. Именно это и есть самая «болезненная» точка изначального переживания. А если вы чувствуете, как вам хочется встать, отвлечься, уйти, значит, вы упускаете этот «центр», значит, вы стоите у «стены», где происходит подавление, от которого и возникает страдание, но не ощущаете, что конкретно вы подавляете за этой «стеной». А за этой стеной – то самое изначальное переживание, с которого все началось.
Когда вы проникли за стену блоков и ощущаете «центр», у вас не возникает желания бросить практику, пойти и отвлечься, потому что вы ощущаете причину этого самого желания «отвлечься». Вы проникаете в центр причин для всех возможных побуждений что-то с чем-то делать. Но, пребывая в этом центре, вас все устраивает и поводов менять жизнь уже не возникает.
Все это время вы чего-то хотели, вы куда-то шли, двигались, болтали, и все это происходило, чтобы утолить вечную неудовлетворенность, или просто забыться в привычной суете жизни, и не чувствовать подавленное страдание.
Психика привыкла подавлять боль, и делает это бессознательно, в фоновом режиме. И теперь, когда вы не подавляете, а сознательным вниманием проникаете в суть происходящего, первое время внимание то и дело спонтанно соскальзывает от объекта созерцания на мысли. Само это соскакивание – это и есть подавление. Когда так происходит, вам хочется закончить практику. Это очень тонкий момент осознания, проникаясь которым, вы сможете оставаться в источнике переживаний все дольше и дольше.
Оказавшись в центре, в источнике своих переживаний, Вы держите кукловода за нити. То, что руководило, направляло вас всю жизнь и заставляло принимать решения под влиянием неудовлетворенности, теперь в ваших руках – под вашим пристальным взглядом. Вы при этом, словно в центре смерча. Вокруг весь мир несется со страшной скоростью из прошлого в будущее. Но вы пребываете здесь и сейчас, в точке покоя, позволяя происходить тому, что происходит, не вмешиваясь, не поправляя, вы не толкаете, не удерживаете, не давите и не тянете, а просто расслабленно, отпустив все нити, остаетесь собою в себе.
В какой-то момент нечто побуждает вас вернуться в повседневность. Здесь остаются недоделанные дела. «Карма» ответственности побуждает следить за телом и направлять его в разных направлениях. И вы принимаете это. Почему бы и нет? Находясь в «центре» переживаний, все теряет значение. Вам не нужно знать последние новости. Это желание, я уверен, было вызвано бессознательной тягой к «источнику» ваших переживаний. И вам уже не важно, останетесь вы «там», или вернетесь в привычный мир. Но нечто побуждает вернуться, и какая-то часть ума уверена, что так и нужно. Затем, в миру может произойти забывание. Часть ума помнит, что «там» в глубине себя… происходило что-то очень важное, сокровенное – причина всего. Но что это было, первое время ум вспомнить и понять не в силах.
В быту я до сих пор часто ощущаю неудовлетворенность, которую по возможности стараюсь использовать как мотивацию для постановки целей. Порой эта неудовлетворенность спонтанно подавляется и становится причиной каких-то совсем поверхностных переживаний – суетливой раздражительности, тревоги. И только успокаивая свой ум, я понимаю, или «вспоминаю», зачем живу. Возможно, сейчас, необходимо все это как-то интегрировать.
Эта практика хороша тем, что вам необязательно копаться в вашем прошлом, и выуживать оттуда конкретные ситуации. Вы работаете с переживаниями напрямую. Но эта практика подойдет далеко не каждому. Для ее использования человек уже должен обладать определенным уровнем трезвости и чуткости. И потом, как я убедился, многие блоки все-таки гораздо проще прорабатывать при помощи вербальных методов, в разговоре, раскрывающем суть привычных заблуждений. Наверное, не зря природой даны такие инструменты?
Итак, для избавления от страданий, снятия напряжений и решения проблем вполне подходят такие методы как: работа с психологом, интимное откровенное общение, ведение дневника, физическая нагрузка, спорт, работа, учеба, расслабление и созерцание.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Rinchen Drolma, такое непонимание и путаница лишь кажутся таковыми, на самом деле все происходит, как и должно быть. Взять те же мантры. Любое учение претерпевает какие-то изменения, особенно, если ему уже столько лет, как буддизму. В принципе, вопрос о мантрах не имеет смысла в контексте самого учения, потому что не все их используют, выбирая оптимальное для себя. Если человек склонен все облекать в форму «правильности», то любое несоответствие его изначальному представлению начинает вызывать непонятки. Достаточно принять все целиком, допустив, что возможно всё — и сразу запутанность исчезает и приходит успокоение. Люди выбирают для себя учение, наиболее близкое, поэтому привычка облекать выбранное в некую «авторитетность» и тут тоже срабатывает. А раз это авторитетно, то значит оно «должно быть» совершенным, по пунктам совпадать с собственными представлениями в результате изучения самого Учителя-Создателя учения. Может, дело даже в этом. Вот это вот ДОЛЖНО БЫТЬ нас часто затаскивает в диссонансы..ниче никаким не должно быть, оно такое, какое есть, и никогда не будет статичным. Готовность к переменам в любой сфере позволяет появляться той самой текучести.
Вы правы, Frina, нужно достичь текучести и воспринимать все как есть (таковость бытия). У меня проблема — с одной стороны мне очень хочется участвовать в какой-то духовной группе, общаться, делать что-то полезное для других, но почему-то меня выталкивает из любой группы или возникает какой-то неизримый барьер… А временами я могу общаться с любым прохожим как с близким другом… может это все привязанности, стереотипы… Но почему то чувствую дефицит общения и вообще какую-то не адекватность. Как будто нахожусь не там где должна находиться в данный момент времени
Ruta, мне кажется причина спадов том, что когда мы что-то делаем, то ждем определенных результатов, стремимся к ним, они повисают в нашем будущем, как некие ментальные конструкции, основанные на мыслях и представлениях. И если не получаем это, а совершенно другое, то возникает период у кого-то отчаяния, у кого-то неверия и махания рукой на все Нуегонафик, типа ерунда это все. А поскольку в такой момент нет еще нового вектора направления, что же делать дальше, возникает эмоциональный спад.
Rinchen Drolma, со случайными прохожими легче общаться, с ними мы не связаны тесными привязками. Поэтому их значимость для нас почти нулевая. Это лишь доказывает, что лучше ее снимать вообще со всего, что есть, тогда и возникает та самая легкость. Собственная неадекватность появляется в среде, где люди не могут дать вам такую обратную связь, которую бы вы хотели. В общем-то и не обязаны, задача самому выстроить жизнь и отношения таким образом, чтобы в любой среде ощущать себя устойчиво, наблюдая жизнь во всех ее проявлениях. И это не значит, что мы не можем выбирать круг своего общения. Но пока не хватает внутренней силы опираться на себя, присутствует стремление к другим людям, к некой общности, принадлежности, эт нормально.
Мне кажется, ощущение, что находишься не там, где надо, приходит от неспособности принять то, что с нами происходит. Разделение на самом деле есть, потому что пространство разделено на некие зоны, в которых игра идет по своим правилам. И если в эти правила не вписываешься, то ощущаешь себя лишним, ненужным как бы, происходит выталкивание из того «договора», на основе которого это общество существует. А есть другой способ — попробовать все же вписаться, изменив себя немного, свой угол зрения на вещи. Тогда можно увидеть что-то новое и интересненькое. Посмотреть и определить, надо оно вам или нет. Всегда можно выбрать для себя подходящее, вне зависимости от того, как вы оцениваете людей или как люди оценивают вас.
Ruta
>как вы думаете, в чем причина спадов — “время на усвоение урока”?
Маятник двойственности — одна из причин. Добавлю еще две.)
Когда «на волне», после «удачной» практики, или просто от всего «хорошего», в это время в сознание проникает тонкая энергия. Этому радуешься, принимаешь ее. А затем она начинает интегрироваться, отделять и вычищать все, что с ней не резонирует, пока не исчерпает себя. На ее фоне особенно контрастно видны более грубые «субстанции».
Другая причина — утончение восприятия, которое возникают от очередного подъема. То, что когда-то было нормой, при более чутком восприятии ощущается как грубое. Человек начинает замечать то, чего не замечал и ему это не всегда нравится. То есть, «спад» — это просто возвращение к тому, что еще осталось проработать.
Спасибо, Frina, чувствуется вы хорошо ориентируетесь в ситуациях, наверное на собственном опыте прошли, а может вы тоже психолог? Надо признаться честно — внутренней силы не достаточно на данный момент и это огорчает) И еще вернувшись к статье Игоря — похоже самостоятельная медитативная работа для меня может стать опасной, поскольку что-то негатива из меня много выходит и как бы в депрессию не впасть по этому поводу))) Или терпеть и наблюдать без оценки? Игорь, как вы думаете, вы же прошли через все это?
спасибо, Игорь.
друзья, еще такой вопрос:
как не привязываться к духовным переживаниям? т.е. понятно, что они имеют ту же природу отождествления, как и со всем остальным. несколько более тонкую, конечно. и понятно, что наблюдение все лечит.
у меня есть «духовная» история, от которой 11 лет отцепиться не могу. просто потому, что она была первая и потащила за собой кучу липких иллюзий.
мне кажется, такие вещи происходят следующим образом — ум пытается интерпретировать происходящее, но не может — это ЗА его пределами. и тогда «этому» вешается ярлык важности и особенности и начинается похвальба, где получится, открытая и не очень.
«я — духовный! Я — высоко духовный. у меня 35 лет духовной практики. непал, тибет и индия — по три раза в год. медитирую в пещерах, часто на тигровых шкурах. у меня было три гуру, каждый из них уделил мне кучу внимания. они занимались со мной, как с самым способным учеником. опыт ясности был три раза. переживание своей собственной сути 2. итого пять.» :-)
друзья рассказывали, что в буддизме строго учат не придавать значения происходящему в ходе практики «просветлению» — даже из ряда вон. классный аспект. а вот про другие учения такого встречала.
очень прошу вас, поделитесь опытом.
и спасибо.
Rinchen Drolma, нет, не психолог, я инженер, просто делюсь своим опытом))
А то, что в результате медитаций высвобождается негатив, то его и нужно созерцать следом, продолжать. На него и медитировать. В результате он растворяется постепенно, и может даже развернуться некая информация, которая была вам до этого недоступна, какие-то ответы на вопросы. Но если все же совсем дискомфортно, тогда конечно не нужно.
Бывает такое, что тело сжато в пружину, в нем много напряжения скоплено, тогда медитации не получится, и может быть стоит просто начать с полного расслабления сначала, а потом уже погружаться в медитацию. Тогда высвобождение будет проходить гораздо легче. Если я определяю появляющиеся негативные состояния, как что-то «плохое», то подсознание меня будет утаскивать в зону комфорта от этой работы. Тогда может появиться лень, страх, нежелание иметь дело с высвобождающимся материалом, появляться мысли разные, через которые будет отказ этим заниматься.
Ruta, не совсем поняла, про что именно вы говорите, но попробую ответить. Думаю, что у человека привязывание к духовным переживаниям имеет корни в собственной значимости. Собственный опыт может наделяться чем-то особенным, о чем хочется рассказать другим, это один вариант. Тогда это может породить плоды у тех, кто слушает и внимает, кто способен это делать безоценочно. Но часто какие-то так называемые успехи (слово вообще не вяжется с духовными практиками) вызывают зависть, так тоже бывает. В любом случае, наличие бОльшего количества опыта не дает право возноситься и смотреть свысока на тех, кто еще только приближается.
Прошлое обычно тащится следом, если мы сами его не хотим отпустить, вспоминаем, думаем о чем-то определенном, тем самым накачиваем туда свою энергию. А раз так, то оно все время находится на поверхности, высвечено как бы.
Иллюзии все время с нами, как ни крути)) куды ж от них, просто учимся постепенно из них выбираться, процесс не быстрый, порой жизни на это не хватает, тогда все продолжается в следующих воплощениях уже.
Rinchen Drolma, если практика стала систематической, прерывать ее не стоит. Но практика ведь не занимает весь день? Даже час медитации в день — уже отлично. Чтобы через-чур не «колбасило», просто не стоит раньше времени все обесценивать. Радуйтесь жизни, разным маленьким приятным мелочам, как это делают все нормальные люди :)
Ruta
>как не привязываться к духовным переживаниям?
Чем яснее осознание последствий привязанностей, тем меньше хочется привязываться. Иногда достаточно просто все честно проанализировать, подумать что и к чему может привести. Любые понты всегда чреваты последующим унижением, или ощущением собственной никчемности. Проверял на своем опыте несколько тысяч раз ;) Здесь вообще, стоит вопрос для себя глобально поставить таким образом: действительно ли вам важен путь, или важней ощутить свое величие? На уровне личности для многих искателей второе оказывается важней, и это, в общем, нормальное явление. Хотя ни к чему хорошему в итоге не приводит.
Frina, спасибо за комментарии :)