Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Развитие интуиции

проницательность утонченностьО том, как развить интуицию в этой статье попробую пояснить на простых и логически понятных примерах. На мирском уровне, интуицию вполне адекватно можно свести к чуткости, проницательности, эмпатии и физиогномике. Мы просто начинаем воспринимать жизнь созерцательно, проникая глубже в сущность всех явлений. В широком смысле развитие интуиции происходит интуитивно, то есть не умом, а при непосредственном восприятии происходящего явления в настоящий момент времени.

Представьте себе: Вы сидите в одиночестве, на тихом берегу, и смотрите на реку. Что Вы увидите? Большинство людей ничего интересного не увидят. На что тут смотреть? Река — она и есть река. Ум обозначил реку рекой и поскакал дальше, в поисках новых впечатлений. Дольше десяти секунд смотреть на реку скучно, потому что «ничего не происходит». Уму нужны впечатления: поярче, поинтересней. Скука – это основной «блок» для развития интуиции.

А теперь представим себе на берегу той же реки какого-нибудь среднестатистического бодхисатву, который созерцает эту реку своей бодхичиттой. Что увидит, склонный к созерцанию человек, глядя на реку? Он увидит ту же самую реку! Но он не станет тут же навешивать на нее ярлык «река». Он не станет останавливаться на этом ярлыке, а затем перескакивать на другие «объекты» в поисках новых впечатлений. Созерцатель продолжает смотреть и видеть. Он видит не просто реку. Он видит свежее, всегда разное «переплетение» бесчисленных потоков в движении плесков речных волн и пузырьков воды. Он видит бесчисленные миры, которые рождаются и тут же растворяются в этом спонтанном движении. Он слышит «музыку» журчания, в которой ни один «аккорд» не повторяется. И чем дольше созерцатель видит реку, тем глубже он проникает в ее мир, вплоть до полного слияния и растворения внимания в этом мире.

Развитие интуиции – это взгляд в «глубину» происходящего здесь и сейчас. Обывателю скучно, когда «ничего не происходит». Скука притупляет восприятие, заставляет устремляться к более грубым и «пестрым» впечатлениям. Там, где для обывателя «ничего не происходит», созерцательный взгляд обнаруживает целый мир! Не даром «intuitio» в переводе с латинского означает созерцание. Развитие интуиции происходит за счет утончения восприятия. Созерцание реки – вполне подходящая практика для развития интуиции. Для созерцания может подойти любой объект, всматриваясь в который, Вы постигаете его суть.

Люди разучились созерцательности. Мы ждем, когда нас удивят чем-нибудь интересным, или смешным, чтобы внимание пробудилось автоматически. Сознание современного человека стало ленивым, загрубело и «зажралось». Разум обывателя затуманен яркими картинками с «экранов». На блюдечке нам преподносят самые насыщенные рафинированные образы, лежащие на грубой поверхности. Нам только и остается лениво проглатывать весь этот информационный хаос. Большинству людей нравится с перчиком, поострее, погромче, поярче, «погламурней», чтобы выжать из себя остатки сознательности. Современный человек разучился наслаждаться естественным вкусом жизни здесь и сейчас. По этой теме на progressman.ru уже имеется ряд статей под тегом «чуткость».

Схожий процесс происходит во время прослушивания музыки. Наверное, Вы уже догадываетесь, почему молодежь не умеет слушать классику? Классическая музыка большинству людей кажется «бесцветной», слишком скучной. «Грубая» современная музыка («попса», «металл», «электронщина» и др.) дает хоть какие-то (хоть и грубые) впечатления. То же самое в еде. Пикантные соусы, приправы, искусственные подсластители, красители, концентраты, ароматизаторы: все это заменило нам вкус «живой» пищи. Также и в отдыхе. На одном полюсе: клубы, вечеринки, светомузыка, шум, алкоголь, табак, множество поверхностных связей с людьми, гамма насыщенных впечатлений. Все это высасывает из нас сознательность и опустошает. На другом полюсе природа, здоровый образ жизни, чистая, легкая, свежая и полезная пища, утонченное творчество, книги, глубокие отношения с узким кругом близких людей, приятие, понимание. Это – лучшие условия для естественного развития интуиции.

Все грубые проявления во всех сферах затуманивают разум и притупляют восприятие, что, разумеется, препятствует развитию интуиции. Проще говоря, развитие интуиции блокируется, когда мы «потребляем» грубые проявления реальности. Интуиция развивается, когда мы пробуем воспринимать гармонию все более тонких сфер, при взаимодействии с которыми наше восприятие утончается. Развитие интуиции происходит наиболее интенсивно, когда мы намеренно практикуем осознанность, концентрацию и созерцание. Утонченное созерцательное сознание воспринимает привычные образы с «экранов», как слишком яркие, грубые и насыщенные и выбирает утонченность. Только пробужденное внимание и созерцательность дают впечатления наивысшего «качества». Чем больше созерцательности, тем больше человек получает впечатлений в любых условиях, не ощущая скуки.

Когда вы чувствуете скуку, попробуйте вглядеться в это переживание. Не принимайте его за чистую монету. Что это за переживание? Где оно локализуется? Где начинается? Есть ли у него форма? Проникновение в переживание дает осознание его утонченных аспектов, которые не были доступны поверхностному сознанию. Созерцательное сознание разоблачает скуку, «расчленяет» ее на более тонкие импульсы, созерцание которых может стать увлекательной игрой. Это – ценный опыт самопознания.

Развитие интуиции — не халява. Если у Вас серьезные намерения, для заметного результата могут понадобиться годы практики. Восприятие развивается настолько постепенно, что чаще всего перемены вообще незаметны. Однако если Вы вспомните, какими вы были пол года — год назад, перемены будут очевидны. Это как с ростом ребенка. Родитель не видит, как растет его дитя, потому что видит его каждый день. А редкие гости удивляются, как быстро растут чужие дети.

Жизнь непрерывно течет и меняется. Интуитивное восприятие отличается утонченностью. Созерцательное сознание видит не выдуманное, и не «запредельное». Созерцательное сознание видит то, что есть. Просто видит более ясно и четко, т.к. не гонится за поверхностными впечатлениями. Философ Гераклит сказал, что «нельзя войти в одну реку дважды». Ошо утверждал, что «нельзя войти в одну и ту же реку и одного раза». Река меняется непрерывно. Она не остается одной и той же ни на мгновение. Ярлык «река» — уловка огрубевшего разума, который бежит от скуки в поисках новых впечатлений. Осознанность и созерцательность приводят к естественному развитию интуиции, т.к. позволяют нам видеть самые утонченные проявления происходящего. Это – простая внимательность, когда мы подобно новорожденному, открыто воспринимаем реальность здесь и сейчас.

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

93 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Правила написаны автором блога. К нему и обращаюсь. Еще может PRASу поясняю. А с Хьюстон -Чуббакой общение закончено.

  2. PRAS
    «Ты всегда выжимаешь из своей жизни максимум, »
    Хьюстон
    «Не всегда. А как же — лень?)»

    А лень уже учитывается в том наборе из которого выжимается максимум. :)
    Вообще-то, это очень универсальная теория, очень «удобная», текучая такая, завораживающая…
    Я ее не люблю. И именно интуитивно. По крайней мере пока сформулировать сложно.
    Возможно, дело в том, что люди ее чаще используют именно для оправдания себя («иначе и быть не могло», «это оно само» и т.п.), а не для, например, констатации факта — я был таким, поэтому и имею вот эту фигню.
    Особенно радует такой подход, когда нагадил ближнему, например, но ведь «все предопределено», правда ведь? Я «и не мог поступить иначе»!
    И в результате вместо какого-то развития имеем самоуспокоение. Колыбельная такая.

  3. Хьюстон
    «Ух, ты!) Интересно, что же вызвало такую реакцию у продвинутой этого сайта?!»

    Это Вы ко мне с таким сомнительным комплеманом?
    Реакция на комментарии PRAS-а, здесь и в соседнем топике. Созрела, видать, чтоб высказаться.
    На комментарии не претендую. Мысли вслух.

  4. Хьюстон
    «Психология может оправдать всё! Вот такая наука — адвокат дьявола, можно сказать).
    А почему Вы не присоединяетесь к импровизируемому бойкоту меня ?»

    1. Это скорее «эзотерическая» теория, чем наука-психология?
    2. А почему я должна присоединяться?

  5. Нина
    14/01/2016 AT 15:11
    «…А лень уже учитывается в том наборе из которого выжимается максимум. :)
    Вообще-то, это очень универсальная теория, очень «удобная», текучая такая, завораживающая…
    Я ее не люблю. И именно интуитивно. По крайней мере пока сформулировать сложно.
    Возможно, дело в том, что люди ее чаще используют именно для оправдания себя («иначе и быть не могло», «это оно само» и т.п.), а не для, например, констатации факта — я был таким, поэтому и имею вот эту фигню.
    Особенно радует такой подход, когда нагадил ближнему, например, но ведь «все предопределено», правда ведь? Я «и не мог поступить иначе»!
    И в результате вместо какого-то развития имеем самоуспокоение. Колыбельная такая…»

    Это не колыбельная, а возможность перестать тратить энергию на самобичевание и постоянное сожаление об упущенных возможностях.
    Ты не интуитивно ее не любишь — эту теорию — есть конкретная вполне определенная причина. Скорее всего, вполне тебе известная.
    Если нагадил ближнему, то ты действительно не виноват. Совсем. Не было выбора. Иначе поступить не мог. Нет смысла порицать себя, пойди лучше, да исправь все то, что натворил. Всегда можно исправить.
    И никто не говорил, что все предопределено. Наоборот — возможно все.
    Меня тоже эта теория долго не устраивала, пока воспринимал ее на бытовом уровне как индульгенцию некую. Пока и ты ее так воспринимаешь, видимо…

  6. PRAS,
    самобичевание и сожаления в том виде, о котором Вы говорите, — дело глупое и пустоэнергозатратное, если производятся ради самого процесса. Посыпал голову пеплом, объявил себе, что «выбора нет», вот и молодец, можно так и дальше.
    Но для анализа ситуации и ее результатов все равно придется позаниматься самокопанием. «Самобичевание» может стать признанием, что я сделал что-то не так. «Сожаление» — перевариться в желание исправить сделанное или хотя бы больше так не делать. А выбор есть всегда. Просто мы выбираем то, что выбираем. Это те самые штампы, которыми зашлаковано наше сознание. А самоуспокоение ведет прямиком в болото.

    Хьюстон
    «2) Ну, вы же входите в круг «приближённых» ( здешней фауной кличут)))»

    Приближенных к чему или к кому? К Olkin? Куда делась Ваша проницательность? :)

  7. Хьюстон
    14/01/2016 AT 15:35

    «…Пустое слово:»всегда». Нет, не всегда! Бывает поздно!..»

    Тема, под которой мы тут пытаемся общаться, называется “Развитие интуиции, проницательность и утонченность”. Но к тебе, Хью, она не имеет никакого отношения ровным счетом. Потому что ты прямолинейная, грубая и жесткая, как саперная лопатка.
    Мне импонирует в людях совсем другое отношение к жизни. Когда люди не стараются тщетно обтесать действительность под свои шаблоны и рамки, а становятся невесомым и обтекаемым. Встречая на пути явления (или феномены еще говорят), ты просто обволакиваешь их, рассматриваешь и изучаешь — Ах, вот ты какая — жизнь, надо же…
    Я сам так далеко не всегда могу, тоже срабатывают стереотипы. Хочется рубить с плеча, мыслить четкими категориями, обвинять…
    Но это не есть мудрое и тонкое отношение к жизни.

  8. Нина
    14/01/2016 AT 15:51
    «…Но для анализа ситуации и ее результатов все равно придется позаниматься самокопанием. «Самобичевание» может стать признанием, что я сделал что-то не так…»

    Анализ ситуации, настоящий честный анализ, приведет тебя к простому выводу: «мой поступок (даже самый нелицеприятный и мерзкий) был вызван моим же желанием, стал его реализацией. Я именно так и хотела».
    При этом само желание взялось словно неизвестно откуда, без твоего контроля. Так за что же тут себя самобичевать? Какие выводы делать?

    «…А выбор есть всегда. Просто мы выбираем то, что выбираем. Это те самые штампы, которыми зашлаковано наше сознание. А самоуспокоение ведет прямиком в болото…»

    Для кого он есть? Ты что, действительно выбирала эту жизнь, которой живешь. Прямо вот по пунктам? Или постоянно о чем-то сожалеешь, хочешь исправить, поступить иначе? Не найдем мы твоего выбора, если разбираться начнем.
    Самоуспокоение не подразумевается по той теории, которую я привел. Там имеется ввиду постоянное движение без сожалений и оглядок назад и на других.

  9. Olkin
    14/01/2016 AT 14:58
    «…А с Хьюстон-Чуббакой общение закончено…»

    Прошу, не обращай на нее внимание. Ты чуткая и внимательная, с развитой осознанностью и большим интересом к познанию к жизни. А она пока еще грубая и ершистая, все бьется, как кролик в силках, пытаясь доказать свое право на выбор и контроль, а еще доказать ценность и значимость — то бишь право на жизнь. Такая как бы война против войны. Я это проходил, ты, думаю, тоже…

  10. PRAS
    «Анализ ситуации, настоящий честный анализ, приведет тебя к простому выводу: «мой поступок (даже самый нелицеприятный и мерзкий) был вызван моим же желанием, стал его реализацией. Я именно так и хотела».
    При этом само желание взялось словно неизвестно откуда, без твоего контроля. Так за что же тут себя самобичевать? Какие выводы делать?»

    За что «бичевать»? А за отсутствие контроля вот таких своих желаний.
    Выводы? Найти источник желания и взять под контроль.
    Или продолжать гадить, прикрываясь своей «текучестью» и любопытством к жизненным явлениям. Тоже выбор. Собственный, между прочим.

    В целом, в данной теории меня не устраивают акценты, которые люди расставляют.
    Да, мы поступаем так, как поступаем. Да, в конкретной ситуации мы поступили именно так и это данность, единственная и неисправимая.
    Если человек считает, что за него выбор делает кто-то другой (Бог, Бытие, мировое сознание или какая другая хрень), то лично мне очень не хотелось бы быть рядом.
    Честный подход, на мой взгляд, выглядит как признание, что выбор есть всегда. И именно у нас. И если я сегодня выбираю фигню, для меня это значит, что надо поработать над собой, чтобы завтра я выбрала что-то другое. Потому что уже стану другой. А какой я буду — зависит именно от вот этого подхода: погладить себя по головке и утешить или изменить свои шаблоны на более приемлемые.

    «Ты что, действительно выбирала эту жизнь, которой живешь. Прямо вот по пунктам?»

    Ну а кто? Моя жизнь — результат моего осознанного и неосознанного выбора. Выбираю я, такая, какая я есть на данный момент. И выбор такой, какой я делаю. И в моих силах задать вектор собственных изменений и заложить более приемлемую основу для будущих выборов.

    «Там имеется ввиду постоянное движение без сожалений и оглядок назад и на других.»

    Вот насчет «на других» — это и есть самое страшненькое. Очень не хочется попасть под такой каток. Не «я сделал», а «так получилось».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.