Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Просветление и методы его достижения

просветлениеПросветление – главная цель в большинстве духовно-эзотерических учений.

Просветление – это наивысшее озарение, осознание сути жизни как таковой. Просветление устраняет неведение, иллюзии ума, расширяет сознание, и освобождает от психологических страданий. Более подробное описание далее рассматривается на примерах прямых и косвенных методов достижения просветления.

Прямые методы достижения просветления

Это лучшие, простые, мгновенные методы. Прямые методы исключают буфер ментального понимания, размышления и теоретизирования. Прямые методы просветления не связаны с обучением в школах, сектах, на семинарах, у гуру, учителей и наставников. Все это игры ума. Прямые методы – для тех, кто честен с собою на все сто. Далее по порядку описание прямых методов просветления.

Осознание настоящего
 подразумевает прямое восприятие жизни здесь и сейчас. Обыватель при ознакомлении с этим методом просветления начинает представлять то, что он делает, или только что делал. Это отклонение от метода.

Осознание настоящего – это непрерывное, естественное восприятие того, что есть прямо сейчас. Это не поиск чего-либо, но если таковой присутствует, – это осознание поиска, как одной из линий рисунка настоящего момента. В идеале объектом восприятия действительно становится сам настоящий момент между прошлым и будущим.

Можно условно сказать, что быть в настоящем моменте, быть настоящим – свойство нашего Высшего «Я». Если Вы осознаете настоящее, фокус отождествления смещается на зрителя жизни.

Если осознание настоящего момента происходит непрерывно, жизнь «схлапывается» сама в себе, и ты видишь, что сейчас есть бескрайнее присутствие в невесомой вечности, где происходит нечто за пределами будущего и прошлого. Сейчас есть само бытие, безграничное пространство сознания. Это – первичная основа всего. Это бытие и есть само осознание и жизнь как таковая. Все воспринимаемые объекты и формы происходят в нем, как нечто глубоко вторичное и равнозначное.

Приятие настоящего – по сути то же, что и осознание настоящего, но при помощи тонкой грани «впускания» в свое сознание того, что есть прямо сейчас. Психика закрывает ум от большинства ощущений, которые в итоге формируют подсознание.

Приятие настоящего – это полное раскрытие всему, что есть здесь и сейчас. Собственное сознание при этом ощущается, как чистый сосуд и проводник всех явлений. В идеале осознаешь все, как единое нераздельное явление. А если где-то остается сопротивление, оно растворяется. Все просто происходит.

Просветление – это тотальное приятие. Даже если что-то ощущается как препятствие, – это лишь форма очередной ступеньки на пути.

Расслабление в естественном присутствии – по сути то же, что осознание и приятие настоящего. С другой стороны, это еще одна тонкая грань постижения жизни. Неприятие настоящего закрывает от осознания настоящего. Возникает это неприятие из-за напряжения на всех уровнях психики. Напряжение устраняется расслаблением. И это не сон, а прекращение сопротивления настоящему.

При этом все телесные ощущения воспринимаются, как уплотнения в пустоте пространства сознания. Важно научиться расслабляться из самого источника напряжения. Приятие и расслабление – две грани одного и того же процесса просветления.

Расфокусировка сознания – еще одна грань просветления. Повседневное внимание сосредотачивается умом в напряженных иллюзиях прошлого и будущего. Самая утонченная фокусировка ума создает привычную самоидентификацию – наше эго. Переживается она в области затылка, горла и на глубинном уровне в области груди. Расфокусировка приводит к растворению этих напряженных сгустков психической энергии. И тогда болезненные напряжения и «зловредная вертлявость ума» проходят.

Сначала ощущаешь, как в присутствии привычного «я» проявляется ощущение пространства, на фоне которого барахтаются напряжения. Затем по мере расфокусировки, привычное «я», казавшееся чем-то непробиваемо плотным и основательным, начинает давать брешь, через которую просачивается утонченная энергия сознания. Тотальная расфокусировка тождественна полному расслаблению, приятию, растождествлению и просветлению.

Осознание зрителя жизни
– тончайшее «движение», которым переносишь фокус внимания с мира форм и ощущений на самого зрителя, воспринимающего жизнь. Бытие, осознание, наблюдение, присутствие – все это описание его сути, его единственного свойства, которое выражается ограниченными словами во многих аспектах.

Обоняние, осязание, вкус, зрение и слух – инструменты восприятия. Кто использует эти инструменты? Где стыкуются эти пять нитей восприятия жизни? Тот, кто смотрит на жизнь прямо сейчас – и есть вечный зритель жизни. Он есть всегда. Меняются формы. Просветление – это осознание своей сути как непрерывного свободного присутствия.

Разоблачение выбора – еще одна грань просветления. Личность – это набор выборов проходящих через сознание в настоящем. Выбор рождается неприятием настоящего. Личность напряжена в настоящем, поэтому избегает его, выбирая иллюзорное будущее.

Чтобы устранить иллюзию выбора, делаешь невероятный для личности шаг, и оборачиваешь взор на выбирающего. Смотришь, где и как выбирающий делает свое дело – творит иллюзию человеческой жизни. Ничего делать, или выбирать при этом не нужно. Просто смотришь, как происходит то, что происходит. Тогда открывается великая спонтанность.

Этот метод ранее нигде не встречал, он открылся сам собою во время медитации. И сейчас считаю его одним из самых эффективных. Иллюзия выбора – одна из центральных опор неведения, порождающая иллюзию существования отдельной маленькой личности. По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «выбор».

Самоотдача – другая одна грань просветления. Отдаешь все, что есть. Не в материальном смысле, а в сущностном. Самоотдача происходит неактивно, без усилий и потуг, в расслаблении. Можно сказать, что этот метод просветления – грань расслабления, в которой отпускаешь хватку за происходящее здесь и сейчас.

Созерцание настоящего. Как правило, начинается с концентрации внимания на любом объекте. Метод отличается от «осознания зрителя жизни» акцентом на созерцании как таковом. Суть этого метода просветления в том, чтобы сделать процесс созерцания основным и непрерывным. Тогда фокус самосознания переносится на Высшее «Я». Восприятие как таковое является свойством Высшего «Я». Когда созерцаешь то, что есть, высшее «Я» как бы «активируется». Просветление – это проявление созерцательного начала жизни. Это и есть истинная медитация. В идеале созерцание объекта происходит без концентрации, как нечто предельно естественное.

Осознание того, кто ты есть – метод просветления Раманы Махарши. В основе метода стоит вопрос: «кто я?». Задаешь вопрос один раз, с ясным осознанием смысла этого вопроса. Затем переносишь внимание на ощущение «я есть». Если «я» есть, то его можно как-то ощутить. Что такое «я»? Кто «я»? Словесный ответ ничего не значит. Необходимо пережить, кто ты есть на самом деле. Постижение «Я» – это постижение реальности.

Все эти методы – разные грани одного и того же процесса. В силу уникального опыта разным людям открываются различные проходы к просветлению.

Косвенные методы достижения просветления

Эти методы, как правило, связаны с переменами в энергетике, очищением ума, подготовкой тела и психики к ясному сознанию. Разделение на прямые и косвенные методы – условное. Иногда прямые методы становятся косвенными, а косвенные прямыми, в зависимости от готовности сознания.

Подъем энергии – это переживание пробуждения застоявшейся энергии. Может быть вызвано энергетическими упражнениями, и в особо удачных случаях устраняет ментальные блоки, очищает ум и просветляет сознание. Сюда входят практики крийя-йоги, кундалини-йоги, работа с энергетикой и др. эзотерические практики.

Шактипат, или дикша – духовное посвящение. Как правило, дается наставником, гуру, или мастером. В особо удачных случаях дает мгновенное расширение сознания и просветление. Чаще дает переживание озарения, которое сеет «зерно» просветления. Если посвященный бережет энергию, зерно прорастает и со временем лотос сознания раскрывается и расцветает.

Срединный путь. Проповедовал Будда. В моем понимании этот путь к просветлению – интуитивное, расслабленное обретение равновесия в каждое новое мгновение жизни. Кастанедовский Дон Хуан образно говорил, как человек знания идет по жизни «слегка ко всему прикасаясь». Этому пути помогает осознанное, чуткое восприятие жизни. Не напрягаешься, не спишь, позволяешь реальности случаться. При этом, как ни парадоксально, обретаешь способность прилагать усилия, на которые суетный и напряженный ум просто не способен.

Неделание – метод просветления Карлоса Кастанеды. Восприятие мира – это тонкое усилие в сознании. Привычным делаешь мир в своем уме. Неделание – это прекращение «усилия» по созданию индивидуальной реальности. Тогда привычные явления обнажают свою сущность. Начинаешь ощущать происходящее, как игру энергии. А на более тонком уровне – как чистое сознание.

Сверхусилия – метод просветления Георгия Гурджиева. Это один из самых сложных методов на грани жизни и смерти. Гурджиев говорил о том, что в человеческом теле есть что-то наподобие бытовых аккумуляторов. Когда их энергия израсходована, человек валится с ног. Но если в это время сделать рывок, сверхусилие, то сознание переключается на глубинный, почти неистощимый источник энергии, и ты продолжаешь двигаться.

Когда подкатывает смертельная усталость, делаешь еще один рывок и с глубинного источника энергии, переключаешься на причинный источник. При этом активируется сверхтонкое сознание. Метод крайне опасен для самостоятельной практики.

Страдания. Закаляют и развивают душу. Это всем известно. Страдания – один из главных стимулов для истинной отрешенности. Отрешенность от преходящих явлений приводит к истине и просветлению. Многие святые шли на сознательные страдания, чтобы взрастить духовные качества.

Ни в коем случае страдать не призываю. Можно ограничиться таким пониманием, что уже пережитое не было бесполезным.

Унижение. Один из мощных стимулов для капитуляции эго и чувства собственной важности. Унижение и гордыня идут рука об руку. На этом маятнике базируется невротичная самоидентификация. Опять же, не призываю унижаться – достаточно относиться к собственной персоне проще: признавать и принимать себя реального, и не забегать вперед, приукрашивая реальность.

Исповедь, перепросмотр, ведение дневника, психотерапия – эффективные методы очищения ума. Светские мемуары – не в счет. Для работы на просветление, необходимо проговаривать искренне все собственные страхи, высвечивать все, что было подавлено, и отправлено в багаж бессознательного.

Размышление о запредельном: о Боге, о вечности и бесконечности, о любви, об истинном «Я» – также, считается одним из методов прояснения сознания и просветления. Если размышляющий старается прочувствовать тему своих размышлений, его внимание отрывается от теорий, и прикасается к этим глубинным пластам жизни на практике.

Карма-йога – это работа без ожидания результата. Ум расчетлив, и если делаешь что-то для других без личной выгоды, хватка эго ослабляется. В идеале карма-йога выполняется с полным погружением сознания в настоящий момент, без целей в будущем. Созерцание настоящего – один из прямых методов просветления. Созерцание в движении – высший пилотаж в практике просветления. Истинная карма-йога – это, как говорил Свами Вивекананда, – сведение цели и средства воедино.

Безусловная любовь считается лучшим методом духовного преображения и просветления. Этот метод открывается, приближенному к святости. Безусловная любовь не знает неискренности и обмана. Это любовь к самой жизни. В идеале на таком пути погружаешься в блаженство, и оставляя все разделения, отдаешься этому переживанию без остатка.

Сомнения

Есть мнение, что просветления достичь невозможно. Кто-то говорит, что просветление нужно заслужить, или «получить» от мастера. Но тогда речь заходит о том, какие существуют методы для этого «получения». Как правило, все сводится к передаче своих ресурсов и времени школам, где страждущие оказываются в зависимости от гуру, прослужив которым долгие годы, у них вроде как, появляется шанс просветлеть.

Иной вариант – заплатить огромные деньги за посвящение, и тогда, если ум не зайдет за разум, опять же, появляется шанс просветлеть «на халяву».

Кто-то говорит, что просветление просто «случается» за пределами методов и практик. Разумеется это так. Но прежде этого человек проходит какой-то путь. И чащего всего именно такой путь называют духовным. Неважно как, неважно в прошлой, или нынешней жизни. Путь включает в себя все происходящее.

Кто-то говорит, что все и так просветлены: не к чему стремиться, нечего достигать. Но чего стоят эти слова? Почему бы и нет? Жизнь праведная, или жизнь практика – ни чем не хуже обыденной, наполненной противоречиями и суетой.

Другие говорят, что просветление доступно лишь Буддам, которые приходят раз в тысячелетие, а то и реже, и простым смертным истины не видать. Так звучит голос сомнения в себе и своих силах, голос ума, пребывающего в оковах концепций.

Люди склонны верить, что чем, серьезней они воспринимают жизнь, тем ближе такое восприятие к действительности. Однако серьезность эта состоит из иллюзорных мыслей и эмоций, проецирующих субъективные картины ума на реальность, не имеющую с этими проекциями ничего общего.

В этой статье, выражая, субъективное мнение, я утверждаю, что просветление достигается, и для этого существуют подходящие методы. Пусть все относительно, и достижение иллюзорно. Но иначе и говорить не о чем.

Понимаю, что для освещения заявленной темы все-таки необходимо быть членом всемирной ассоциации просветленных мастеров, коим я не являюсь. Поэтому здесь, как и везде, я поступаю хитро, и ни в коем случае не настаиваю на окончательной истинности слов и эффективности «методов».

Пусть каждый поверит своему опыту, и удостоверится в том, что истина есть. Пусть каждый лично удостоверится в том, что он/она ЕСТЬ. Кому-то потребуются школы и учителя, кому-то хватит личной усердной практики, кому-то – простого ознакомления с темой, и прямого взгляда на то, что есть здесь и сейчас.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

423 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. «растворения этого на тонком, ментальном уровне, ничего не получается и это причиняет мне еще большие страдания. Ничегошеньки не растворяется..» Природа ума — это движение. Ум не может и не хочет быть остановленным. Десятилетия жизни вырабатывают привычку ума искать развлечения. Когда Вы жаждали расслабления, ум с нетерпением ждал результата. Ему было интересно получить новые впечатления и переживания. Спустя время, ум начал уставать ждать, ему становилось скучно, он начинал разочаровываться и в результате возникало ментальное страдание.
    С одной стороны, можно сцепить зубы и ждать, но без мотивации далеко не уедешь.

    На самом деле эта мотивация у ума вскоре появится. В тот момент, когда Вы научитесь останавливать внутренний диалог, или становиться неделателем (надеюсь Вы понимаете, что имеется ввиду) через расслабление у Вас возникнет бхава, тонкие чувственные наслаждения, которые буквально окутают Вас.

    Это сродни воспитанию вкуса у своего ума. Сейчас он ищет удвольствия в грубых энергиях, но постепенно он начнет распозновать более тонкие состояния. Тогда он будет говорить «давай посидим в тишине», «давай просто помолчим», «давай расслабимся и отпустим ситуацию»…
    Если сказать коротко, то просто попробуйте не придавать особого значения своему внутреннему страданию, просто отпустите ситуацию и посмотрите что будет. Ну а если ничего не будет, то тоже просто посмотрите на это и получите удовольствие от своего наблюдения.

    Надеюсь Игорь меня простит за мой комментарий, а если что дополнит или уточнит.

    ОМ

  2. Опыт остановки внутреннего диалога был, потому мне понятно о какого рода удовольствии вы говорите. Но это было во время медитации, а в повседневной жизни и тем более в тревожном состоянии сознания совладать с умом практически не получается.
    Но уже понимаю, что я только начинающий практик и мой ум еще действительно не научился распознавать все эти тонкие энергии и нужно просто практиковаться :)

    Харе Кришна!

  3. Когда Ваш ум задействован в решении задач, когда Вам нужно, чтобы он анализировал, думал, Вам нужно просто нчать наблюдать за мыслями.

    Я опишу чуть ниже свой путь в решении этого вопроса:

    Я практикую в миру. У меня семья, дети, друзья, работа. С момента моей первой практики, которую я описываю здесь прошло около 5 лет
    Практиковать работу с осознанностью я начал задолго до знакомства с Учением. Я понимал, что живу в социуме и жить буду в нем, и работать с собой должен учится в нем. Дома, на работе, на улице.
    Первой моей практикой, по сути, была остановка внутреннего диалога. Это я научился делать очень быстро. И очень быстро начал входить в состояние блаженства, состояния нахождения в меде, но как только мне нужно было с кем-либо поговорить, это состояние быстро исчезало. Это, кстати вызывало раздражение первое время. Едешь в маршрутке, а милая сидит, а потом говорит «У тебя все хорошо? Что ты такой грустный?» Потому, я сразу говорил «Пожалуйста, видишь я в таком состоянии. Не дергай меня.» А то дернули, вылетел и снова нужно обратно входить. Благо, милая у меня понимающая и особо меня не беспокоила по пути с работы и на нее.
    Но, я понимал, что это тупик. Мне нужно общаться, думать, говорить, решать вопросы и задачи. Я не могу не думать. И вот тут я впервые послушал лекции Свами Вишну Дэва. Я практически ничего не понимал из того, что он говорил. Одни странные слова, термины, пояснения. НО! Но я услышал лекцию, в которой он говорил о том, что после остановки диалога нужно научиться наблюдать за мыслями, за их появлением, за трансформацией, за исчезновением. Просто наблюдать со стороны!
    Это был ответ!

    Я слушал лекции утром, вечером. По пути на работу. По пути с работы. И наблюдал, наблюдал за мыслепотоками. Лекции я слушаю до сих пор постоянно. Правда уже в машине, а не маршрутке. По пути в гараж. По пути с работы. По пути в магазин и в самом магазине. Обожаю, например, привезти милую в супермаркет, сесть на лавочку и 2 -3 часа слушать лекции и осознавать, углублять состояние осознавания. Милая носится по бутикам, кофточки и юбочки меряет, а я блаженствую. Ей тоже это нравится

    Спустя время я достиг состояния, когда период «вылетания» был 1-2 минуты. Но, практически 9-10 часов – занимала работа. И это было самой большой проблемой.
    До работы и после – я был в осознанности. Я входил в рабочий кабинет и вылетал напрочь. Встречи, беседы, задачи, проблемы, переговоры, непрерывное решение вопросов, думанье, идеи, креатив.. Я ничего не мог сделать. Каждый раз, когда я шел на работу, я давал себе слово, я старался и бах, вылетал. Я купил себе часы, которые пикали каждые 15 минут, но это не помогало. Поток энергетический столь силен, что я не справлялся.

    И однажды, после одной из лекций Гуру я понял в чем проблема. Вопрос был решен.
    Сейчас, я прихожу на работу и просто плаваю в Бхаве. Работать сейчас – это то, что не просто дает наслаждение, а дает возможность углублять осознавание. Работать с Осознаванием! Сидишь и такое спокойствие, и умиротворение в душе.
    К тебе приходят и говорят «Тут вопрос срочный. Горит» или «А он не слушается. Сколько можно?» или «Ситуация непонятная. Что делать?».
    Ты смотришь на все это, в душе спокойно. И с каждым словом, с каждой ситуацией и с каждым человеком происходит объединение, интеграция и оно настолько наполняет тебя энергетикой, что хочется сказать «Ну расскажи ще что-нибудь о сложностях наших»
    Но, преодолеваешь себя, и говоришь «Василий, да не бери ты ерунды в голову. Оставь эту мелочь» или «Давай вот так попробуем сделать» или «Ну посмотри на вопрос вот с этой точки зрения.»

    Знаете, люди меняться стали, ситуации стали меняться. Раньше многое сам делал, учил, пытался доказать что-то, а сейчас все происходит только подумай. Люди все сами придумают, сделают, организуют. Раньше идеи придумывал, а сейчас предложения пачками от сотрудников идут. И решения мои отличаться стали. Вроде раньше тоже самое делал, но почти тоже самое. Но это почти принципиально все меняет. Правильные какие-то решения стали. В точку.

    И знаете в чем ответ был?

    В честности. Я понял, что я себе врал.
    Для меня духовный путь занимал первый приоритет. Вроде бы. Осознанность – это главное! Это главное!! Я так говорил себе. Все остальное менее важное.

    Но, приходя на работу, у меня менялись приоритеты!

    Я просто сказал себе «Перестань себе врать и сделай выбор. Первый приоритет для тебя АтмаВичара или она первый приоритет, если нет других сложных вопросов?»

    И после этого я сделал свой выбор еще раз. Но уже честно!

    Вы говорите о сбивающих пранах….
    Как по мне, это все настолько мелко по сравнению с Вашей внутренней войной, которую Вы ведете в себе, что им не стоит предавать такую уж большую важность. Дело в элементарном вранье самому себе! И в миру практиковать сложно многим не потому, что в миру сложнее, а потому, что в миру врать легче. В миру ты один на один с собой. Тебя никто никуда не ведет за ручку. Ты не можешь выехать на шакти других людей, на шакти Гуру. Ты можешь сделать вид, что забыл. Можешь сказать, что это сбивающая энергия. Можешь посетовать на судьбу. Ты можешь делать все лишь бы не говорить себе правду об истинной причине своего поведения.

  4. Мы с вами живем в необыкновенном времени, в начале двадцать первого века. C одной стороны, мы наблюдаем невиданный доселе рост сознания, с другой – наше общее будущее еще никогда не было столь ненадежным. Баланс сил так тонок, что вопрос трансформации стоит как никогда остро. Но после шестнадцати лет обучения людей духовному пути, который призывает к радикальной трансформации, я могу прямо сказать: все хотят просветления, но никто не хочет меняться. На самом деле, трансформация – это то, чему эго, или отдельное «я», по сути, сопротивляется в своем непросветленном состоянии. Фактически эго ужасно боится той уязвимости, которую несут с собой изменения, и вечно занято попытками создания иллюзии постоянства в нашем изменчивом мире – а в наше время он изменчив более чем когда-либо! Но, как мы сказали в нашей предыдущей беседе, без сомнения, просветление двадцать первого века требует чтобы мы не только прекратили сопротивляться факту бесконечного изменения, но и чтобы мы приняли его, целиком погрузившись в повседневную жизнь и взяв на себя обязательства. Вот что я называю Эволюционным просветлением. Оно невероятно захватывает и постоянно вдохновляет.

    Полностью можно прочесть статью здесь:
    integralportal.ru/docs/DOC-1669

  5. Андрей, большое спасибо за то, что поделились своим опытом. Как же он пересекается с тем, чем я сейчас занимаюсь)Всё знакомо! И остановка ВД, и наблюдение за мыслями и трудность сохранения этого при общении, или на работе.
    Практикую)

  6. Виталий, спасибо и Вам
    Тани «все хотят просветления, но никто не хочет меняться», сдается мне, что тут явно кто-то и выдает недопонимание за факт

  7. Андрей, а мне кажется он прав. Мало людей на самом деле готовы менять себя, свои шаблоны, характер. Обычно ЭГО не дает это сделать так легко. Но это конечно мое мнение :)

  8. Не берусь утверждать однозначно, но приведу один пример. Он грубый несколько, но очень показательный. Если человек хочет по малой нужде, то его все условности и сложности мало волнуют. Он в любом случае свое желание реализует даже если весь мир будет против него. :) Понимаете? Вот это Я ХОЧУ!!

  9. Сравнение забавное, но едва ли можно сравнить малую нужду (когда готов делать все необходимое для ее совершения, т.к знаешь конкретно что нужно сделать) с просветлением (когда не знаешь что нужно конкретно делать). По Буддизму мы УЖЕ изначально все просветленные :) А что такое “Я хочу?” Кто я? Я — ЭГО, Я- свидетель, Я — личность? :)

Добавить комментарий для Андрей Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.