Основное условие позы для медитации – это комфорт. В идеале тело не должно ощущаться вообще. В медитации позвоночник, шею и голову держат прямо, перпендикулярно полу так, словно Вы подвешены к небу за макушку. Нижний крестцовый и верхний грудинный отделы слегка выпячиваются назад, создавая прогиб в пояснице. Поза устойчивая, иначе позвоночник будет сгибаться, затрудняя наполнение легких воздухом и свободную циркуляцию энергии. Если спина выпрямлена, энергия поднимается к верхним центрам. Если спина согнута, свободный ток энергии затруднен. Существует мнение, что слово осанка, имеет общие корни с санскритским словом асана (поза в йоге).
Идеальная поза для медитации – это поза лотоса (падмасана), когда правая нога, согнутая в колене, ложится на левое бедро, а левая нога на правое бедро. Поза лотоса хороша тем, что в ней легко удерживать равновесие и прямой позвоночник. Поза лотоса, также, является энергетически самой «замкнутой», что способствует сохранению и накоплению энергии, а также ее концентрации в центральном энергетическом канале (сушумне).
Основная сложность в том, что немногие люди могут позволить себе согнуться в позу лотоса, а если это получается то, как правило, лишь на короткие промежутки времени. Если поза лотоса получается, можно практиковать ее ежедневно, понемногу увеличивая время пребывания в этой асане. Если в позе лотоса возникает боль и напряжение, используйте другое положение тела. Ни в коем случаем не допускайте болевых ощущений в области коленных суставов! Это чревато растяжением коленных связок.
Вторая по эффективности поза для медитации – поза полулотоса (сидхасана). В полулотосе левая нога сгибается в колене и упирается пяткой в промежность, а правая нога кладется поверх левой.
И в той, и в другой позе (особенно в позе лотосе) достигается эффект перекрытия утечки энергии, благодаря чему она устремляется к верхним центрам. Какая нога располагается сверху – неважно, хотя некоторые школы заостряют внимание и на этом аспекте. В полулотосе, также, нельзя допускать болевых ощущений в области коленных суставов! Если не хватает гибкости для выполнения этих асан, можно расположиться «по турецки» (сукхасана).
В этих позах руки располагаются ладонями на коленях. Для поддержания выпрямленного позвоночника следует положить подушку под ягодицы, или только под копчик.
Также, хорошей позой для медитации является – христианская поза, сидя на коленях. Но в ней у большинства людей почти сразу появляется боль в лодыжках.
Если ни одна из вышеперечисленных поз Вам не подходит, можно принять любую обычную сидячую позу, в которой Вам будет наиболее комфортно сидеть продолжительный период времени, будучи расслабленными и неподвижными. Глубокое расслабление и неподвижность – это немаловажные условия, без которых вход в глубокую медитацию практически невозможен.
Некоторые практикующие используют специальную скамейку для медитации. Эта скамейка представляет собой небольшое приспособление из сиденья (длина 20 см, ширина 40см), расположенного под углом к полу и двух низких ножек (15-20 см). На такой скамейке Вы сидите фактически также как и в позе на коленях, с той разницей, что отсутствует давление на икры и лодыжки, которые свободно располагаются под сидением. Наклон скамейки позволяет Вам держать спину прямой. Скамейка для медитации особенно подходят людям с недостаточной подвижностью суставов и гибкостью позвоночника.
Лежачие позы не рекомендуются, т.к. горизонтальное положение тела погружает ум в дремотное состояние. Расположение тела в кресле, или на диване с опорой на спинку позволяется только новичку, т.к. в таком положении спина неминуемо сгибается. Необходимо поймать устойчивое положение позвоночника, когда он как бы висит сам на себе, тогда напряжение уходит само собой.
В ходе медитации могут возникать: сильный зуд, подергивания конечностей, боли в спине и ногах, которые проходят по мере прочищения каналов. Сама по себе боль означает прочищение организма и в большинстве случаев боль рекомендуется перетерпеть. Избегать следует боли в коленных суставах. Вообще, сложные асаны рекомендуется осваивать под присмотром инструктора.
© Игорь Саторин
Игорь правильно говорить так: Будда медитировал и сидя. Это такой факт который известен всем. Не хочу показаться умником которых всегда полно, поэтому предлагаю вам самому найти ответ что такое медитация. Убеждение что медитация возможно только в положении сидя говорит о том что вы не знаете что это.
Антон, а что такое реальный опыт? Реальный опыт чего? Как вы не имеющий опыта может отличить реальный опыт от не реального? Вы уверены, что встретив Будду вы узнаете его?
Zausenec, вы не знаете что такое опыт? Или это своего рода полемика такая? Речь шла об опыте полученного в результате духовных практик — медитации, созерцания и тд., такой опыт у меня есть. Какое к этому отношение имеет узнавание Будды я не понимаю. Вы намекаете на то что способны узнать Будду?
Zausenec, Вы уверены, что знаете и в какой позе медитировать, и как правильно говорить. И если кто-то делает иначе, Вас это коробит?
Загляните в себя и посмотрите, что Вами руководит. Надо ли Вам это?
Речь шла не о том, что собой представляет медитация, а о том, как ее осваивать наиболее эффективно на начальных этапах.
Повторяю, я совсем не против медитации лежа, просто по моему субъективному мнению, для начала лучше сидя.
Zausenec, у Антона есть реальный опыт.
Всем настоящего момента! :-)
Утверждение Саторина что «лежа — не медитация», конечно, слишком опрометчивое. В подтверждение тому — комментарий (Саторина же) на сайте:
progressman.ru/2009/04/chakry-i-kundalini/#comment-748
Сидя — выше «КПД», но если нет возможности практиковать сидя (по полезни, например) и лежа можно. В цигун, например, допускается медитировать даже лежа на боку. Вот ссылка на источник (впрочем, если у кого-то есть сомнения по поводу достоверности источника — я буду рад выслушать):
yangsheng.ru/ru/Journal/Y1995/0302LongevitySectetsOfMonksFromShaolin.html
Спорить _без аргументов_ мне кажется глупо. Хотя, с другой стороны, вообще все вопросы «духовности» всегда весьма спорны и противоречивы… но это уже совсем другая история.
andy, возможно «сидя не медитация» звучит действительно категорично. 8 лет назад я обучался в течение двух лет медитации у одного дядьки из Пышмы. Он проводил четкое разделение между медитацией сидя и другими практиками. Со временем, я начал хорошо понимать толк от подобного разделения. Объяснить нелегко. Сидя с прямой спиной со временем тело начинает погружаться в особое «молитвенное» состояние, словно входишь в храм, где не может быть иначе. Может возникнуть что-то вроде переживания: «А вот и снова пробуждение от снов». Тело, сознание запоминают это положение и состояние само включается.
Возможно именно поэтому классическая медитация происходит сидя. То, что происходит иначе можно назвать медитацией, можно назвать осознанностью, или еще как-либо. Со временем осознанность проникает в быт, в движение, даже во время разговоров видишь как все спят в игре, в забытье.
Сидя — это идеальные «тепличные» условия, во которых есть шанс дойти до рубежа, до предельно возможного на сегодняшний день состояния.
И если у человека нет проблем со здоровьем, и если спросят моего совета, начинать практику посоветую исключительно сидя.
Лежа сознание тяготеет ко сну, и смещению в астральные энергии.
Если Вы попробуете погрузиться в это состояние в движении, может случиться непоправимое. В быту лучшая практика именно осознанность, когда пробужденное сознание не погружается все глубже, но схватывает происходящее в движении.
Привет еще раз. Спасибо за ответ, я попробую ответить (и попутно задать еще вопросов).
> andy, возможно “сидя не медитация” звучит действительно категорично.
Категорично в том смысле, что ты не объяснил в статье почему _именно_ так (ты делаешь это ниже в ответе). Поэтому-то это звучит как своего рода «аксиома» и натыкается на противоречие у многих (не секрет что в разных источниках есть разные точки зрения). Кроме того, «спящему» наверное непросто отличить «астрал» от реального эффекта медитации (хотя ты уже упоминал об этом).
> 8 лет назад я обучался в течение двух лет медитации у одного дядьки из Пышмы. Он проводил четкое разделение между медитацией сидя и другими практиками. Со временем, я начал хорошо понимать толк от подобного разделения. Объяснить нелегко. Сидя с прямой спиной со временем тело начинает погружаться в особое “молитвенное” состояние, словно входишь в храм, где не может быть иначе. Может возникнуть что-то вроде переживания: “А вот и снова пробуждение от снов”. Тело, сознание запоминают это положение и состояние само включается.
Вот тут ты меня извини, конечно, _но_ если бы ты это в статье сразу написал, многие вопросы и не возникали бы! Сразу видно — личный опыт… А то приходится искать в других местах, находить противоречия, сомневаться и т. д.
8 лет назад довольно приличный срок. Можно вопрос — а сколько лет ты вообще практикуешь? В смысле, сколько прошло времени с того момента как тебе «приспичило» (не самое подходящее слово, но все же) заняться духовным развитием?
> Возможно именно поэтому классическая медитация происходит сидя.
Очень возможно. К сожалению, пока не могу судить об этом… своего опыта — ноль.
> То, что происходит иначе можно назвать медитацией, можно назвать осознанностью, или еще как-либо. Со временем осознанность проникает в быт, в движение, даже во время разговоров видишь как все спят в игре, в забытье.
Скажу прямо — я вообще пока «не въехал» в то, что такое «осознанность». В теории, как я понял, это означает наблюдать (созерцать) все подряд… но вот как это сделать на практике — пока вопрос открытый.
> Сидя — это идеальные “тепличные” условия, во которых есть шанс дойти до рубежа, до предельно возможного на сегодняшний день состояния. И если у человека нет проблем со здоровьем, и если спросят моего совета, начинать практику посоветую исключительно сидя.
Видимо, мне придется пока что просто совмещать лежачую и сидячую медитации — проблемы с опорно-двигательным аппаратом действительно есть.
> Если Вы попробуете погрузиться в это состояние в движении, может случиться непоправимое.
Игорь, не пугай, пожалуйста, а объясни.
> В быту лучшая практика именно осознанность, когда пробужденное сознание не погружается все глубже, но схватывает происходящее в движении.
Как я уже говорил, не до конца понимаю что это такое — возможно пойму со временем.
P.S.: А чего на «Вы», а? Ты вроде сам на ты предложил перейти.
andy, на Вы, это я проявил неосознанность ;)
Не всегда помню, с кем и как общался.
>> Если Вы попробуете погрузиться в это состояние в движении, может случиться непоправимое.
>Игорь, не пугай, пожалуйста, а объясни.
В медитации мы погружаемся в глубины собственного сознания. В это время может отключиться связь с телом. Очевидно, что, например, во время вождения машины это недопустимо.
Бывает…
Машину, значит, лучше водить неосознанным. :-D
Кстати, а ты мог бы посоветовать ну сааамую простую технику «ходячей» осознанности? Чтоб испытать на себе, а не допытываться. Статью «сатори для чайников» я читал и пробовал, но что-то у меня ничегошеньки не получалось… :-(
andy, как раз машину лучше всего водить максимально осознанным! :)
progressman.ru/2009/04/osoznannost/
То, что в данном случае понимается под Медитацией — это только самый простой и начальный уровень. В дальнейшем нужно объединять осознование с движением (медитация при ходьбе) и т.п. Практически она должна быть перенесена на все сферы жизни. Йог может уйти в глубокое медитативное состояние, в погруженность, но выйти в мир и тут же потерять его. Такое состояние не считается настоящим самдахи. Это всего лишь нирвикальпа самадхи.