Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Медитация расслабления

медитация расслабленияВ этой статье я опишу практику, которая за годы медитации спонтанно выработалась, как кратчайший путь к высшему состоянию сознания. Эту практику называю медитацией расслабления в естественном присутствии. Высшее сознание можно условно описать как бескрайнюю сферу интенсивного спонтанного внимания к настоящему моменту жизни. Это сознание присуще каждому, но в силу внутренних напряжений оно покрывается пеленой мыслей, эмоций и настроений. Эти внутренние напряжения – и есть источник всех психологических страданий, а возникающие на их фоне мысли исполняют функцию морока, в котором мы забываемся, чтобы не замечать истинного положения дел.

Упрощенно говоря, напряжение устраняется расслаблением. Раскрытие нашей изначальной природы чистого сознания в духовно-эзотерической среде называют просветлением. Прямой путь к просветлению – это приятие настоящего момента жизни. Все человеческие проблемы сводятся к тому, что мы напряженно сопротивляемся реальности настоящего, погружаясь в иллюзию событий. На деле же, все эти события являются просто ментальным напряжением, рябью на фоне сознания, пребывающего в непрерывном «сейчас».

Движение энергии в нашем теле и сознании можно уподобить течению воды по трубам, или отведенным для этого каналам. Основная задача – сделать так, чтобы это движение было беспрепятственным, свободным и непринужденным. Может показаться, что речь идет о каких-то запредельных недоступных практиках и переживаниях. Такое представление – одно из препятствий на пути энергии – иллюзорный ментальный блок.

Когда внимание отвлекается на мысль о том, что «практика – слишком сложна и неясно, как с ней работать», то само это отвлечение как раз и есть препятствие для свободного течения энергии. Выход находится рядом, гораздо ближе, чем кажется.

Когда нам кажется, что у нас не получается, у нас не получается только потому, что нам это кажется. Это обычное переживание само по себе и есть та «мистическая» заслонка для энергии, с которой необходимо работать. Чтобы получше, повнимательней рассмотреть сферу текущей проработки, можно снова как можно убедительней сказать себе: «У меня не получается! Я не знаю, что и как делать!»

Слова – это пустые символы, без переживаний у них нет заряда. Поэтому в практике необходимо перенести внимание на само переживание, которое этими словами выражается. Мы просто непринужденно как бы из интереса рассматриваем, что из себя представляет это переживание, где и как оно начинается, имеет ли четкие края, источник и основу. Не нужно прилагать усилий, чтобы увидеть что-то конкретное. Достаточно просто расслабиться в естественном осознании происходящего.

Похоже на то, что одна из функций страдания как раз в том и заключается, чтобы при помощи боли привлечь внимание к источнику проблемы. То есть мы должны уметь ясно взирать на «место», где зарождается иллюзия, чтобы впоследствии научиться пребывать там, где иллюзий нет. Сознательная практика ускоряет этот природный процесс.

Текущие переживания – это наше развитие в настоящем. Жизненная энергия течет свободно, когда устранены все напряжения. Одна из главных ошибок в практике интуитивной медитации расслабления – это старания и создание новых напряжений, чтобы расслабиться. Нет ничего дурного ни в движении, ни в его отсутствии, ни в напряжении, ни в расслаблении.

Каждая мысль походит на странную историю, которая повествует о самой себе. Когда нам кажется, что мы упускаем нечто важное, приходят страдания. Однако это ощущение – и есть само «упускание» в своей собственной основе. И нигде за пределами этого ощущения нет ничего того, что мы могли бы реально упустить. Мысль, которая говорит «я слаб, я не знаю».. эта мысль – о самой себе! Внутри этой мысли есть слабость и неведение. Когда мы думаем эту мысль обычным образом, отождествляясь, то полагаем, что выражение этой мысли – о нашей персоне. Однако, это иллюзия. За пределами этой мысли и подобных ей, слабости, страдания и неведения не существует!

Эго сотканное из таких мыслей, является комком иллюзий. Когда приходят подобные мысли-напряжения, просто не верьте им, осознавайте их в истинном свете – как мысли, а не события. Позволяйте мыслям двигаться свободно – приходить и уходить. Для этого мы ясно и открыто осознаем себя как сферу сознания и расслабляемся, открываясь для энергии пространства. В этом – сущность практики медитации расслабления. Для этого не нужны специальные условия и наставники. Для этого необходимо лишь простое расслабленное положение тела и открытый ум, тогда энергия пространства входит в сферу осознания, очищает ее и подпитывает энергией. Чем больше открытости настоящему, тем большей энергией и ясностью обладает сознание.

На определенном этапе открытость и расслабленность, как самые важные факторы практики, приводят к высшей возможной цели – к источнику реальности.

© Игорь Саторин

Другие статьи о медитации:

П.С.
Я не просветленный. Но все вышеописанное констатирую из личных наблюдений. Брать эти наблюдения за истину не советую. Не принимайте за истину слова. Практикуйте, проверяйте и делайте самостоятельные выводы.

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

50 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Арсений, монолог успокоить несложно. А вот погружение в мысли — куда сложней. Этому так или иначе тут и посвящены все статьи о медитации. Внимание важно не столько контролировать, сколько пробовать чувствовать, чего именно вам сейчас хочется. То есть надо бы уловить интерес к созерцательности. Иначе будете изводить себя бесплодной борьбой с собой.

    Формально — психолог. Психоанализ в чистом виде не практикую.

  2. Игорь, интерес к созерцательности думаю что уловил. У меня иногда даже бывает такое, что медитация начинается сама собой. просто погружаешься в это состояние спонтанно. как это чувствовать внимание и понимать чего именно сейчас хочется, не понятно. Если можно приведите пример пожалуйста, только насколько можно более простой.
    По поводу внутреннего монолога. Нет ничего плохого в том что я его так пресекаю ? ведь это даже идет мне на пользу по сути ? Спасибо что не оставляете вопросы без внимания.

  3. Знаете психоанализ в чистом виде мне кажется очень строгим. Я ходил на несколько сеансов, мне совсем не понравилось. Время строго 50 минут и не минутой больше. Опоздал по уважительной причине например из за пробок никого не волнует. А стоит он как правило не мало.

  4. О внимании. Метафора. Внимание можно определять не только как «точку».
    Предложу «медитацию исследования внимания» (только что пришло):
    Это работает так же и как ось/отрезок : например, закройте глаза и поставьте на торс два указательных пальца. Слегка надавите. Почувствуйте обе точки поочереди, а затем обе «точки» вместе. Затем «почувствуйте» прямую линию между этими двумя точками. Так внимание работает как ось.
    Это работает как сложная кривая : например, закройте глаза, поставьте один указательный палец на торс и слегка придавите. Попробуйте «взять» во внимание только область нажатия. Затем взять во внимание напряжение в плечевом суставе той руки которую мы используем для надавливания. Теперь можно взять во внимание всё «напряжение» руки от указательного пальца до плечевого сустава. Почувствовать напряжение всей руки одновременно. Вот получили внимание в «форме кривой».
    Это работает так же и как геометрические фигуры на плоскости : например, закройте глаза, поставьте два указательных пальца на торс и слегка надавите. Затем, возьмите во внимание третью точку. Можно обратить внимание на приятие чего либо (звук, давление на кожу,температура пола и т.д.) или на собственное действие (дыхание и т.д.). Или просто поставить на торс третий палец. Проследить вниманием каждую точку давления. Затем поместить во внимание все три точки. Затем обратить внимание на плоскость которую образуют три точки.
    Это работает так же и как искажения плоскостей : например, мы воспринимаем треугольную плоскость о которой я писал выше и добавляем четвёртую точку (приятие сигнала или собственное движение). Так мы помещаем во внимание плоскость из трёх точек давления на теле и, например, звук пения сверчка (я так сейчас сделал). У меня получился тетраэдр, основание которого плоскость давления на торсе а вершина звук пения сверчка. Словно тетраэдр заполненный или покрытый звуком пения сверчка. Так мы можем создать вниманием искажённую плоскость или «пустой объём».
    Это (внимание) работает так же и как заполненный объём : например, мы открываем глаза. Сидя на попе мы создаём точку внимания как бы под попой. Теперь слегка нажимаем пальцем на голове в области родничка. Это будет вторая точка. Берём во внимание ось от точки под попой до точки на родничке. Запоминаем ощущение и учимся держать большую часть внимания именно на родничке. Затем от этой точки начинаем обращать внимание на различные сигналы «окружающей» среды (звуки, изображение, температуру, давление, влажность и т.д., сколько получится ). Поочерёдно сливаем все эти «точки восприятия» вместе. И «подключаем» к точке на родничке («родничком слушаем природу»). А затем от точки на родничке направляем внимание вертикально вниз по оси, которую мы сделали ранее. Внимание как бы зацеплено («ухватилось») за восприятие природы и от родничка смотрит вертикально вниз. В наше собственное существо. Теперь мы постепенно, от «природы» и «родничка» обращаем внимание на различные сигналы «из тела» (давление, температура, движения органов и т.д.)и ума (тянущие ощущения, образы, гнев, страх и т.д. ). И постепенно подключаем во внимание эти вещи и сливаем их в один заполненный вниманием объём. Мы смотрим из природы в тело. Продолжаем это делать и расслабляем ум. Далее мы учимся перемещать внимание но сохранять общий баланс (максимально быстро, без причин и оснований помещать внимание снова в прямое приятие природы и родничёк). Так же учимся находить напряжения и расслаблять их без каких либо дополнительных причин.
    Это можно так же сравнить с полётом хищной птицы, высоко в небе. Например, она воспринимает текущие возможности воздушного пространства, собственное состояние. И в то же время она способна фокусироваться на деталях далеко внизу, масштабировать (приближать, удалять). То есть внимание может изменяться по форме. При этом одно из качеств внимания, это как раз способность балансировать, быть в равновесии. Потому в последней части «медитации исследования» я указал возможные точки опоры, для того кто медитирует. Точки опоры могут вибрировать, меняться и продолжать быть. В общем то это танец.
    Если это кому пригодится, замечательно. Здоровья.

  5. В предпоследнем комменте — «исследовании», этом месте я неверно указал очерёдность:
    «Поочерёдно сливаем все эти «точки восприятия» вместе. И «подключаем» к точке на родничке («родничком слушаем природу»).»
    В действительности удобнее сначала подключать различные сигналы восприятия среды к точке на родничке, а затем «сливать» поток всех сигналов в единое целое.

  6. Ещё о внимании. Так же, кому интересно, можно найти изображения херувимов с глазами на крыльях (фрески, мозаики). Шесть крыльев с множеством глаз описывают то, каким может быть внимание человека. Форма крыльев часто совпадает с возможной в действительности формой внимания, направление глаз и перьев указывает на возможное направление внимания. В таком варианте внимание «смотрит» и снизу вверх и изнутри наружу и сверху вниз и снаружи внутрь. У такого человека может возникнуть чувство, что он словно воздух внутри и снаружи пустой чаши. У стенок чаши как бы нет толщины. Это определённая игра и свойство сил образующих Мир.
    Я полагаю что привязываться к образам/картинкам может быть опасно, особенно если художники были неточны или я всё это вообще нафантазировал. Потому может быть полезно познавать это постепенно. Пробовать собственные возможности внимания.

  7. Только что нашёл в Википедии о Серафимах.
    Цитата : » Серафим, котораго видел Пророк Иезекииль (Иез. 1:4. 9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое — лицу тельца, третье — лицу льва, четвертое — лицу орла. Первое лице Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мире, исполняют заповеди на них лежащия. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстьми и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественныя видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, подобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.
    Добротолюбие,Т1, Наставления Антония Великого»

  8. Да, очень интересно. И не каждому в принципе дано уловить эту вашу мысль о самой себе: я слаб, я не знаю».. эта мысль – о самой себе»
    Получается, чем больше копаешься, тем дальше уходишь от сути, а она, вот же, перед носом самым… А мы слишком умные, чтобы принять простые вещи, и сами себя запутываем… И чем больше литературы «усвоил» тем дальше твоё осознание себя, но закон «вперёд — НАЗАД-ВПЕРЕД, всегда работает. И ты возвращаешься, к тому с чего начал, и думаешь, вот же я» дурак», разгадка была так близко. И улыбаешься над своим «УМОМ»

      1. вам спасибо… ЭГО видимо вообще невозможно уничтожить, одну голову отрезаешь, а на её месте ещё 10 новых, и так до бесконечности… Особенно, когда заблуждаешься в своей исключительности. И сам себя водишь за нос, пока жизнь снова не ткнет тебя носом в грязь. Блаженны нищие духом…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.