Свобода выбора – иллюзия, потому что любой выбор происходит спонтанно и одновременно в силу причин, которые выбор обусловливают. Большинство людей, сталкиваясь с концепцией спонтанности, воспринимают ее суть, как некую игровую форму деятельности. На деле же, спонтанность ума проявляется тотально. То есть, все, что человек ощущает – происходит абсолютно спонтанно, или же в иной грани восприятия этого процесса – механически. Механичность – это восприятие спонтанности через призму ее причины. И эта причина делает спонтанность чем-то фатальным, неизбежным. Поэтому многим теория об иллюзорности свободы выбора может откровенно не понравиться. В таком ключе можно акцентировать внимание именно на спонтанности вне причин и следствий. Просветление, о котором говорят духовные учения – это осознание тотальной спонтанности (механичности) всех процессов сознания, и освобождение от бремени иллюзии выбора.
При осознании факта тотальной спонтанности ума, человек вынужден столкнуться с таким парадоксом, как иллюзорность любого выбора. Выбор – это сущность человеческой жизни, потому что вся наша жизнь – это поток непрерывных выборов. Каждый момент – это сомнение и новый выбор, на который направляется внимание. Сама суть выбора как бы говорит о том, что у нас есть одновременно разные варианты развития событий, и они всегда присутствуют как бы параллельно. И выбор, в таком ключе представляет собой «свободу» в развитии сюжетной линии жизни. Однако реально жизнь так и остается линейной и свобода эта иллюзорна. Мы лишь наблюдаем эту жизнь, как кинофильм. Участие в жизни, воля и выбор – это так же, лишь часть того, что мы наблюдаем. Иллюзорная воля – лишь один из процессов кинофильма. Воля случается спонтанно, как и все-все в этой жизни.
Ощущение выбора порождает, чувство, что мы что-то делаем – ощущение участия в каком-то процессе. Однако, по-сути, переживание себя, как деятеля – это своеобразная река, состоящая из сотен подсознательных «микро выборов», которые не осознаются обывателем, поэтому деятельность ума ощущается как нечто само собою разумеющееся: «иначе и не может быть».
Выбор, как возможность принятия одного, или другого решения – иллюзия, потому что в сущности он является спонтанным, хаотичным следствием течения микро «выборов», которые просто случаются. То, что мы называем деятельностью ума, и жизнью человека – происходит абсолютно механически в силу спонтанного движения тонкой материи и энергии.
Ощущение выбора (как и чувство «я») кажется очень реальным, потому что в нем присутствует «энергия сознания». Ощущение выбора происходит, когда не «устраивает» то, что есть в момент «сейчас». Выбор – это «отталкивание» настоящего момента, его избегание. Любой выбор – это всего лишь волна неприятия. Затем идет спад волны – между двумя выборами, фокус сознания снова возвращается на реальность, снова проявляется неспособность ее принять, и опять – новый миг отталкивания в новом выборе. Все это происходит спонтанно.
Отталкивание реальности – это неспособность сознания осознать само себя, осознать то, что есть в настоящем. Способность осознавать то, что есть, зависит от уровня ясности. В этом ракурсе выбор как отталкивание реальности, является простым отсутствием ясности. Тому, как ясность проявляется в нашей жизни посвящена чуть ли не половина статей progressman.ru.
Реальность в человеческом теле осознает саму себя активно, волнообразно, но как бы частично. Более глубокое непрерывное ясное осознание устраняет это ощущение «отталкивания жизни», и прекращает иллюзию выбора, потому что отображает его составляющие: механические микро «выборы» и волну неприятия, которые состоят из спонтанных частиц.
Неспособность осознать себя проявляется потому, что сознание «смешано» с материей. Самопознание (созерцание собственного психического нутра) как основной фактор развития ясности, устраняют иллюзию выбора со всеми сомнениями, и позволяют по-настоящему принять настоящий момент.
© Игорь Саторин
Статья “Свобода выбора как иллюзия” написана специально для progressman.ru
При использовании материалов обязательна активная ссылка на источник
Другие статьи по этой теме:
Всё сложное состоит из простого. Главное уметь разложить на простое.
Я б даже сказал не боятся подумать что собственное сознание это что то простое элементарное, но массовое.
Кстати прочитал несколько статей и проследил одну не логичность, сейчас точно не помню, но общий смысл такой, бог может осознавать каждую единицу личности, а человек каждый «микро процесс» «микро выбор» «Ощущение одного нейрона» осознавать не может….странно.
Ded_Marazm,
Человек многогранен. Осознание всех процессов есть всегда. Иногда мы можем даже вспомнить то, что осознавали на подсознательном уровне. Но личность, с которой отождествляешься оперирует очень узким спектром воспринимаемого. Ее возможности ограничены.
Учитель : Ну, ты понял , наконец, что никакой свободы воли не существует и ты не можешь на самом деле принять решение- «что делать»- это лишь иллюзия ?
Ученик : О да, Учитель, я это понял абсолютно ясно, только вот чуть-чуть другого не понял : и что же мне теперь делать ?
:)
«Ощущение выбора происходит потому, что не «устраивает» то, что есть в момент «сейчас», поэтому выбор — это отталкивание настоящего момента, его избегание.»
Вот просветлённый стоит на дороге. Он принимает всё, он в «здесь и сейчас». Появляется машина, которая мчится навстречу, просветлённый видит машину, НО, кто-то сказал, что он «должен принимать момент сейчас», кто-то сказал, что «выбор — иллюзия» и просветлённый принимает эту машину, на себя, в результате чего погибает. Стоять на дороге и ждать пока машина тебя раздавит — это не есть принятие реальности. Стоять в тот момент на дороге и принимать ВСЁ, что есть — это принятие! Просветлённый принимает факты его окружающие, и факт возможности смерти, без страха, без оценки, без интерпретаций — просто как факт. Он не избегает смерти, он не избегает реальности, он просто видит и принимает всё, что есть. И только приняв реальность такой, какая она есть — можно что-то сделать, и это не об изменении реальности, это о изменении своего положения в ней, не потому, что что-то не устраивает, а потому, что таков выбор. Выбор абсолютен, как и реальность. Выбор может быть причиной, но у выбора нет причины. Любовь может быть причиной, но у Любви нет причины.
Выбор, о котором вы говорите — не выбор. То, о чём вы говорите — это реакция, она бессознательна. Действие сознательно. Выбор сознателен. Дело в осознанности. Если посмотреть, то люди в своей жизни не выбирают, они реагируют на внешние раздражители. Если тронуть устрицу, то она не выбирает залезть в раковину, она реагирует. Конечно, можно назвать реакцию — бессознательным выбором, суть не изменится. Но читая статью, нужно понимать разницу, и то, о чём эта статья. Статья о реакциях, а не о выборе.
Но так или иначе человек сам несёт всю ответственность за все выборы, за все реакции, не важно осознаются они или нет. Когда то вы выбрали воплотиться на Земле как человеческое существо. И этим выбором обусловлена вся ваша жизнь, до того момента, пока вы не сможете сделать сознательный выбор.
Вся концепция иллюзорности выбора служит упрочению позиции жертвы обстоятельств. Примером жертвы такой концепции стали индусы, многие не развиваются и верят, что «в следующей жизни будет лучше», «в следующей жизни я стану просветлённым» — они не выбирают, они думают, что всё выбрано за них. Другим примером является подавляющее большинство населения планеты, некоторые говорят «за что Бог послал мне такие мучения», «почему они так ко мне относятся», «почему жизнь такая …» — люди сваливают свою ответственность на всё, что их окружает, различные примеры повсюду, их можно услышать от кого угодно. Но человек сам сотворил свою жизнь такой, какая она есть.
Если бы человек осознал, что только он выбирает, что именно он когда-то выбрал жить именно так, выбрал всё, что происходило в его жизни, тогда человек взял бы на себя ответственность за всё это автоматически — жизнь такого человека изменилась бы, человек перестал бы быть жертвой обстоятельств.
«>эти слова как шелуха не имеющей ни какой смысловой нагрузки?
Это мои неуклюжие попытки выразить пережитое так, чтобы было хотя бы примерно понятно о чем речь.
Ded_Marazm, Вы статью не поняли. Тема действительно сложная.»
Посмотрите на цветок, что в нём сложного? — он прост, его не нужно понимать, но им можно наслаждаться, его можно переживать, реальность можно переживать. Это просто. Ходьба — это просто, но очень сложно объяснить её. Сложность создаёт ум. Чем сложнее, тем дальше от реальности. Сложность нужна, чтобы убежать и закрыться от реальности! Таким образом по словам человека, можно узнать, насколько он далёк от реальности, от принятия её.
>просветлённый принимает эту машину, на себя, в результате чего погибает.
Нет! Он принимает действие, в котором продолжает жить.)
>Статья о реакциях, а не о выборе.
Чем является выбор, как не реакцией?
>Вся концепция иллюзорности выбора служит упрочению позиции жертвы обстоятельств.
Это — оценки. Сознательный выбор сильного человека происходит в силу опыта, в силу данных, по какой-то ПРИЧИНЕ. Причина обуславливает. Выбор случается. Он просто происходит, как движение листьев. Листья не являются жертвой ветра. Они просто шелестят.
CornuCopiae, к сожалению Вы тоже не поняли статью. Но дело, наверное в том, что статьей об этом не сказать. В спонтанности нет позиции жертвы, нет бессознательности. Это просто жизнь, которая просто происходит.
«просветлённый видит машину, НО, кто-то сказал, что он «должен принимать момент сейчас», кто-то сказал, что «выбор — иллюзия» и просветлённый принимает эту машину, на себя, в результате чего погибает.»
CornuCopiae, прежде чем писать подобные нелепые фантазии разберитесь в терминологии немного, хотя бы что такое просветление.
CornuCopiae, прежде чем писать подобные нелепые фантазии разберитесь в терминологии немного, хотя бы что такое просветление.
Антон Малых, разберитесь в своих фантазиях, не фантазируйте, будто знаете, что такое просветление!
CornuCopiae,мне кажется, что в Вашем ярком примере с автомобилем, просветленный не будет выбирать: стоять или отпрыгнуть — он будет продолжать наблюдать, какой выбор сделает телоум.