Перед тобой всегда стоит выбор либо дурачить себя и окружающих своей важностью, либо выбрать реальное развитие. В своем самообмане можно стать хоть королем. И если саморазвитие изначально выбрано, чтобы потешить чувство собственной важности (ЧСВ), тогда действительно проще не развиваться, а сразу заняться саморекламой, уверяя других в собственной просветленности, крутости и продвинутости.
Так создаются внутренние конфликты, появляется уязвимость, и зависимость от чужого мнения. На иллюзорное величие могут повестись слепые последователи, страдающие от схожей проблемы. Самообман может дорастать до стадии, когда ты сам начинаешь верить в свою же ложь, становясь все более пригодным клиентом для хорошего психиатра.
Быть простым человеком, со здоровой психикой, или быть «крутой» фальшивкой с болезненными неврозами – вот в чем заключается твой реальный выбор.
И ведь очевидно, что быть фальшивкой всегда – себе дороже. Жизнь неизбежно сталкивает с самообманом. Можно убедить нескольких слепцов в своей великой важности, но будешь отрезан от общества трезвомыслящих. Можно до посинения убеждать других в своей крутости, лишь бы не смотреть своим страхам в лицо. А ведь реальное развитие только тогда и возможно, когда принимаешь себя таким, каков ты есть. Только когда честен и открыт с собою, тогда ты сам становишься живой истиной. А крутая «фальшивка» не развивается, а наоборот бежит от развития, потому что развитие ставит такого человека перед фактом его фальши.
Если ты выбираешь развитие, и считаешь себя продвинутым, стоит спросить себя честно, действительно ли ты крут, или есть какие-то внешние признаки, по которым ты сойдешь за крутого? Действительно ли ты крут, или потакаешь самолюбию? Любой малейший намек на попытки доказать свою «крутизну» – это признак чувства собственной важности, зависимость и самообман.
Когда ты не боишься быть собой и принимаешь себя настоящего, тогда комплексы и сомнения перестают загрязнять механизм твоего мышления и восприятия, что придает четкости и эффективности всем твоим действиям.
При этом важно понимать, что осознание бесполезности чувства собственной важности, не подразумевает такое же бескомпромиссное отношение к ЧСВ других людей. Напротив, это означает, что ты, как настоящий практик, должен быть очень внимателен к окружающим, к тому, чтобы не задевать их своей «гибкостью», и не тыкать их носом в собственные недостатки, хотя бы потому, что в большинстве случаев это чревато вполне адекватным противодействием с их стороны.
Почему-то большинство людей, ознакомившись с теорией ЧСВ, начинают наблюдать это чувство в ком угодно, только не в себе, что является очевидным самообманом и отклонением от пути развития личности и самопознания в противоположную сторону. Чтобы помочь человеку, можно указывать на его недостатки, но если не делать этого осознанно и чутко, так называемые «благие намерения» слишком легко могут вылиться в типичное самодурство и возвеличивание собственной персоны, путем унижения собеседника. Такие «кармические узлы» на пути развития сознания становятся большим препятствием.
Быть бескомпромиссным со своей важностью – лучший способ стать эффективным человеком. Именно со своей персональной важностью. Бескомпромиссность и безжалостность с чувством собственной важности других людей может стать превосходным предлогом для эмоционального садизма. Человек может напялить на себя маску учителя, или просто заумного циника, якобы для того, чтобы помочь оппоненту разрушить его иллюзии. На деле основная мотивация таких намерений, как правило, сводится к возвеличиванию и укреплению собственной важности «благодетеля». Человек сам не замечает, как, потешаясь над другими, строит огромный памятник своей непробиваемой глупости гордости.
Указывая на чужие огрехи, следует проявлять величайшую сознательность, ясно осознавая собственные мотивы. Если эти мотивы сводятся к самоутверждению, собеседник тебя не услышит, а сказанное будет совершенно справедливо воспринято как деструктивная критика и «наезд» ради услады твоего самолюбия. Если в собственных мотивах нет уверенности, значит, самоутверждение в них точно присутствует. Обмануть себя здесь – проще некуда. Но если ты действительно указываешь на чужие ошибки с искренним желанием помочь, помни, что никто по твоей прихоти меняться не обязан, и скорей всего твои слова будут восприняты как критика, или даже наезд. Этой теме на progressman.ru посвящена отдельная статья о конструктивной и деструктивной критике.
Чувство собственной важности – чистый воды невроз, побуждающий демонстрировать собственную персону в самых красивых красках. Однако и подавлять свою личность не стоит. Любая, например, творческая, деятельность, связанная с проявлением и раскрытием личности не возбраняется. Задача в том, чтобы не привязываться к результату своей деятельности в какой бы то ни было форме. В конечном счете, слава, признание, или, наоборот, непонимание и унижение – это ничто в сравнении с той вечностью, которой обладает твоя душа. Настоящий практик не убегает от мира, потому что осознает, – свобода состоит не в отсутствии материальных благ, а в отсутствии привязанности к ним. Когда нет привязанности, красота и богатство не могут испортить человека.
Для избавления от чувства собственной важности учитель Карлоса Кастанеды советовал ему использовать ситуации с «мелкими тиранами». Мелкий тиран – это досаждающий человек, который своим «бескультурным» поведением оказывает на твою личность давление. Если человек возвышается над тобой, не стоит оказывать ему сопротивление, потому что это равносильно одному из вариантов принятия условий его игры. Лучшее, что можно сделать – не играть с ним в эту игру, не идти на поводу у ситуации. Тогда мелкий тиран по праву окажется в глупом положении, в котором его неразумное поведение будет выглядеть, как шалость ребенка.
Вообще, при столкновении с тяжелыми людьми и ситуациями появляется возможность практиковать осознанность в экстремальных условиях, когда личность шлифуется особенно интенсивно. И в твоих силах проявить отрешенность либо, проявив слабость, отдаться эмоциям.
Избавление от ЧСВ – это не ментальное решение, а постоянная работа над собой. Как сказал Дэн Милман: «нет пути к осознанности, осознанность – есть путь». Для избавления от чувства собственной важности необходимо помнить о его бесполезности всякий раз, когда ЧСВ проявляется. Необходимо честно смотреть на себя, и называть вещи своими именами. Если есть гордыня, напыщенность, королевские замашки, не стоит обманывать себя, полагая что ты крут. Все это – признаки обычной слабой и неуверенной в себе личности. В разной степени эти качества проявляются у большинства людей. Если ты искренне желаешь усмирить ЧСВ, просто воспринимай все как есть, смотри внимательно, как ЧСВ проявляется. Не позволяй уму впадать в самозабвенные фантазии о собственном величии.
© Игорь Саторин
Читайте продолжение: ЧСВ 2
Я так понимаю, всё утресется само собой, со временем…
Анализирование(в этом случае) — игра эго с самим собой?
Мудрость приходит с годами (с практикой осознанности)?
Получается нужно быть осознаннее в жизни, не искать ответа(не анализировать), довериться себе и реагировать спонтанно?
Но как стать осознаннее?
«Но как стать осознаннее?» — в этом вопросе присутствует сам ответ.
пример из вот этого момента:
Вы задаете вопрос. Однако, можно было бы подумать, размышлять.
проявить осознанность. включить процессе осознания «как?».
сейчас сделаю «медвежью услугу» и поощрю вашу лень, объяснив.
но впредь — тренируйте мозг. меньше вопросов! больше исследований.
все ответы уже есть в самих вопросах. либо, где-то в глубине вашей души.
осознавать — это само по себе действие. делать.
что делать? в каждой ситуации (мысли, разговоре, действии), как включается сознание (вспоминаете — ах! нужно осознать!)
задаете вопросы себе :
что я делаю?
для чего делаю? (думаю, говорю),
что это несет мне, чему учусь.. нужно ли продолжать..
и так далее.
дорога к управлению умом, а значит к освобождению от его влияния, лежит прямо через тренировки его же самого.
включайте голову.
тут дело не в магии или чуде. тут дело — в трудолюбии и работе над собой каждый божий день.
меньше посторонней инфы, больше слушать себя и избавлять себя от блокировки привычек,
от стандартных привычных мыслей, от рутины дня.
хватит.
думайте сами.
иначе, можно вообще забыть даже про само слово «осознанность»
Маша вы медитировали? Как успехи?
У вас получалось быть осознанным? Я имею ввиду видеть жизнь, быть чутким, чувствовать и делать это всё без внутреннего диалога (для чего, что и т.д.)
В моем случае, вопросы:
что я делаю?
для чего делаю? (думаю, говорю),
что это несет мне, чему учусь.. нужно ли продолжать.. — это работа ума, анализ(мой конёк — я интроверт).
А я хочу остановить работу ума(хоть иногда), осознавать, в смысле достичь бодрствования (медитативного)ума.
Сколько пробовал медитировать, не мог даже минуту продержаться без мыслей, быть осознанным.
Было бы легко осознавать — наверное каждый второй был бы просветленным?!
> это работа ума, анализ
в этом месте многие запутались
Вы привели прекрасный пример такой вот «каши-малаши» в голове.
ум необходим, но им нужно научиться пользоваться, чтобы он не пользовал хозяина.
«сесть на коня и управлять им, а не попасть под копыта и быть растоптанным»
с большинством происходит второй вариант.
а без ума — Вы овощ.
> (мой конёк — я интроверт)
еще один пример использования предложенной извне пустой никчемной информации.
стереотип.
мой «экстравертизм» почти 100% развит. но склонность к ментальности такая же сильная (см. мои комментарии)
умение обуздать ум, Jann, и не остаться овощем отключив разум и ум, это великое Благо.
> Сколько пробовал медитировать, не мог даже минуту продержаться без мыслей, быть осознанным.
не нойте : )
это ум расстраивает_ся.
в один день все получится.
одной дороги для всех — не существует. у каждого свой путь. идите ,Jann, своей дорогой.
слушайте себя.
внимательность к себе — это корни осознанности.
Jann,
>Анализирование(в этом случае) — игра эго с самим собой?
Целенаправленно анализировать тоже полезно. Бесполезно подавлять ум с его монологами. А в медитации с умом в идеале вообще ничего делать не нужно. Достаточно просто наблюдать. Если ум мешает просто наблюдать, просто наблюдайте, как он мешает просто наблюдать. В этом секрет. На практике однако на «освоение» может уйти несколько лет.
> Достаточно просто наблюдать. Если ум мешает просто наблюдать, просто наблюдайте, как он мешает просто наблюдать. В этом секрет.
недавно так «разобралась» с эмоциями (и они разогреваются умом)
решила наблюдать и наблюдать и наблюдать.
не участвовать. не генерировать противоположные, не успокаивать себя насильно.
ключевое слово — не участвовать
теперь постоянно нахожусь в безмятежности и легкости. спать могу 4 часа и все равно легкость и бодрость.
(раньше минимум 8) + четкое мышление добавилось (ясность ума — ибо укрощен)
если накатывает что-то — наблюдаю, наблюдаю, наблюдаю и не участвую.
за жизнь выучила «на зубок»:
всему свое время. нужно трудиться и проявлять терпение. все получится. абсолютно все. в свое время : )
Jann, из своего опыта могу дать только один совет. На уровне эмоций — чем хуже , тем лучше. Не принимай лживую удовлетворенность эго, разоблачай её, но постепенно.
Маша: «ум необходим, но им нужно научиться пользоваться, чтобы он не пользовал хозяина.»
Я наверное как всегда не в тему. Если так, то простите и не отвечайте. А вопрос такой: как по-вашему, КТО же этот ХОЗЯИН (УКРАТИТЕЛЬ, ОБУЗДУДАТЕЛЬ и т.п.) УМА?
Хорошие статьи, но здесь я немного не согласен. Избавиться от чувства важности человеку НЕВОЗМОЖНО. Это разрушит саму личность. Нет людей без чувства собственной важности в здравом рассудке. Но зато возможно взять ЧСВ под контроль. Отсутствующее чувство важности и контролируемое есть принципиально разные понятия. Моё личное мнение естественно.