Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Чувство собственной важности (ЧСВ)

ЧСВПеред тобой всегда стоит выбор либо дурачить себя и окружающих своей важностью, либо выбрать реальное развитие. В своем самообмане можно стать хоть королем. И если саморазвитие изначально выбрано, чтобы потешить чувство собственной важности (ЧСВ), тогда действительно проще не развиваться, а сразу заняться саморекламой, уверяя других в собственной просветленности, крутости и продвинутости.

Так создаются внутренние конфликты, появляется уязвимость, и зависимость от чужого мнения. На иллюзорное величие могут повестись слепые последователи, страдающие от схожей проблемы. Самообман может дорастать до стадии, когда ты сам начинаешь верить в свою же ложь, становясь все более пригодным клиентом для хорошего психиатра.

Быть простым человеком, со здоровой психикой, или быть «крутой» фальшивкой с болезненными неврозами – вот в чем заключается твой реальный выбор.

И ведь очевидно, что быть фальшивкой всегда – себе дороже. Жизнь неизбежно сталкивает с самообманом. Можно убедить нескольких слепцов в своей великой важности, но будешь отрезан от общества трезвомыслящих. Можно до посинения убеждать других в своей крутости, лишь бы не смотреть своим страхам в лицо. А ведь реальное развитие только тогда и возможно, когда принимаешь себя таким, каков ты есть. Только когда честен и открыт с собою, тогда ты сам становишься живой истиной. А крутая «фальшивка» не развивается, а наоборот бежит от развития, потому что развитие ставит такого человека перед фактом его фальши.

Если ты выбираешь развитие, и считаешь себя продвинутым, стоит спросить себя честно, действительно ли ты крут, или есть какие-то внешние признаки, по которым ты сойдешь за крутого? Действительно ли ты крут, или потакаешь самолюбию? Любой малейший намек на попытки доказать свою «крутизну» – это признак чувства собственной важности, зависимость и самообман.

Когда ты не боишься быть собой и принимаешь себя настоящего, тогда комплексы и сомнения перестают загрязнять механизм твоего мышления и восприятия, что придает четкости и эффективности всем твоим действиям.

При этом важно понимать, что осознание бесполезности чувства собственной важности, не подразумевает такое же бескомпромиссное отношение к ЧСВ других людей. Напротив, это означает, что ты, как настоящий практик, должен быть очень внимателен к окружающим, к тому, чтобы не задевать их своей «гибкостью», и не тыкать их носом в собственные недостатки, хотя бы потому, что в большинстве случаев это чревато вполне адекватным противодействием с их стороны.

Почему-то большинство людей, ознакомившись с теорией ЧСВ, начинают наблюдать это чувство в ком угодно, только не в себе, что является очевидным самообманом и отклонением от пути развития личности и самопознания в противоположную сторону. Чтобы помочь человеку, можно указывать на его недостатки, но если не делать этого осознанно и чутко, так называемые «благие намерения» слишком легко могут вылиться в типичное самодурство и возвеличивание собственной персоны, путем унижения собеседника. Такие «кармические узлы» на пути развития сознания становятся большим препятствием.

Быть бескомпромиссным со своей важностью – лучший способ стать эффективным человеком. Именно со своей персональной важностью. Бескомпромиссность и безжалостность с чувством собственной важности других людей может стать превосходным предлогом для эмоционального садизма. Человек может напялить на себя маску учителя, или просто заумного циника, якобы для того, чтобы помочь оппоненту разрушить его иллюзии. На деле основная мотивация таких намерений, как правило, сводится к возвеличиванию и укреплению собственной важности «благодетеля». Человек сам не замечает, как, потешаясь над другими, строит огромный памятник своей непробиваемой глупости гордости.

Указывая на чужие огрехи, следует проявлять величайшую сознательность, ясно осознавая собственные мотивы. Если эти мотивы сводятся к самоутверждению, собеседник тебя не услышит, а сказанное будет совершенно справедливо воспринято как деструктивная критика и «наезд» ради услады твоего самолюбия. Если в собственных мотивах нет уверенности, значит, самоутверждение в них точно присутствует. Обмануть себя здесь – проще некуда. Но если ты действительно указываешь на чужие ошибки с искренним желанием помочь, помни, что никто по твоей прихоти меняться не обязан, и скорей всего твои слова будут восприняты как критика, или даже наезд. Этой теме на progressman.ru посвящена отдельная статья о конструктивной и деструктивной критике.

Чувство собственной важности – чистый воды невроз, побуждающий демонстрировать собственную персону в самых красивых красках. Однако и подавлять свою личность не стоит. Любая, например, творческая, деятельность, связанная с проявлением и раскрытием личности не возбраняется. Задача в том, чтобы не привязываться к результату своей деятельности в какой бы то ни было форме. В конечном счете, слава, признание, или, наоборот, непонимание и унижение – это ничто в сравнении с той вечностью, которой обладает твоя душа. Настоящий практик не убегает от мира, потому что осознает, – свобода состоит не в отсутствии материальных благ, а в отсутствии привязанности к ним. Когда нет привязанности, красота и богатство не могут испортить человека.

Для избавления от чувства собственной важности учитель Карлоса Кастанеды советовал ему использовать ситуации с «мелкими тиранами». Мелкий тиран – это досаждающий человек, который своим «бескультурным» поведением оказывает на твою личность давление. Если человек возвышается над тобой, не стоит оказывать ему сопротивление, потому что это равносильно одному из вариантов принятия условий его игры. Лучшее, что можно сделать – не играть с ним в эту игру, не идти на поводу у ситуации. Тогда мелкий тиран по праву окажется в глупом положении, в котором его неразумное поведение будет выглядеть, как шалость ребенка.

Вообще, при столкновении с тяжелыми людьми и ситуациями появляется возможность практиковать осознанность в экстремальных условиях, когда личность шлифуется особенно интенсивно. И в твоих силах проявить отрешенность либо, проявив слабость, отдаться эмоциям.

Избавление от ЧСВ – это не ментальное решение, а постоянная работа над собой. Как сказал Дэн Милман: «нет пути к осознанности, осознанность – есть путь». Для избавления от чувства собственной важности необходимо помнить о его бесполезности всякий раз, когда ЧСВ проявляется. Необходимо честно смотреть на себя, и называть вещи своими именами. Если есть гордыня, напыщенность, королевские замашки, не стоит обманывать себя, полагая что ты крут. Все это – признаки обычной слабой и неуверенной в себе личности. В разной степени эти качества проявляются у большинства людей. Если ты искренне желаешь усмирить ЧСВ, просто воспринимай все как есть, смотри внимательно, как ЧСВ проявляется. Не позволяй уму впадать в самозабвенные фантазии о собственном величии.

© Игорь Саторин

Читайте продолжение: ЧСВ 2

Другие статьи по этой теме

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

133 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. а я все это прекрасно понимаю и наблюдаю.
    однако не считаю себя Машей ;)
    естественное принятое и удобное обозначение на Земле.

    про «персонажи действую автономно и одновременно» не поняла о чем речь? это продолжение предыдущих лирически-поэтических сравнений? :)

    про «отдельную меня (Дух, что называют тут — мной)» — тоже не поняла. почему не существует? еще как существует :)

    Существует Создатель/Существуют Создатели. Тот, кто Создал Землю, нашу Планетарную Систему, Созвездия, Галактики и прочее и прочее. естественно «не в одиночку» и не как мы, имеющие тут ограниченное (специально чтобы не отвлекались от поставленных задач!) сознание можем представить. но все же Создали и Создают (если использовать понятие времени, как мы его знаем).

    понимаю целостность со ВСЕМ. однако каждый Дух не личность, естественно, но Индивидуальность, одновременно находится в Единстве со всем и «функционирует» в общей целостности(это ясно).

    ты, Виктор, путаешь меня. отключи эмоции и попробуй объяснить самым простым языком, на который ты только способен.

    (я тут много написала, возможно не очень ясно, но искренне старалась! :))

  2. Маша, я не смогу объяснить это лучше, чем Игорь в статье «Бытие или манифест Адвайты » на этом сайте.
    Если коротко-нет многих духов со своими индивидуальностями и создателей нет, есть только ты

  3. Маша, давай я попробую объяснить самыми простыми словами, только ты, пожалуйста, на 5 мин выброси из головы все , что ты уже знаешь по этому вопросу.
    Представь, что ты спишь и не помнишь во сне кто ты. И снится тебе мальчик Петя, девочка Катя , собачка Тузик, дерево , камень и небо. И сон такой странный, что ты по 1 минуте оказываешься в каждом из них и смотришь на остальных их глазами. Когда ты в Пете, ты видишь девочку Катю, собачку, дерево и т.д.Кроме этого ты «видишь» Петину память,которая говорит тебе , что ты Петя, «слышишь» Петины мысли. Щелк , минута истекла, и ты в своем сне переместилась в Катю-смотришь на мир из нее, и, считывая ее личность, считаешь себя Катей.Щелк-и ты Тузик, видишь двух людей, мало что думаешь-радуешься жизни,щелк-ты дерево, щелк-ты-небо. Снова Петя, причем ты не помнишь, что только что была девочкой и небом, ведь в эту минуту ты пользуешься памятью Пети.Мальчик Петя может в твоем сне умереть, но ты продолжаешь жить в других персонажах сновидеия.
    Можно спросить- а в чем же разница с обычной реальностью. Разница в том,что есть шанс проснуться

  4. да, теперь все поняла!

    но не нравится эта теория — какая-то она скучная и неинтересная что ли..

  5. Виктор, а зачем я вообще играю в эту игру, превращаясь в Петю, Машу, Тузика, а потом напрочь забываю о них, вселяясь в следующие субъеты-объекты, ведь мне и так ВСЕ известно, ведь я и есть это ВСЕ. Или при создании этой реальности форм у меня был приступ мазохизма — ведь, в основном жизнь человека соткана из страданий. Я еще не могу понять смысла этой игры, кроме как лозунг Мао «чем хуже — тем лучше»?

  6. Лиза, я пока не знаю зачем.

    Индуисты говорят-это Лила — игра.
    Будда говорит — это просто так есть.

    Мне лично кажется, что сам вопрос «зачем» имеет смысл только для объектов сна (для Виктора, Лизы, Игоря) , потому что только для этих объектов( то есть нас с Вами) существуют концепции «будующее», «смысл», «цель».
    А для Сознания, которому это все «снится» это все существует сразу, в одной точке, без прошлого и будующего, без целей и смыслов. Для него нет никакого «зачем»

    И, кстати, почему мазохизм ? Я в теле Виктора наслаждаюсь жизнью- этим восхитительным, волшебным сном …)

  7. И возвращаясь к теме статьи.

    Лиза, попробуйте сами (на минутку приняв эту схему, что Вы живете сразу во всех существах вселенной, да Вы и есть сама вселенная и ее прошлое и будующее одновременно) ощутить
    Собственную Важность одной , отдельно взятой Лизы.

    Возможно, что Вам станет смешно и легко…)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.