Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Чувство собственной важности (ЧСВ)

ЧСВПеред тобой всегда стоит выбор либо дурачить себя и окружающих своей важностью, либо выбрать реальное развитие. В своем самообмане можно стать хоть королем. И если саморазвитие изначально выбрано, чтобы потешить чувство собственной важности (ЧСВ), тогда действительно проще не развиваться, а сразу заняться саморекламой, уверяя других в собственной просветленности, крутости и продвинутости.

Так создаются внутренние конфликты, появляется уязвимость, и зависимость от чужого мнения. На иллюзорное величие могут повестись слепые последователи, страдающие от схожей проблемы. Самообман может дорастать до стадии, когда ты сам начинаешь верить в свою же ложь, становясь все более пригодным клиентом для хорошего психиатра.

Быть простым человеком, со здоровой психикой, или быть «крутой» фальшивкой с болезненными неврозами – вот в чем заключается твой реальный выбор.

И ведь очевидно, что быть фальшивкой всегда – себе дороже. Жизнь неизбежно сталкивает с самообманом. Можно убедить нескольких слепцов в своей великой важности, но будешь отрезан от общества трезвомыслящих. Можно до посинения убеждать других в своей крутости, лишь бы не смотреть своим страхам в лицо. А ведь реальное развитие только тогда и возможно, когда принимаешь себя таким, каков ты есть. Только когда честен и открыт с собою, тогда ты сам становишься живой истиной. А крутая «фальшивка» не развивается, а наоборот бежит от развития, потому что развитие ставит такого человека перед фактом его фальши.

Если ты выбираешь развитие, и считаешь себя продвинутым, стоит спросить себя честно, действительно ли ты крут, или есть какие-то внешние признаки, по которым ты сойдешь за крутого? Действительно ли ты крут, или потакаешь самолюбию? Любой малейший намек на попытки доказать свою «крутизну» – это признак чувства собственной важности, зависимость и самообман.

Когда ты не боишься быть собой и принимаешь себя настоящего, тогда комплексы и сомнения перестают загрязнять механизм твоего мышления и восприятия, что придает четкости и эффективности всем твоим действиям.

При этом важно понимать, что осознание бесполезности чувства собственной важности, не подразумевает такое же бескомпромиссное отношение к ЧСВ других людей. Напротив, это означает, что ты, как настоящий практик, должен быть очень внимателен к окружающим, к тому, чтобы не задевать их своей «гибкостью», и не тыкать их носом в собственные недостатки, хотя бы потому, что в большинстве случаев это чревато вполне адекватным противодействием с их стороны.

Почему-то большинство людей, ознакомившись с теорией ЧСВ, начинают наблюдать это чувство в ком угодно, только не в себе, что является очевидным самообманом и отклонением от пути развития личности и самопознания в противоположную сторону. Чтобы помочь человеку, можно указывать на его недостатки, но если не делать этого осознанно и чутко, так называемые «благие намерения» слишком легко могут вылиться в типичное самодурство и возвеличивание собственной персоны, путем унижения собеседника. Такие «кармические узлы» на пути развития сознания становятся большим препятствием.

Быть бескомпромиссным со своей важностью – лучший способ стать эффективным человеком. Именно со своей персональной важностью. Бескомпромиссность и безжалостность с чувством собственной важности других людей может стать превосходным предлогом для эмоционального садизма. Человек может напялить на себя маску учителя, или просто заумного циника, якобы для того, чтобы помочь оппоненту разрушить его иллюзии. На деле основная мотивация таких намерений, как правило, сводится к возвеличиванию и укреплению собственной важности «благодетеля». Человек сам не замечает, как, потешаясь над другими, строит огромный памятник своей непробиваемой глупости гордости.

Указывая на чужие огрехи, следует проявлять величайшую сознательность, ясно осознавая собственные мотивы. Если эти мотивы сводятся к самоутверждению, собеседник тебя не услышит, а сказанное будет совершенно справедливо воспринято как деструктивная критика и «наезд» ради услады твоего самолюбия. Если в собственных мотивах нет уверенности, значит, самоутверждение в них точно присутствует. Обмануть себя здесь – проще некуда. Но если ты действительно указываешь на чужие ошибки с искренним желанием помочь, помни, что никто по твоей прихоти меняться не обязан, и скорей всего твои слова будут восприняты как критика, или даже наезд. Этой теме на progressman.ru посвящена отдельная статья о конструктивной и деструктивной критике.

Чувство собственной важности – чистый воды невроз, побуждающий демонстрировать собственную персону в самых красивых красках. Однако и подавлять свою личность не стоит. Любая, например, творческая, деятельность, связанная с проявлением и раскрытием личности не возбраняется. Задача в том, чтобы не привязываться к результату своей деятельности в какой бы то ни было форме. В конечном счете, слава, признание, или, наоборот, непонимание и унижение – это ничто в сравнении с той вечностью, которой обладает твоя душа. Настоящий практик не убегает от мира, потому что осознает, – свобода состоит не в отсутствии материальных благ, а в отсутствии привязанности к ним. Когда нет привязанности, красота и богатство не могут испортить человека.

Для избавления от чувства собственной важности учитель Карлоса Кастанеды советовал ему использовать ситуации с «мелкими тиранами». Мелкий тиран – это досаждающий человек, который своим «бескультурным» поведением оказывает на твою личность давление. Если человек возвышается над тобой, не стоит оказывать ему сопротивление, потому что это равносильно одному из вариантов принятия условий его игры. Лучшее, что можно сделать – не играть с ним в эту игру, не идти на поводу у ситуации. Тогда мелкий тиран по праву окажется в глупом положении, в котором его неразумное поведение будет выглядеть, как шалость ребенка.

Вообще, при столкновении с тяжелыми людьми и ситуациями появляется возможность практиковать осознанность в экстремальных условиях, когда личность шлифуется особенно интенсивно. И в твоих силах проявить отрешенность либо, проявив слабость, отдаться эмоциям.

Избавление от ЧСВ – это не ментальное решение, а постоянная работа над собой. Как сказал Дэн Милман: «нет пути к осознанности, осознанность – есть путь». Для избавления от чувства собственной важности необходимо помнить о его бесполезности всякий раз, когда ЧСВ проявляется. Необходимо честно смотреть на себя, и называть вещи своими именами. Если есть гордыня, напыщенность, королевские замашки, не стоит обманывать себя, полагая что ты крут. Все это – признаки обычной слабой и неуверенной в себе личности. В разной степени эти качества проявляются у большинства людей. Если ты искренне желаешь усмирить ЧСВ, просто воспринимай все как есть, смотри внимательно, как ЧСВ проявляется. Не позволяй уму впадать в самозабвенные фантазии о собственном величии.

© Игорь Саторин

Читайте продолжение: ЧСВ 2

Другие статьи по этой теме

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

133 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. А какие есть _практические_ методы избавления от ЧСВ, особенно когда оно «в минусе» — чувство вины, например? Особенно когда первопричину породившую это чувство вины сложно определить.

    Как я понимаю, _полное_ отсутствие ЧСВ — это такой «сферический конь в вакууме», то есть, идеальное и нифига не достижимое состояние. Грань между «гордостью» и «гордыней» может быть очень тонкой.

    И как быть с такой штукой Чувство Собственной Нужности (назовем ЧСН)? В смысле, ощущение того, что людям ты по-настоящему нужен… У Дипака Чопры я читал про «отстраненность и вовлеченность», но не очень хорошо понял как это все на практике.

    Спасибо за ответ.

  2. andy, для начала необходимо понять умом всю бесполезность ЧСВ и вобщем-то чувства вины тоже. Когда это понимаешь, то проявление этих чувств перестает поддерживаться. По инерции они могут еще проявляться достаточно долго. Но со временем успокаиваются, и начинаешь относиться ко всему спокойней. В каждой новой ситуации просто руководствуешься интуитивным чувством, как ситуацию уравновесить, гармонизировать. Никто точно не знает как. Но примерно можно чувствовать. Ко всему стоит относиться спокойно. Там где можно помочь, болезненные переживания не нужны.

  3. Привет Игорь, спасибо за молниеносный коментарий!

    Умом-то я понимаю, правда. Но сделать _реально_ не получается ничего. Точнее, мне удается убрать _поверхностные_ слои ЧСВ — гордыней я, кажется, не страдаю, над другими не насмехаюсь и т.д., но вот «корень» подрубить не получается.

    Метод борьбы с ЧСВ у Кастанеды описан? Ок, почитаю… может поможет. :-)

  4. Кастанеда, можно сказать, источник теории ЧСВ. Хотя о пагубности гордыни все святые говорят. По мере продвижения в развитии осознанности, грубые переживания «выжигаются». Просто в ясности видно насколько они неуместны и грубы. Отождествляться с ними в состоянии повышенной осознанности себе дороже. Переживания начинают выходить, но на определенном этапе с ними уже нет отождествления.

  5. Одна из проблем решения вопроса проявления ЧСВ — это то, что в момент его проявления либо не придается значимость своей реакции (типа, ну подумаешь чуток повысил голос по пустяку) либо считается, что есть ситуации, в которых его проявление оправдано. Для решения этого вопроса нужно изначально принять решение со всей ответственностью и дать самому себе обет «Нет такой ситуации, в которой бы проявление ЧСВ было оправдано, независимо от ее мелкости или важности». И далее соблюдать данный себе обет так, словно нарушение его будет караться пожизненным заключением

  6. Узнала что такое чувство собственной важности, что это постоянный страх потерять свое лицо перед другими, что это своеобразная карма, которую мы сосздаем себе сами и переживаем ее. По аналогии, Игорь, Вы писали, что карма — это наши мысли, а ЧСВ это тоже из области навязчивых мыслей.
    В себе еще разбираться и разбираться нужно мне… столько хрени обнаружию жуть.
    Тема интересная, глубинная и очень нужная, спасибо.

  7. “… дорогу осилит идущий!” —
    Фраза такая знакомая (спокойная и определяющая будущее), какбудто где-то, когда-то ее уже слышала… на самом деле нет… такое бывает иногда не только у меня. Что за философ промолвил сию истину?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.