Перед тобой всегда стоит выбор либо дурачить себя и окружающих своей важностью, либо выбрать реальное развитие. В своем самообмане можно стать хоть королем. И если саморазвитие изначально выбрано, чтобы потешить чувство собственной важности (ЧСВ), тогда действительно проще не развиваться, а сразу заняться саморекламой, уверяя других в собственной просветленности, крутости и продвинутости.
Так создаются внутренние конфликты, появляется уязвимость, и зависимость от чужого мнения. На иллюзорное величие могут повестись слепые последователи, страдающие от схожей проблемы. Самообман может дорастать до стадии, когда ты сам начинаешь верить в свою же ложь, становясь все более пригодным клиентом для хорошего психиатра.
Быть простым человеком, со здоровой психикой, или быть «крутой» фальшивкой с болезненными неврозами – вот в чем заключается твой реальный выбор.
И ведь очевидно, что быть фальшивкой всегда – себе дороже. Жизнь неизбежно сталкивает с самообманом. Можно убедить нескольких слепцов в своей великой важности, но будешь отрезан от общества трезвомыслящих. Можно до посинения убеждать других в своей крутости, лишь бы не смотреть своим страхам в лицо. А ведь реальное развитие только тогда и возможно, когда принимаешь себя таким, каков ты есть. Только когда честен и открыт с собою, тогда ты сам становишься живой истиной. А крутая «фальшивка» не развивается, а наоборот бежит от развития, потому что развитие ставит такого человека перед фактом его фальши.
Если ты выбираешь развитие, и считаешь себя продвинутым, стоит спросить себя честно, действительно ли ты крут, или есть какие-то внешние признаки, по которым ты сойдешь за крутого? Действительно ли ты крут, или потакаешь самолюбию? Любой малейший намек на попытки доказать свою «крутизну» – это признак чувства собственной важности, зависимость и самообман.
Когда ты не боишься быть собой и принимаешь себя настоящего, тогда комплексы и сомнения перестают загрязнять механизм твоего мышления и восприятия, что придает четкости и эффективности всем твоим действиям.
При этом важно понимать, что осознание бесполезности чувства собственной важности, не подразумевает такое же бескомпромиссное отношение к ЧСВ других людей. Напротив, это означает, что ты, как настоящий практик, должен быть очень внимателен к окружающим, к тому, чтобы не задевать их своей «гибкостью», и не тыкать их носом в собственные недостатки, хотя бы потому, что в большинстве случаев это чревато вполне адекватным противодействием с их стороны.
Почему-то большинство людей, ознакомившись с теорией ЧСВ, начинают наблюдать это чувство в ком угодно, только не в себе, что является очевидным самообманом и отклонением от пути развития личности и самопознания в противоположную сторону. Чтобы помочь человеку, можно указывать на его недостатки, но если не делать этого осознанно и чутко, так называемые «благие намерения» слишком легко могут вылиться в типичное самодурство и возвеличивание собственной персоны, путем унижения собеседника. Такие «кармические узлы» на пути развития сознания становятся большим препятствием.
Быть бескомпромиссным со своей важностью – лучший способ стать эффективным человеком. Именно со своей персональной важностью. Бескомпромиссность и безжалостность с чувством собственной важности других людей может стать превосходным предлогом для эмоционального садизма. Человек может напялить на себя маску учителя, или просто заумного циника, якобы для того, чтобы помочь оппоненту разрушить его иллюзии. На деле основная мотивация таких намерений, как правило, сводится к возвеличиванию и укреплению собственной важности «благодетеля». Человек сам не замечает, как, потешаясь над другими, строит огромный памятник своей непробиваемой глупости гордости.
Указывая на чужие огрехи, следует проявлять величайшую сознательность, ясно осознавая собственные мотивы. Если эти мотивы сводятся к самоутверждению, собеседник тебя не услышит, а сказанное будет совершенно справедливо воспринято как деструктивная критика и «наезд» ради услады твоего самолюбия. Если в собственных мотивах нет уверенности, значит, самоутверждение в них точно присутствует. Обмануть себя здесь – проще некуда. Но если ты действительно указываешь на чужие ошибки с искренним желанием помочь, помни, что никто по твоей прихоти меняться не обязан, и скорей всего твои слова будут восприняты как критика, или даже наезд. Этой теме на progressman.ru посвящена отдельная статья о конструктивной и деструктивной критике.
Чувство собственной важности – чистый воды невроз, побуждающий демонстрировать собственную персону в самых красивых красках. Однако и подавлять свою личность не стоит. Любая, например, творческая, деятельность, связанная с проявлением и раскрытием личности не возбраняется. Задача в том, чтобы не привязываться к результату своей деятельности в какой бы то ни было форме. В конечном счете, слава, признание, или, наоборот, непонимание и унижение – это ничто в сравнении с той вечностью, которой обладает твоя душа. Настоящий практик не убегает от мира, потому что осознает, – свобода состоит не в отсутствии материальных благ, а в отсутствии привязанности к ним. Когда нет привязанности, красота и богатство не могут испортить человека.
Для избавления от чувства собственной важности учитель Карлоса Кастанеды советовал ему использовать ситуации с «мелкими тиранами». Мелкий тиран – это досаждающий человек, который своим «бескультурным» поведением оказывает на твою личность давление. Если человек возвышается над тобой, не стоит оказывать ему сопротивление, потому что это равносильно одному из вариантов принятия условий его игры. Лучшее, что можно сделать – не играть с ним в эту игру, не идти на поводу у ситуации. Тогда мелкий тиран по праву окажется в глупом положении, в котором его неразумное поведение будет выглядеть, как шалость ребенка.
Вообще, при столкновении с тяжелыми людьми и ситуациями появляется возможность практиковать осознанность в экстремальных условиях, когда личность шлифуется особенно интенсивно. И в твоих силах проявить отрешенность либо, проявив слабость, отдаться эмоциям.
Избавление от ЧСВ – это не ментальное решение, а постоянная работа над собой. Как сказал Дэн Милман: «нет пути к осознанности, осознанность – есть путь». Для избавления от чувства собственной важности необходимо помнить о его бесполезности всякий раз, когда ЧСВ проявляется. Необходимо честно смотреть на себя, и называть вещи своими именами. Если есть гордыня, напыщенность, королевские замашки, не стоит обманывать себя, полагая что ты крут. Все это – признаки обычной слабой и неуверенной в себе личности. В разной степени эти качества проявляются у большинства людей. Если ты искренне желаешь усмирить ЧСВ, просто воспринимай все как есть, смотри внимательно, как ЧСВ проявляется. Не позволяй уму впадать в самозабвенные фантазии о собственном величии.
© Игорь Саторин
Читайте продолжение: ЧСВ 2
«… дорогу осилит идущий!» :)
В интернете ответа не нашла
Здравствуйте,Игорь!
Пишу здесь, потому как мне кажется, что эта тема объединяет все мои вопросы, а они и о Точке сборки и о Медитации.
Собственно сам «сдвиг точки сборки» произошел летом 2008 года.Этот опыт более или менее здраво могу оценить лишь сейчас,говорить связно могу, спустя почти 2 года.Вопрос первый — у меня впервые появилось желание написать о том, что было, оценить свою «неготовность» к подобному опыту,»неспособность» правильно трактовать и понимать всю ту информацию, которая приходила.Я пыталась обратиться к некоторым людям,но «не совпало».И я решила,что «это только мое и разбираться в этом должна сама», хотя вероятно «дельный совет во время» был бы мне тогда очень кстати.Я довольно бездумно «гостила» на ариоме и у вас,потому как казалось, что сама ничего не понимаю,не могу понять,но спросить- не могу тоже. «Мое» отличается от того, о чем пишут.Это в чистом виде ЧСВ или все-таки верно,что практика — дело сугубо индивидуальное.
То же с медитацией — я не использую техники концентрации на чем-либо.Для меня это попытки расслабления,пребывания «вне ума» ( хотя пишу и боюсь этой игры слов ).Иногда идут картинки,иногда- ставлю вопрос — получаю ответ, но не готова еще «не следовать,не принимать,не отталкивать» и до конца получать ответ.Получается периодически.В периоды, когда прорабатываю какой-нибудь кусок кармы — довольно плохо.Это тоже ЧСВ — нежелание изучать теорию,следовать ей,нежелание активно обсуждать что-либо? У меня так всегда получается, что я словно «следую потоку» — читаю то, что встречается на предмет актуальной для себя темы, что находит отклик,все, что встречаю пропускаю через себя на предмет «истинности». Гордыня ли,лень, ЧСВ или что-то другое ?
Ну что тут скажешь…:)
Taci, совет такой. Как можно меньше теоретизировать и думать обо всем этом. По больше наблюдать за происходящем, за тем, что реально чувствуете. Когда с кем-то говорите, пробуйте слушать очень внимательно. Человек может заблуждаться, но если Вы будете внимательны проникновенно, сможете понять и человека и себя.
Расслабление — отличная техника.
Попробуйте еще вот это:
progressman.ru/2009/04/povyshenie-effektivnosti-lichnosti/
Заморачиваться ЧСВ это или еще что, смысла нет.
Решают наши поступки. Главное не лениться, работать, что-то делать, помогать. Тогда все встанет на свои места.
Спасибо! Сегодня как раз читала статью о ПЭЛ. Буду пробовать. :)
ЧСВ исчезает мнгновенно, как только поймешь , что тебя нет :)
хорошо бы понять это, Виктор.. но как?!
А кто хочет понять ?
Тело? Личность? Память? Что такое то Я, которым ты себя сейчас считаешь ? Исследуй это. Каковы, например, его размеры.
мой дух, существо, которое живет в данном теле(конечно же не тело, не память и не личность).
или думаешь это спрашивает эго?
тогда вопрос — а кто мне задал вот эти вопросы, Виктор? :D
кто такой Виктор?
далее: какие размеры у моего духа? ну уж ты и загнул!
пока мы в человеческом теле — нам это не дано знать.
очень тепло. Пусть дух. Только когда он в теле с именем Маша, он искренне считает себя Машей, когда он считает себя в теле Виктора- он пишет сейчас эти строки и улыбается. Когда он в птице- наслаждается упругостью встречного ветра- и это все ты. Похоже на компьютерную игру -кажется , что все персонажи в ней действуют автономно и одновременно, хотя они все «оживляются» одним процессором.
В этом смысле тебя «отдельной» не существует, но Ты есть одновременно ВСЕ и ВСЕГДА.