Перед тобой всегда стоит выбор либо дурачить себя и окружающих своей важностью, либо выбрать реальное развитие. В своем самообмане можно стать хоть королем. И если саморазвитие изначально выбрано, чтобы потешить чувство собственной важности (ЧСВ), тогда действительно проще не развиваться, а сразу заняться саморекламой, уверяя других в собственной просветленности, крутости и продвинутости.
Так создаются внутренние конфликты, появляется уязвимость, и зависимость от чужого мнения. На иллюзорное величие могут повестись слепые последователи, страдающие от схожей проблемы. Самообман может дорастать до стадии, когда ты сам начинаешь верить в свою же ложь, становясь все более пригодным клиентом для хорошего психиатра.
Быть простым человеком, со здоровой психикой, или быть «крутой» фальшивкой с болезненными неврозами – вот в чем заключается твой реальный выбор.
И ведь очевидно, что быть фальшивкой всегда – себе дороже. Жизнь неизбежно сталкивает с самообманом. Можно убедить нескольких слепцов в своей великой важности, но будешь отрезан от общества трезвомыслящих. Можно до посинения убеждать других в своей крутости, лишь бы не смотреть своим страхам в лицо. А ведь реальное развитие только тогда и возможно, когда принимаешь себя таким, каков ты есть. Только когда честен и открыт с собою, тогда ты сам становишься живой истиной. А крутая «фальшивка» не развивается, а наоборот бежит от развития, потому что развитие ставит такого человека перед фактом его фальши.
Если ты выбираешь развитие, и считаешь себя продвинутым, стоит спросить себя честно, действительно ли ты крут, или есть какие-то внешние признаки, по которым ты сойдешь за крутого? Действительно ли ты крут, или потакаешь самолюбию? Любой малейший намек на попытки доказать свою «крутизну» – это признак чувства собственной важности, зависимость и самообман.
Когда ты не боишься быть собой и принимаешь себя настоящего, тогда комплексы и сомнения перестают загрязнять механизм твоего мышления и восприятия, что придает четкости и эффективности всем твоим действиям.
При этом важно понимать, что осознание бесполезности чувства собственной важности, не подразумевает такое же бескомпромиссное отношение к ЧСВ других людей. Напротив, это означает, что ты, как настоящий практик, должен быть очень внимателен к окружающим, к тому, чтобы не задевать их своей «гибкостью», и не тыкать их носом в собственные недостатки, хотя бы потому, что в большинстве случаев это чревато вполне адекватным противодействием с их стороны.
Почему-то большинство людей, ознакомившись с теорией ЧСВ, начинают наблюдать это чувство в ком угодно, только не в себе, что является очевидным самообманом и отклонением от пути развития личности и самопознания в противоположную сторону. Чтобы помочь человеку, можно указывать на его недостатки, но если не делать этого осознанно и чутко, так называемые «благие намерения» слишком легко могут вылиться в типичное самодурство и возвеличивание собственной персоны, путем унижения собеседника. Такие «кармические узлы» на пути развития сознания становятся большим препятствием.
Быть бескомпромиссным со своей важностью – лучший способ стать эффективным человеком. Именно со своей персональной важностью. Бескомпромиссность и безжалостность с чувством собственной важности других людей может стать превосходным предлогом для эмоционального садизма. Человек может напялить на себя маску учителя, или просто заумного циника, якобы для того, чтобы помочь оппоненту разрушить его иллюзии. На деле основная мотивация таких намерений, как правило, сводится к возвеличиванию и укреплению собственной важности «благодетеля». Человек сам не замечает, как, потешаясь над другими, строит огромный памятник своей непробиваемой глупости гордости.
Указывая на чужие огрехи, следует проявлять величайшую сознательность, ясно осознавая собственные мотивы. Если эти мотивы сводятся к самоутверждению, собеседник тебя не услышит, а сказанное будет совершенно справедливо воспринято как деструктивная критика и «наезд» ради услады твоего самолюбия. Если в собственных мотивах нет уверенности, значит, самоутверждение в них точно присутствует. Обмануть себя здесь – проще некуда. Но если ты действительно указываешь на чужие ошибки с искренним желанием помочь, помни, что никто по твоей прихоти меняться не обязан, и скорей всего твои слова будут восприняты как критика, или даже наезд. Этой теме на progressman.ru посвящена отдельная статья о конструктивной и деструктивной критике.
Чувство собственной важности – чистый воды невроз, побуждающий демонстрировать собственную персону в самых красивых красках. Однако и подавлять свою личность не стоит. Любая, например, творческая, деятельность, связанная с проявлением и раскрытием личности не возбраняется. Задача в том, чтобы не привязываться к результату своей деятельности в какой бы то ни было форме. В конечном счете, слава, признание, или, наоборот, непонимание и унижение – это ничто в сравнении с той вечностью, которой обладает твоя душа. Настоящий практик не убегает от мира, потому что осознает, – свобода состоит не в отсутствии материальных благ, а в отсутствии привязанности к ним. Когда нет привязанности, красота и богатство не могут испортить человека.
Для избавления от чувства собственной важности учитель Карлоса Кастанеды советовал ему использовать ситуации с «мелкими тиранами». Мелкий тиран – это досаждающий человек, который своим «бескультурным» поведением оказывает на твою личность давление. Если человек возвышается над тобой, не стоит оказывать ему сопротивление, потому что это равносильно одному из вариантов принятия условий его игры. Лучшее, что можно сделать – не играть с ним в эту игру, не идти на поводу у ситуации. Тогда мелкий тиран по праву окажется в глупом положении, в котором его неразумное поведение будет выглядеть, как шалость ребенка.
Вообще, при столкновении с тяжелыми людьми и ситуациями появляется возможность практиковать осознанность в экстремальных условиях, когда личность шлифуется особенно интенсивно. И в твоих силах проявить отрешенность либо, проявив слабость, отдаться эмоциям.
Избавление от ЧСВ – это не ментальное решение, а постоянная работа над собой. Как сказал Дэн Милман: «нет пути к осознанности, осознанность – есть путь». Для избавления от чувства собственной важности необходимо помнить о его бесполезности всякий раз, когда ЧСВ проявляется. Необходимо честно смотреть на себя, и называть вещи своими именами. Если есть гордыня, напыщенность, королевские замашки, не стоит обманывать себя, полагая что ты крут. Все это – признаки обычной слабой и неуверенной в себе личности. В разной степени эти качества проявляются у большинства людей. Если ты искренне желаешь усмирить ЧСВ, просто воспринимай все как есть, смотри внимательно, как ЧСВ проявляется. Не позволяй уму впадать в самозабвенные фантазии о собственном величии.
© Игорь Саторин
Читайте продолжение: ЧСВ 2
«ЧСВ» заставило вернуться к размышлениям на тему о «чувстве собственной важности, чувстве собственной индивидуальности, чувстве собственного достоинства, гордости и гордыни »
Ниже – мои «размышлизмы» — несколько строк о том, что думаю, отчасти в связи с «ЧСВ» и отрывочная информация, которая была собрана дабы сделать какие-то выводы о гранях этих понятий и попутно еще на каплю больше разобраться в себе…
Быть может она будет полезна тем, кто задумывается о чем-то подобном…
Из Словаря Даля:
«Важный – увесистый, тяжелый, веский… Уважительный, значительный, требующий особого внимания, уважения. Осанистый, знаменитый, величественный, степенный, гордый
…Но и … уважать – признавать важность …..
Достойный,- стоящий, заслуживающий , надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, честный, достойный человек, уважаемый, ценимый…
Индивид – индивидуум – неделимое лицо, особь , личность, единица;
Индивидуальный – личный, частный, особый, состояние и личного и частного, принадлежность.
Гордый – надменный,высокомерный,кичливый,надутый,спесивый,зазнающийся.Кто ставит самого себя выше прочих.
…И… Гордыбака – бахвал, самохвал, наглец, дерзкий крикун, спорщик, грубиян.
Во всякой гордости черту много радости. Гордым быть – глупым слыть.»
…Не является ли чувство собственной важности отчасти обратной стороной неприятия
собственной индивидуальности, смелости и силы быть отличным от большинства ,или просто БЫТЬ ,отсутствием спокойного приятия своей непохожести, особенности,простоты… …Не следствие ли это изысканной защиты самого себя, дабы не оказаться одиноким и непонятым… Не защита ли…
Не необходимость ли доказать собственную состоятельность другим…и прежде всего – себе ?
…И как важно осознать чувство собственной индивидуальности…
Как много людей отказываясь от себя самих, такие, как они есть чуткие, талантливые, добрые, отличающиеся от общепринятых (принятых в их окружении, среде ) понятий замалчивают, захихикивают эти свои качества порою останавливая свое развитие и умерщвляя талант
и как важно, чтобы кто-то понимающий оказался в нужный момент рядом с ними…
Из книги Парамханс Свами Махешварананда
«Мы путешественники.Мы ничего не можем взять с собой, кроме КАЧЕСТВА того, что мы
делали.»
«Эго заставляет нас верить, что мы утратили бы свои индивидуальные черты как личность, если бы отреклись от них»
«Гордость в ее позитивном аспекте – это чувство собственного достоинства и выражение успеха.
Нас окрыляет чувство удовлетворения нашими достижениями и это подвигает к новым свершениям. Однако гордость становится губительной и превращается в гордыню, когда она не подкреплена щедростью и благодарностью; тогда она ведет к эгоцентризму, высокомерию, заносчивости и тщеславию. Мы должны приобщать других к нашим успехам и принимать их с радостью в свое сердце, а не подавлять их или снисходить к ним. Гордость не должна быть слепой; нужно уделять особое внимание тому, чтобы никогда не обижать других. В позитивном смысле гордость всегда сопровождается скромностью, и это служит защитой от гордыни.»
Taci, дельные мысли. Понимание у Вас есть :)
…осталось получить «приз для дураков».)))
(Цитата).
это не «умное» рассуждение, но все же, как все, что мне любо — искрится юмором.
кое-кому пригодится следующий ход мысли:
я такой важный индюк, что не могу позволить, чтобы кто-то поступал согласно своей природе, если она мне не нравится. я такой важны индюк, что если кто-то сказал или поступил не так, как я ожидал – я накажу его своей обидой. о, пусть видит, как это важно – моя обида, пусть он получит ее в качестве наказания за свой «проступок». ведь я очень, очень важный индюк.
я не ценю свою жизнь. я настолько не ценю свою жизнь, что мне не жалко тратить ее бесценное время на обиду. я откажусь от минуты радости, от минуты счастья, от минуты игривости, я лучше отдам эту минуту своей обиде. и мне все равно, что эти частые минуты, сложатся в часы, часы – в дни, дни – в недели, недели – в месяцы, а месяцы – в годы. мне не жалко провести годы своей жизни в обиде – ведь я не ценю свою жизнь.
я не умею смотреть на себя со стороны. я настолько не умею смотреть на себя со стороны, что никогда не увижу мои сдвинутые брови, надутые губы, мой скорбный вид. я никогда не увижу, насколько я смешон в этом состоянии и никогда не посмеюсь над его и своей нелепостью. никогда. ведь я не умею смотреть на себя со стороны.
я очень уязвим. я настолько уязвим, что я вынужден охранять свою территорию и отзываться обидой на каждого, кто ее задел. я повешу себе на лоб табличку «осторожно, злая собака» и пусть только кто-то попробует ее не заметить! я окружу свою уязвимость высокими стенами, и мне плевать, что через них не видно того, что происходит снаружи – зато моя уязвимость будет в безопасности. ведь мне так дорога моя уязвимость.
я очень зависим от других. я так зависим от других, что не пропущу ни одного взгляда, ни одного слова, ни одного жеста. я буду следить за другими постоянно, я буду оценивать каждое их проявление в отношении себя и если я решу, что оно неправильно, то я покажу насколько они не правы! ведь те, что вокруг и рядом, должны подчеркивать мои достоинства, должны оттенять мое величие, и ни дай бог, они поступят иначе. я обижусь, чтобы скрыть – как сильно я зависим от них, от других.
я – чужой раб. я раб слов и поступков других людей. от них, моих хозяев, зависит мое настроение, мои чувства, мое самоощущение. не я – они – несут за это ответственность. не я – они – виноваты в том, что со мной происходит. не я – они – должны что-то предпринять, чтобы мне стало легче. да, мне не трудно быть марионеткой – ведь я – чужой раб.
я раздую из мухи слона. я возьму эту полудохлую муху чужого ляпа, я отреагирую на нее своей обидой. я не напишу в дневнике как прекрасен мир, я напишу – как подло со мной поступили. я не расскажу друзьям как я их люблю, я полвечера посвящу тому, как сильно меня обидели. мне придется влить в муху столько своих и чужих сил, чтобы она стала слоном. ведь от мухи легко отмахнуться или даже не заметить, а слона – нет. поэтому я раздуваю мух до размеров слонов.
я нищ. я настолько нищ, что не могу найти в себе каплю великодушия – чтобы простить, каплю самоиронии – чтобы посмеяться, каплю щедрости – чтобы не заметить, каплю мудрости – чтобы не зацепиться, каплю любви – чтобы принять. у меня попросту нет этих капель, ведь я очень, очень ограничен и нищ.
я очень несчастен. я столь несчастен, что слова и поступки других людей, постоянно задевают мое несчастье. ведь я очень важный индюк, но не ценю свою жизнь, я не умею смотреть на себя со стороны и люблю раздувать из мухи слонов, я очень уязвим, зависим от мнения других и нищ, по сути, я – чужой раб. не обижайте меня, лучше пожалейте. потому что я очень несчастен.
Здорово описала))
Маша, в точку! Эти рассуждения нужно распечатать и приклеить на лоб практически каждому, и мне:)
Маша, это Вы написали? ЗдОрово!
Небольшой минус. Все это звучит, как как негативное самовнушние.
Можно сделать рядом после каждого негативного — обратное. Что-то вроде: «я просто человек, и могу позволить себе и другим следовать своей природе, не растрачивая время на пустые обиды.»
Слабенько
написала не я.
вещь действительно чудная — пока в поиске автора.
текст уже видимо перешел в разряд «слова народные»! :)
что касается «доработки» — я бы избежала.
пусть останется так — гармоничнее выглядит, для меня это юмор, возможно и для Вас, для того, кому эти слова необходимость — подходит именно такой вид.
замечание: между прочим, давно известно, что частица «не» исчезает в пространстве в момент произношения, поэтому остается очень даже позитивная форма ;)
обратите внимание.
вообще — попробуйте говорить любую фразу без «не». ведь если чего-то нет, то говорить об этом разве нужно? зачем говорить о том, чего нет и будет ли?
а вот как переделать, чтобы все же удовлетворяло и Ваш слух — тут нужно подумать любителям творить.. может осенит и меня) хотя обещать рано.
Маша, Ваше описание «индюка» действительно великолепно! :D
Маша! Полный восторг! С глубоким уважением преклоняю колени перед авторм, Вами и Игорем за предоставленую возможность и самой темой.
Еще шаг вперед. Ура!