Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Как побороть лень

Победить лень и силу волиСегодня буду рассказывать, как побороть и лень, и силу воли вкупе. Только так. А иначе остается то, не вполне здоровое психическое состояние, когда человек сам уже не понимает, чего хочет, чувства его притуплены, стихийны и противоречивы, а целостностью и крепким внутреннем стержнем даже близко не пахнет.

Продолжаю сдавать все карты делиться, раскрывая психологические «фишки» в надежде, что клиенты все равно продолжат обращаться за разъяснением нюансов. Впрочем, темы эти уже косвенно поднимал, а сейчас, фокусируюсь на них в очередной раз, чтобы добавить «резкости».

Объяснить, что силой воли и ленью обычно называют, — дело непростое — настолько это мутные и противоречивые материи, что при малейшей попытке сконцентрироваться на их природе весь виртуальный «рисунок» рассыпается на пиксели.

Силу воли обычно представляют, как своеобразное мужественное напряжение духа. Что это за дух и где он там напрягается, толком никому неясно. Зато все знают, что напрягать его положено без устали, нещадно. И для этого себя ставят перед выбором — либо напрячь дух и силу воли применить, либо трусливо сдаться.

В затяжных делах, требующих неустанного применения воли, это «напряжение духа» вынужденно практикуют на постоянной основе под непрерывной угрозой ослабить хватку, оказавшись кем-то вроде слабохарактерного ничтожества — ему-то и приписывают лень, как неотъемлемое свойство.

Лень представляют, как противоположный геройской воле постыдный акт «расслабления» духа — эдакий дистиллят греха. С ленью положено бороться при помощи силы воли. Одна химера призвана побороть другую.

Пока веришь в лень и силу воли, то, выражаясь метафорически, пребываешь в нескончаемой двойственности на грани между темной и светлой сторонами силы. А где-то сверху за этой картиной библейского размаха бдит взор репрессивного Всевышнего, или иной авторитетной фигуры с карающим мечом расправы правосудия.

Момент выбора между «светом» и «тьмой» — мгновенен. Даже логически можно догадаться, что пойти против своих же внутренних тенденций невозможно. В минуты и часы сомнений, как бы нещадно человек ни напрягался в попытках пробудить в себе ту самую геройскую волю, по итогу все равно будет сделано именно то, что сделать хотелось.

Что такое лень и сила воли на деле?

лень и сила волиСила воли и лень, как явления, возникают, когда себя обманывают, не желая честно признавать собственные желания в полном объеме. Красивые и одобренные желания приписывают себе, а интенсивность этих желаний — личной воле. Свои же некрасивые желания отрицают и вытесняют в бессознательное. Но в бессознательном подавленные желания не растворяются, а продолжают «просить» своего исполнения. Силу этих отрицаемых желаний мы и зовем своей ленью, слабостью и бесхарактерностью.

Когда вместо физкультуры выбирают просиживание на мягком месте, то делают это по своей неотъемлемой воле, сила которой ничем не отличается от силы воли, примененной к полезным занятиям. Просто одна воля признана, вторая — подавлена.

Лень — это напряжение, возникающее, когда требования к себе вступают в конфликт со своими же реальными, но непризнанными желаниями. Проще говоря, лень — это желание заставить себя выполнять что-то на деле нежеланное. Например, когда вроде бы хотят и уже планируют заняться бегом, но почему-то снова и снова откладывают.

Сила воли — это интенсивность своего признанного и одобренного желания, вступающего в конфликт со своим же непризнанным, отрицаемым желанием. Например, когда желание быть активной и успешной личностью омрачает угрызениями совести комфортное безделье, и чтобы успокоиться, себя из зоны комфорта выволакивают силком.

Лень и сила воли — это одно и то же явление — жар, возникающий от трения противоречащих друг другу желаний. Если первым «истерлось» подавленное желание, а сила одобренного оказалась интенсивней, то констатируют у себя наличие воли и собой гордятся; соответственно, если по итогу этого трения первым растворилось одобренное желание, то констатируют наличие порока и себя за это винят. То есть какой бы сильной воля ни была — она всего лишь неизбежный остаточный эффект спонтанной притирки мотивов.

Ответственность

ответственностьВера в свою лень и слабую волю — ничто иное, как сбрасывание ответственности за свои реальные желания. Когда «запретное» желание, отказываются признавать и вытесняют, то приписывают его слабому характеру, болезни или даже одержимости потусторонней силой — лишь бы не признавать своим.

В итоге человек и пьет, и курит, и дурака валяет не потому что он сам так хочет, а потому что его повело, попутало, сбило с пути — в общем, он сам не при делах. Его-то уже можно к лику святых причислить — такой он на самом деле хороший и светлый. Но эка несправедливость! Поборол бы лень, да обделила судьба сильной волей! А так-то, конечно — и горы бы свернули, и мир спасли.

Чтобы побороть «лень» и «силу воли», необходимо за каждым, якобы вынужденным движением признавать наличие своего реального желания — собственной психологической выгоды.

Иначе психика раскалывается на части, личность теряет свою целостность и нарастает внутренний хаос. В запущенных стадиях именно этот процесс приводит по адресу психиатрической лечебницы.

На progressman.ru, поднимая эту тему, я уже намекал, что любая психопатология — это в сущности отсутствие осознанности. Возможно, в ближайшее время скажу об этом больше в отдельной статье.

Мотивация

мотивацияМы всегда выбираем то, что хотим выбрать. А хотим — максимально комфортных состояний. В этом смысле любой выбор — это спонтанное тяготение к положительному полюсу собственных чувств. Ничем иным мы никогда не заняты.

За каждым совершаемым действием скрывается какой-то конкретный профит: успокоение совести, гордость за себя сильного, волевого, героического, здорового, успешного — ничего постыдного и в этом нет. Но можно продолжать верить в силу воли и бороться с ленью — почему бы и нет.

Мы всегда делаем то, что хотим делать. Если портим себе здоровье — это, конечно, не прямая цель, а всего лишь побочный эффект, например, желаний курить и выпивать.

Каждый хочет богатства и здоровья. Но это — не действия. Мы не всегда получаем то, что хотим. Мы именно делаем то, что хотим. Непрестанно выбираем процессы, которые порождают максимально комфортные в текущих условиях состояния.

Именно от путаницы процессов и целей возникает тот самый эффект, когда человек не понимает, почему он так много времени тратит «впустую», не прилагая усилий, чтобы побороть лень и достичь успеха.

Люди, которые вроде бы хотят бегать для пользы здоровью, так часто выбирают сидеть на мягком месте, потому что процесс бега им не нравится, а вот процесс сидения — по душе. Человек может верить, будто хочет бегать, когда на деле ему хочется просто думать о себе бегающем — этот процесс предвкушения «прекрасного» и есть желанное комфортное состояние. А бег в данном случае — занятие лишнее.

Возможно, в ближайшее время дойдут руки — опишу отдельно одну хитрость, позволяющую заниматься полезными для здоровья вещами с радостью.

Как бы четко наш ум ни выделял полезные, ведущие к успеху цели, мы так и не приступаем к их реализации, если ее процесс нам не по вкусу. Об этом явлении я уже говорил на progressman.ru в статье о разнице между влюбленностью и любовью.

Влюбленность, погоняя бичом совести, толкает к цели. Процесс ее реализации может быть неприятным и вынужденным. Мучения в ходе этой принудиловки себя к нежеланным занятиям называют силой воли. Если получается эффектно гордиться этими мучениями, кайф самодовольства может подстегивать дальнейшую целеустремленность.

Мне выдавалось общаться с социально состоявшимися людьми. Самые успешные никаких геройских мучений в своем деле не испытывают, с ленью не борются и никаких лямок не тянут, а просто занимаются изначально любимым делом. Этим и отличается любовь к реальному делу от влюбленности к абстрактной цели. В этом смысле единственный реальный критерий своего дела — это стойкий интерес к нему.

Если желание двигаться к успеху конфликтует с желанием баррикадироваться в зоне комфорта, но при этом оба желания открыто признаются, то конфликт между ними быстро нивелируется, и человек спокойно реализует то, чего хочет сильней. Поэтому себе не указывать надо, куда и как двигаться; себя надо бы исследовать и свои же побуждения со спокойной открытостью признавать.

Реальный расклад

реальный раскладЧто делать, когда не хочется, вообще, ничего? Может все-таки напрягать волю, чтобы побороть лень? Такие вопросы возникают на стадии, когда своих реальных желаний уже неслышно, потому что они задавлены представлениями о том, как надо. Чем больше человеку было «положено» делать в этой жизни в разрез со своими желаниями, тем сильней в нем проявляется сопротивление к любым занятиям, от которых не веет сиюминутным кайфом.

Мораль общества, принуждающая личность забыть о своей воле и приобщиться к социальным ценностям — один из мощнейших катализаторов невроза. И об этом я уже не раз говорил.

Понятно, что в каждом деле могут найтись неприятные процессы. От них не отказываются, когда есть понимание последующей за ними выгоды. Чтобы на ужин получить горячий суп, его для начала необходимо приготовить. А если не очень-то хочется, тогда и готовкой заниматься себя не заставишь.

То же самое касается здоровья. Хочется красивое, сильное тело? Насколько сильно хочется, равно в такой степени и будет преодолеваться сопротивление непривычным нагрузкам. И так в любом деле. Я, например, навскидку провел около трех тысяч часов, пытаясь практиковать медитацию. Никакого геройства — просто мне этого хотелось и продолжает хотеться по сей день.

Представьте, что вы играете в карточного дурака. Вам раздали шесть карт: два козыря, две слабых карты и две средней руки — выбора не было, делай теперь с ними, что хочешь. Этот расклад можно уподобить нашей генетике: форме тела, врожденной выносливости, здоровью. Но здесь у нас по прежнему остается зазор для сожалений — видимость последующего выбора, что со своим раскладом делать. Можно ведь «сплоховать», например, невыгодно сдав сильную карту, когда был шанс отделаться слабой. И вот, здесь, полезно обратить внимание в ту самую область нутра, где зарождается наш внешний выбор. Все дело в том, что там «внутри» нам тоже «раздали». Ведь у выбора всегда есть причина. Телесные данные — это внешний расклад «розданных карт», а выбирающее нутро — расклад внутренний. Мы не выбирали, чего хотеть. Иначе все давно уже стали бы святыми.

То есть выбор — это такая же данность, как и тело от рождения. Мы не выбираем, что выбирать. Выбор самопроизвольно случается в направлении наиболее комфортных состояний и процессов. Это просто происходит. А ум рационализирует, дескать — «Это все я, решаю и делаю!».

Если взять разрез текущего мгновения, вы здесь и сейчас — единственное возможное следствие предшествующих тенденций жизни на всех ее уровнях. Каждый штрих реальности — тот самый «эффект бабочки», порождающий неминуемое настоящее.

Каждый искренен в своих проявлениях, даже в своей лжи. Все, что было сделано, не могло быть сделано иначе. Ни прошлое, ни настоящее не нуждаются в оправданиях.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

36 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Спасибо Вам за статью, Игорь!
    Только сейчас реально осознала, как честны и естественны в этом отношении дети… Так же, как и себя, мы привыкли и их обвинять в лени и отсутствии силы воли. Хотя у них же НЕТ в принципе ни того, ни другого! Все, что у них есть, — это живой и искренний ИНТЕРЕС к жизни, ко всему что происходит вокруг. И все, что по идее нам нужно бы делать — это чутко улавливать и поддерживать этот интерес. Но к сожалению, наша глупая, искалеченная взрослая натура, считает своим долгом этот живой интерес убивать, и вместо этого навязывать свои, якобы важные обязательства, занятия и «интересы», которые, ясенпень, ребёнку противны и делать их он не будет, хоть ты тресни.. или будет, но при этом нас же возненавидит. И будет прав, потому как это — ни что иное, как откровенное насилие, издевательство над человеческой природой, которое в конечном итоге, оборачивается для всех нас одним и тем же боком — полной утратой этого живого интереса к чему бы то ни было, и подменой истинной мотивации пожизненными, изнуряющими наше нутро усилиями «силы воли».

    1. А, я у одного своего ребенка сейчас наблюдаю
      парадоксальные моменты восприятия мира. Да, это уже не совсем ребенок. Скоро 12 лет. Но на лицо полное отсутствие «расчета последствий».
      21:00
      — Если ты до 23:00 посуду не помоешь, то будешь мыть ее все выходные.
      23:05 — даже не притрагивался! И это не протест (проверено!). Когда я его спрашиваю, он ИСКРЕННЕ не понимает, почему должен мыть в выходные, и не
      понимает, что это не наказание, а предсказанное заранее последствие. Это пример один из 1000.

      В то же время он же проявляет удивительные, превосходящие меня самого результаты в решении задач, которые ему интересны = где не нужно проявлять силу воли и перебарывать лень. С интересом наблюдаю за этим процессом. Двое других послушные (без кавычек) удобные и радующие родителей … Теперь я уже и не знаю, что лучше. Просто 11 летний — это цунами проблем в школе, дома и на улице. Он вообще не пользуется силой воли и смело отдается лени, когда нет
      интереса. ВООБЩЕ! Может сидеть на уроке сложа руки, думая о своем и не помнит, что говорил учитель 5 секунд назад. Перестал с этим бороться. Наблюдаю и дрессирую, чтобы дома не наступил коллапс.
      Я это все к тому, Anna K, что не все так просто с убивание. Мелкий, например, не выговаривеает «P». Тренироваться ему, конечно лень. Если исходить из вашей (твоей?) политики, то и заставлять его не надо? А. вот логопед говорит, что само не «заработает» и чем взрослее, тем сложнее.
      Как-то так!

      1. Где-то на днях прочитала, что самые успешные взрослые получаются из самых упрямых и «проблемных» детей. Так что может и не стоит так переживать за «непослушное» чадо?;).. Понимаю, что очень сложно в воспитании сохранять золотую середину, и не скатиться с чуткости и внимания к интересам ребёнка до вседозволенности, — но мне кажется, это реально. Как? — этого я пока и сама толком не знаю, — учусь.. в основном, на своих ошибках)).. Но все больше и больше убеждаюсь, что, чем больше я доверяю детям, чем больше СЛУШАЮ их, вместо того, чтобы впаривать им свое «ценное» мнение, — тем больше они доверяют мне и тем проще мне с ними договариваться.
        Конечно, сюда не относятся вопросы здоровья и безопасности, которые не обсуждаются: надо пить лекарство — пьём, надо к доктору — идём, надо быть дома в 8, — значит будь дома в 8.
        В остальном — демократия.. (а иногда и полная анархия, если честно))
        Просто мне кажется, что единственно верный способ не убить этот живой интерес в детях, — это доверять им, видеть в них таких же полноценных, а в чем-то даже более мудрых существ, чем мы сами. Не мешать, — это самое главное. И помогать, — когда просят. А в остальном:
        Хочешь сделать ребенка счастливым — будь счастлив сам, а ребёнка оставь в покое:) так мне кажется.

      2. По описанию похоже на шизоидный тип личности. Это необычные дети, им требуются поддержка (сами слишком асоциальны), но из них иногда вырастают выдающиеся люди.

        1. Игорь, про асоциальность в точку. Он изгой в классе, т.к. не держит обещания, не поддерживает коллективные решения, открыто считает себя умнее всех. Общество этого не любит, тем более детское. Поддержка? С его исходными данными это очень сложно. Он считает, что ему поддержка не нужна. Ему нужны слушатели. Он может бесконечно говорить о том, что вот прямо сейчас его интересует (например, вчера это была история царской семьи!). После обсуждений на форуме минимально лезу к нему с советами. Только дрессировка, чтобы себе не навредил: упал-отжался … нет, не так … прямо сейчас поешь, теперь помойся, а сейчас пора спась. Коротко командами. Знаю, что может из него выйти экстраординарная личность, но ему еще нужно до этого дотянуть.

          1. Поддержка именно в том, где он явно проседает. Такие люди могут наплевать на здоровье, остаться на второй год, загреметь в армию, если их не «страховать». У него действительно очень выборочная, фрагментарная фокусировка. В будущем сознание еще может расшириться до охвата более целостной картины мира.

  2. Спасибо,Игорь, за статью…В детстве я отвечала за уборку в доме.Приходила и бралась за веник через»не хочу».А хотелось скорее за уроки:уж больно к знаниям тянуло.Ещё танцевать хотелось,но лень было ездить и я бросала-никто не заставлял,как с уборкой.Я своих приучила и к уборке и ездить через «ой,я так устала» на те занятия,которые им нравились(туда приходили и об усталости забывали).Сейчас они гораздо меня успешней…А я,глядя на них,постоянно борюсь со своей ленью(мне всегда комфортно дома,с книжкой и на диванчике)

  3. Со временем пришел к тому, что начал слушать сигналы тела и делать что-либо, только когда есть заряд и уверенность, что дойду до конца, в стабильном состоянии, иначе действие, совершенное с волей, может закончится погружением в лень. Часто приходится через себя переступать, но чем больше слушаешь тело, тем меньше становится *часто* и больше появляется автоматизма в обыденной жизни, когда просто все делаешь и дни, похожие друг на друга, становятся совершенно разными в своей обычности. Лучше всего рассматривать свою лень и силу воли в простой будничности, когда нет ничего лишнего, а все привычно и знакомо. В статье упоминается физическая активность, — cчитаю, что нагрузка на тело необходима как воздух.
    Последнее серьезное испытание моей силы воли было когда увлекся боевыми искусствами. Частенько возвращался домой синий и по несколько дней на диване отходил от тренировок. Но сила воли говорила мне *я мужик, я смогу, я перейду свою слабость*, толкала вперед и вперед, и я снова отправлялся на бой. Самое сложное было проиграть своему внутреннему диалогу, отступить назад и сдаться :_)
    ПЫСЫ. В детстве — школе — после школы был по описанию как ребенок, о котором в постах предыдущих говорят, набил 100500 шишек, синяков себе и близким :)

  4. К слову о баррикадировании в ЗК: порой хочется высказать свою инициативу, например, в коллективе или в семье, но на деле скорее выглядит это как требование меня обслужить, получаешь облом. Потом ум придумывает замысловатые сложности, скрывающие на самом деле просто страх повторения неудачи. А выглядит все так важно и сложно.
    Получается сложность пропорциональна важности.
    С чего вообще берётся этот выпендреж? Откуда непробиваемая уверенность в какой-то своей особенной ценности? С чего вдруг весь мир сужается до размеров моего величества и разве вообще кто-то должен торопиться мне прислуживать, удовлетворять мои капризы?
    Зашкаливает важность, а по факту не хватает смелости, чтобы снова выйти из ЗК с более взвешенной инициативой.
    Смотря в каком окружении окажешься, иногда бывает, рядом люди (невротики), которые стремятся нравиться. Тут начинает пробиваться робость в общении. Начинаешь мямлить.
    Раньше я ошибочно принимала подхалимов и угодников за робких, нерешительных людей, которые «хотят как лучше», но бедняжки, сликом не уверены в себе. Только почему-то слишком много противоречивых ситуаций, интриг, хитростей как бы неосознанно создаются именно этими невинными почти что детьми.
    И ещё. В присутствии некоторых людей ощущаешь простую, ясную жизнь. Люди стремятся к жизни радостной, лёгкой, а не к сложностям и борьбе. Хочется этому потоку сдаться, но внутри что-то пробуждает искать сложности вокруг, поводы ощутить неустроенность, » что-то не пригодно», при чем каждый повод — существенный. Со стороны создаётся впечатление импульсивность, порывистости, что у спокойного человека вызовет дискомфорт. Хочется, чтобы это ускользающее ощущение простоты прижилось.

  5. А ещё такие «робкие» люди придумывают до жути весёлые розыгрыши, и наивные думают, что хитрость, интриганство — что-то в целом хорошее, веселящее, этому стоит подражать. А озорная игривость выгодно оттеняет их ум.

  6. Гениально!

    » Мы именно делаем то, что хотим.»
    Да, люблю делать безделье, нууу-у, ещё иногда горячий суп.)))

  7. Лень это блокировка центра или детских сил психики. Когда лень, энергия души от усталости осаждается из состояния роста в состояние комфорта и сна. Воля в контексте данной статьи (как я понимаю) это блокировка правой, моторной или мужской стороны психики. Для балансировки нужно направить душу вверх, в рост и сбалансировать из мужской стороны в женскую (сенситивную, воспринимающую, движущую). Для этого может подойти медитация восприятия (когда мы перемещаем внимание больше в восприятие себя и мира, а так же «слушание неба», нежели в активное воздействие, тут я говорю об ощущениях). Так в душе мы становимся чуть больше женщиной чем мужчиной. дальше мы отпускаем, отдаём мужскую закостенелость убеждений, образов на милость божественности (Вселенной, природе, как угодно). Я это делаю фразой: «Небесный Отец, вся материя есть ты, я не создаю никаких качеств и правил» (мужикам это может быть тяжко произносить)(мы лишь помогаем, участвуем в проявлении). Фразы можно создавать самостоятельно, главное чтобы они работали. У женщин лень может быть связана больше с чувственностью и тягами, нежели продавливанием силы воли и тут будет немного другая история в плане медитации (медитация присутствия, которая описана у Игоря на сайте годится, а так же отдача желаний и чувств (персональной женской части души) как источнику желаний, пространств и движений, на волю Великому Женскому принципу. «Великая небесная Мать, всё есть твоё пространство и желание, всё движимо волей твоей» (как вариант)). Так же, думаю, важно знать, что в плане вертикальной балансировки души, лень это отсутствие (направленного к великому) интереса (интерес погружается в объекты ума и рассеивается). Мы теряем остроту и соответствие внимания росту в самые свободные зоны. Силы души как бы рассеиваются по телу, без определённого направления роста. Что-то вроде брожения. Это происходит в основном «благодаря» механизмам вытеснения, чрезмерного притяжения и зацикливания внимания и сил души в комфортных местах ума. Решение, как я вижу, искать чистый (от чувств и образов), искренний интерес и трудиться в направлении интереса. Можно к примеру поинтересоваться какие чрезмерности, недостаточности и циклы порабощают чистое внимание и создают труднопроходимые, «фальшивые» дистанции для жизни. Рассмотреть это и идти дальше. В общем, интерес направляет Великий Женский принцип. Это «снаружи» человека. Есть качества этого принципа, которые можно ощутить и не «просветлённому» человеку. Это можно ощутить как: состояние свободы, загадки, радостной неизвестности, «атмосферу праздника», мурашек на коже, прохлады над головой и «внутри» спины. Это может послужить ориентирами для поиска того, что направляет искренний интерес. Изложил как это вижу сейчас. Так что праздники не так уж бесполезны, как иногда считают. Здоровья всем. С наступающим!)

  8. Мне статья очень понравилась. Стало понятно, почему никогда не получалось воспитать в себе силу воли. Было просто лень))) Теперь не буду париться на этот счет.

  9. По поводу отсутствия выбора. Справедливости ради, я замечу, так же, что выбора не существует на столько, что никем и никто никогда не управлял и не заставлял что либо делать. Так думаю будет чуть более полно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.