Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Когда слишком много думаешь

когда много думаешьЧем больше думаешь о чем-либо, тем больше чувств накручивается вокруг объекта этих своих дум, тем более важным и влияющим на жизнь этот объект воспринимается. Он словно магнит, засасывающий внимание. Все его качества становятся гипертрофированными – позитивные черты идеализируются, а негативные демонизируются. Если это человек, то он обретает какие-то нечеловечески мистические черты – может восприниматься и ангелом, и демоном, или даже некой контрастной смесью этих очертаний.

Такая переоценка качеств объекта размышлений, приводит к их неумеренному влиянию на собственную личность. Это можно уподобить легкой, незаметной для окружающих сейсмической активности, которую поглощенная этим явлением личность, проживает, как сбивающее с ног семибальное землетрясение.

Тут есть ключевой нюанс. Можно, например, много думать о друге, и свое отношение к нему выражать. Но если думаешь так же много о человеке, с которым это свое неравнодушное отношение выразить не получается, все эти думы, оставаясь невыраженными, как бы сохраняются внутри, и начинают жить собственной жизнью.

Из-за такой зарождающейся «самостоятельности» этот и без того переоцененный «магнит» мышления, дополнительно мистифицируется, и обретает новые гипертрофированные черты. Вплоть до степени, когда вступаешь со своим фетишем в напряженные диалоги.

Такой эффект часто случается в отношении лидеров, начальников, кумиров и любимых, с которыми пообщаться на короткой дистанции не получается. Увлеченный мыслитель может и сам не понимать, почему это ему снится президент страны, или его босс. Да потому что невыраженный комплекс мыслей о влиятельном лице обретает собственную жизнь в его бессознательном.

То есть у фантазера в голове порождается что-то вроде собственными «руками» созданной сущности, которую он принимает за реального человека – объекта своих навязчивых мыслей. На деле эта внутренняя сущность может иметь мало общего с живым человеком. Но фантазер этого не понимает. Имея в сознании такого «поселенца», занимающего там непомерно огромную территорию, фантазер чувствует сильнейшее влияние этой структуры на себя. Связывая ее с живым человеком, он становится подвластным его воздействию.

«Не думайте о белой обезьяне»

Так, например, уверовав в чьи-то магические силы, можно в собственном уме породить виртуального «демона», которому будет приписываться власть над собой. Такой фантазер может запросто поверить, что все его жизненные трудности сводятся к проказам этого демона. А живой человек, на которого темные силы проецируются, может стать объектом сильнейшей ненависти – врагом номер один.

Такие инфернальные случаи не очень-то распространены. Куда чаще с таким же напором заблуждений относят на чужой счет идеальные качества. Ярчайший пример – лидеры духовных организаций. Им поклонники приписывают все самое высшее и светлое, что есть в их душе. Вплоть до мистического опыта, который от таких экстатических душевных излияний случается. На progressman.ru этот эффект разбирался подробней в статье о лжеучителях.

То есть сектанты, сами того не понимая, молятся на собственноручно созданных идолов – распухших в их сознании мысленных комплексов, проецируемых на учителей. Примерно то же самое практикуют все увлеченные люди, чем бы ни был их ум поглощен. Даже война может стать пламенной страстью, если о ней много думаешь.

Какой бы ни была проекция – светлой, или темной – это всегда искажение реалий. Недавний кумир, которому приписывалась вся радость мира, отказав поклоннику в одобрении, может в его уме в одночасье обернуться злым демоном. Такое неравнодушное «разочарование» – это отнюдь не освобождение от иллюзорной власти фетиша, а продолжение старой зависимости с новым отрицательным значением. Раньше активно любили и тянулись, теперь с таким же расходом жизненных сил – ненавидят и отторгают.

Чтобы по-настоящему освободиться от влияния фетиша, надо уметь различать и признавать собственное авторство в его создании. Собственным творением можно управлять. Иначе, продолжая сбрасывать ответственность за свои чувства во вне, так и будешь оставаться слепой, безвольной жертвой и рабом собственных галлюцинаций.

Исследуйте своих «белых обезьян».

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

76 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. По этой теме есть набросок для статьи. Правда лежит нетронутым уже неск. месяцев. Возможно, вскоре доберусь. Тут смысл в том, что как наши фантазии, так и то, что мы считаем реальным — одной природы — мысленной. Скажем, вот, видите вы монитор и не сомневаетесь в его существовании. Но сам факт его наличия — это утонченная идея из того слоя реальности, который мы привыкли «проглатывать» без сомнений. Но в этот слой попадают, порой, весьма далекие от «реального» идеи, которые мы так же легко проглатываем. И вот разоблачение всех, даже самых реалистичных идей — это и есть путь к недвойственности. Но начинать надо с самых невыгодных-актуальных. Собственно, этим на консультациях и занимаюсь с клиентами.

    Про Брайон Кейти наслышан. Как-нибудь, попробую почитать.

  2. Игорь, большое спасибо за статью. Создание идеалов и фетишей — очень знакомая для меня практика. Даже обнаружив, расставаться с ними бывает очень непросто, потому что с какого-то времени они как бы начинают жить своей собственной жизнью и принимаются как реальность или само собой разумеещееся. И в общем я понимаю это, но жить совсем без мыслей и идей не получается и отслеживать их все осознанности не хватает. Хотя это единственный ключ к освобождению от страданий колебаний в маятнике к безусловному принятию. «Разоблачение всех, даже самых реалистичных идей» — да, это очень… особенно навязанных социумом, родителями, традицией. Интересно, получается, что проблема не в событиях как таковых, которые возможно нам только грезятся, а в том как мы это интерпретируем. Но разве можно без интерпретации? Жить только на уровне ощущений и импульсов? Возможно проблема в интерпретации и размытости выражения с использованием ментальных конструкций есть некая неразвитость, которую необходимо преодолеть как этап в личном развитии. То есть необходимо научиться четко и ясно выражать свое понимание «реальности» как чего-то определенного, чтобы затем стать более гибким.
    Алена, очень ясно выразили суть. Мне это пока дается с трудом. Кстати по теме принятия есть на этом сайте Сказка на ночь для взрослых «О плясуне из небытия»

  3. Многое выстраивается относительно зависимостей от «…лидеров, начальников, кумиров и любимых, с которыми пообщаться на короткой дистанции не получается….». Я нахожусь в согласии с собой, когда, делая выбор о принятии решения к действию, я нахожу аналогии, как поступил бы другой человек(близкий, знакомый, родной, товарищ, друг…,- я представляю, как бы они поступили), и поступаю по зову своего сердца или вопреки, но, чтоб не как у всех.

  4. «По этой теме есть набросок для статьи. Правда лежит нетронутым уже неск. месяцев. Возможно, вскоре доберусь. Тут смысл в том, что как наши фантазии, так и то, что мы считаем реальным — одной природы — мысленной.»

    Игорь, очень интересно! Буду ждать)
    А пока всё перечитываю, чувствую глубину, до которой дотянуться пока ясности не хватает. То есть чувствую, что далеко не всё удаётся извлечь из того, что заложено в статьи.

  5. Yuliya,

    «Следующий шаг неясен, что с этой информацией делать?»

    Могу только сказать, что я делаю в таких случаях.
    Когда передо мной встаёт вопрос: «что мне делать?», это для меня индикатор того, что мне ещё не хватает понимания. И тогда я просто продолжаю пытаться понять. Где-то мне встретилось выражение (может даже здесь): когда ты понял проблему — ты свободен от неё. Имеется в виду понимание не логическое, а ясность, чувствование.

    Вот, например, многие говорят: эго то, эго сё, моё эго… А если спросить — что это такое, твоё эго, как ты его чувствуешь, из чего оно состоит, что это за сущность? Не в определениях, а в непосредственном переживании? Это вопрос, который я сейчас исследую в переживании, в опыте. Ищу отождествлённости в опыте. Кто ищет, спрашиваю я себя? Разумное начало, которому не хватает ясности, так мне кажется, может быть и ошибочно кажется)

    Но прошу прощения за уход от темы…

  6. Понимание это далеко еще не решение и не изменение, осознать проблему это лишь первый шаг. Привычные, старые схемы мышления настолько сильны, не думаю что от них так просто отделаться, необходимо мотивировать себя, четко понимать нужность полезность перемен, уметь говорить себе «стоп», в частности когда фантазии засасывают в свое болото. Также и в какой-либо деятельности, по-началу идешь напролом, полный энтузиазма, а под действием старых установок опускаются руки, так и даже порой мотивировать себя лень, поскольку привычное болотце сулит привычный комфорт. В связи с этим, меня порой удивляют рассказы «просветленных» об их чудесных прозрениях, что вот мол проснулся и «лампочка» включилась и осознал, почувствовал всю ложность и ненужность…, может и меня сия светлая учесть постигнет, было бы здорово, а пока самоанализ и размышления по поводу того как новые ощущения применить, ведь теория без практики мертва.

  7. Да, не каждый мыслитель способен силой длительного интеллектуального напряжения открыть теорию относительности, написать «Войну и мир», изобрести ракетный двигатель, создать Windows. Часто эта человеческая способность — концентрировать на к.л. объекте свое внимание, мысли и чувства тратится впустую.
    Как говорят в Одессе: «Чтоб я вас так забыл, как я вас помню!»
    Думаю, что нет ничего лучше, чем вступить в открытый диалог с объектом своих мыслей и чувств, если это человек. Тогда демонизация или идеализация проходят. А если не проходят, то контактировать до тех пор, пока не пройдут, а они обязательно пройдут. Тогда навязчивость отпустит и станет намного легче, навязчивые мысли и чувства забудутся, вернется свобода и легкость и можно будет размышлять о конструктивных вещах.

  8. Спасибо за статью! Хочется понять — что такое воображение? Для чего оно есть в природе?Надо ли его развивать или наоборот, как иногда кажется..

  9. А кого называют впечатлительными людьми, которые способны на основе в целом нейтральных фактов навоображать себе невесть что и, к примеру, до смерти испугаться там, где другой человек даже бровью не поведет? Правильно, именно тех, у кого хорошо развито воображение. По мне, так Оно есть ни что иное, как главная платформа всех иллюзий, застилающих истинную реальность. Вот и решайте сами для себя – развивать Вам воображение или искоренять. Впрочем, автор, как мне кажется, просто советует уметь распознавать природу этих призраков, созданных воображением.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.