Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Когда слишком много думаешь

когда много думаешьЧем больше думаешь о чем-либо, тем больше чувств накручивается вокруг объекта этих своих дум, тем более важным и влияющим на жизнь этот объект воспринимается. Он словно магнит, засасывающий внимание. Все его качества становятся гипертрофированными – позитивные черты идеализируются, а негативные демонизируются. Если это человек, то он обретает какие-то нечеловечески мистические черты – может восприниматься и ангелом, и демоном, или даже некой контрастной смесью этих очертаний.

Такая переоценка качеств объекта размышлений, приводит к их неумеренному влиянию на собственную личность. Это можно уподобить легкой, незаметной для окружающих сейсмической активности, которую поглощенная этим явлением личность, проживает, как сбивающее с ног семибальное землетрясение.

Тут есть ключевой нюанс. Можно, например, много думать о друге, и свое отношение к нему выражать. Но если думаешь так же много о человеке, с которым это свое неравнодушное отношение выразить не получается, все эти думы, оставаясь невыраженными, как бы сохраняются внутри, и начинают жить собственной жизнью.

Из-за такой зарождающейся «самостоятельности» этот и без того переоцененный «магнит» мышления, дополнительно мистифицируется, и обретает новые гипертрофированные черты. Вплоть до степени, когда вступаешь со своим фетишем в напряженные диалоги.

Такой эффект часто случается в отношении лидеров, начальников, кумиров и любимых, с которыми пообщаться на короткой дистанции не получается. Увлеченный мыслитель может и сам не понимать, почему это ему снится президент страны, или его босс. Да потому что невыраженный комплекс мыслей о влиятельном лице обретает собственную жизнь в его бессознательном.

То есть у фантазера в голове порождается что-то вроде собственными «руками» созданной сущности, которую он принимает за реального человека – объекта своих навязчивых мыслей. На деле эта внутренняя сущность может иметь мало общего с живым человеком. Но фантазер этого не понимает. Имея в сознании такого «поселенца», занимающего там непомерно огромную территорию, фантазер чувствует сильнейшее влияние этой структуры на себя. Связывая ее с живым человеком, он становится подвластным его воздействию.

«Не думайте о белой обезьяне»

Так, например, уверовав в чьи-то магические силы, можно в собственном уме породить виртуального «демона», которому будет приписываться власть над собой. Такой фантазер может запросто поверить, что все его жизненные трудности сводятся к проказам этого демона. А живой человек, на которого темные силы проецируются, может стать объектом сильнейшей ненависти – врагом номер один.

Такие инфернальные случаи не очень-то распространены. Куда чаще с таким же напором заблуждений относят на чужой счет идеальные качества. Ярчайший пример – лидеры духовных организаций. Им поклонники приписывают все самое высшее и светлое, что есть в их душе. Вплоть до мистического опыта, который от таких экстатических душевных излияний случается. На progressman.ru этот эффект разбирался подробней в статье о лжеучителях.

То есть сектанты, сами того не понимая, молятся на собственноручно созданных идолов – распухших в их сознании мысленных комплексов, проецируемых на учителей. Примерно то же самое практикуют все увлеченные люди, чем бы ни был их ум поглощен. Даже война может стать пламенной страстью, если о ней много думаешь.

Какой бы ни была проекция – светлой, или темной – это всегда искажение реалий. Недавний кумир, которому приписывалась вся радость мира, отказав поклоннику в одобрении, может в его уме в одночасье обернуться злым демоном. Такое неравнодушное «разочарование» – это отнюдь не освобождение от иллюзорной власти фетиша, а продолжение старой зависимости с новым отрицательным значением. Раньше активно любили и тянулись, теперь с таким же расходом жизненных сил – ненавидят и отторгают.

Чтобы по-настоящему освободиться от влияния фетиша, надо уметь различать и признавать собственное авторство в его создании. Собственным творением можно управлять. Иначе, продолжая сбрасывать ответственность за свои чувства во вне, так и будешь оставаться слепой, безвольной жертвой и рабом собственных галлюцинаций.

Исследуйте своих «белых обезьян».

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

76 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Опять же все проблемы в наших головах, думаю чтобы поменьше «думать» надо побольше интересов иметь и ими заниматься, ведь на фантазии время нужно, а его занять можно полезным для себя делом, а вообще мир фантазий очень притягателен, ведь в нем ты можешь воплотить любые свои желания и поэтому очень сложно отделить зерна от плевел, а нужно. Умеренность во всем. Спасибо за статью.

  2. Концепции уплотняются … твердеют …
    стоит только верить …быть убеждённым ))

  3. Лермонтов о чем-то подобном писал задолго до психоанализа и т.д. и т.п. Гений…

    Поэт

    Когда Рафаэль вдохновенный
    Пречистой девы лик священный
    Живою кистью окончал,-
    Своим искусством восхищенный
    Он пред картиною упал!
    Но скоро сей порыв чудесный
    Слабел в груди его младой,
    И утомленный и немой,
    Он забывал огонь небесный.

    Таков поэт: чуть мысль блеснет,
    Как он пером своим прольет
    Всю душу; звуком громкой лиры
    Чарует свет и в тишине
    Поет, забывшись в райском сне,
    Вас, вас! души его кумиры!
    И вдруг хладеет жар ланит,
    Его сердечные волненья
    Все тише, и призрак бежит!
    Но долго, долго он хранит
    Первоначальны впечатленья.

    «…Чтобы по-настоящему освободиться от влияния фетиша, надо уметь различать и признавать собственное авторство в его создании. Собственным творением можно управлять. Иначе, продолжая сбрасывать ответственность за свои чувства во вне, так и будешь оставаться слепой, безвольной жертвой и рабом собственных галлюцинаций».

  4. Да, вы тут ржёте, но ведь в действительности всю нашу жизнь мы рьяно планируем/планировали и придумываем/ придумывали своими размышлениями, как » лучше» или как «правильно»- это полный отстой идти туда, куда правильно, а прийти, куда пришли..((не даёт мне покоя уход Жанны, ладно бы близка была, не знаю что цепляет)(((
    я знаю о чём говорю: лет 15 проживала роль: «а как бы моя сестра повела себя, как хорошая жена»(мой кумир)
    С такой оглядкой жить и мужа моделировать» в виде белой обезьяны, но Он, как истинный Джентельмен(учитель) дал мне всё, что мне и нужно было..:-), но эт конечно, после того, как просто стала наблюдать и анализировать полученное.

  5. Добрый день.

    Игорь, давно слежу за Вашим блогом, многое за это время уложилось в понимании благодаря озарениям при чтении. Но пишу впервые, и пишу потому, что случилось очередное озарение, настолько сильно впечатлившее, что не смогла удержаться от комментария)

    Озарение случилось на тему приятия. Эта тема преследует меня много лет, как глубокая заноза. Преследует, потому что интуитивно чувствуется, что в этой теме лежит ключ к искомому покою…
    Но вот читаешь и читаешь пишущих о приятии, и вроде всё верно, но что-то не складывается, когда пытаешься глубоко почувствовать суть приятия. Постоянно вставали вопросы: а ЧТО же я не принимаю? И ЧЕМ я ЭТО не принимаю, каким своим органом? Ответов не было.

    И вот, когда читала одну Вашу статью и комментарии к ней, одновременно проживая эти свои глубинные вопрошания, вдруг сложилось. Внутренне уловилась суть явления неприятия. Выразить это я попробую так: неприятие — это реакция на мою ИНТЕРПРЕТАЦИЮ происходящего. То есть неприятие не является ПЕРВИЧНЫМ феноменом, первична именно интерпретация. Если моя интерпретация происходящего мира мне нравится — у меня возникают приятные эмоции, если нет — неприятные, которые уже и ощущаются как неприятие.
    Тогда что можно назвать приятием? Это не есть какое-то явление, это ОТСУТСТВИЕ. Отсутствие интерпретаций происходящего по отношению ко МНЕ как к эго. Тогда остаётся только поток переживаний, без эгоистического компонента и соответствующих этому эмоций.

    Сейчас такое облегчение) Многолетнее беспокойство разрешилось, потому что я уловила, в каком «месте» возможно расслабление и отпускание. Отпускается интерпретация, причём не любая. Я сейчас разделила их как бы на два уровня — интерпретацию первого уровня (ложка, муж, ребенок), и интерпретацию второго уровня (некрасивая ложка, неверный муж, непослушный ребенок). Сама моя нужда в послушном ребенке и верном муже (к примеру) — это тоже такая интерпретация. И отпускаются именно эти интерпретации, второго уровня. Неприятие лежит именно там, как я почувствовала.

    Игорь, благодарю Вас за тексты, и Ваших читателей — за вопросы.
    Статью для комментария я не выбирала, потому что многие Ваши статьи написаны в одном духе и пронизаны общей темой, если можно так сказать.
    Спасибо)

  6. Алена, поясните пожалуйста что по-вашему «отпускаются»? К примеру в переживании вы нашли эгоистичный элемент, т.е. элемент затрагивающий пласты вытесненного неприятия, несогласия и т.д., дальше что? Сказать себе: «Это эмоциональный откат, лишь моя галлюцинация, дела не так плохи, через минуту настроение поменяется…», к примеру, а дальше что? Сможет ли этот прием привести к эмоциональной стабильности, к пресловутому «приятию»? Интересно мнение Игоря. Просто практикую, туго идет)))

  7. Алёна, все верно. Об этом кое что было в этой статье: progressman.ru/belief

    Yuliya, смысл в том, что себя не нужно переубеждать поверх неприятия. Надо учиться различать именно те проекции, которые вызывают несогласие с реальным. Эти свои требования к судьбе можно анализировать. Иногда достаточно их просто заметить, чтобы отпустило.

  8. «Об этом кое что было в этой статье: progressman.ru/belief»
    Да, вот сейчас перечитала статью по ссылке, и тоже по-новому уже воспринялось.
    Единственное, что для меня пока остается непрочувствованным, — это сам феномен веры в проекции. Что это за механизм, ЧТО является верящим началом… Наверное, разум. Тогда что есть разум, как он существует, как он связан с сознанием… В себе пытаюсь почувствовать, но пока не удаётся…

    Yuliya,
    «поясните пожалуйста что по-вашему «отпускаются»? К примеру в переживании вы нашли эгоистичный элемент, т.е. элемент затрагивающий пласты вытесненного неприятия, несогласия и т.д., дальше что?»

    Насколько я чувствую, тут работает само понимание. То есть как только становится ясным само явление проецирования, то проекции уже начинают и распознаваться как проекции. Без моей специальной работы. Есть движущая сила — желание познать суть происходящего, желание почувствовать ЧТО реально есть, ЧТО реально происходит, и это желание само движет поиском понимания (заставляет читать, вглядываться и т.п.). Само это желание возникает из неудовлетворенности, чувства неполноты, которое переживается как неестественное и поэтому хочется найти естественное. Естественными ощущаются покой, безмятежность, вот и идёт поиск причин того, почему это естественное не переживается. Другими словами, я устала переживать неестественное, тяжело испытывать беспокойство любого рода (обиду, страх будущего и прочее), поэтому хочется понять, что это такое. Благодаря этому желанию и приходят тексты о проекциях, и понемногу появляется их понимание.

    Если читали Байрон Кейти, то знаете, что причиной всех тяжелых переживаний она называет веру в мысли. Вот эта вера в мысли и есть механизм проекций. Я пока только не уловила, как и благодаря чему вообще случается, что проекции принимаются за реальность, но для расслабления (=приятия) это понимание, наверное, и не является необходимым. Главное — уловить, что я переживаю не происходящее, не реальный факт, а свое собственное построение. Имеется в виду, что я не создаю, к примеру, капризничающего ребёнка, но вот то, что я ПЕРЕЖИВАЮ глядя на этого ребёнка, — вот это целиком моя личная майя, набор проекций, матрица. Когда это понимается, тогда оно уже не может работать как раньше. То есть мне не нужно говорить себе, что «дела не так плохи». «Дела» сами по себе — никакие, это начинает пониматься, и переживание обиды как требования чтобы ребенок был другим ДЛЯ МЕНЯ, больше не может поддерживаться как раньше. Я не то чтобы как-то отпускаю или избавляюсь от эгоистического компонента, он просто в свете понимания не может больше поддерживаться. Так я вижу.

  9. Спасибо. Алена, очень интересно, а главное доходчиво описали механизм. Анализируя свои переживания я выяснила, что в основном они монтируются на стремлении раздутого ЭГО соответствовать образам успешности, талантливости и т.д., подпитывая ЧСЗ, соответственно любая реакция так или иначе направлена на поддержание этих опор, ибо провал, даже незначительный=трагедии. Следующий шаг неясен, что с этой информацией делать?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.