Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Принятие решений

принятие решенийИменно принятие решений определяет реальную жизнь. Каждый в иное время задается вопросом: какой сделать выбор? Является ли решение верным? Не обманываем ли мы себя? На принятие решений может влиять голос совести, мнение авторитетов, моральные принципы, законы государства, религиозные добродетели. В итоге человек разрывается под диктатом множества влияний и уже не понимает, чего хочет на самом деле.

Прежде всего хочу сказать, что принятие решений делает нас душевно взрослыми. Ребенок не знает жизни и доверяется родителям – вся ответственность на них. Принимать по-настоящему серьезные решения ребенку страшно, потому что брать на себя ответственность за свою жизнь подразумевает взросление – лишение поддержки и становление на свой путь. Такое лишение опор чревато страхом неизвестности – ощущением словно за следующим поворотом может быть все, что угодно. Поэтому большинство людей так всю жизнь и остаются взрослыми детьми, которым проще перекладывать ответственность за свою жизнь на старших, на государство, или на обстоятельства. Самостоятельное принятие решений и ответственность за личный выбор – это душевное взросление.

Я считаю, что каждый может и должен жить так, как хочет, и здесь, как бы наивно, или пафосно это ни звучало, стоит пробовать прислушиваться к собственному сердцу. Иначе принятые решения неизбежно окрашиваются сомнениями, и приводят соответственно к сомнительным результатам. Однако самообман порой так тонок, что понять, чего хочется на самом деле просто невозможно. Тогда-то и совершаются ошибки, а выбор приводит к разочарованиям.

В среде духовных искателей модно рассматривать ошибки и проблемы как необходимые уроки, без которых ни чему не научиться. С этим взглядом и я полностью согласен. Преодолевая трудности, мы развиваем силу различения нового порядка, и начинаем принимать решение сознательней.

И все же, наш самообман не знает пределов. Эго постоянно утончается, выдумывая все более хитрые способы дурачить себя. В глубокой медитации становится ясным, что собой представляют все наши концепции о жизни – однородная масса энергии без начала и конца, без опоры и сущности, и без конечного смысла. Однако сохранять такое понимание в социуме крайне сложно, а порой и вовсе – непрактично. Принятие решений происходит тем эффективней, чем реалистичней мы оцениваем свои цели и возможности.

Реализм важен даже не столько в трезвой оценке внешних явлений, сколько в трезвости проявленной по отношению к себе. Чем меньше в голове сумбура, и чем больше ясности, тем отчетливей может звучать голос интуиции. Невозможно прийти к истине, выстраивая путь из самообмана.

Порой, совсем не хочется что-либо взвешивать и анализировать. Человек знает, чего хочет здесь и сейчас, а потом – будь, что будет. Однако, принятие решений на основе поверхностных желаний приводит к поверхностным результатам. Погоня за удовольствиями с целью непрерывного удовлетворения желаний в максимально короткие сроки, приводит к истощению всех внешних и внутренних ресурсов. Мудрость – в дальновидности. Важно уметь радоваться сегодняшним усилиям, понимая, что в будущем они могут окупиться.

В конце концов, если ни совесть, ни логику с интуицией не слышно, но тем не менее, хочется принять более-менее взвешенное решение, вполне уместно опираться на религиозные и моральные постулаты – они для того и существуют, чтобы влиять на принятие решений, когда нет доверия к собственной воле.

Если верить восточным учениям, по нашей карме с нами случается все то, что мы сами же и сотворили – мы принимаем плоды принятия собственных решений. Все происходящее – это результат нашей собственной деятельности. Все, что человек когда-то отдал реальности, к нему же и возвращается, иногда в приумноженной степени. Можно учитывать законы кармы на всякий случай. Но вообще, то, что каждое действие имеет свои последствия – это очевидный факт, причем последствия эти – многоплановы. Этой теме на progressman.ru посвящена статья о грехах и морали. Принятые решения влияют на наши взаимоотношения как с внешним миром, так и с внутренним. Совесть умеет и награждать, и наказывать.

Важно помнить – не все то, что является благом для нас, будет благом и для других. Принятие решений может оказать диаметрально противоположный эффект в зависимости от условий. Законы кармы – это не какая-то месть судьбы. Нам «возвращаются» последствия наших действий – вот и все. Жизнь просто демонстрирует наглядно, к чему привели те факторы – состояния, чувства и мысли, которые повлияли на принятые решения. Карма – это наши переживания.

Если в жизни доминируют войны, конфликты, болезни, возможно, таким образом совесть на бессознательном уровне искореняет из души насилие и невнимательность по отношению к живому. Когда мы пониманием, что такое боль, тогда чувствуем, что действительность заслуживает почтения, и принятия взвешенных решений, тогда и она словно по волшебству оборачивается к нашей персоне схожей стороной.

Некоторые неосторожные искатели иногда подсаживаются на идеи полной «раскованности», «отрешенности» и «контролируемой» глупости, которые зачастую выливаются в шутовство, хитрость, наглость, неуважение к окружающим, удобное оправдание похоти, раздражения, обмана и др. Все эти переживания в конечном итоге обращаются против того, кто совершает действия под их влиянием. С самого начала имеет смысл быть честным с собой, и ясно понимать мотивы, влияющие на принятие решений. И если возникает, например, гнев, любые оправдания на событийном уровне – самообман. Необходимо вспомнить тот ключевой фактор, что вся реальность является проекцией нашего ума. События окрашены нашей кармой, они не создают переживания, они их всего лишь «высвобождают».

Некоторые духовные учителя во время обучения действительно используют необычные методы, игру и неестественное поведение, чтобы в соответствии с качествами ученика преподнести ему таким образом учение. Особенно ярко такие методы выражены в японских школах дзен-буддизма, где монахов ведут к истине прямым путем вне концепций.

Принятие решений на этом уровне происходит интуитивно, и в каждом случае глубоко индивидуально. Просветленный мастер, чтобы избавить ученика от ментальных построений, и передать ему, насколько далеки слова от истины, может использовать причудливые жесты, устраивать «бессмысленные» и опасные ситуации, таким образам побуждая ум ученика замолчать, остановиться, чтобы тот увидел реальность, как есть – вне концепций. Один известный мастер на вопрос о природе ума – разбил кувшин, чем символически продемонстрировал иллюзорность преграды между внешним и внутренним.

Необычное поведение, свойственное мастерам дзен, давление и хитрость без всяких дурных кармических последствий, наверное, может позволить себе лишь настоящий просветленный – человек, который в точности чувствует, что именно требуется ученику в текущей ситуации, чтобы продвигаться на пути.

Принятие решений – это своеобразный отклик на жизнь. И чем более утонченным восприятием мы обладаем, тем более точным, а порой и необъяснимым для ума становится этот отклик. В иных ситуациях неадекватное поведение – банальный выпендреж.

Дзенский мастер может дать своему ученику коан – неразрешимую загадку, или вопрос, над которым ученик может медитировать порой в течение нескольких лет. Один из самых популярных коанов: «как звучит хлопок одной ладони?» Вообще, почти каждый коан можно свести к вопросу о том, как происходит то, чего происходить не может. Если ученик новичок, он может подумать, что у загадки есть логическое решение, и тогда, прибыв к мастеру с ответом, он получает подзатыльник. Ответом на подобную загадку является, прежде всего, состояние ученика, а не его слова. Принятие решений на уровне ума ограничено, поэтому, например, в экстренных ситуациях мы действуем спонтанно, совершая невозможное.

Не существует неразрешимых вопросов. Каждый вопрос содержит в себе корень ответа. Коан – это загадка за пределами логики и смысла – загадка, ответ на которую лежит в интуитивном, озаряющем слое сознания. Чтобы пережить «ответ» на эту загадку, однонаправленный ум, путем медитации на парадоксальный вопрос, поднимает сознание в ту сферу реальности, где возможно все, где присутствуют правильные ответы на любые неразрешимые противоречия, где все и существует и не существует одновременно. Принятие решений на интуитивном уровне происходит точно так же, как и обретение ответа на загадку коана. На этом уровне сознания нет сомнений, и правильные решения приходят спонтанно.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

28 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. А я во второй половине жизни, стал стремиться к ее простоте, простоте чувств,мыслей, поступков и принятии решений, прекрасно понимая, насколько, жизнь коротка и лишена всякого смысла.

  2. Иногда приняв какое-то решение, так и не можешь до конца оценить его. Правильно ты поступил или нет, ответ висит где-то посередине и только спустя какое-то время ты даешь своему решению правильную оценку.

  3. Игорь, спасибо за сайт и Ваши ответы.
    «Решения, принятые в обход голоса совести, не дадут душевного покоя и в итоге, иногда спустя годы могут принести “плоды”, заслуживающие соответствующих эгоистичных стимулов, повлиявших на принятие решений.»

    это мой случай и я нахожусь в постоянной борьбе с собой между «так нельзя было!» против «это как это нельзя?! Что надо было не брать, если тебе давалось то, что ты хотел?! Это не логично было бы!!! Если тебе дается значить это не может быть неправильным, даже если это какбы если не по совисти» (то есть,шла в обход совести, мол тут у меня другая, паралельня совесть :))). Тут ни принять не получаеться, ни простить себя, ни понять почему дана такая ситуация.
    Внутренне знаю — понимать почему не надо, не имеет смысла, надо работать над тем, чтобы научиться принимать все так, как оно есть на даный момент, учиться воспринимать как «первый опыт» (чем и занимаюсь) и т.д. и вообще работать над собой в целом… Но тяжело очень. Постоянно кажеться что ты где-то что-то недопонял, где-то что-то не так сделал и вообще — что это за совесть такая, если она тебе не дает спокойно делать то что нравиться??!! и как можна было попасть в такую ловушку?!… В общем то запутываюсь, то вновь выкарапкиваюсь. Понимаю тоже, что я как бы у власти этого маятника, который я сама себе сотворила. Кроме того, мне кажеться, что моя ситуация какая-то особенная и т.д.,и тогла я понимаю, что тут надо бороться со снижением собственной важности.. То есть, понимаю я все более-менее как надо :)))) но на практике все тяжелее..
    Игорь, была бы благодарна за 2 слова рекомендаций или коментаря. (к стати, методом ПЭЛ занимаюсь — суперэффективно,не смотря на кажущуюся простоту, — как элементарная гигиена, но для души! Так же довольно долго занимаюсь йогой, а сейчас начала совсем чуть-чуть медитировать )

  4. rene, что-то похожее в разной форме и степени переживает каждый.
    В идеале выбор не должен противоречить голосу совести.
    Но если не получается, необходимо отдавать себе в этом отчет, сказать себе «я не могу ИНАЧЕ, потому что..»
    ПЭЛ, кстати здорово здесь помогает, так что Вы все правильно делаете.)

  5. Вообще-то есть целая область науки называемая теорией принятия решений. Её в основном используют экономисты и военные, в этой области ведутся активные научные исследования: разрабатываются всё более новые и сложные ЭВМ, компьютерные программы, активно ведутся исследования в области искусственного интеллекта. Понятно что с человеком даже самым совершенным компьютерам не сраниться, человек как и почти всё в этом мире, плохо предсказуем (квантовый и детерминированный хаос), решения принимаемые им иррациональны — это то, чего нет у компьютеров. Кроме того, человек, как и всякое живое существо, обладает свободой воли в принятии решений между двумя или несколькими альтернативами. С античных времён известен парадокс буриданова осла: осёл находящийся в точности между 2-мя охапками сена, должен умереть от голода, не в силах решить выбрать одну из них. Глупо конечно: осёл без труда выберет одну их охапок. :) Но логический парадокс есть. :) Свобода воли является имманентным, т.е. внутренне присущим свойством всего мира. Но свобода действий реализуется только в точках бифуркаций, когда возможно неоднозначное развитие процесса.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.