Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Социофобия и жажда общества

Я не раз говорил о пользе самодостаточности и убытках привязанности. Эта статья — что-то вроде оговорки. Искатели, увлеченные психологией и эзотерикой, часто возводят самодостаточность в ранг обязательного для достижения идеала, а привязанность воспринимают паршивым изъяном. И кроется за этим маневром обычно оправдание собственной социофобии (страха перед обществом).

Далее буду говорить о значении общества для отдельной личности. Начну немного издалека.

С незапамятных времен особи, склонные к уединению, отрывались от стада, поэтому хуже выживали и размножались. В итоге свои гены, содержащие самодостаточность и бесстрашие, не успевали передавать потомкам.

Особи неравнодушные к отношениям размножались активней, и передавали по наследству свой страх одиночества будущим поколениям. Преемники процеживали страх своей психикой по новому кругу: отфильтровывались гены оторванных от стада индивидов, и закреплялось наследие особей, привязанных к компании.

Представьте остров с обитателями. Часть островитян стремится остров покинуть, а другая — на нем остаться. Оставшиеся дают на острове потомство — детей, которые наследуют гены родителей, и в том же семейном духе цепляются за привычное пространство. Через десяток поколений уже никто уплывать с острова не хочет, потому что все его население — это наследники предков, пожелавших остаться.

Теперь представьте, что остров — это жизнь на земле. Здесь остаются и передают свой генотип обитатели, склонные заводить отношения и размножаться.

Жажда отношений, проходя через тысячи поколений, снова и снова закреплялась, усиливалась и обрастала богатой палитрой новых оттенков. Их-то мы и зовем обобщенно «любовью».

Теперь вспомните, какое влияние «любовь» оказывает на все-все в жизни. Загляните в себя. Ваш ум — апогей кристаллизованных инстинктов выживания и размножения. Все, что вы чувствуете — отборное наследие древности.

В современном человеке любовь и страх стали центральными стимулами души. Они засели так глубоко, что намерение их превзойти — это чаще всего самонадеянная наивность; а предельная одухотворенная самодостаточность — красивый фантастический идеал.

Мы — потомки древних «островитян».

Социофобия

Прямое столкновение с одиночеством — вызов для крепких духом. Проще этот страх покрывать общением с друзьями и близкими. Это естественно. Но душа на этом не успокаивается; она «требует» от личности и совладания с одиночеством, и коммуникабельности одновременно.

Иначе, если не принят вызов одиночества, любые возможные отношения этим страхом отравляются. А если не принят вызов общества, в душе укрепляется тревожный фон такой неприятной правды, что уединение — вовсе не сознательный выбор, а вынужденное бегство от мира из-за своей несостоятельности в отношениях с ним.

Самодостаточность, заправленная социофобией, — всего лишь красивая маска, а по сути — вывернутая наизнанку, жажда общества.

Социофобия — это не боязнь общества самого по себе, а страх оказаться в его глазах никчемностью, отбракованной социальным «естественным отбором». Наедине с собой затворник может мнить о себе, что угодно. А столкновение с людьми грозит ему нелестными сомнениями на свой счет. В итоге проще продолжать замыкаться.

Боязнь сцены, новых знакомств и непривычных условий, — все это избегание проверки своего самомнения в деле. А чем жизнь компактней, тем проще мнить себя в ней особенным.

Корень неуверенности — неустойчивое мнение о себе и своих реальных качествах. Колеблющаяся самооценка, расположенная проваливаться к низким рейтингам, — главная причина ранимости и последующей стесненной жизни, где только и удается удерживать чувство собственной важности. На progressman.ru этой теме посвящен целый раздел.

Социофобия лечится самопознанием при помощи чуткого самоанализа и в «полевых» условиях живой коммуникации, когда встречают страх лицом к лицу.

Опытные островитяне

Только человек, уверенно контактирующий с обществом, может быть от него независим. Опытный рыбак не переживает о сорвавшейся с крючка рыбе — он знает, что поймает еще. Успешно коммуницирующий человек не переживает о разорванных связях — знает, что наладит новые.

Поэтому для социальной уверенности важно удостовериться в своей способности заводить и выстраивать новые связи (с друзьями и возлюбленными). Иначе любые возможные отношения становятся токсичными от страха оказаться никому ненужным (ничтожеством).

Сильная личность умеет устраивать радости своими силами: собирать любимых людей и создавать сферу для совместного досуга. Конечно, это — не самодостаточность Будды. Но, если угодно, — необходимая к ней ступень. На этом этапе страх одиночества заметно отступает.

В прошлой статье я предлагал визуализацию жизни без страха. Вот еще одна:

Представьте, каким может быть ваше счастье в реальных условиях. Уделите фантазии хотя бы минуту. В такой жизни могут быть, например, материальное благосостояние и большой дом с друзьями вашего уровня развития, где царит тепло и понимание.

Появляется ли у вас мотивация двигаться к желанной жизни? Если нет, тогда спокойно признавайте, что сегодняшние условия устраивают.

Умные люди сталкиваются с искушением питаться из кормушки насмешливого цинизма, где радостное и светлое обесценивается — еще один способ оправдания страха своей «недостойности» желанного (общества).

По социальным сетям бродит, якобы информация из «The Washington Post» о значимости дружбы. Утверждают, что она для здоровья и долголетия — важнее диет и физических занятий. А реальный оздоравливающий эффект дружба оказывает только при личном контакте. Онлайн-общение не катит.

Даже если эта информация — новостная утка, она все равно не лишена правды. Психика из глубин души радуется обществу равных себе. Неважно почему — дань инстинктам, или высокая любовь; главное, — это работает. А психосоматическое влияние души на тело — уже научный факт.

Поэтому, как бы простовато ни прозвучало, берегите друг друга.

© Игорь Саторин

Другие статьи на схожие темы:

Для справки:

Социофобия — это, упрощенно говоря, страх общества и его внимания к себе. Не путайте с мизантропией — неприязненным противопоставлением себя обществу.

В противовес социофобии и мизантропии выделяют гуманизм — это, упрощенно говоря, любовь к людям; а точнее — такая жизненная позиция, где человек со своим естеством преподносится, как высшая ценность. В эпоху возрождения это мировоззрение было чем-то вроде протеста церковному деспотизму в отношении личности.

П.С.
Я не утверждаю, будто естественный отбор и гены — единственная причина врожденных качеств. Вполне допускаю, что у каждого есть своя «карма» и обязательные для прохождения жизненные уроки.

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

29 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Доброго времени суток. Полагаю что-то не до конца понял в данной статье. Либо же не понимаю себя. Кем являюсь в случае если:
    — смело могу завязывать отношения с незнакомыми людьми, в случае необходимости и личной ВЫГОДЫ;
    — несколько переживаю о потерянных отношениях (с близкими людьми), но не критично. (когда то переживал сильно);
    — Незнакомые люди их мнения и проблемы не волнуют (хотя порой не прочь помочь страждущим, особенно котикам=));
    — в принципе не нуждаюсь в обществе (видеть, поговорить, поделиться, выслушать), однако порой не прочь поиграться в онлайне с другими людишками и показать кто здесь «батя» (могу и с ботами).
    — за отдельных старых, «потерянных», знакомых переживаю порой очень сильно. Полагаю, скучаю.

    -«Дэк кто же я, уважаемый доктор»
    -«Однако Вы «Редиска»»
    Хотелось «посквернословить» (не надумал иного слова), но решил за это получу «леща», чего не хотелось бы. Итак…кто я?

      1. По тому что, хочу понять себя. «Кто я?», «Чего хочу?». Необходим какой то постамент от которого необходимо «маршировать». Своего рода «стандарт» личности к которому могу себя отнести дабы лучше разобраться в себе. Что бы прочесть «определение», и сказать: «Да, вот это похоже.». А после можно будет скакать в сторону «просветления».

        P.S. Как можно изменить имя комментатора? Хотелось бы остаться инкогнито, в случае если кто-то из знакомых, которым я порекомендую данные статьи, решит почитать комментарии. Уж что бы в душу лезли не хочется. Изначально об этом не подумал, глупенький.

  2. Классная статья, узнал себя в ней ) Всю жизнь бегу от общества и с каждым годом всё дальше и дальше, кажется уже совсем оторвался от него. Замкнулся в себе и не с кем не общаюсь, всегда чувствовал себя чужаком в этом мире людей. Сейчас понимаю что и работу выбирал себе ( как я думал что лучшая ) но не осознавал то….. что бы люди были одноразовые. И опускал общество и людей в своих глазах, вплоть до ненависти и презрения. Но я подозревал что что то не то……так как когда находился в алкогольном опьянении, то почти ) всегда становился очень общительным и приветливым……прямо полная противоположность меня трезвого.

  3. «А психосоматическое влияние души на тело — уже научный факт.»
    Расстроили этой фразой. Когда это оно стало научным фактом?

    1. Вы можете сами проследить банальные закономерности, как от эмоций учащается дыхание, появляется ком в горле, как сжимаются плечи, как напрягается тело и т.п.

      1. Википедия гласит: «Психосоматика — направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний.»
        Что из перечисленного выше является соматическим заболеванием?

  4. Игорь, благодарю. У Вас очень глубокие и интересные мысли и наблюдения.
    Понравилась мысль, о том, что мы «потомки островитян».
    Интересно было бы разобрать цыган. — Они вроде кочуют, но при этом неслабо так размножаются.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.