Много повторяюсь. Но тема, как показывают клиентские запросы, злободневная.
Замечаю, что свою жизнь любят, когда наполняют ее любимым содержимым: интересными занятиями и приятным обществом. Вот так все просто. Если не усложнять. А усложняют жизнь и не понимают банальных закономерностей, когда теряют контакт со своими желаниями. Не чувствует человек, чего хочет, загружает себя нежеланным — и закономерно страдает.
Желания — это жизненная энергия личности, ее «пища и воздух». Наглядный смысл жизни личность находит в исполнении желаний. А подавляя желания, личность отчуждается от себя и увядает — самая заезженная тропа к депрессии. Следуют по ней при помощи двух методов — идеализации и страха. Об этом далее буду говорить.
Бегство и свобода
Желания задают два возможных направления. Они устремляют либо к свободе, либо к безопасности. Ведут эти направления обычно в противоположные стороны. В направлении свободы лицом к лицу встречаются со страхом. В направлении безопасности утрачивают свободу.
Устремление к свободе побуждает себя раскрыть и проявить, чтобы зазвучал голос души. На практике человек просто занимается тем, что любит, выражает свою уникальность, рискуя подвергнуться осуждению.
Устремление к безопасности побуждает себя закрыть и уберечь, чтобы душа не подвергалась риску быть раненой. Ее голос стихает до еле слышного, а личность замыкается, и перестает чувствовать, что в этой жизни любит — слишком уж это опасно — следовать зову сердца. На практике человек занимается, чем угодно — лишь бы не рисковать. Пытается быть незаметным «никем», сливается с окружением, чтобы возможному осуждению не подвергаться.
Только выражение личного потенциала позволяет свою жизнь любить. То есть прохождение через барьеры страха — это обязательный вызов на пути душевного роста и радостной жизни. Страдания сокращаются, когда личность преодолевает страхи и получает свой корм — свежие впечатления.
Представьте, что у вас совсем нет страха. Чем бы вы занимались? Уделите этой фантазии хотя бы минуту.
Можно банально подойти к приглянувшемуся незнакомцу из толпы, и рискуя показаться сумасшедшим, все-таки познакомиться. Драйв от жизни получают не в опостылевших четырех стенах, а в непредсказуемой спонтанности.
Несуществующие нерушимые преграды
Главный подвох устремления к безопасности — такой трюк ума, когда собственные страхи принимают за предельные непробиваемые стены существования.
С детских лет каждый чувствует, что границы привычного — не край света, они скрывают мир бесконечных возможностей. Но если проследовать к ним не решаешься, страх становится постоянным фоном. Настолько неприятным, что сознание вытесняет переживание в подспудное. Теряется понимание, чего конкретно боишься — а только чувствуешь, как невидимая сила мертвой хваткой отваживает от пределов повседневности. А дальше свою ограниченную, опустевшую жизнь путают с глобальной реальностью. Словно все вообще — «тлен и тщетно бытие».
В статьях я уже говорил, что ум всегда тянется к самым комфортным для себя условиям, и в этом ракурсе каждое личное шевеление — это и есть исполнение текущего желания. Другое дело, что ясное осознание желанных сценариев счастливой жизни может выветриться вовсе, когда преобладает устремление укрыться в безопасности.
Ходит, например, человек на нелюбимую работу вроде как «вынужденно, не по своей воле», но делает это по конкретным причинам — деньги, одобрение, зона комфорта — эти «жертвы» и есть его текущая вторичная выгода, пересилившая голос души.
Невротическая вынужденность — это нежелание признавать, что устремление укрыться от страха оказалось сильней устремления к свободе.
Стереотипы
Еще один популярный способ не любить жизнь, наглухо заткнув голос души — это страх оказаться ненормальной белой вороной и последующее стереотипное существование. Например, когда в душе доминирует склонность к творчеству, но стереотипы требуют стать офисным служителем, завести семью и влезть в ипотеку. Пример избито банальный, но отражает всенародные тенденции.
Стереотипы своей прожорливой требовательностью схожи с идеалами, но манипулируют не столько заоблачной морковкой успеха, сколько хлыстом вины и унижения за неподчинение их диктату. Стереотипам можно отдать должное — они подстегивают к целям относительно реалистичным, в духе: отгрохать коттедж, посадить бонсай, зачать наследников, чтобы через них «продолжиться» — не сделал сам — уступи дорогу потомкам.
Один мой друг, подчеркивая свое устремление к свободе, не раз предлагал собеседникам маленькую визуализацию. Если верите в перерождения, представьте, что строили дома и растили детей циклично уже сотню жизней. Представили?
И большинству для самоудовлетворения все это действительно необходимо — либо естество все-таки резонирует с мерками социума, либо им капитально продано — и другого комфорта не знает. Слои личности, выданные на прокорм стереотипам, могут заглушить голос души до еле уловимой грусти о чем-то несбывшемся.
Идеализация
Другая крайность и способ свою жизнь не любить — идеализация — ее ипостаси: влюбленность, фанатизм и обожествление. Влюбляются в этом русле не в людей, а в свои фантазии об идеальной жизни. Поэтому возвеличивают идеализацией не только возлюбленных, а вообще каждого предполагаемого предвестника будущего счастья, — например, учителей и проповедников, рекламирующих те заманчивые высоты, которыми ум беззаветно очаровывается.
Казалось бы, все замечательно, — вот оно реальное сильнейшее желание — пройти по своей идеальной дорожке и заполучить искомое счастье. И по началу идеалист действительно, как бы в преддверии искрящегося успеха, переполняется радостью. На контрасте вчерашней жизни и привычного окружения он может чувствовать себя избранным, удостоившимся счастливой звезды.
Но идеализация таит подвох, который все быстро портит. Она побуждает изо всех сил вцепляться в несуществующее, принимать оторванные от жизни мечты за надвигающуюся реальность — еще одна лживая проекция. Идеалист изначально радуется не настоящим событиям и людям, а тому как настоящее «должно» развернуться будущим торжеством. Идеалист еще не «перепрыгнул», но уже прокричал «гоп» во все горло тысячу раз. В своем воображении.
Наглядный пример — сектанство, где адептов, уверовавших в стремительный успех, затягивает в пучину надежд на духовные лавры. Быстрого роста, зачисления в элиту, нескончаемого потока большой и легкой выгоды аналогично ожидают последователи финансовых пирамид. А чаще всего себя наказывают идеализацией в отношениях, когда приписывают свое единственное возможное счастье взаимности возлюбленного.
Капризы влюбленных
Когда возлюбленный сознается в ответной любви, влюбленный полагает, что ему вручают билет к гарантированному счастью, и его надежды разгораются с утроенной силой. На деле своим признанием возлюбленный может выражать мимолетный порыв страсти, никаких обещаний не подразумевающий. Поэтому торопливое забегание вперед с восторженным сооружением воздушных замков призрачной любви, гарантирует разве что уход от реальности и последующее горькое разочарование.
Если разочарование непереносимо, душа находит выход в новом усиленном отрыве от реальности, и наслаивает уплотненный слой иллюзий вплоть до беспамятства безумия.
Взрослеющей душе нелегко признавать, что реальной власти над жизнью и людьми у нее нет. Есть только вечное притязание на идеальную жизнь. Зависшие обиды — это капризный отказ признавать беспочвенность своих запросов.
Инфляция любви
Главный подвох идеализации — сбрасывание со счетов всех прошлых смыслов в пользу одного решающего. Идеалист «посылает к черту» все, что его ранее радовало, как бы объявляя миру, что в нем он больше не нуждается. Отчуждаясь от всех прошлых смыслов, он выбрасывает все яйца в одну несуществующую корзину — то есть в никуда. А когда обнаруживается пропажа, в душе образовывается зияющая дыра.
С началом идеализации все, что напитывало душу, обесценивается, интересы стираются. А после опьянения ложным счастьем начинается депрессивное похмелье. Жизнь вообще начинает казаться пустой и бессмысленной.
На словах самообман кажется наглядно очевидным. На деле так себя обманывают все. Такова природа ума — отодвигать реальное в пользу надежд на лучшее.
Идеализировать означает свою реальную жизнь не любить, а ставить на ней крест и презирать, чтобы она стала забытой ступенькой к стопам поддельного божества с запредельными запросами.
Идеалами прельщаются просто потому, что любят тешиться надеждой. А чем надежда сказочней, тем больше любви ее сюжет вызывает. Наверное, каждый в глубине души иррационально чувствует себя особенным — и потому достойным метафизической милости.
Падение ввысь
На духовных маршрутах практикуют и сбегание в безопасность зоны комфорта, и фанатичную идеализацию. Побег от пугающего мира преподносят как богоугодное отшельничество, призванное придушить личность, отрезав ее от желанного, чтобы сознание выбросило за пределы личностного в глубинные пласты восприятия.
Неосторожные искатели окрещивают социальные пути мышиной возней и пытаются, свою личность, привязанную к социуму, сломать, чтобы таким образом заполучить наградное просветление.
В наши дни древний смысл просветления давно затерся, а понятие стало просто модным трендом для указания на свою значимость. Адекватный человек будет примерять на себя этот титул разве что из стратегической необходимости, осознавая, как противоречиво его встречают — с недоверием, перемежающимся слепой идеализацией.
Фанатичные же искатели получают, как водится, не просветление, а пожизненную депрессию, и в запущенных случаях — полный отрыв от действительности. Дурдом — не место, а состояние души.
Подавленная, лишенная внешней подпитки личность, замыкается на себе, мучительно истощается и блекнет. Ее раздробленные остатки продолжают всматриваться в желанное, а находят там безвыходную, пугающую пустоту.
Иногда такое самоудушение действительно принуждает к поиску новых ресурсов, и личность начинает черпать из себя — сначала выгорает сама, затем переходит на ресурсы бессознательного. Если отчуждение от себя не перешло критических границ, искатель может собрать себя заново, кристаллизовать новый слой личности, резонирующий с реальным.
Поэтому, как и всегда, хорошо то, что в меру. Личность должна получать свой «корм», свои смыслы. Иначе, неумеренно замыкаясь на себе, теряет осознанность и проваливается в уныние.
Состояние Будды — это не просто недостижимый идеал. Как и чемпионские титулы в спорте. Их достигают. Единицы. Но для обывателя вера в свою избранность — это почти всегда идеализация — психологический наркотик. Даже образ смиренного святого может стать очередным «силиконовым» фетишем на потеху гордости. А контраст с идеалом будет отравлять душу виной и страхом лишения единственного не обесцененного смысла.
Это и есть нелюбовь к себе, неприятие себя, и прилагающаяся к ним — нелюбовь к жизни. Так себе и запрещают быть простыми смертными.
Признание собственных заблуждений — самое непростое дело. Иначе все бы давно просветлели. Но психика знает только один путь оздоровления — и это трансформация нереалистичных убеждений в принятие конечной истины этого единственного промежутка времени здесь и сейчас.
Как «правильно» мечтать?
Главная причина идеализации — неспособность отделить возможное от фантастического. Идеалист несется впереди «паровоза» беспощадной к его фантазиям реальности.
А чтобы мечты сбывались и радовали, необходима такая вот «мелочь» — трезвый взгляд на жизнь. Если чего-то не знаете наверняка, не верьте. Сомневайтесь. Сомневайтесь не в своей качественности — такие терзания бесплодны; сомневайтесь в «известном». Искреннее незнание ведет к правде.
Если не чувствуете свой потенциал, не различаете реальных возможностей, требуются не сомнения в себе, а поверка опытом. Успехов добивается путник, изо дня вдень совершающий любые шажки на пути к желанному.
Но чтобы любить жизнь по-настоящему еще важней переключить внимание с желанных целей на желанные процессы, которые уже в настоящем одновременно и радуют, и развивают — в этом рецепт счастливой жизни.
© Игорь Саторин
Другие статьи об этом:
«..а дальше свою ограниченную, опустевшую жизнь путают с глобальной реальностью..» Вот в точку ведь. Прекрасная «густая» статья, спасибо)
Спасибо за полезную статью, Игорь!
Забавно, правда, как часто мы, пытаясь выяснить чего хотим, отворачиваемся от реальности и начинаем усердно всматриваться в какую-то призрачную даль, в которой грезится всё самое желанное и любимое)..
Я только недавно начала замечать, что для понимания того, чего хочешь, не нужно ничего придумывать. Достаточно просто начать наблюдать за тем, что уже происходит: что делаешь, что читаешь, с кем общаешься, и почувствовать то, от чего внутри разливается тепло и ощущение глубокого внутреннего удовлетворение и покоя.
Именно в эти мгновения, мне кажется, наши истинные желания соприкасаются с реальностью.
Умение эти мгновения осознанно замечать и приумножать, и приводят, видимо, к самореализации или к реализации желаний (что по сути одно и то же, наверное)
..если не усложнять)
В настоящем есть только желанные процессы. Они, возможно и есть истинное желание. Цели это часть выдуманного мира. Потому что они не в сейчас. Заметил, что задерживая внимание на сейчас, жить конечно проще и ярче. Однако не всегда быстро вспоминаю некоторые вещи, в разговоре например. И ещё одно, могу потерять нить разговора.
спасибо, Игорь! эта статья — как мануал, с помощью которого, кажется (и надеюсь), сковырну сейчас одну большую свою иллюзию, принимаемую за реальность.
Очень мне близко, спасибо! Много фантазий придётся убрать! И реально посмотреть на вещи через призму желаемых реальных процессов))) Уже давно размышляю о тех границах, которые разделяют мечты от фантазий!
«путают с глобальной реальностью»…
а что такое эта «глобальная реальность»? вот вроде квантовые физики и буддисты говорят, что не существует никакой глобальной реальности. каждый человек — это отдельный, уникальный мир, со своей персональной реальностью (или иллюзией)…
Спасибо всем за комментарии!
Здравствуйте, Игорь!
Огромное вам спасибо за статью. Она все очень хорошо разложила по полочкам.
Можно ли вас спросить о совете/рекомендации на счет того как снова услышать себя и попробовать выйти из замкнувшегося круга страха, что бы снова продолжить движение (при наличии ощущения очень большой дыру внутри и в какой-то степени амотивацию пытаться хоть что-то сделать)? В жизни всё хорошо, но чувствую себя подавленной и не чувствую свой внутренний компас.
Спасибо!
Можно свой страх исследовать, анализируя. Можно сразу преодолевать в бою. Пробуйте делать ежедневно небольшие шажки из зоны комфорта.
«Представьте, что у вас совсем нет страха. Чем бы вы занимались? Уделите этой фантазии хотя бы минуту.»
Раньше, в годы учебы, у меня были такие фантазии, что я стану тем или тем (хотелось видеть себя успешным лектором, исследователем искусства и т.п.). С годами понял, что это были фантазии, не подкрепленные реальными способностями, да и выступать уже не хочется, достаточно быть тихим, скромным человеком. Раньше действительно ограничивал страх (и правильно ограничивал), а теперь считаю что просто живу по своим способностям, возможностям и доволен. И если бы не было страха, я бы ничем принципиально новым не занялся.
Достоин метафизической милости :)
Как мииило.