Я не раз говорил о пользе самодостаточности и убытках привязанности. Эта статья — что-то вроде оговорки. Искатели, увлеченные психологией и эзотерикой, часто возводят самодостаточность в ранг обязательного для достижения идеала, а привязанность воспринимают паршивым изъяном. И кроется за этим маневром обычно оправдание собственной социофобии (страха перед обществом).
Далее буду говорить о значении общества для отдельной личности. Начну немного издалека.
С незапамятных времен особи, склонные к уединению, отрывались от стада, поэтому хуже выживали и размножались. В итоге свои гены, содержащие самодостаточность и бесстрашие, не успевали передавать потомкам.
Особи неравнодушные к отношениям размножались активней, и передавали по наследству свой страх одиночества будущим поколениям. Преемники процеживали страх своей психикой по новому кругу: отфильтровывались гены оторванных от стада индивидов, и закреплялось наследие особей, привязанных к компании.
Представьте остров с обитателями. Часть островитян стремится остров покинуть, а другая — на нем остаться. Оставшиеся дают на острове потомство — детей, которые наследуют гены родителей, и в том же семейном духе цепляются за привычное пространство. Через десяток поколений уже никто уплывать с острова не хочет, потому что все его население — это наследники предков, пожелавших остаться.
Теперь представьте, что остров — это жизнь на земле. Здесь остаются и передают свой генотип обитатели, склонные заводить отношения и размножаться.
Жажда отношений, проходя через тысячи поколений, снова и снова закреплялась, усиливалась и обрастала богатой палитрой новых оттенков. Их-то мы и зовем обобщенно «любовью».
Теперь вспомните, какое влияние «любовь» оказывает на все-все в жизни. Загляните в себя. Ваш ум — апогей кристаллизованных инстинктов выживания и размножения. Все, что вы чувствуете — отборное наследие древности.
В современном человеке любовь и страх стали центральными стимулами души. Они засели так глубоко, что намерение их превзойти — это чаще всего самонадеянная наивность; а предельная одухотворенная самодостаточность — красивый фантастический идеал.
Мы — потомки древних «островитян».
Социофобия
Прямое столкновение с одиночеством — вызов для крепких духом. Проще этот страх покрывать общением с друзьями и близкими. Это естественно. Но душа на этом не успокаивается; она «требует» от личности и совладания с одиночеством, и коммуникабельности одновременно.
Иначе, если не принят вызов одиночества, любые возможные отношения этим страхом отравляются. А если не принят вызов общества, в душе укрепляется тревожный фон такой неприятной правды, что уединение — вовсе не сознательный выбор, а вынужденное бегство от мира из-за своей несостоятельности в отношениях с ним.
Самодостаточность, заправленная социофобией, — всего лишь красивая маска, а по сути — вывернутая наизнанку, жажда общества.
Социофобия — это не боязнь общества самого по себе, а страх оказаться в его глазах никчемностью, отбракованной социальным «естественным отбором». Наедине с собой затворник может мнить о себе, что угодно. А столкновение с людьми грозит ему нелестными сомнениями на свой счет. В итоге проще продолжать замыкаться.
Боязнь сцены, новых знакомств и непривычных условий, — все это избегание проверки своего самомнения в деле. А чем жизнь компактней, тем проще мнить себя в ней особенным.
Корень неуверенности — неустойчивое мнение о себе и своих реальных качествах. Колеблющаяся самооценка, расположенная проваливаться к низким рейтингам, — главная причина ранимости и последующей стесненной жизни, где только и удается удерживать чувство собственной важности. На progressman.ru этой теме посвящен целый раздел.
Социофобия лечится самопознанием при помощи чуткого самоанализа и в «полевых» условиях живой коммуникации, когда встречают страх лицом к лицу.
Опытные островитяне
Только человек, уверенно контактирующий с обществом, может быть от него независим. Опытный рыбак не переживает о сорвавшейся с крючка рыбе — он знает, что поймает еще. Успешно коммуницирующий человек не переживает о разорванных связях — знает, что наладит новые.
Поэтому для социальной уверенности важно удостовериться в своей способности заводить и выстраивать новые связи (с друзьями и возлюбленными). Иначе любые возможные отношения становятся токсичными от страха оказаться никому ненужным (ничтожеством).
Сильная личность умеет устраивать радости своими силами: собирать любимых людей и создавать сферу для совместного досуга. Конечно, это — не самодостаточность Будды. Но, если угодно, — необходимая к ней ступень. На этом этапе страх одиночества заметно отступает.
В прошлой статье я предлагал визуализацию жизни без страха. Вот еще одна:
Представьте, каким может быть ваше счастье в реальных условиях. Уделите фантазии хотя бы минуту. В такой жизни могут быть, например, материальное благосостояние и большой дом с друзьями вашего уровня развития, где царит тепло и понимание.
Появляется ли у вас мотивация двигаться к желанной жизни? Если нет, тогда спокойно признавайте, что сегодняшние условия устраивают.
Умные люди сталкиваются с искушением питаться из кормушки насмешливого цинизма, где радостное и светлое обесценивается — еще один способ оправдания страха своей «недостойности» желанного (общества).
По социальным сетям бродит, якобы информация из «The Washington Post» о значимости дружбы. Утверждают, что она для здоровья и долголетия — важнее диет и физических занятий. А реальный оздоравливающий эффект дружба оказывает только при личном контакте. Онлайн-общение не катит.
Даже если эта информация — новостная утка, она все равно не лишена правды. Психика из глубин души радуется обществу равных себе. Неважно почему — дань инстинктам, или высокая любовь; главное, — это работает. А психосоматическое влияние души на тело — уже научный факт.
Поэтому, как бы простовато ни прозвучало, берегите друг друга.
© Игорь Саторин
Другие статьи на схожие темы:
- Скука и страх
- Стереотипы общества и свобода личности
- Начать новую жизнь
- Уверенность и неуверенность в себе
- «Я», «Оно» и «Сверх-Я», или «Психоанализ для чайников»
Для справки:
Социофобия — это, упрощенно говоря, страх общества и его внимания к себе. Не путайте с мизантропией — неприязненным противопоставлением себя обществу.
В противовес социофобии и мизантропии выделяют гуманизм — это, упрощенно говоря, любовь к людям; а точнее — такая жизненная позиция, где человек со своим естеством преподносится, как высшая ценность. В эпоху возрождения это мировоззрение было чем-то вроде протеста церковному деспотизму в отношении личности.
П.С.
Я не утверждаю, будто естественный отбор и гены — единственная причина врожденных качеств. Вполне допускаю, что у каждого есть своя «карма» и обязательные для прохождения жизненные уроки.
Доброго времени суток. Полагаю что-то не до конца понял в данной статье. Либо же не понимаю себя. Кем являюсь в случае если:
— смело могу завязывать отношения с незнакомыми людьми, в случае необходимости и личной ВЫГОДЫ;
— несколько переживаю о потерянных отношениях (с близкими людьми), но не критично. (когда то переживал сильно);
— Незнакомые люди их мнения и проблемы не волнуют (хотя порой не прочь помочь страждущим, особенно котикам=));
— в принципе не нуждаюсь в обществе (видеть, поговорить, поделиться, выслушать), однако порой не прочь поиграться в онлайне с другими людишками и показать кто здесь «батя» (могу и с ботами).
— за отдельных старых, «потерянных», знакомых переживаю порой очень сильно. Полагаю, скучаю.
-«Дэк кто же я, уважаемый доктор»
-«Однако Вы «Редиска»»
Хотелось «посквернословить» (не надумал иного слова), но решил за это получу «леща», чего не хотелось бы. Итак…кто я?
На вашем месте я бы задался другим вопросом: «Почему меня это, вообще, волнует?»
По тому что, хочу понять себя. «Кто я?», «Чего хочу?». Необходим какой то постамент от которого необходимо «маршировать». Своего рода «стандарт» личности к которому могу себя отнести дабы лучше разобраться в себе. Что бы прочесть «определение», и сказать: «Да, вот это похоже.». А после можно будет скакать в сторону «просветления».
P.S. Как можно изменить имя комментатора? Хотелось бы остаться инкогнито, в случае если кто-то из знакомых, которым я порекомендую данные статьи, решит почитать комментарии. Уж что бы в душу лезли не хочется. Изначально об этом не подумал, глупенький.
Классная статья, узнал себя в ней ) Всю жизнь бегу от общества и с каждым годом всё дальше и дальше, кажется уже совсем оторвался от него. Замкнулся в себе и не с кем не общаюсь, всегда чувствовал себя чужаком в этом мире людей. Сейчас понимаю что и работу выбирал себе ( как я думал что лучшая ) но не осознавал то….. что бы люди были одноразовые. И опускал общество и людей в своих глазах, вплоть до ненависти и презрения. Но я подозревал что что то не то……так как когда находился в алкогольном опьянении, то почти ) всегда становился очень общительным и приветливым……прямо полная противоположность меня трезвого.
☀️
«А психосоматическое влияние души на тело — уже научный факт.»
Расстроили этой фразой. Когда это оно стало научным фактом?
Вы можете сами проследить банальные закономерности, как от эмоций учащается дыхание, появляется ком в горле, как сжимаются плечи, как напрягается тело и т.п.
Википедия гласит: «Психосоматика — направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний.»
Что из перечисленного выше является соматическим заболеванием?
Артём, гугл вам в помощь. Если правда интересно, копайте.
Игорь, благодарю. У Вас очень глубокие и интересные мысли и наблюдения.
Понравилась мысль, о том, что мы «потомки островитян».
Интересно было бы разобрать цыган. — Они вроде кочуют, но при этом неслабо так размножаются.